Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Армении Игоря Назарука информационному агентству «АрмИнфо» (14 декабря 2015 г.)

Игорь Васильевич, до своего назначения Послом Республики Беларусь в Армении Вы занимали должность директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Республики Беларусь. Думаю, что Ваше назначение Послом связано, в том числе, и со стремлением союзнической нам страны еще более углубить торгово-экономические связи между нашими государствами. Как бы Вы оценили их состояние на сегодняшний день?

Нынешние отношения между Беларусью и Арменией находятся на подъеме, они имеют хорошие базисы – исторический, экономический и политический. Мы, как метко отметил наш Президент Александр Григорьевич Лукашенко, выросли в одной колыбели народов СССР, да и ранее у нас были крепкие связи. И вот эта последовательность, эта перекличка поколений плюс активное участие наших государств в постсоветских интеграционных образованиях — все это можно охарактеризовать как очень успешный фундамент для дальнейшего экономического роста.

За последние десять лет товарооборот между нашими странами возрос в 3,6 раза и в прошлом году составил около 39 млн. долларов США. К слову, Беларусь является третьим внешнеторговым партнером Армении среди стран СНГ после России и Украины. Мы поставляем в Армению достаточно широкий спектр товаров. Это большегрузная техника, «БЕЛАЗЫ», сельскохозяйственные машины, тракторы, шины, продукция легкой промышленности, лекарственные препараты, изделия из древесины, мебель, налажены поставки продовольственных товаров. В свою очередь, в Беларуси хорошо известен армянский коньяк, поставляются соки, фрукты, джемы. В последние годы значительно наращены поставки армянских ювелирных изделий в Беларусь. В Беларуси успешно действует совместное белорусско-армянское предприятие по розливу коньяка, в Армении создан и функционирует Армяно-Белорусский торговый дом «Ар-Бе», через каналы которого реализуется свыше 12 тысяч наименований белорусских товаров. Значительно активизированы контакты по линии торгово-промышленных палат, взаимные бизнес-миссии, выставочно-ярмарочная деятельность.

Да, следует объективно признать, что в последнее время наблюдается определенное торможение во взаимной торговле, но причина понятна: в мире не прекращается экономический кризис. Экономики Армении и Беларуси открытые, и, естественно, кризис негативным образом сказывается на деятельности предприятий и покупательской способности населения. Но мы его преодолеем, в том числе и совместными усилиями в рамках формирующихся новых интеграционных экономических процессов, которые опираются на мощный потенциал и заделы, позволяющие нам подготовиться к рывку. На этот результат мы и работаем, ради этого успешно действует двухсторонняя межправительственная комиссия, в рамках которой уже проведено 11 заседаний. Хорошо взаимодействуют и наши парламентарии, которые также нередко затрагивают экономические вопросы сотрудничества.

Мы готовы предпринимать всевозможные шаги для дальнейшего наращивания объемов двусторонней торговли. Наша страна заинтересована в расширении поставок на рынок Армении качественной белорусской техники и оборудования, которые могут эффективно использоваться для развития армянской экономики, в том числе для реализации значимых инфраструктурных проектов, проектов в сфере горной добычи, энергетики, сельского хозяйства. Беларусь готова обеспечивать финансово-кредитную поддержку поставок указанной продукции, а также комплексных услуг по ее сервисному обслуживанию и эксплуатации.

Как Вы полагаете, присоединение Армении к ЕАЭС с января этого года способно дать новый импульс этим интеграционным процессам?

Безусловно, да. Здесь мы вообще видим необозримые возможности и перспективы для наших стран и в целом Союза. Для этого, как я уже отметил, есть серьезные обоснования: это единая технологическая платформа, единая ментальность, единая научно-техническая школа, единые подходы к организации образовательного процесса, которые были заложены еще в те советские времена. Важную роль играет и узнаваемость продукции, определенные привычки и стереотипы, которые тоже влияют на развитие торговых отношений. Вот я лично, к примеру, привык к армянским товарам, знаю их хорошо и при прочих равных характеристиках, отдаю им предпочтение. В Армении также хорошо знакомы с высоким качеством белорусской продукции. Именно это и надо развивать.

