Размер шрифта:

Статья Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в журнале «Беларуская думка» (март-апрель 2017 г.)

Миролюбивая многовекторная внешняя политика Беларуси – это осознанный выбор, отвечающий национальным интересам*

Знаменитый французский писатель, философ и моралист XVII века Жан де Лабрюйер как-то сказал: «Кто идет медленно и не спеша, тому не длинна никакая дорога; кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели». Недавно Республика Беларусь отметила знаменательный юбилей – 25 лет со дня обретения независимости и государственного суверенитета. Конечно же, по историческим меркам срок небольшой, однако по степени насыщенности важными событиями эти четверть века для белорусов можно без преувеличения назвать судьбоносными. Беларусь прошла через труднейшие испытания постсоветского периода. В сложном, противоречивом поиске идентичности страна сохранила по крупицам то ценное, что нарабатывалось десятилетиями в СССР, привнеся лучшее из мирового, в первую очередь европейского, опыта, и в результате уверенно встала на ноги как самостоятельное, самодостаточное государство. Рассчитывать на свои силы – это было и остается естественным состоянием белорусов.

Истоки славных достижений

Роль национальной дипломатии, которая развивалась и крепла вместе с молодым государством, в его становлении трудно переоценить. Министерство иностранных дел было и остается на «передовой» борьбы за реальную независимость, признание Беларуси в мире, стремясь осуществлять эффективное внешнеполитическое и внешнеэкономическое обеспечение курса, определенного главой государства.

За годы независимости Республика Беларусь сделала впечатляющий шаг вперед в общественно-политическом и социально-экономическом развитии, добилась заметных успехов на международной арене, стала участником новых интеграционных проектов, расширила круг зарубежных партнеров и союзников, открыла, освоила и закрепила за собой новые перспективные рынки.

В труднейшем геополитическом контексте мы не допустили проникновения к нам хаоса и насилия, сберегли мир, безопасность, стабильность в обществе и государстве. Нашей стране удалось найти баланс в диалоге с различными полюсами силы. Выстроены взаимовыгодные модели сотрудничества с большинством членов мирового сообщества. Голос Беларуси твердо и уверенно звучит на крупнейших международных площадках, в первую очередь с трибуны Организации Объединенных Наций.

Даже недоброжелатели вынуждены признать наши успехи. Уходят в небытие многие клише и стереотипы в отношении нашей страны, а в «последней диктатуре Европы» наконец разглядели «европейскую Беларусь». Безусловно, здесь сыграла роль совокупность факторов, как внешних, так и внутренних. Не стоит забывать и о такой неотъемлемой черте ментальности белорусской нации, как толерантность. Она имеет давние, глубоко укоренившиеся традиции во всех сферах жизни – от конфессиональной до политической. В белорусской истории редки примеры религиозных или межэтнических конфликтов, проявления силы по отношению к государствам-соседям. Терпимость, подразумевающая уважение ко всем без исключения народам, принятие других культур и путей развития, нацеленность на диалог характерны для белорусов как для нации в целом, так и для ее отдельных представителей.

Исследователей, дипломатов – выходцев с белорусских земель, таких как И.И. Домейко, Н.К. Судзиловский, Ю.И. Сенковский, И.Д. Черский, М.К. Огинский, И.А. Гошкевич, А.А. Громыко, – объединяет уважительное отношение не только к своей Родине, но и к другим народам, без какого бы то ни было умаления их цивилизационной значимости.

Естественным продолжением толерантности является миролюбие, отличающее в равной степени наших предков и наших современников. Еще задолго до обретения в 1991 году независимости Беларусь проводила политику, направленную на установление справедливого мирового порядка.

Стоит напомнить, что первая крупная белорусская инициатива была выдвинута уже на первой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1946 году. Тогда по предложению делегации БССР Генассамблея одобрила резолюцию «О выдаче и наказании военных преступников». Республика выступила также инициатором резолюции о неприменении срока давности к военным преступлениям и военным преступникам (1968 год), резолюции об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и социального прогресса (1973 год), активно участвовала в процессах ядерного разоружения и деколонизации. Будучи избранной в состав непостоянных членов Совета Безопасности ООН, БССР ответственно выполняла эту функцию в главном органе Организации в 1974–1975 годах.

Истоки славных достижений страны лежат в нашей истории, которая, в свою очередь, во многом является отражением менталитета белорусского народа. Об этом нужно помнить. С этим необходимо соизмерять и наши сегодняшние шаги.

Инициативы, принятые к действию

В своей внешней политике Беларусь никогда не уходила в провинциализм, местечковость. Небольшая по размерам страна неизменно выступала с трибуны ООН, других знаковых площадок с объемным, «панорамным» видением мировых проблем, с крупными внешнеполитическими инициативами, актуальными для многих государств и народов мира.

