Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь С.Мартынова журналу «Индекс Безопасности»

Сергей Мартынов:

«ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ТРЕБУЕТ ГЛОБАЛЬНОГО ОТВЕТА»

Республика Беларусь активно участвует в обсуждениях наиболее актуальных проблем современных международных отношений на различных форумах. Какова позиция Республики Беларусь по отношению к основным современным вызовам в международных отношениях? К каким шагам прибегает страна на международной арене для реализации своего понимания решений глобальных проблем? Экономическая интеграция: Европа или Россия? Министр иностранных дел Республики Беларусь Сергей Николаевич Мартынов ответил на вопросы президента ПИР-Центра, главного редактора журнала Индекс Безопасности Владимира Орлова.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Как в Республике Беларусь оценивают современные международные усилия по ядерному разоружению и нераспространению?

МАРТЫНОВ: Позвольте заметить, что Республика Беларусь сама являлась и является непосредственным и весьма значимым участником этих процессов, принципиально важных с точки зрения международной безопасности. Это не голословное утверждение: не лишним будет напомнить, что наша страна добровольно отказалась от значительного арсенала ядерного оружия, доставшегося нам в собственность после распада СССР.

Республика Беларусь первой из стран-обладательниц ядерного наследия бывшего Советского Союза присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качестве неядерного государства. Сделано это было без каких-либо предварительных условий и оговорок. Этому важнейшему решению предшествовало подписание в 1992 г. Лиссабонского протокола, посредством которого Республика Беларусь оформила членство в Договоре о сокращении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ). Непосредственно вывод ядерного оружия с территории Республики Беларусь был завершен в 1996 г.

Следует, однако, подчеркнуть, что участие нашей страны в ядерном разоружении состоит не только в количестве выведенных боеголовок, хотя и это стоило больших усилий и затрат в непростой экономической ситуации начала девяностых годов. Этот шаг стал после окончания холодной войны едва ли не первым реальным примером того, как сделать мир лучше и надежнее. Именно такими действиями подкрепляется устремление человечества к безъядерному миру.

Сегодняшние усилия мирового сообщества в области ядерного разоружения и нераспространения также строятся на простом, но твердом фундаменте: мир должен и может стать безопаснее и стабильнее. Республика Беларусь, как и абсолютное большинство стран мира, убеждена, что такие усилия должны привести к полному и окончательному отказу от ядерного оружия и его уничтожению. Именно так мы видим главную цель базового международного документа в этой области – Договора о нераспространении ядерного оружия. Но мы – реалисты и понимаем, что добиться этого в одночасье невозможно. Любые конкретные шаги по ядерному разоружению должны широко приветствоваться. Поэтому Республика Беларусь, разумеется, приветствовала подписание Россией и США в апреле 2010 г. нового Договора СНВ. Новый Договор СНВ – это, безусловно, серьезный вклад в укрепление стратегической безопасности в мире. Хочется верить, что он сможет придать необратимый характер процессу ядерного разоружения, к которому к тому же присоединятся и другие ядерные государства. В этом видится их особая роль и ответственность.

Вместе с тем, вопросы ядерного нераспространения и разоружения – это не исключительная прерогатива ядерных держав, а сфера интересов всего международного сообщества. В связи с этим ДНЯО – пожалуй, оптимальный формат для продвижения к цели безъядерного мира. Отрадно, что в текущем году государства-участники Договора смогли это продемонстрировать в ходе прошедшей в Нью-Йорке Обзорной конференции ДНЯО. Согласование по ее итогам впервые за последние десять лет Заключительного документа – это серьезное достижение. Принципиально важно, что он содержит, помимо прочего, конкретный перечень последующих действий по выполнению целей Договора.

Это признак преобладания здоровых сил, ратующих за комплексный, поступательный и основанный на взаимоуважении подход. Надеемся, что именно такая философия – как наиболее оптимальная для многосторонней разоруженческой дипломатии – позволит достичь желаемого результата.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Какой Вам видится перспектива в сфере ядерного разоружения и нераспространения, каков тот трек, который устроит Республику Беларусь?