Конечно, цифру товарооборота в 39 млн. долларов США нельзя назвать приемлемой, так как она не отражает реального потенциала наших торгово-экономических отношений. Для ее кратного увеличения Беларуси и Армении необходимо переходить к разработке долгосрочных программ экономического взаимодействия, на которые опиралось бы торгово-экономическое сотрудничество между нашими странами. Несомненно, что особую роль в планах по наращиванию взаимного товарооборота мы отводим участию наших стран в ЕАЭС. В новых условиях, когда перед нашими странами открылся огромный 170-миллионный рынок, наши потенциалы необходимо эффективно использовать.

Важным направлением указанной работы должно стать укрепление производственных кооперационных связей, объединение усилий для создания совместной конкурентоспособной продукции, востребованной не только на внутренних рынках и рынках стран ЕАЭС, но и в третьих странах.

В следующем году будет подвергнута переформатированию структура рабочего органа ЕАЭС – Коллегии Евразийской экономической комиссии – ее возглавит представитель Армении. Уверен, что данная ротация пойдет на пользу Евразийской интеграции, так как привнесет определенный элемент новизны в стратегию и тактику нашей совместной работы, позволит на многие вещи и явления взглянуть под несколько иным ракурсом.

Вы отметили те базовые преимущества, которые позволят нашим странам интенсифицировать контакты в торгово-экономической сфере. Это, безусловно, сильная сторона взаимодействия, но давайте поговорим о слабых сторонах.

Как я уже отметил, мы, и Беларусь и Армения, относим себя к категории открытых экономик, на нас существенное влияние оказывают внешние факторы, причем негативное. Мы еще недостаточно устойчивы к ним, поскольку «кровеносная система» наших экономик – финансовая — пока в стадии становления. Поэтому нередко наши позитивные шаги нивелируются влиянием со стороны. Это нельзя не учитывать. Вместе с тем, чтобы запустить определенный крупный экономический проект нам нужны существенные денежные ресурсы. Проблема заключается в том, чтобы найти максимально «длинные» и, одновременно, «дешевые» деньги. Вот это проблема N1 для правительств наших стран. Потенциал у нас есть, умы и светлые головы, которые бы могли приложить усилия для реализации крупных совместных проектов, у нас также есть.

Поправьте, если я не прав, но с этой целью у нас функционирует общий для всех членов ЕАЭС Евразийский Банк Развития. Я не могу припомнить, что бы Банк профинансировал какой-нибудь общий, к примеру, для Беларуси и Армении, проект. Да, выделяются деньги на инфраструктуру, на определенные иные цели, но на развитие именно интеграционных процессов в индустриальной или научно-технической сфере я не припомню. Либо нам вместе нечего предложить Банку, либо он и не ставит перед собой такие цели. А ведь время работает против нас, мы и так за последние четверть века очень много растеряли и в научно-технической, конструкторской отрасли, и в промышленном потенциале, в сферах где Армения и Беларусь были, я бы так мягко выразился, далеко не на последних местах. Интеграция дает нам шанс и не воспользоваться им – смерти подобно, во всяком случае, для некогда индустриально развитой Армении. Потому что Беларуси  удалось многие отрасли не просто сохранить, но и развить до общемировых стандартов.

Мы должны понимать, что тот же Евразийский Банк Развития – это не благотворительный фонд, это коммерческая структура. Она ставит перед собой весьма прагматичные цели, в том числе и извлечение прибыли, получая выгоды и для себя, и для стран ЕАЭС. И тут нужны эффективные бизнес-проекты, способные пройти обкатку, согласование в своих правительствах, и должны быть выведены на наднациональный уровень. Я не готов сейчас детально расщеплять этот вопрос «на атомы», тем не менее, хотел бы все-таки отметить, что роль Евразийского Банка Развития в деле развития интеграционных процессов весьма существенна. Ведь, насколько мне известно, основной целью деятельности Евразийского Банка Развития на нынешнем этапе является содействие устойчивому росту его государств-участников, преодолению последствий мирового финансово-экономического кризиса, модернизации и повышению конкурентоспособности национальных экономик. В данной связи банк обеспечивает финансирование по таким приоритетным направлениям, как проекты по развитию инфраструктуры (транспортной, энергетической, телекоммуникационной, муниципальной), развитие производств с высокой добавленной стоимостью, программы по повышению энергоэффективности экономики и так далее.