Сбалансированные подходы Беларуси к сложнейшим вопросам региональной и мировой повесток дня созвучны подходам многих других государств. Именно в силу этого они зачастую становятся нашими единомышленниками. Здесь важен фактор универсальности, «всеобщности», если хотите. Это первое.

Второе – последовательное отстаивание своих убеждений. Без шараханий руководства государства из стороны в сторону в зависимости от складывающейся внешней и внутренней конъюнктуры.

Здесь стоит выделить, прежде всего, выдвинутую на Саммите ООН 2005 года инициативу Президента Беларуси о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации.

Другая из наиболее известных инициатив связана с проблематикой борьбы с торговлей людьми. С 2005 года, когда белорусский лидер призвал с трибуны ООН активизировать усилия в этой области, сделано немало. Разработан Глобальный план действий ООН по борьбе с торговлей людьми и создана Межучрежденческая группа, объединяющая в своих рядах 17 агентств системы ООН. В 2017 году по инициативе Беларуси Генассамблея ООН проведет специальное заседание высокого уровня с участием государств мира и международных организаций по вопросам реализации Глобального плана. Наша страна является постоянным координатором Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, в которой состоят 24 государства.

В последние годы Беларусь также играет одну из ведущих ролей в противодействии торговле человеческими органами. В 2014 и 2016 годах Комиссия ООН по предупреждению преступности принимала наши резолюции по этой теме. Претворяем в жизнь идеи партнерства государств, организаций и гражданского общества в таких областях, как глобальное развитие, энергетика, – особенно в контексте повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.

По инициативе Беларуси, Катара и Египта в феврале 2015 года в Нью-Йорке создана Группа друзей семьи, которая сегодня насчитывает уже 25 государств – членов ООН. В рамках данной структуры мы последовательно отстаиваем традиционные ценности института семьи, органичные для белорусского общества.

Также по инициативе Беларуси в Организации Объединенных Наций в 2016 году создана группа государств-единомышленников в поддержку стран со средним уровнем дохода. В сентябре 2016 года в ходе первой министерской встречи группы в Нью-Йорке принята декларация, нацеленная на повышение роли ООН в содействии этим государствам в реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В фокусе пристального внимания белорусской дипломатии вот уже почти три десятилетия вопросы международного чернобыльского сотрудничества. Декларация, принятая в Минске 25 апреля 2016 года на Международной конференции «Чернобыль 30 лет спустя. От аварийной ситуации к восстановлению и устойчивому социально-экономическому развитию пострадавших территорий», предложила новые перспективы международного партнерства по реабилитации загрязненных территорий и улучшению качества жизни в пострадавших регионах. Эти подходы закреплены в принятой по нашей инициативе в декабре 2016 года чернобыльской резолюции Генассамблеи ООН.

Новые договоренности о развитии взаимодействия, основанного на принципах прагматизма, последовательного продвижения национальных интересов, достигнуты в ходе переговоров А.Г. Лукашенко с заместителем Генерального секретаря ООН, Администратором ПРООН Хелен Кларк в Минске в мае 2014 и апреле 2016 года. Прямой контакт с главой государства позволил одной из наиболее уважаемых и авторитетных чиновниц ООН из первых уст узнать, как видит Беларусь дополнительные возможности партнерства.

Выступая на Саммите ООН 2015 года, Президент Беларуси предложил воплотить идею «интеграции интеграций» в качестве ключевого принципа сотрудничества, ориентированного на совместный поиск оптимальных путей объединяющего роста и устойчивого развития, скоординированное противодействие глобальным угрозам и вызовам. Эта инициатива, получившая позитивный отклик у ряда государств и международных организаций, легла в основу состоявшейся в октябре 2016 года конференции по вопросам экономической интеграции и устойчивого развития в Евразийском регионе к 2030 году, организованной Беларусью вместе с Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН. В ходе конференции заместитель Генерального секретаря ООН, Исполнительный секретарь ЕЭК ООН К.Ф. Бах справедливо назвал Минск «символом диалога», высоко оценив роль Беларуси в укреплении мира, согласия и сотрудничества в регионе Большой Европы.

Будучи ответственным членом мирового сообщества, Республика Беларусь присоединилась к Парижскому соглашению по климату. И тем самым включилась в мировой перспективный процесс перехода к низкоуглеродной экономике.

Свидетельством открытости нашего государства к взаимодействию по любым вопросам, включая правозащитную тематику, стало принятие первого Национального плана по правам человека на 2016–2019 годы. Таким образом, Беларусь вошла в число 40 стран мира, имеющих подобные программы.

