Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея агентству «РИА Новости» (Россия), 1 апреля 2013 г.
Глава МИД Белоруссии: «черные списки» ЕС абсурдны
Второго апреля, в годовщину создания Союзного государства России и Республики Беларусь, отмечается День единения народов. Накануне этого события о перспективах развития Союзного государства, других интеграционных объединений на постсоветском пространстве, а также об отношениях Белоруссии с европейскими странами в интервью РИА Новости рассказал министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей.
— В свое время СНГ сыграло роль своего рода амортизатора, позволило смикшировать те негативные последствия для новых независимых государств, которые могли бы быть после развала СССР. Государства оказались одни в этом бушующем море свободной рыночной экономики. Они, как говорит наш президент, как слепые котята тыкались, не знали, к какому берегу прибиться. СНГ позволило нам восстановить в определенной мере порванные в свое время промышленные кооперационные связи. И сегодня СНГ является одним из наиболее масштабных интеграционных образований, является своего рода главной платформой взаимодействия государств на бывшем постсоветском пространстве.
— О том, какую роль уделяет Беларусь СНГ, вы можете определить, исходя из изучения тех приоритетов, которые обозначены в период нашего председательства в этом году. Мы подготовили соответствующий план, который включает более 70 пунктов и касается политического, экономического, гуманитарного, молодежного, регионального и иных видов взаимодействия. Мы считаем, что СНГ не утратило своей роли и является организацией, которая еще многое может сделать в будущем.
За 20 лет, которые прошли с момента создания СНГ, у каждого из образовавшихся на постсоветском пространстве государств возникли какие-то свои приоритеты, свое видение того, каким образом они должны развиваться в будущем. Наверное, первыми к осознанию этих процессов пришли Беларусь и Россия, которые почувствовали, что необходим более высокий уровень интеграции, чем та дискуссионная площадка, которая на тот момент существовала в виде СНГ. И в результате возник договор о создании сообщества Беларуси и России в 1996 году, а затем и о создании Союзного государства в 1999 году. И сейчас мы имеем в Союзном государстве максимальный уровень политического взаимодействия, экономической и военно-технической кооперации, взаимной социальной защиты граждан, гуманизации законодательства. Мы действительно достигли в рамках Союзного государства самого тесного сотрудничества по всем направлениям.
К Союзному государству присматривались и присматриваются очень многие государства. Но, наверное, многих пугал сам термин «союзное государство». За этим маячил некий призрак бывшего Советского Союза. Поэтому возникла идея создания нового интеграционного образования — Евразийского экономического сообщества с участием уже большего числа государств.
Понятно, что уровень взаимодействия государств в различных интеграционных образованиях отличается, но мы поддерживаем идею разноскоростной интеграции. Каждое государство вправе выбирать, в какой мере оно готово работать и сотрудничать. Каждое государство ищет для себя конкретные выгоды. Мы видим свою задачу в том, чтобы эти интеграционные образования дополняли друг друга, развивались, взаимодействовали и способствовали повышению благосостояния наших народов и конкретного человека.
— В последнее время активно обсуждается работа Таможенного союза, Единого экономического пространства. Не потеряет ли Союзное государство свою актуальность?
— Если вы отслеживали последние мероприятия в рамках Союзного государства, то обратили внимание на заявление Президента России Владимира Путина во время заседания Высшего госсовета 15 марта в Санкт-Петербурге, когда он однозначно заявил о том, что этот проект нужен, необходим и имеет будущее. Буквально на днях глава правительства России Дмитрий Медведев в интервью европейским СМИ тоже заявил о том, что этот проект важен и для белорусов, и для россиян. Руководство Беларуси и России понимают, что этот проект выгоден для наших стран, для народов, для конкретного человека, и мы должны им заниматься. Этот проект ориентирован на будущее.
Что касается того, потеряет ли смысл и значение проект Союзного государства на фоне создания Таможенного союза, Единого экономического пространства и в перспективе Евразийского экономического союза, то, я думаю, что здесь нет каких-то оснований для опасения. Я уже сказал, что в рамках Союзного государства мы достигли такого уровня взаимодействия, который не характерен для любого иного интеграционного образования. Между нами заключено 150 межправительственных договоров и соглашений. А с учетом регионального сотрудничества подписано более 350 документов. И за всем этим конкретные проекты, которые имеют прикладное значение и для экономик, и для народов наших государств. И самое главное, что в рамках Союзного государства мы добились того, что важно для конкретного человека, а именно: белорусы в России и россияне в Беларуси не чувствуют себя иностранцами. Они чувствуют себя, как дома. У нас заключены соответствующие соглашения о равных правах в сфере образования, здравоохранения, вопросах приобретения недвижимости, вопросах передвижения и так далее. А Таможенному союзу и Единому экономическому пространству еще очень далеко до того уровня взаимодействия, который уже налажен в рамках Союзного государства.
Но и в этих объединениях уже заключено порядка 17 соглашений и ведется работа над кодификацией нормативно-правовой базы, над заключением еще нескольких десятков соглашений. И большинство документов основано на уже опробованной нормативно-правовой базе Союзного государства.