Я думаю, что с учетом внедрения в Евразийском экономическом союзе единой промышленной и агропромышленной политики количество совместных проектов в сфере промышленности, сельского хозяйства, иных сфер, в том числе финансируемых Банком, возрастет.

Я не случайно повел наш разговор в это русло, так как уже не первый год мы говорим о возможности реализации совместного проекта по созданию в Армении производства по «отверточной» сборке белорусской сельскохозяйственной техники. Проект кажется довольно интересным, особенно с учетом того, что эта продукция может найти дополнительные рынки сбыта и в соседней Грузии, и особенно в Иране. И наверное, для успешного сбыта этой столь нужной сельскому хозяйству Армении продукции необходимо задействовать определенные финансовые схемы продаж, такие как лизинг, к примеру. Можно, конечно, привозить в Армению и готовую сельхозтехнику, но она, как показала практика, становится довольно дорогой и неподъемной для наших фермеров. 

Следует отметить, что работа в данном направлении ведется на постоянной основе. В 2014 году при Торговом доме «Ар-Бе» в Ереване был организован участок по сборке малогабаритных тракторов «Беларус», и собрана первая опытная партия из 10 единиц, проведено обучение армянских специалистов. Кстати, организация сборочного процесса позволила снизить цену на эти тракторы почти на 20%. Тема организации сборочных производств сельхозтехники также рассматривалась на заседании Белорусско-Армянской Межпарламентской комиссии летом текущего года. В настоящее время на уровне заинтересованных министерств и организаций Беларуси и Армении осуществляются соответствующие консультации по подбору партнеров для реализации проекта сборки сельхозтехники, поиску производственных площадей, ведутся необходимые технико-экономические расчеты.

Что касается вопроса взаимодействия во внешнеэкономической деятельности, Беларусь именно за то, чтобы не только применять простые формы торговли, такие, как купля-продажа, но и развивать кооперационное взаимодействие. Мы в ряде стран именно так и поступаем. Но прежде, чем организовать сборочное производство, должна быть экономическая и технологическая подготовка. Следует понимать, а есть ли соответствующий базис на местах, ведь сейчас техника такова, что в простой мастерской ее уже не соберешь даже при отверточной сборке. Тут нужны специальные механизмы, станки и, конечно же, подготовленные специалисты, чтоб эту технику собирать, обслуживать, да и, в принципе, управлять ею. Сейчас Беларусь выпускает такие трактора и комбайны, что обслуживать их зачастую могут только люди с высшим техническим образованием. Именно в этом мы видим успех во взаимодействии с армянской стороной. Мы видим достижения сельского хозяйства Армении для удовлетворения собственных потребностей, но для наращивания экспорта необходимо повысить производительность в отрасли, достичь которую, по моему мнению, без соответствующего технологического инструментария весьма нелегко.

Да, в нынешнем году нам очень повезло с погодой, но это не всегда было так, да и в будущем никто не застрахован от природных «форс-мажоров».

Мы испытывали такие же трудности лет 15-20 назад. Комбайновой техники не было, прицепного, навесного и иного оборудования также, удобрений – мизер, и прочее, и прочее. Нынешняя ситуация в корне поменялась. Сейчас вся линейка техники, которая используется для индустриального сельского хозяйства, у нас имеется. Причем там где надо, есть высокотехнологические крупные агрегаты, а для небольших участков применяется малая сельхозтехника. Армения нуждается в подобном технологическом перевооружении всего аграрного сектора. И мы готовы участвовать в этом процессе, хотя бы начав с организации кооперационных производств, где мы поставляли бы основные компоненты, а недостающую часть можно было бы производить здесь и, тем самым, частично локализовать производство для создания совместного продукта «сделанного в ЕАЭС». Под технологическую схему надо подвести и финансовую, потому что, увы, пока не всегда у фермеров есть свободные средства. Хотел бы отметить, что белорусское законодательство предусматривают различные формы взаимодействия в данной сфере. Это могут быть и лизинговые схемы, и банковские схемы, в том числе через льготное кредитование. Можно также применять, но в ограниченном масштабе, и механизм правительственных гарантий. Может, это и не самый рыночный метод, но тут, как говорят, не до жиру, быть бы живу.