МАРТЫНОВ: Во-первых, хотел бы отметить важность для нашей страны вопроса о гарантиях безопасности. Мы убеждены, что предоставление со стороны ядерных государств-участников ДНЯО другим участникам Договора, не обладающим ядерным оружием, четких и безусловных гарантий безопасности способно коренным образом укрепить режим нераспространения.

Для Республики Беларусь особое значение имеют обязательства о гарантиях безопасности со стороны трех ядерных держав – России, США и Великобритании зафиксированные в Будапештском меморандуме 1994 г. в качестве встречного шага в ответ на отказ Республики Беларусь от ядерного оружия. В этом документе, который был подписан в связи с присоединением нашего государства к ДНЯО в качестве неядерного участника, эти три государства обязались воздерживаться от применения силы или угрозы силой, а также от экономического принуждения в отношении Республики Беларусь. Не скрою, что нас заботит неукоснительное выполнение этих обязательств и, конечно, недопущение ситуаций, когда они нарушаются, как это было, например, в 2008 г., когда против белорусских компаний со стороны США были введены экономические санкции.

Мы приветствуем тот факт, что в своем Совместном заявлении в связи с завершением срока действия Договора о СНВ Российская Федерация и США подтвердили, что зафиксированные в Будапештском меморандуме гарантии безопасности остаются в силе. Я уже затронул заключенный в апреле нынешнего года новый Договор о СНВ между Россией и США. В нем упоминается высокая оценка вклада Республики Беларусь в дело ядерного разоружения и укрепления международного мира и безопасности, и мы приветствуем упоминание этого несомненного факта. Вместе с тем можно задаться очевидным вопросом: а не выиграл бы этот Договор, будь в нем юридически вновь подтверждены обязательства по Будапештскому меморандуму? Это был бы позитивный шаг даже не столько с точки зрения интересов Республики Беларусь и других ядерных наследников СССР – Казахстана и Украины, сколько как демонстрация серьезного и ответственного подхода ядерных государств к гарантиям безопасности в отношении стран, отказавшихся от опции обладания ядерным оружием. Это существенно способствовало бы укреплению стимулов соблюдения и универсализации ДНЯО.

Республика Беларусь удовлетворена тем, что к тематике гарантий безопасности привлечено значительное международное внимание. В частности, Обзорная конференция ДНЯО 2010 г. подтвердила, что государства, обладающие ядерным оружием, в полном объеме должны уважать свои существующие обязательства в отношении гарантий безопасности неядерным государствам. Такое подтверждение следует приветствовать, но, как представляется, не следует ограничиваться констатацией только существующих обязательств по гарантиям безопасности, ведь они не являются исчерпывающими, юридически обязывающими и необратимыми. Одним из направлений работы в этой области может быть разработка отдельного международного юридически обязывающего соглашения. Достижение этой цели способствовало бы укреплению режима ядерного нераспространения, доверия и предсказуемости в отношениях между государствами.

Во-вторых, следует напомнить о существовании такого важного документа, как Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Этот заключенный еще в 1996 г. документ включил в международное правовое поле новую норму – запрет на проведение ядерных испытаний. К сожалению, ДВЗЯИ до сих пор не вступил в силу из-за позиции девяти государств, отказывающихся его подписать или ратифицировать.

Позиция Республики Беларусь, которая ратифицировала ДВЗЯИ еще в 2000 г., по данному вопросу однозначна: Договор должен быть введен в действие как можно скорее.

Об этом мы постоянно заявляем на всех соответствующих многосторонних форумах.

И, в-третьих, на наш взгляд, имеющаяся международная правовая база в области ядерного разоружения и нераспространения может и должна быть усовершенствована и дополнена. Имею в виду необходимость разработки и принятия нового договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. Наличие такого документа, о необходимости которого специалисты говорят уже давно, позволило бы свести на нет потенциальные возможности производства ядерного оружия в будущем. Хочу напомнить, что в рамках Конференции по разоружению, где Республика Беларусь председательствовала в феврале-марте 2010 г., мы предложили проект программы, который предусматривал запуск переговорного процесса по данному договору. К сожалению, это предложение не нашло полной поддержки всех делегаций. Хочется надеяться, что, тем не менее, согласие по этому важному вопросу будет достигнуто.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: В последнее время заметно активизировался диалог Республики Беларусь с Европейским Союзом. Какую роль на нынешнем этапе для Вашей страны играет сотрудничество с ЕС?