В области безопасности

Уже устойчивым стало выражение «Беларусь является донором безопасности в Европейском регионе и мире». И это абсолютно справедливо. С момента обретения независимости и суверенитета Минск проводит последовательную политику в области международной безопасности, разоружения, нераспространения оружия массового уничтожения и контроля над вооружениями. Ответственный подход к принятым на себя обязательствам принес нашему государству репутацию надежного партнера в сфере международной и региональной безопасности, существенно укрепил его имидж на внешней арене.

За истекший период наша страна присоединилась практически ко всем основным международным договорам в области безопасности: о нераспространении ядерного оружия, о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, об обычных вооруженных силах в Европе, по открытому небу, конвенциям о запрещении химического, биологического оружия, запрете противопехотных мин, к блоку военно-политических обязательств ОБСЕ и ряду других.

Сегодня многие уже забыли об этом важном факте, однако Республика Беларусь стала первым государством на постсоветском пространстве, которое добровольно, без каких-либо условий отказалось от обладания ядерным оружием, оставшимся после распада Советского Союза, и в ноябре 1996 года завершила его вывод со своей территории.

Наша страна участвует во всех контрольных разоруженческих механизмах. На протяжении десятилетий мы отстаиваем на площадке ООН идею о запрещении разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения (ОМУ). По предложению именно белорусской делегации на Генассамблее ООН на трехгодичной основе одобряется резолюция «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия: доклад Конференции по разоружению». Опять-таки по инициативе Беларуси Конференция государств – членов Организации по запрещению химического оружия приняла в 2015 году решение о провозглашении 29 апреля Международным днем ОЗХО. Наша страна самым ответственным образом подходит к выполнению обязательств в области контроля над обычными вооружениями и мер укрепления доверия и безопасности на Европейском континенте. Для приведения своих вооруженных сил в соответствие с положениями подписанного в 1992 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) Беларусь уже к концу 1995 года первой выполнила данную часть своих обязательств, сократив в общей сложности более 10 % вооружений и военной техники, ликвидированных всеми 30 странами – участницами ДОВСЕ.

В 2001–2004 годах Беларусь заключила с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной двусторонние договоренности о дополнительных мерах доверия и безопасности в военно-политической области, ставшие важным инструментом реализации концепции «пояса добрососедства» по периметру границ нашего государства. Это тоже была белорусская инициатива.

Республика Беларусь присоединилась ко всем международным документам, касающимся противодействия терроризму и экстремизму.

Если уж речь зашла о проблеме безопасности, то нельзя не отметить, что с момента подписания в 1992 году Договора о коллективной безопасности и дальнейшего преобразования этого инструмента в 2002 году в полноформатную международную организацию Минск осуществлял активную и ответственную деятельность по развитию ОДКБ. В период председательства в Организации (2006–2007 и 2010–2011 годы) Беларусь выступила с рядом предложений, которые придали дополнительный импульс противодействию новым вызовам и угрозам, укреплению партнерства между ОДКБ и ООН. По инициативе Минска создан механизм реагирования на кризисные ситуации. 14 октября 2016 года председательство в ОДКБ в очередной раз перешло к нашей стране.

С 1992 года Республика Беларусь – полноправный член Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Активно участвуя в процессе выработки и принятия решений и документов ОБСЕ, наша страна вносит вклад в развитие общеевропейского диалога по всему спектру вопросов сотрудничества и безопасности. Минск выступает одним из последовательных сторонников реформирования ОБСЕ, устранения существующих перекосов в ее работе, трансформации в полноценную международную организацию – эффективную, действующую в интересах всех государств-участников.

В рамках военно-политического измерения ОБСЕ Беларусь успешно председательствовала в ряде ключевых органов: Форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности в апреле – августе 2005 года, Консультативной комиссии по открытому небу в сентябре – декабре 2008 года, третьей Конференции по рассмотрению выполнения Договора по открытому небу в июне 2015 года.

Под нашим председательством в 2003 году на Совете министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ в г.Маастрихте разработана и принята Стратегия ОБСЕ в области экономическо-экологического измерения – один из основополагающих документов «второй корзины». По инициативе Беларуси на СМИД ОБСЕ в г.Софии в 2004 году одобрено решение о борьбе с коррупцией, на мадридском СМИД ОБСЕ в 2007 году – о защите важнейших объектов энергетической инфраструктуры от террористических атак. В марте 2010 года в Минске в рамках подготовки к ежегодному Экономико-экологическому форуму ОБСЕ впервые организована конференция по тематике транспорта.

Визит в Беларусь в июле 2015 года председателя ОБСЕ, первого заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Сербии И.Дачича, его участие в заседании Трехсторонней контактной группы по Украине еще раз подтвердили реноме Беларуси как надежного «провайдера» безопасности в Европе, играющего значимую роль в урегулировании кризиса в Украине.