Все актуальнее становится вопрос транспортной логистики, из-за чего импортируемые в Армению белорусские товары существенно повышаются в цене. Если до кризиса они успешно продавались, то теперь, с падением потребительского спроса, их ценовая эластичность снизилась и товары становятся неподъемными для местного потребителя.

Объемы импорта белорусских товаров в Армению пока не столь велики. Но одним из глобальных инструментариев современной торговли является активное использование соглашений о свободной торговле. Вот ЕАЭС уже подписал такое соглашение с Вьетнамом. Это как первая ласточка. Есть и ряд других стран, которые хотят заключить аналогичные договоры с нашим союзом. Насколько мне известно, проявляет интерес и иранская сторона. Учитывая непосредственное соседство Армении с Ираном, открывается великолепная возможность не только транзита белорусских товаров в Армению, а затем и их поставок в Иран, но и возможность создания совместных предприятий, нацеленных на удовлетворение потребностей весьма емкого иранского рынка. И не только иранского, но и третьих стран, так как вопрос становится куда более актуальным в условиях, когда, например, Армении предоставлен преференциальный режим доступа на рынки ЕС (GSP+). Поэтому строительство через Армению транспортных коридоров – автомобильного, а затем и железнодорожного – станет хорошим подспорьем для создания совместных производств и сбыта продукции. Тогда объемы товарооборота существенно возрастут, и вместе с этим снизится транспортная составляющая в их цене.

Конечно же, значительную работу еще предстоит сделать и в рамках ЕАЭС для развития транспортной инфраструктуры, либерализации рынка транспортных услуг, что также будет способствовать снижению затрат на логистику и ускорению процессов транспортировки грузов.

Белорусские товары, особенно продовольственные, отличаются очень высоким качеством. Белорусские ГОСТы, зачастую по своей жесткости, превосходят европейские стандарты. Армения лишь сегодня собирается идти по этому пути. Не считаете ли Вы, что это «хитрое» понятие «техрегламент» может серьезно ограничивать экспорт армянской продукции в страны ЕАЭС, в том числе и в Беларусь.   

Для того и создается Союз, чтобы помогать друг другу и двигаться совместно вперед, а не ставить препоны. Не обязательно Армении создавать свои ГОСТы, можно и нужно во взаимодействии со странами-партнерами принимать на вооружение все самое передовое и уже имеющееся в наличии, в том числе наднационального действия. То, что эти стандарты будут распространяться не только на импорт, но и на своих производителей создают, конечно, «палку о двух концах». Вопрос вот в чем: а готовы ли наши производители соответствовать таким жестким стандартам? Ведь это целая цепочка: сырье, техпроизводство, упаковка, хранение, транспортировка, реализация др. Все эти этапы надо анализировать. Кроме того, высокие технические требования вынуждают создавать более совершенную продукцию. А это уже «волшебный пинок» для выхода на новые технологические уклады.

Спасибо за добрую оценку качества наших товаров, мы в Беларуси действительно стремимся к высоким стандартам, и это – не самоцель, это – ответственность за здоровье наших граждан, и наши товаропроизводители эту ответственность понимают и полностью принимают. Кроме того, мы вынуждены были научиться делать чистые, безопасные, с хорошим качеством продукты еще и потому, что серьезная их часть предусмотрена для реализации за рубежом. Поэтому, да, у нас какие-то стандарты порой и пожестче европейских. В то же время Европа не все наши продовольственные товары  пока допускает на собственный рынок. Расцениваю это как элемент недобросовестной конкуренции.