 

МАРТЫНОВ: Равноправное и уважительное взаимодействие с ЕС – объективная необходимость для нашей страны, обусловленная ее географическим положением, открытостью экономики и усиливающейся ролью в общеевропейских и региональных процессах.

Евросоюз для нас – важнейший источник инвестиций и передовых технологий, ключевой партнер в вопросах модернизации нашей экономики, главный донор технической помощи. По итогам 2009 г. Евросоюз являлся основным импортером белорусской продукции и услуг (44% нашего экспорта), Россия – вторым (32%), а по объему товарооборота Евросоюз стабильно удерживает второе место после России. Таким образом, как Российская Федерация, так и ЕС являются стратегическими внешнеэкономическими партнерами нашей страны.

С другой стороны, ЕС весьма заинтересован в сотрудничестве с Республикой Беларусь по ряду направлений. Существенную роль играет наша страна в сфере транспортного и энергетического транзита, ведь около 25% поставок российского газа и почти 50% поставок российской нефти в страны ЕС осуществляются через белорусскую территорию. Республика Беларусь – важная транспортная артерия, через которую автомобильными и железнодорожными путями ежегодно следует свыше 100 млн т грузов, при этом около 90% из них составляют грузы из стран ЕС в Россию и из России в страны ЕС. Достигнутый между Республикой Беларусь и ЕС уровень сотрудничества в сфере охраны границ, борьбы с нелегальной миграцией и трансграничной преступностью признается нашими европейскими партнерами в качестве образцового для стран постсоветского пространства.

Мы заинтересованы в расширении продуктивных контактов с ЕС, на что направлены текущие диалоги между белорусскими отраслевыми ведомствами и Еврокомиссией по вопросам энергетики, экологии, транспорта, сельского хозяйства, таможенных дел, стандартизации и сертификации. В ближайшее время планируем запустить также диалог в области экономики и финансов. Имеются предпосылки для распространения этой практики на миграционную проблематику.

Республика Беларусь также хотела бы сближения с ЕС в нормативной сфере, в первую очередь, в части заимствования европейских стандартов производства и оценки качества продукции. Это существенно усиливает проникающую способность нашего экспорта на европейском направлении и международную конкурентоспособность нашей экономики в целом. В последнее время мы добились определенного прогресса в плане доступа на рынок ЕС нашей сельхозпродукции и продолжаем плотную работу с Еврокомиссией в этой сфере.

Дополнительные возможности для сотрудничества открывает региональная инициатива ЕС Восточное партнерство (ВП), участницей которой является Республика Беларусь.

Белорусская сторона с момента запуска программы ВП выступает за ее наполнение прикладным содержанием, в максимальной степени отвечающим основным интересам социально-экономического развития стран-соседей ЕС. Наша страна, первая среди стран-участниц инициативы, приступила к подготовке региональных проектов в энергетической, транспортной, таможенной, природоохранной и других приоритетных областях для продвижения через программу ВП. В этих целях Республика Беларусь также активно взаимодействует с другими государствами-участниками ВП.

С самого начала реализации Восточного партнерства мы последовательно выступали за привлечение России к проектному компоненту данной программы, будучи уверенными, что это повысило бы ее практическую ценность для всего региона. Считаем, что ВП не провоцирует борьбу за сферы влияния в Европе и создание новых разделительных линий, а служит интересам всех государств европейского континента. Республика Беларусь со своей стороны будет активно способствовать объединению в рамках инициативы Восточное партнерство усилий максимального числа государств. Мы поддержали испанско-польскую инициативу о создании группы стран-друзей ВП, в которую могли бы войти другие государства-участники таможенного союза – Россия и Казахстан, а также европейские и международные финансовые институты.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Какова оценка перспектив взаимодействия с Евросоюзом в контексте формирования таможенного союза?