Беларусь традиционно активно участвует в деятельности Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ. Закономерным итогом стало решение впервые провести очередную сессию Ассамблеи в Минске в июле 2017 года. Масштабное мероприятие будет способствовать упрочению позиций нашей страны в рамках ОБСЕ и на международной арене. И мы очень серьезно нацелены на его максимально субстантивное проведение.

Для Беларуси площадка ОБСЕ, по крайней мере в ближайшей перспективе, останется весьма важным каналом доведения нашей позиции и инструментом продвижения внешнеполитических инициатив, развития критического диалога с Евросоюзом и США, привлечения международного экспертного содействия в интересах нашей страны.

Безусловно, многосторонний аспект был бы неполон без объективной оценки роли Североатлантического альянса. Укреплению безопасности Беларуси соответствует развитие прагматичных отношений с НАТО. В 1995 году наша страна подключилась к программе «Партнерство ради мира», развивает сотрудничество с Североатлантическим альянсом в таких областях, как гражданское чрезвычайное планирование, кризисное реагирование, военное образование, контроль над вооружениями, борьба с международным терроризмом и транснациональной организованной преступностью, противодействие распространению ОМУ, подготовка к участию в миротворческих и гуманитарных операциях, медицинское обеспечение и проч.

Да, для Беларуси неприемлем ряд действий, предпринимаемых в последнее время НАТО. Но на эти вызовы необходимо реагировать спокойно, твердо, продуманно. В рамках наших обязательств перед ближайшими партнерами, но одновременно исходя из реальных обстоятельств, а не искусственно моделируемых радикальных сценариев.

Экономическая дипломатия

Выработка, «кристаллизация» белорусских внешнеполитических и внешнеэкономических приоритетов происходила в качественно новых исторических условиях рубежа XX и XXI веков. Невозможно говорить о деятельности белорусской дипломатии без учета современного контекста. Именно он во многом определяет специфику дипломатической активности, ее цели и конкретные параметры.

Мир вступил в эпоху глобальных геополитических и экономических трансформаций. Мы имеем дело с новыми, в ряде случаев серьезно видоизменившимися, «мутировавшими» вызовами и угрозами: беспрецедентным ростом терроризма и числа региональных конфликтов, мощными социально-экономическими кризисами, столкновением разнонаправленных геополитических интересов мировых игроков.

Значительно ослабли сдерживающие факторы, характерные для эпохи противостояния США и СССР. Расширяется перечень ведущих мировых держав, использующих вооруженные силы за рубежом без санкций Совета Безопасности ООН. Военные конфликты вновь становятся допустимым средством решения спорных вопросов.

Мы являемся свидетелями радикализации Ближнего Востока, появления так называемого «Исламского государства» и, как следствие, кровопролитной войны в Сирии, непрекращающихся терактов в Ираке, Афганистане. Террористы открыто объединяются в многотысячные группировки и ведут крупномасштабные боевые действия с применением тяжелых видов вооружений на территориях сразу нескольких государств. Не осталась в стороне от этих событий и, казалось бы, безопасная доселе Европа, охваченная миграционным кризисом. Сегодня, когда международно-правовые механизмы пробуксовывают, сила права угрожает смениться правом силы. Ужесточилась мировая конкуренция за факторы производства: энергетические, сырьевые, продовольственные, водные ресурсы, инновации и квалифицированные кадры.

И в этих непростых условиях, на геополитическом «разломе» между Востоком и Западом, Беларусь продемонстрировала способность оставаться состоявшимся государством с устойчивой общественно-политической системой, адекватно реагирующим на новые вызовы и угрозы, эффективно адаптирующимся к внешним факторам.

Важнейшим достижением периода независимости стала реализация принципа многовекторности белорусской внешней политики. Хотя и с Востока, и с Запада нас настойчиво подталкивали к так называемому «окончательному геополитическому выбору». Мы терпеливо разъясняем нашим партнерам, что у Беларуси есть свои собственные национальные интересы, которым не соответствует замыкание на каком-либо одном направлении. И многовекторность избрана как оптимальный принцип развития государства, предполагающий планомерную выработку внутренних и внешних условий для построения множественности геополитических опор.

Республика Беларусь нацелена на укрепление сотрудничества со всеми соседями и стремится позитивно сбалансировать свои интересы между различными полюсами силы, развивать отношения и с Востоком, и с Западом, и с Югом, и с Севером настолько глубоко, насколько это возможно, но не в ущерб кому-либо и не за счет кого-либо. Наша страна всегда предлагает диалог тем, кто готов строить отношения с Беларусью на равноправной основе, без диктата и принуждения.