На армянском рынке очень много украинских товаров, особенно продуктов питания. Не меньше и российских товаров, а вот белорусские лишь недавно начали появляться на полках торговых сетей. С чем связано это запаздывание? В Армении в рамках Торгового дома «Ар-Бе» есть небольшая сеть белорусских магазинов, собственно как и во многих крупных городах СНГ, это как бы отдельный бренд, но вот в торговых сетях их не так много.

Войти с товаром в торговые сети, особенно за рубежом, как Вы знаете, не всегда просто, причем эта ситуация характерна не только для Армении, но и для многих других стран. Достичь успеха при вхождении в крупные торговые сети можно лишь используя гибкую и эффективную, порой даже агрессивную, маркетинговую стратегию. При этом необходимо использовать весь арсенал средств: и широкую рекламную раскрутку бренда, и четкую транспортную логистику, и гибкие условия оплаты. Не буду утверждать, что я на 100 процентов прав, но, наверное, наши некоторые предприятия, осознавая, что рынок Армении не такой масштабный, как, например, российский, где-то не дорабатывают, не выкладываются при работе на данном рынке на «всю катушку». Плюс играет роль и значительная транспортная составляющая, особенно это касается скоропортящихся продуктов. Все-таки, Украина и Россия немного ближе. Многие наши предприятия работают непосредственно через структуру Торгового дома «Ар-Бе». Тем не менее несколько продуктовых брендов в Армении представлены довольно широко. Это – рыбная продукция «Санта Бремор», молочная «Савушкин продукт», косметическая продукция, хозтовары и некоторые другие. Ну, а такие бренды, как «Милавица», «Конте», «Серж» прочно снискали себе славу среди армянских потребителей и продаются повсеместно.

Развивая тему качества белорусских продуктов, хотел бы вспомнить народную мудрость «лучше один раз увидеть, а в данном случае попробовать, чем сто раз услышать». Поэтому хотел бы всех пригласить оценить качество белорусских продуктов в магазинах сети Армяно-Белорусского Торгового дома «Ар-Бе», расположенных на ул. Шираки и ул. Г.Кочара.

Существует проект по созданию совместного предприятия в Беларуси по производству рыбы. На какой стадии он находится?

Беларусь, как Вы знаете, закупает много рыбной продукции по импорту, причем в третьих странах, хотя у нас очень развита рыбная переработка, и готовые белорусские рыбные изделия поставляются во многие страны мира, даже в дальние «морские» державы. Как известно, в рамках ЕАЭС мы стремимся повысить свою продовольственную безопасность, снизить зависимость от иностранных поставщиков продовольствия. Реализация подобных проектов как раз и находится в русле этой политики, поэтому мы должны им всячески способствовать. Цены в Беларуси на отдельные виды рыб, аналогичные выращиваемым в Армении, выше. Конечно, с учетом затратной логистики поставлять, к примеру, живую рыбу в Беларусь проблематично, но почему бы не попробовать использовать армянский опыт и технологии в сфере рыбоводства, т.е. реализовать какой-либо совместный проект в данной области?

Отмечу, что в августе 2015 года на заседании двусторонней комиссии по научно-техническому сотрудничеству в Ереване стороны приняли решение о создании на озере Севан совместного научно-практического центра по исследованию водных экосистем. В рамках данного проекта планируется, в том числе, проводить исследования в области воспроизводства экологически и промыслово значимых водных животных озера Севан и озер Нарочанской группы.

Армения старается возродить свою когда-то развитую легкую промышленность, в том числе и производство обуви. Беларусь же достигла в ее развитии определенных успехов. Не перекрывая друг друга на едином рынке, как Вы полагаете, можно ли тут найти общие интересы. К примеру,  визитной карточкой Беларуси в этой отрасли является «Белорусский лен», Армения же славилась своим «Армянским шелком», которого, к сожалению, больше нет. Это, мне кажется, как раз тот случай, где можно было бы объединить опыт и возможности, не наступая, как говорится,  друг другу на пятки.