МАРТЫНОВ: Европейский Союз является одним из основных торгово-экономических партнеров, а также стратегическим источником прямых иностранных инвестиций и инноваций не только для Республики Беларусь, как я уже упоминал, но и для всех стран-участниц таможенной тройки. Наши страны в равной степени и объективно заинтересованы в создании совместных с европейскими компаниями наукоемких и высокотехнологичных производств, внедрении современных европейских стандартов производства и сертификации различных видов продукции в целях повышения их качества и расширения географии их экспорта. Общим интересам стран-участниц таможенного

союза также отвечает устранение существующих барьеров для доступа их товаров и инвестиций на рынок ЕС, пересмотр Брюсселем тех элементов своей политики, которые необоснованно ограничивают законные права и интересы экономических субъектов стран тройки при сохранении безусловных гарантий национального экономического суверенитета.

Предполагаю, что уже через несколько лет на европейском пространстве будут сосуществовать два крупнейших интеграционных образования – Европейский союз и таможенный союз или единое экономическое пространство. Как европейцы, мы не должны допустить сценария изолированного развития двух центров и неизбежного в таком случае скатывания к недружественным отношениям между ними.

В связи с этим в контексте полноценного развития таможенного союза и последующего перехода к построению на его базе единого экономического пространства ключевое значение имеет выработка алгоритма взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между тройкой и Евросоюзом. Он должен служить максимальному использованию потенциала отношений двух интеграционных образований, включая их торговую, инвестиционную и инновационную составляющие, с перспективой формирования единой интеграционной платформы между таможенным союзом и Европейским Союзом.

Именно поэтому было бы целесообразно приступить к выработке такого алгоритма в формате тройки. В дальнейшем целесообразно ставить вопрос о совместном с ЕС поиске приемлемой формулы взаимной интеграции двух объединений.

Представляется, что именно способность таможенного союза проводить консолидированную внешнеэкономическую политику, направленную на решение общих для его стран-участниц задач и защиту их интересов, является залогом его состоятельности как эффективного интеграционного объединения, международной конкурентоспособности и привлекательности для третьих стран.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Как Вы оцениваете сегодняшнюю работу ОБСЕ, и каковы основные тематические приоритеты Республики Беларусь в Организации?

МАРТЫНОВ: ОБСЕ, полноправным участником которой Республика Беларусь является с января 1992 г., остается для нас одной из важнейших региональных структур в сфере безопасности. Мы уверены, что возможности и потенциал этой Организации как в плане укрепления безопасности на евроатлантическом пространстве, так и в целях создания благоприятных условий для развития сотрудничества в регионе далеко не исчерпаны.

Мы хотели бы видеть ее по-настоящему эффективной и жизнеспособной, действующей в интересах всех государств-участников. В целом считаем, что без конкретных шагов по адаптации ОБСЕ к новым политическим реалиям, направленных на реальное повышение ее эффективности, будущее Организации остается под вопросом.

Поэтому-то Республика Беларусь и выступает в качестве одного из наиболее активных и последовательных сторонников комплексного реформирования ОБСЕ, дальнейшего выправления функционального дисбаланса в ее деятельности по всем трем измерениям безопасности. В частности, мы видим настоятельную необходимость в скорейшем завершении работы по оформлению ОБСЕ в качестве полноценной международной организации со своим Уставом.

Говорить о завершении реформы ОБСЕ пока рано, ведь остается еще много нерешенных вопросов. Сохраняет свою актуальность необходимость упорядочения методов работы институтов и полевых присутствий ОБСЕ, дальнейшего повышения транспарентности их работы и подотчетности коллективным органам, поиска новых механизмов и возможностей сотрудничества при одновременном сохранении основополагающих принципов ОБСЕ, в первую очередь – принципа консенсуса.

Деятельность ОБСЕ в ближайшей перспективе будет во многом определяться результатами идущей в настоящее время дискуссии по проблематике обновления архитектуры европейской безопасности, которая получила новый импульс благодаря инициативе России о разработке Договора о европейской безопасности (ДЕБ). Мы активно включились в данную дискуссию в рамках запущенного в 2009 г. так называемого Корфуского процесса. В целом полагаю, что данная тема сохранит свою актуальность и в следующем году.