Безусловно, залогом политического суверенитета является прочный экономический фундамент белорусского государства. Заложенный еще в советские годы, он не был утерян, как в отдельных странах, а наоборот, за годы независимости его приумножили. Также Беларуси, обладающей открытой экономикой, в условиях жесткой конкуренции на мировых рынках удалось достичь успехов в экспорте товаров и услуг. И сегодня «экономическая дипломатия» стала визитной карточкой белорусского государства.

Страна входит в число лидеров среди мировых экспортеров грузовых автомобилей, тракторов,  дорожно-строительной и коммунальной техники. Она выпускает 17 % всех комбайнов, 6 % всех тракторов, а доля производителя карьерных самосвалов БелАЗ на мировом рынке достигает 30 %. В мировом производстве масла животного Беларуси принадлежит 4,6 %, молока – 1,4, молочных продуктов – 2,4 %.

Нашу страну знают не только по таким брендам, как «МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ», но и по продукции машиностроения нового поколения – это железнодорожные подвижные составы, выпускаемые совместно со швейцарской компанией STADLER, белорусско-китайские легковые автомобили GEELY. Широко востребованы в мире IT-продукты Парка высоких технологий, многие из которых, без преувеличения, приобрели массовую популярность. 

В целях системного укрепления внешнеэкономической деятельности Министерством иностранных дел совместно с другими органами государственного управления разработана Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016–2020 годы и дорожная карта по ее реализации. За последние годы удалось выстроить за рубежом стройную товаропроводящую сеть (ТПС), увеличить число дилерских и сервисных центров белорусских экспортеров, подобно тому, как налаживают такие системы продвижения продукции на мировых рынках транснациональные корпорации. Сегодня в 40 странах работают 339 собственных субъектов ТПС с белорусским уставным капиталом или его долей, в 17 странах функционирует более 90 сборочных производств.

В 2016 году возобновлен активный переговорный процесс по присоединению Беларуси к ВТО, что, при благоприятном развитии, приведет к возможному скорому оформлению членства в организации.

Главой белорусского государства поставлена задача к 2020 году выйти на устойчивую конфигурацию экспорта через его распределение по принципу «треть-треть-треть», то есть необходимо обеспечить планомерную диверсификацию для достижения равного распределения экспортных поставок между тремя рынками – Евразийского экономического союза, Европейского союза и стран так называемой дальней дуги. Безусловно, задача непростая. Она потребует огромных усилий и дипломатического корпуса, и самих предприятий с их маркетинговыми службами, и других заинтересованных, но игра стоит свеч: успех позволит сбалансировать внешнюю торговлю, сократив риск зависимости Беларуси от ситуации в экономике стран-партнеров. В решении этой, а также ряда других политических и экономических задач трудно переоценить роль белорусских дипломатических представительств.

Концентрация усилий и ресурсов

Отличительной чертой становления суверенитета и одновременно важным инструментом продвижения политических и торгово-экономических интересов стало расширение дипломатического присутствия Республики Беларусь в мире.

В 1990 году наша страна имела свои представительства только при международных организациях, главным образом в ООН. Обретение независимости, начавшийся процесс установления дипломатических отношений с иностранными партнерами, радикальное изменение геополитической обстановки, новые вызовы в торгово-экономической сфере дали импульс формированию сети белорусских загранучреждений.

Сегодня Республика Беларусь располагает дипломатическими представительствами в 59 государствах мира. С учетом аккредитации послов по совместительству наша страна представлена в 116 из 177 государств, с которыми установлены дипломатические отношения. Замечу, что 177 государств – это более 90 % от общего количества (193) государств – членов ООН. Белорусские дипломаты востребованы в миссиях ОБСЕ, в том числе «полевых», работают в международных организациях, оттачивают свое мастерство в структурах ОДКБ, ЕЭК, СНГ.

Фактически, непосредственно либо по совместительству Беларусь представлена во всех важнейших регионах планеты. При этом решения об открытии посольств принимаются на основе глубокого анализа перспектив новых рынков и возможностей их освоения за счет уже имеющихся загранучреждений. Акцент сделан на «зонтичном» принципе охвата регионов с выделением опорных страновых точек. Ведь такой подход – гарантия концентрации усилий и ресурсов без их неэффективного распыления, которое мы не можем себе позволить.

Кропотливая работа по формированию дипслужбы Беларуси, ее кадрового аппарата проводится при требовательном и внимательном отношении руководства государства. Создана современная ведомственная нормативно-правовая база. Сформирован коллектив, неоднократно доказывавший преданность Родине, высокий профессионализм, способность оперативно решать нестандартные задачи. Совершенствуется система подготовки дипломатов на базе белорусских вузов.