Да, в легкой промышленности мы достигли определенных результатов. Накоплен серьезный опыт в текстильной, трикотажной, швейной, кожевенно-обувной сферах промышленности, и этим мы готовы поделиться с армянскими партнерами, равно как и готовой продукцией. Отмечу, что в Беларуси первоначально возрождение данных отраслей преследовало, в основном, социальные цели, цели обеспечения стабильной работой женской половины населения, когда мужчины трудились на возведенных крупных заводах, фабриках и шахтах. Затем, обеспечив потребности внутреннего рынка, отрасль встала перед дилеммой выхода за рубеж. И тут возникла проблема существенного повышения качества выпускаемой продукции. Начали создаваться привлекательные условия, поэтому потянулись к нам и иностранные инвесторы. Но самые значительные вложения были, конечно, со стороны государства, в тот же «Оршанский льнокомбинат». Продукция постепенно начала выходить на высококонкурентные рынки. У нашей страны много преимуществ – это квалифицированная рабочая сила, стабильность налогового законодательства, выгодное географическое расположение страны, великолепная и разветвленная транспортная сеть с многочисленными логистическими центрами. Между прочим, по рейтингу «Doing Business» Беларусь около 5 последних лет подряд входила в пятерку самых реформированных экономик мира. Это многие наши партнеры, кстати, стараются не замечать по понятным политическим причинам.

Так что все решается просто: каждодневный кропотливый труд и создание благоприятных экономических условий. Если будет выгодно, то инвесторы – и белорусские, и российские, и других стран – будут работать в Армении. Мы для того и создаем в рамках ЕАЭС безбарьерную торговую и инвестиционную среду, чтобы подобные проекты реализовывать максимально легко и эффективно. К сожалению, приходиться констатировать, что из-за открытости границ, не всегда честной конкуренции со стороны отдельных производителей, рынок стран ЕАЭС в последнее время наводнен хоть и дешевыми, но низкопробными изделиями легкой промышленности из третьих стран.

Мы надеемся, что с развитием системы технического регулирования и стандартизации в ЕАЭС удастся несколько упорядочить рынок продукции легкой промышленности на территории входящих в него стран. В данной связи нам необходимо объединять усилия, используя преимущества сторон, для сохранения позиций национальных производителей, в том числе и через производственную кооперацию, участие в совместных проектах. Думаю, данную тему стоит обсудить и в рамках предстоящего заседания Белорусско-Армянской межправительственной комиссии.

Как и в Армении, в Беларуси очень активно развивается IT отрасль. Существует ли сотрудничество в этой сфере?

Наше государство придает особое значение развитию IT-отрасли. Как вы, наверное, знаете, в стране созданы две крупные площадки — Парк высоких технологий и Китайско-белорусский индустриальный парк. Некоторые их путают, это разные проекты. В первом случае речь идет о содействии развитию IT сферы, а во втором будут представлены разные по содержанию направления, это и IT сфера, частично, и высокие технологии в области приборостроения, в сфере средств коммуникации и связи, в области фармакологи, био и  нано – технологии. Общий объем инвестиций составит порядка 5 млрд долларов США. Это очень масштабный проект и я думаю, что в его рамках специалистам наших стран еще придется поработать вместе.

Что же касается собственно сферы IT, то я знаю, что и в Армении есть замечательные достижения, и, уверяю вас, контакты между нашими специалистами очень тесные. Совместных предприятий пока нет, но в такой специфичной отрасли это совершенно ничего не значит.

Кстати, несколько лет назад между Белорусским парком высоких технологий и Технопарком Гюмри подписано Соглашение о сотрудничестве, в рамках которого осуществляется соответствующее взаимодействие.

Известно, что налажено сотрудничество между нашими специалистами в ювелирной отрасли, в чем оно заключается?

Наши ювелиры уже наладили между собой тесные контакты, организуются стажировки. Так, с 2011 года Армению посещают для стажировки белорусские ювелиры, где учатся методам и способам огранки и закрепки бриллиантов. В том числе армянские специалисты научили использовать так называемый швейцарский способ закрепки драгоценных камней. Более того, недавно, в октябре, в Ереване проходила выставка ювелирных изделий, в которой принимали участие и белорусские ювелиры. И нельзя забывать, что ювелирные изделия подвержены не только моде, это само собой разумеющееся, но и национальным культурным и историческим традициям и пристрастиям. Эти грани рынка, пристрастия вкусов специалисты хорошо чувствуют. И тем самым, не «наступая друг другу на пятки», как вы выразились, сами находят области для сотрудничества и обмена опытом.