В данном контексте Республика Беларусь выступает за развитие эффективного партнерства между основными международными организациями, действующими в сфере безопасности на евроатлантическом пространстве – ОБСЕ, НАТО, ЕС, СНГ, ОДКБ. Наращивание в 2011 г. практического сотрудничества ключевых европейских организаций по вопросам безопасности, несомненно, отвечало бы интересам укрепления доверия и сотрудничества в регионе.

Если схематически обозначить основные направления, где ОБСЕ, по нашему мнению,

могла бы больше себя проявить, то по линии «новых угроз» приоритетное внимание должно быть уделено наращиванию усилий по противодействию терроризму, наркотрафику, оргпреступности и, в частности, торговле людьми.

В рамках военно-политического измерения необходимо предпринять усилия по выводу из кризиса ДОВСЕ, модернизировать Венский документ 1999 г. по мерам доверия и безопасности.

В экономико-экологическом измерении ОБСЕ приоритетной рассматриваем проблематику энергобезопасности, миграции и транспорта в контексте развития транспортных коридоров. В рамках Организации Республика Беларусь также выступила с инициативой о сотрудничестве в сфере повышения безопасности критической энергетической инфраструктуры.

По понятным причинам отдельный интерес для нас представляют вопросы экологии, постчернобыльской реабилитации и обеспечения устойчивого экономического развития на загрязненных территориях.

В гуманитарной корзине ОБСЕ в качестве основных приоритетов Республики Беларусь можно обозначить тематику толерантности и недискриминации, противодействия торговле людьми, миграции.

Наиболее чувствительным вопросом в рамках человеческого измерения остается деятельность Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) по наблюдению за выборами и оценке их результатов. Поэтому мы выступаем за повышение прозрачности и объективности процесса наблюдения за выборами со стороны ОБСЕ, утверждение в рамках коллективных органов ОБСЕ согласованных правил в этой области.

И, наконец, свобода передвижения – одно из основополагающих обязательств ОБСЕ. Эта тема не просто незаслуженно отложена в долгий ящик, но и сознательно блокируется отдельными странами даже в плане обсуждения, в нарушение всех предыдущих обязательств, в том числе по Хельсинкскому Заключительному акту 1975 г., Будапештскому, Мадридскому и иным документам ОБСЕ. Республика Беларусь последовательно выступает за необходимость максимального упрощения визового режима в Европе. К сожалению, наши призывы к западным партнерам зачастую игнорируются, увязываются с политическими требованиями, а по многим направлениям мы наблюдаем откат – удорожание виз, усложнение порядка их оформления, ужесточение таможенных процедур.

По нашему мнению, вопросы свободы передвижения и либерализации визовых режимов требуют пристального внимания со стороны всех государств-участников ОБСЕ.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Генеральная Ассамблея ООН 30 июля 2010 г. приняла разработанный по инициативе Республики Беларусь Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми. А как появилась идея необходимости формирования под эгидой ООН глобального партнерства именно в этой сфере?

МАРТЫНОВ: Торговля людьми – это преступление против человеческого достоинства, нарушение прав человека, тем более, что большинство его жертв составляют беззащитные дети и подростки, женщины и девочки, которых как бездушный товар покупают и продают и подвергают безжалостной эксплуатации и сексуальному насилию. Этому преступлению нет и не может быть оправдания в XXI в.

Наша страна столкнулась с такой проблемой в 90-х гг. прошлого столетия. Масштабная работа по искоренению этого явления на национальном уровне стала одним из приоритетных направлений государственной политики Республики Беларусь, находящимся под особым контролем президента. Для борьбы с этим злом мы создали законодательство Республики Беларусь, которое совместно с практикой его применения является одним из наиболее образцовых в мире, по признанию авторитетных международных структур.

Но, как известно, торговля людьми – третий по доходности транснациональный криминальный бизнес после незаконной продажи оружия и наркотиков. И ни одно государство не в состоянии справиться с этой проблемой, полагаясь лишь на собственные усилия. Более того, в мире, на наш взгляд, сложилась парадоксальная ситуация, десятки международных структур и сотни неправительственных организаций также не в состоянии успешно противостоять торговле людьми на глобальном уровне.