— Как вы знаете, в середине марта в Санкт-Петербурге прошло заседание главного органа Союзного государства — Высшего Госсовета.
— Среди широкого круга вопросов президенты обсудили итоги социально-экономического развития. Мы достигли за прошлый год небывалого объема товарооборота — порядка 44 миллиардов долларов. За последние два года мы прибавили 15,8 миллиарда долларов. Причем увеличение произошло не за счет роста цен, а за счет роста физических объемов двустороннего экспорта и импорта.
Был также принят бюджет Союзного государства на 2013 год, который сформирован в размере порядка 5 миллиардов российских рублей. Он будет направлен на реализацию более сорока совместных программ и мероприятий в различных отраслях: промышленность, сельское хозяйство, электроэнергетика, инвестиционная деятельность, освоение космического пространства и другие в первую очередь инновационные направления.
Один из вопросов встречи касался работы внешнеполитических ведомств обеих стран.
Высший Госсовет поручил правительствам наших стран подготовить предложения по приоритетным направлениям развития Союзного государства на среднесрочную перспективу, на ближайшие 4-5 лет. Правительства уже работают над выполнением этой задачи.
— Можно ли ожидать подписание топливного баланса в ближайшее время между Белоруссией и Россией? На ваш взгляд, в этом вопросе больше политики или все-таки это спор хозяйствующих субъектов?
— Я бы не видел в этом какой-то серьезной проблемы. Действительно, балансы спроса и предложения по различным видам продукции формируются ежегодно в рамках Союзного государства. Я был бы неискренен, если бы сказал, что все там проходит без сучка и задоринки. Бывают иногда и трения, но они носят эпизодический и незначительный характер. О том, что мы можем решать эти вопросы в конструктивной манере говорит тот факт, что мы, например, на этот год согласовали балансы по мясо-молочной продукции, сахару, газу, по поставкам электроэнергии, по углю и по другим видам продукции. Сейчас ведутся переговоры о согласовании топливного баланса на 2013 год. Как вы знаете, на первые два квартала мы согласовали объемы поставок нефти в размере 5,75 миллиона тонн. И я бы не хотел видеть в этом какой-то политический подтекст, как это пытаются утверждать некоторые оппозиционные СМИ в России и Беларуси. Скорее всего, идет обыкновенный нормальный рабочий процесс. Как нам кажется, задача каждой стороны в том, чтобы получить, естественно, выгоду от принятого решения и в конечном итоге выгоду в целом для Союзного государства.
Мы настроены на спокойную и конструктивную работу, исходя из того, что решение должно быть выгодно для обоих государств. И если необходимо, то надо идти и на соответствующие компромиссы.
— Как вы могли бы охарактеризовать современные отношения Белоруссии и ЕС?
— Непростой вопрос… Я не знаю, достигли ли мы дна в наших отношениях с ЕС, но я своим европейским партнерам или оппонентам говорил, что мы сейчас действительно достигли того уровня отношений, когда дальнейшие какие-то ужесточающие шаги со стороны Евросоюза не приведут к существенному изменению статус кво в наших отношениях.
Ситуация очень интересная. С нами граничит несколько стран ЕС, с которыми мы готовы жить в мире, дружбе и согласии, но мы хотим, чтобы и к нам относились порядочно, уважительно, без всякого давления и санкций. Мы готовы поддерживать дружеские отношения на равноправной основе.
Но что происходит сейчас? Некоторые нюансы, скажем, касающиеся уровня демократии в Беларуси, характерны и для ряда других стран — членов Совета Европы. Но с ними у Евросоюза нормальные отношения. И когда мы спрашиваем наших европейских партнеров, почему к нам подходят с одной меркой, а к ним с другой, нам отвечают, что Беларусь более европейская страна, чем «некоторые другие страны», и поэтому к нам подходят с более жесткой меркой. На мой взгляд, это некая современная форма расизма, когда одинаковые демократические ценности существуют для всех, но к некоторым странам подходят по-разному.
Мне кажется, что в сфере международных отношений такие подходы неприемлемы. Это то, что мы называем абсолютно явными двойными стандартами. Мы готовы к нормальному развитию отношений как с отдельными членами ЕС, так и с Евросоюзом в целом. Мы готовы к диалогу, но он должен вестись между теми, кто разрабатывает, принимает и реализует решения, а именно между Евросоюзом и властями. И мы готовы к тому, чтобы этот диалог проводился на уважительной равноправной основе.