Армения и Беларусь договариваются о сотрудничестве в области мирной ядерной энергетики. Расскажите, о чем идет речь.

Энергетическая отрасль – это, как известно, вторая составляющая успеха экономики после финансов. Для достижения энергобаланса важно наращивать собственные генерирующие производства. В Беларуси есть их некоторый дефицит, поэтому долю электричества мы импортируем.

Много говорится об альтернативной энергетике. Но для реализации соответствующих решений необходимы благоприятные природные условия: яркое и «длинное» солнце, устойчивые преобладающие ветра, бурные реки, геотермальные источники и др. Увы, этим мы похвастаться не можем. Остается 2 пути: развивать технологии по сжиганию угля, мазута, газа либо делать акцент на использовании мирного атома. Углеводородов в достаточном количестве у нас не имеется, а мировые цены на них будут только расти, поскольку это исчерпаемые ресурсы. Вывод напрашивается сам собой: получение значимых энергомощностей для нас возможно с применением расщепляемых материалов.

Для нашей страны, наиболее пострадавшей от чернобыльской аварии, решение о строительстве атомной станции рождалось очень болезненно. И, несмотря на это, со временем мы перебороли свои фобии и пошли на создание собственной программы по развитию мирного атома, как альтернативы использования традиционных органических носителей. Было много дискуссий и споров. В итоге выбрали самую безопасную площадку под стройку из трех вариантов. Вставал вопрос, на кого опираться, у кого самая безопасная технология? Самая безопасная и при этом самая дешевая и оптимальная технология оказалась у российской стороны. Сейчас мы в активной стадии реализации проекта строительства Белорусской АЭС, к 2018 году должны построить первый энергоблок, а за ним и второй. Нам очень важно завершить данный проект, и он будет введен в строй вовремя, я вас уверяю. Очень важно, что, тем самым, будет повышена наша технологическая устойчивость, а, во-вторых, мы будем меньше зависимы от колебаний мировых цен на углеводородные энергоносители.

В связи со строительством АЭС мы подготовили белорусско-армянское соглашение о сотрудничестве в сфере мирной ядерной энергетики. Документ предполагает взаимодействие специалистов и экспертов во всех ее проявлениях: от проектирования и строительства до хранения ядерных отходов. Вопросам обучения персонала также уделяется внимание. На повестке дня стоит вопрос строительства в Армении нового блока АЭС и, по всей видимости, по той же российской технологии. Пока, насколько известно, «Росатом» предлагает наилучший вариант, ну, а уже белорусско-армянские отношения в этой сфере будут опираться на накопленный у сторон опыт не без подпитки ресурсов с российской стороны, это очевидно. Россия очень сильно в этом плане продвинулись, имеет глубокие наработки, и важно этот опыт перенимать и им делиться ради общей безопасности и экономического благополучия.

10 сентября правительство Армении одобрило межправсоглашение с Беларусью, отменяющей обязанность граждан вставать на миграционный учет. Когда заработает данное соглашение и что оно даст гражданам двух государств?

Действительно, в рамках исполнения Дорожной карты по присоединению Республики Армения к ТС/ЕЭП разработан проект Протокола о внесении дополнения в межправительственное соглашение о взаимных безвизовых поездках граждан Беларуси и Армении от 2002 года. Документ предусматривает значительное увеличение периода пребывания на белорусской территории армянских граждан без обязательной регистрации. Предлагается увеличить с действующего в Беларуси срока 5 рабочих дней до 30. Аналогичное правило будет действовать в отношении белорусов в Армении. Данный двусторонний документ вступит в силу после осуществления сторонами всех необходимых внутригосударственных процедур, будет соответствовать духу дружбы и партнерства, в котором развиваются отношения между нашими государствами, стимулировать как рабочие связи, так и контакты между людьми, создавать более благоприятные условия для наращивания плодотворного экономического сотрудничества.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by