Центральный аппарат МИД, загранучреждения мобилизованы на решение задач государственного значения – расширение круга партнеров и союзников, минимизацию прессинга оппонентов, противодействие попыткам «выдавить» Беларусь из решения вопросов, затрагивающих ее интересы, содействие обеспечению национальной безопасности во всех ее измерениях, включая экономическое (рост экспорта, оптимизация его структуры, привлечение инвестиций). Образно говоря, современный МИД – реальная «боевая единица» в государственном «арсенале».

Внешняя политика Беларуси** – политика поиска шансов и их эффективной реализации. Мы не переоцениваем свой потенциал, свои возможности, но и цену себе белорусы знают. Современная белорусская дипломатия – активный участник международных процессов. Можно сказать, что наше государство сегодня «в тренде» – по причине своей принципиальной и последовательной внешнеполитической линии, которая во многом способствовала качественно новому «прочтению» Беларуси на Западе. Конструктивная, взвешенная, ответственная позиция нашей страны на международной арене получает все большее признание в мире.

Сегодня столица Беларуси ассоциируется не только с Минской группой по урегулированию нагорнокарабахского конфликта, но и с минскими соглашениями как международно признанной безальтернативной основой урегулирования конфликта в Украине. С 2014 года Минск стал местом проведения заседаний трехсторонней контактной группы «Украина – Россия – ОБСЕ». Достижение договоренностей по деэскалации ситуации на Донбассе способствовало укреплению имиджа Беларуси как нейтрального государства с серьезным миротворческим потенциалом. При этом крайне важно, что мы не дали втянуть себя в противостояние, спровоцированное украинским кризисом. Взвешенная позиция содействовала нормализации политического диалога с ЕС, США и Канадой, важным этапом которого стала отмена или приостановка большинства антибелорусских санкций. Отказ все большей части представителей западного истеблишмента от застарелых стереотипов в отношении Минска  ведет  к  более  объективному взгляду на процессы как внутри, так и вокруг нашего государства.

И  отнюдь  не  случайно  Президент Беларуси выступил с идеей нового миротворческого процесса, аналогичного хельсинскому. На 23-й встрече Совета министров иностранных дел государств – участников ОБСЕ в Гамбурге в декабре 2016 года белорусская сторона заявила о том, что между лидерами России, США, Евросоюза, Китая и других крупных  игроков  мировой  политики назрела необходимость откровенного обмена мнениями о причинах кризиса в международных отношениях. Важно положить начало осмыслению новых правил формирующейся многополярности при безусловном уважении интересов друг друга.

От Бреста до Владивостока

За годы независимости Республикой Беларусь выстроен прочный фундамент отношений с ключевым стратегическим партнером – Российской Федерацией – как  на  двусторонней  основе,  так  и  в рамках интеграционных объединений. С 2012 по 2016 год показатели внешней торговли Беларуси и России стали рекордными. Так, в 2012-м взаимный товарооборот составил 43,86 млрд долларов, что выше уровня 1995 года в 8,5 раза, объем  экспорта  товаров  из  Беларуси в Россию в 2013 году достиг 16,8 млрд долларов, превысив уровень 1995-го в 7,7 раза. В 2016 году Россия традиционно сохранила лидирующее место среди торговых партнеров Беларуси: на ее долю пришлось более половины стоимостного объема внешней торговли. По итогам прошедшего года объем взаимного товарооборота составил 26,1 млрд долларов, экспорт в Россию достиг 10,8 млрд долларов, увеличившись к уровню 2015 года на 4 %, импорт из России – 15,3 млрд долларов, сократившись на 10,8 %. Наша страна поднялась в списке крупнейших торговых партнеров России с пятой строчки на четвертую, заняв место сразу после Китая, Германии и Нидерландов. В 2016 году на долю России пришлось более половины от общего объема привлеченных в Беларусь иностранных инвестиций за этот период.

Каждое  второе  белорусское  предприятие тесно связано с российскими партнерами кооперационными отношениями. Активно развивается инвестиционное сотрудничество. Среди знаковых совместных проектов – строительство Белорусской АЭС в Островце.

К сожалению, происходящие в регионе разноплановые события и процессы (украинский кризис, взаимные санкции между Россией и ЕС и др.) накладывают отпечаток и на белорусско-российские отношения. В чем это проявляется? В том, что некоторые политики, ангажированные СМИ и эксперты пытаются культивировать у россиян имидж Беларуси как «нахлебника России». Естественное стремление Минска нормализовать отношения с ЕС и США, приблизиться хотя бы к тому уровню сотрудничества с Западом, который существует у Российской Федерации и других постсоветских стран, трактуется как «уход Беларуси на Запад», ненадлежащее выполнение союзных обязательств. Зачастую искусственно создаются проблемы в сферах торгово-экономического, топливно-энергетического, приграничного и иного взаимодействия.