— Вы включены в «черный список» для въезда в страны ЕС и США…
— Недавно с визитом в Беларуси побывал президент Сербии Томислав Николич. И когда в ходе его беседы с Президентом Беларуси обсуждались в том числе взаимоотношения наших стран с Европейским союзом, он сказал: «Я пятнадцать лет был включен в подобные списки, но голова у меня на месте, руки на месте. В общем, я жив и продолжаю работать». Вспомните, что произошло с Сербией. Ее разбомбили, за бесценок растащили. Фактически, можно сказать, распяли. Сейчас по крохам нынешнее руководство Сербии пытается восстанавливать страну и сделать ее эффективно функционирующим государством. Не хотелось бы, чтобы такое происходило в отношении Беларуси. Наша задача — сделать все для того, чтобы Беларусь сохранила государственность, суверенитет, независимость, чтобы она была процветающим государством и каждый гражданин чувствовал себя в нашей стране комфортно. Каким образом мы эту задачу решим, это уже другой вопрос. А в списках ты или не в списках, это имеет абсолютно вторичное значение.
Но раз уж зашел об этом разговор, то хочу сказать, что эти списки сами по себе абсурдны. Ладно бы туда включили чиновников, которые исполняют свои обязанности и в какой-то мере, по мнению Евросоюза, могут отвечать за те или иные шаги властей. Но при чем здесь журналисты, которые выполняли свою миссию и поступали так, как велит им их совесть? Почему оппозиционный журналист, который поливает грязью власть, считается апологетом свободы слова? А журналист государственного издания, который тоже высказывает свою точку зрения, но которая может быть неприятной кому-то, считается сторонником режима, и поэтому его надо включать в соответствующие списки? Ведь он делает свое дело. Где тогда эта демократическая ценность в виде свободы слова, свободы выражения мнений?
Точно так же выглядит ситуация относительно включения в эти списки представителей избирательных комиссий всех уровней, судей. Судебная и избирательная системы в Беларуси независимы. Непонятно, как можно наказывать людей, выполнявших свой профессиональный долг.
Короче говоря, эти списки в моем понимании — абсолютная смесь абсурда и измышлений. Понятно, что без устранения этой проблемы с повестки дня в наших отношений с Европейским союзом, наверное, движения вперед не будет.
— Какими бы вы хотели видеть идеальные отношения Белоруссии с ЕС?
— Вы знаете, не мной изобретена фраза «вы или удаляйтесь от России и приближайтесь к Евросоюзу, или удаляйтесь от Европейского Союза и приближайтесь к России». Мы не хотели бы ни от кого удаляться. Мы хотели бы иметь равноприближенные отношения со всеми нашими партнерами, кто окружает нашу страну, неважно, Восток, Запад, Север, Юг. Но хотели бы, чтобы нас уважали, а не демонизировали, как это происходит сейчас. За малейшее какое-то прегрешение нас буквально втаптывают в грязь.
Повторю, что мы выступаем за то, чтобы у нас с Евросоюзом был нормальный взаимоуважительный диалог. Мы готовы к этому диалогу. Мы считаем, что Беларусь уже сейчас вносит свой вклад в обеспечение стабильности и безопасности в регионе. Это борьба с торговлей людьми, борьба с трансграничной преступностью, с наркотрафиком и многое другое. Мы считаем, что нормальные отношения с Евросоюзом способствовали бы тому, чтобы Беларусь оставалась островком стабильности в Европе и чтобы она никому не доставляла никаких проблем.
— У лидеров Белоруссии и Венесуэлы были особые личные отношения, которые проецировались на политическое и экономическое взаимодействие между странами. Изменилось ли что-то после ухода из жизни Уго Чавеса и как будут выстраиваться отношения с новым руководством Венесуэлы?
— Президент Беларуси участвовал в церемонии прощания с Уго Чавесом. Естественно, у него были разговоры с теми, кто сейчас возглавляет Венесуэлу.
Конечно, Чавес был великой фигурой, он, наверное, был немножко идеалистом, потому что верил, что превратит Венесуэлу в социально справедливое государство. Да, наверное, не только Венесуэлу, но и всю Латинскую Америку. Он много делал для этого, и жизнь в Венесуэле за годы его правления серьезным образом изменилась. С уходом Чавеса, я думаю, Латинская Америка и весь мир немножко осиротели.
Но я убежден, что те наработки, которые у нас существуют с Венесуэлой, позволят сохранить высокий уровень сотрудничества во всех областях. Речь идет не просто о товарообороте, между нашими странами существует очень тесное взаимодействие в таких отраслях, как промышленность, сельское хозяйство, совместная нефтедобыча, а также газификация. Здесь мы достигли действительно очень высокого уровня взаимодействия.
Мы искренне надеемся, что последователи Чавеса, которые сейчас продолжают его дело, победят на предстоящих выборах. Мы искренне желаем им успеха. Уход Беларуси из Венесуэлы повлечет для нашего дружественного партнера в Латинской Америке существенные негативные последствия.
Мы создали там совместные предприятия по производству тракторов, автомобилей, строительных материалов. Мы по просьбе венесуэльской стороны активно работаем над строительством агрогородков, а также над реализацией ряда проектов, которые ориентированы на будущее.
Перспективы, с моей точки зрения, нормальные, и итоги последнего посещения Венесуэлы Президентом Беларуси, пусть и по печальному поводу, говорят о том, что и в дальнейшем мы будем всемерно развивать отношения с этим государством.
Интервью подготовили Алексей Букчин и Олеся Лучанинова.