Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Российской Федерации В.Семашко изданию «Комсомольская правда» (3 июля 2019 г.)

- Владимир Ильич, Вы почти двадцать лет работали в белорусском правительстве вице-премьером и первым вице-премьером. Последние месяцы перед вашим назначением в Москву был турбулентный период. Хотелось бы тайну приоткрыть, как Александр Лукашенко Вас напутствовал?

- В ноябре прошлого года Президент предложил возглавить белорусскую дипмиссию в Москве. Его беспокоит то, что резко выросло отрицательное торговое сальдо с Россией. По прошлому году оно составило минус 9,7 миллиарда долларов. Российский экспорт в Беларусь вырос на 15,4 процента, белорусский экспорт в Россию — на 0,4. Александр Григорьевич поставил задачу исправить ситуацию.

Для этого надо решить вопросы с ценами на энергоносители, поставками белорусской продукции на российский рынок, устранить имеющиеся здесь барьеры. Для этого глава государства наделил меня полномочиями вице-премьера по вопросам деятельности Беларуси в рамках Союзного государства и отношений с Россией, чтобы на высоком уровне решать не только дипломатические, но и хозяйственные вопросы.

- В этом году будем отмечать двадцатилетие Договора о Союзном государстве. Срок достаточно серьезный. Но в обществе и среди экспертного сообщества есть ощущение, что нужны новые начинания. Опять задают популярный вопрос: почему бы не ввести единую валюту?

- За двадцать лет мы решили многие проблемы, преодолели тот кризис, который возник сразу после развала СССР. В Союзном государстве много сделано в социальном плане. Между нашими странами нет границы. Белорусы и россияне имеют равные права в свободе передвижения и выборе места жительства, трудоустройстве, образовании, социальном обеспечении, медицине, в вопросах приобретения жилья, ведения бизнеса и т. д.

В ближайшее время союзные отношения должны выйти на качественно новый уровень. Предстоит принять важные решения в области формирования единого экономического пространства, в том числе развития финансово-кредитной, топливно-энергетической и транспортной систем.

Сегодня мы едины в том, что дальнейшее углубление интеграции лежит не в плоскости переоценки целей и задач договора, а в том, чтобы актуализировать механизм его выполнения. В договоре есть статья и о единой валюте. Там говорится также о едином налоговом и таможенном законодательстве. Все это возможно, но нужен определенный базис. Как можно сделать единый закон о налогообложении, если у нас разная экономическая ситуация? В России, к примеру, большая часть бюджета формируется за счет экспорта нефти, у нас нефти нет.

Или вот еще известный пример: МАЗ должен платить 278 долларов за тысячу кубометров газа, а КамАЗ — 65 долларов. МАЗ платит за электричество 11 центов, а КамАЗ — не более 4 центов. Пока мы не выравняем экономические условия, говорить о том, что мы немедленно решим проблему единого таможенного, налогового законодательства, единой валюты, единого эмиссионного центра, — преждевременно. Но будет обновленная программа, как этого добиться. Над этим под контролем премьер-министров работают правительственные рабочие группы, их возглавляют министры экономики наших стран.

- Мы идем друг с другом рядом много лет, но все время возникают какие-то споры по нефти и газу. Почему?

- Мы много спорили по цене на газ. Два года назад подписали с Россией протокол, существенно корректирующий его ценообразование. По этому документу к концу 2018 года должны были выработать общую формулу, с тем чтобы выйти в перспективе на сопоставимые цены на газ для Беларуси и для потребителей Смоленской области России. А уже 1 июля этого года подписать соответствующее межправительственное соглашение.

Это был бы решительный и выгодный обеим сторонам шаг на пути сближения условий хозяйствования предприятий Беларуси и России. Он позволит приступить к решению иных, более сложных задач белорусско-российской и евразийской экономической интеграции. Мы направляли свои предложения в Минэнерго РФ, Газпром, правительство РФ. Предлагали разные методики, но пока не получили ни одного официального заключения. Подобная ситуация происходит и с налоговым маневром. Считаем, что это нарушение Договора о Евразийском союзе.

- Но российская сторона может сказать, что налоговый маневр — это личное дело РФ. Беларусь же вводит свои налоги, которые касаются исключительно республики.

- Как-то на встрече в Кремле у меня спросили: где в соглашении о ЕАЭС написано, что мы не можем ввести налоговый маневр? Я ответил, что конкретно так не написано, прописано по-другому, но очень четко, что «ЕАЭС осуществляет свою деятельность на основе обеспечения взаимовыгодного сотрудничества, равноправия и учета национальных интересов сторон». Мы четыре года назад покупали нефть по той же цене, как и российские НПЗ. А сейчас нас выводят на мировые.

Житейский пример. Я должен купить нефть по мировой цене, переработать ее, заправить трактор, автомобиль, комбайн, посеять, собрать урожай, выпустить продукт, а потом беспошлинно поставить его по низкой цене на рынок России и Евразийского союза. То есть себе в убыток.

Российский бюджет, во многом формирующийся за счет продажи нефти, которой в стране немало, и продуктов ее переработки, может позволить такой «маневр», он от этого выигрывает. И российские нефтеперерабатывающие предприятия не внакладе — получают компенсацию. У нас нефти нет. В Беларуси «маневр» наносит двойной удар — и по нефтеперерабатывающей отрасли, и по бюджету. Мы уже потеряли 3,6 млрд долларов и можем потерять еще порядка 10 миллиардов. У правительства России понимание проблем Беларуси в связи с «маневром» есть, уже обсуждаются компенсационные механизмы.

Продолжение интервью читайте в газете «Союзное вече».

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by