Однако и у руководства, и у народов Беларуси и России есть внутреннее убеждение, что вся эта пена в очередной раз схлынет, что никому не удастся поссорить дружественные государства в угоду меркантильным интересам, разорвать интеграционные связи, не имеющие аналогов на постсоветском пространстве. В первую очередь речь идет о Союзном государстве.

За  годы  кропотливой  работы  воссоздано общее пространство от Бреста до Владивостока, на котором белорусы и россияне имеют в целом равные права в сферах трудоустройства, образования, соцобеспечения, медицины, приобретения жилья, ведения бизнеса. Граждане вольны в свободе передвижения, выборе места жительства. За счет средств бюджета Союзного государства финансируется ряд союзных программ в различных областях: космос, информационные технологии, микроэлектроника, сельское хозяйство,  преодоление  последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Евразийская интеграция и не только

Чрезвычайно важным с точки зрения становления и развития евразийской экономической интеграции был 2016 год. Беларусь как одна из стран-основательниц Евразийского экономического союза внесла весомый вклад в этот процесс. Так, с 1 января 2016 года запущена  программа  либерализации каботажных перевозок грузов автотранспортом. Начата реализация основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Также в 2016 году главами государств одобрены  концепции  формирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Принятие этих документов – только первый шаг на пути создания общих рынков энергоресурсов Союза в период 2019–2025 годов.

Во многом благодаря принципиальному подходу Минска удалось довести до логического завершения работу над новой редакцией Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Хотя и с опозданием, начал функционировать единый рынок лекарств и медицинских изделий Союза.

Предприняты результативные шаги по выработке и претворению в жизнь единой торговой политики стран ЕАЭС. В октябре 2016 года вступило в силу Соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом. Уже около четырех десятков государств, включая такие крупные, как КНР и Индия, проявили интерес к сотрудничеству с ЕАЭС в том или ином формате.

Находясь на границах Евразийского экономического союза и Европейского союза, Беларусь последовательно выступает за формирование устойчивых механизмов диалога и сотрудничества между этими двумя крупнейшими объединениями. Евразийская интеграция не должна ограничиваться только западным  направлением  –  важнейшей задачей должно стать тесное взаимодействие с государствами и экономическими объединениями на Востоке, в том числе с Китаем, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, другими партнерами. Существенную пользу в реализации наших торгово-экономических и инвестиционных интересов могло бы принести сопряжение объединительных процессов в ЕАЭС с развитием интеграции в рамках ШОС, АСЕАН и других региональных союзов.

Тем не менее приходится констатировать, что основные цели ЕАЭС: создание условий для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без изъятий и ограничений, а также реализация согласованной политики в ключевых секторах экономики – к настоящему времени не достигнуты. На это постоянно обращает внимание партнеров по интеграции белорусская сторона.

Не выработан механизм функционирования ЕАЭС в условиях применения одним из государств-членов Союза односторонних мер защиты рынка в отношении третьих государств, а с ним не решен и принципиальный вопрос обеспечения свободы транзитных перевозок грузов из третьих стран через государства-члены ЕАЭС.

Необходимо на практике обеспечить компаниям  стран  «пятерки»  равный доступ к госзакупкам в государствах-членах; вырабатывать, согласовывать и применять меры защиты внутреннего рынка. Нужно двигаться шаг за шагом дальше и в других отраслях, на которые распространяется действие Договора о ЕАЭС: проведение согласованной промышленной, агропромышленной, транспортной, валютной политики, либерализация торговли услугами в рамках Союза, сотрудничество в сфере трудовой миграции.

В 2015 году Беларусь стала первой европейской страной-наблюдателем в Шанхайской организации сотрудничества, получила статус наблюдателя и в таких региональных структурах, как Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, «Северное измерение».

О Содружестве

Особый разговор о Содружестве Независимых Государств, которому в декабре 2016 года исполнилось 25 лет. СНГ прошло сложный путь. Процессы в нем носят противоречивый характер, что служит одной из причин критических оценок эффективности этой структуры, в ряде случаев действительно оправданных.

Своеобразным ответом на критику стало принятое в Бишкеке решение Совета глав государств об адаптации СНГ к современным реалиям, задавшее вектор дальнейшего развития Содружества. Работа по его реализации, предусматривающая повышение эффективности деятельности уставных и иных органов СНГ, минимизацию финансовых затрат, совершенствование кадровой политики, уже начата. На повестке дня появились новые вопросы, в том числе и об усилении координирующей роли органов отраслевого сотрудничества, которым нужно придать системность и программно-целевой характер.