Главная причина – отсутствие единого центра, способного обеспечить вертикальную и горизонтальную координацию усилий всех игроков, включая государства, международные организации, гражданское общество, деловые круги.

Глобальный вызов требует глобального ответа. В 2005 г., на 60-й сессии Генеральной Ассамблеи, Республика Беларусь, будучи убежденным сторонником идеи того, что только скоординированные коллективные усилия международного сообщества могут привести к искоренению торговли людьми, на Саммите тысячелетия ООН выдвинула инициативу об активизации международных усилий по противодействию торговле людьми. В процессе продвижения этой инициативы, ее обкатки на различных международных площадках и форумах оформилась идея о необходимости формирования глобальной стратегии или глобального плана действий, который стал реальностью в 2010 г.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Как известно, путь к единодушному решению государств-членов ООН в отношении принятия Глобального плана был непрост. Какие ключевые этапы в оформлении идеи плана и формировании круга его сторонников Вы могли бы выделить?

МАРТЫНОВ: Настойчивая и последовательная позиция белорусской дипломатии в продвижении этой инициативы позволила нам успешно реализовать ряд мероприятий.

В частности, на 61-й, 63-й и 64-й сессиях Генассамблеи были приняты три белорусских комплексных резолюции по борьбе с торговлей людьми, которые сыграли важную роль в продвижении идеи Глобального плана действий. Стремительно расширялся круг сторонников нашей инициативы: если в 2006 г. соавторами белорусской резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми» выступили 20 стран, то в 2009 г. ее поддержали 77 государств-членов ООН.

В 2007 г. на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи Республика Беларусь выдвинула идею формирования под эгидой ООН международной системы партнерств, основанных на взаимодействии всех международных игроков. Мы предложили опробовать эту идею в борьбе с таким нарастающим злом, как торговля людьми. В качестве оптимальной формы такого партнерства Республика Беларусь инициировала разработку плана действий или стратегии ООН по борьбе с торговлей людьми и иными современными формами рабства.

В 2008 и 2009 гг. по инициативе Республики Беларусь были организованы тематические дебаты Генеральной Ассамблеи ООН по торговле людьми, в ходе которых идея разработки глобального плана также получила широкую поддержку. Поворотным пунктом реализации идеи плана действий стали ее поддержка Генеральным секретарем ООН и решение Председателя Генассамблеи о проведении в рамках 64-й сессии ГА ООН консультаций по разработке плана. Весной нынешнего года по предложению Республики Беларусь в ООН была создана Группа друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми. В нее вошли 20 государств из числа наиболее активных сторонников белорусской инициативы, включая Бангладеш, Бахрейн, Боливию, Венесуэлу, Египет, Индию, Казахстан, Катар, Кыргызстан, Ливию, Никарагуа, Нигерию, ОАЭ, Россию, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Эквадор. Не исключено, что с принятием Плана действий эта группа будет расширяться. Первая встреча Группы друзей на уровне министров иностранных дел государств-участников, состоявшаяся 22 сентября 2010 г. в Нью-Йорке, внушает надежду на то, что Группа станет локомотивом в реализации Глобального плана.

Официальный старт плана действий состоялся в августе этого года в рамках специального заседания Генеральной Ассамблеи высокого уровня. Таким образом, белорусская инициатива в Организации Объединенных Наций приобрела формат долгосрочного элемента международной повестки дня.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Каковы же ключевые аспекты Глобального плана?

МАРТЫНОВ: Среди положений Плана действий, представляющих важность с практической точки зрения, необходимо отметить следующие. Предполагается включение в один из докладов, регулярно представляемых Генеральным секретарем ООН Генеральной Ассамблее, раздела об осуществлении Плана действий системой ООН. А в 2013 г. Генассамблея проведет оценку прогресса, достигнутого в осуществлении этого документа ООН и ее государствами.

Ряд положений Плана содержат призыв к укреплению механизмов мониторинга выполнения Конвенции о противодействии организованной преступности и ее протокола, посвященного противодействию торговле людьми. Организацией Объединенных Наций на регулярной основе будут готовиться доклады о ситуации с противодействием торговле людьми в мире.

В плане действий заложена важная идея партнерства государств, международных организаций, гражданского общества, частного сектора, СМИ в противодействии торговле людьми, что подтверждает всесторонний характер этого документа.

Также предусматривается значительное повышение практической роли как важнейшего инструмента реализации плана действий Межучрежденческой группы по координации борьбы с торговлей людьми. Группа создана в 2006 г. по инициативе Республики Беларусь. В ее составе 17 международных специализированных агентств, включая УВКБ, УВКПЧ, МОМ, МОТ, ЮНИФЕМ, ЮНИСЕФ и др.

Документ имеет ярко выраженный гуманитарный характер: предусматривается учреждение Целевого фонда добровольных взносов ООН для жертв торговли людьми. Таким образом, значительное внимание в ходе реализации Плана будет уделяться защите прав жертв траффикинга. План действий также предполагает укрепление усилий в сфере обучения и подготовки специалистов в вопросах антитраффикинга. Все эти меры, в случае их реализации, впервые за историю ООН объединят на профессиональной основе усилия государств и экспертизу международных организаций с тем, чтобы дать надлежащий отпор торговле людьми и поставить глобальный заслон на пути распространения этого явления.

ИНДЕКС БЕЗОПАСНОСТИ: Ваше выступление на пленарном заседании высокого уровня Генассамблеи ООН в рамках ее 65-й сессии запомнилось, помимо прочего, представлением идеи, связанной с защитой интересов будущих поколений. Вы не могли бы изложить суть нового белорусского предложения, рассказать о его элементах?

МАРТЫНОВ: Интересы молодежи, детей и грядущих поколений находятся на перекрестке важнейших гуманитарных вопросов глобального порядка и наиболее актуальных международных проблем, обсуждаемых в рамках ООН. Не секрет, что чаяния и устремления детей и молодежи, которая все более определяет настроение в обществе и является его наиболее креативной частью, находятся под внимательной личной опекой во многих государствах со стороны высшего руководства, например, это происходит как в Республике Беларусь, так и в России. Это – действительно горячая тема, вызывающая интерес на всех уровнях и, пожалуй, во всех странах.

Анализ хода выполнения Целей развития тысячелетия позволил нам сделать достаточно очевидный вывод о необходимости активизации усилий по тем направлениям, которые прямо или опосредованно связаны с благополучием детей и будущих поколений. Все это натолкнуло нас на необходимость продвижения перспективной идеи о содействии процветанию грядущих поколений, для чего мы предлагаем создать новое глобальное партнерство для защиты интересов молодежи. Ведь практика последних лет наглядно доказала, что глобальные партнерства весьма эффективны в решении глубинных проблем, таких как терроризм, торговля людьми, развитие Африки. Идея состоит из четырех элементов.

Во-первых, мы предлагаем, чтобы нужды грядущих поколений стали одним из приоритетов в целом в работе Генеральной Ассамблеи и ее главных комитетов.

Во-вторых, мы также считаем, что при содействии ООН целесообразно создать механизмы или выработать условия для поддержки и продвижения интересов талантливой молодежи, подготовки современных высокоэффективных менеджеров, заточенных для решения проблем своих стран и регионов мира.

В-третьих, мы приглашаем организовать тематические дебаты Генассамблеи для обсуждения мирового опыта в сфере борьбы с социальной деградацией молодежи, противостояния тем угрозам, которые характерны для молодого поколения во многих странах, – наркотики, алкоголь, насилие, уход от гражданских обязанностей.

Кроме того, мы хотели бы, чтобы наши партнеры задумались над тем, как оградить детей от различных угроз в сети Интернет.

Реализация идеи о содействии процветанию грядущих поколений находится в русле интересов всех международных игроков, она не имеет политической подоплеки и конфликтного потенциала. Рассчитываем на поддержку российской стороны в ее продвижении.

См. также публикацию на сайте журнала http://www.pircenter.org/data/publications/sirus4–10/Interview-Martynov.pdf

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by