В свете обострения отношений между двумя ключевыми партнерами нашей страны – Россией и Украиной – очевидно, придется под новым углом взглянуть на реализацию Договора о зоне свободной торговли. Беларусь призывает стороны к терпению и выдержке. Содружество уже многое потеряло с выходом из его состава Грузии. Дальнейшая дезинтеграция будет снижать экономический и политический потенциал СНГ. Тем более что в рамках Договора о зоне свободной торговли государств – участников Содружества Независимых Государств мы приступили к решению таких амбициозных проектов, как построение единого рынка госзакупок и формирование основ рынка свободной торговли услугами.

В ревизии нуждается и договорно-правовая база Содружества. За 25 лет наша страна подписала множество решений, договоров и соглашений, часть из которых уже утратила свою актуальность. Существует дублирование с документами, принятыми в рамках других интеграционных объединений.

Своеобразной фабрикой свежих идей и актуальных вопросов в повестку дня СНГ стала прошедшая в 2016 году в Минске Международная научно-практическая конференция «25 лет Содружеству Независимых Государств: итоги, перспективы». По результатам ее работы были выработаны конкретные предложения по раскрытию потенциала Содружества практически по всем направлениям.

За годы независимости нашей стране удалось не только сохранить традиционно дружественные отношения с государствами, входившими в состав СССР, но и придать им новое звучание. Показатель тесных связей – дипломатическое присутствие Беларуси во всех странах СНГ на уровне посольств. В 2016 году открыта наша дипмиссия в Грузии.

Регулярный  характер  приобрели встречи Президента Беларуси с президентами Азербайджана, Туркменистана, Казахстана. Площадка ЕАЭС открывает новые перспективы для активизации взаимодействия с Арменией и Кыргызстаном. Налажен конструктивный диалог с руководством Украины, несмотря на кризисные события на востоке этой страны. Заметно активизировались контакты с Узбекистаном.

Важно отметить, что разновекторные интеграционные устремления наших партнеров мы не рассматриваем в качестве препятствия для развития двусторонних связей. Подтверждение тому – активизация контактов с Молдовой, Грузией, Украиной после подписания ими соглашений об ассоциации с Евросоюзом. Живой импульс всему спектру двусторонних отношений придал официальный визит в Минск Президента Грузии Георгия Маргвелашвили 1–2 марта 2017 года.

Белорусские  производители  прочно закрепились на рынках СНГ. Около 30 % украинского рынка импортных тракторов  принадлежит  ОАО  «МТЗ», 35 % рынка грузовых автомобилей – ОАО «МАЗ», более 40 % рынка флоатстекла – ОАО «Гомельстекло», более 92 % рынка калийных удобрений – ОАО «БКК». В Казахстане с 2013 по 2016 год доля тракторов ОАО «МТЗ» в общем объеме импорта тракторной техники выросла с 38 до 64 %, доля белорусских комбайнов достигла 44 %. В СНГ функционирует более 20  сборочных производств, выпустивших десятки тысяч единиц белорусской техники. Как историю успеха можно привести кооперацию на ПО «Гянджинский автомобильный завод» в Азербайджане. В Туркменистане начал работу Гарлыкский горно-обогатительный комбинат по выпуску калийных удобрений. Стоимость его строительства – 1 млрд долларов. Это самый крупный проект, реализуемый белорусскими специалистами за рубежом.

За последние два года на рынок ряда стран Беларуси удалось выйти с новой высокотехнологичной продукцией. В Туркменистан поставлены беспилотные авиационные комплексы, в Азербайджан и Грузию – электропоезда Stadler. Укрепили свои позиции на рынках СНГ белорусские разработчики программных продуктов.

В западном контексте

Изменение  восприятия  Беларуси вследствие ее сбалансированной внешнеполитической линии, в том числе по украинскому вопросу, во многом обусловило своеобразный «прорыв» на западном направлении. По сути, за последние годы на европейском векторе внешней политики сторонами сделано больше, чем, условно говоря, за два десятилетия «санкционной дипломатии». Активизированы контакты на высшем и высоком уровнях. Расширена тематика взаимодействия с Евросоюзом за счет проведения в 2014–2015 годах шести раундов консультаций по вопросам модернизации, переговоров по проектам соглашений об упрощении визовых процедур и о реадмиссии. В октябре 2016 года между Беларусью и ЕС подписана Декларация о партнерстве ради мобильности, а в ноябре состоялся первый в истории визит в Беларусь делегации Комитета по политике и безопасности Совета ЕС, в состав которой вошли постоянные представители при ЕС всех 28 стран-членов Евросоюза. Делегацию принял Президент Республики Беларусь.

Создана основа для структурированного диалога в рамках Координационной группы Беларусь – ЕС. В мае 2015 года с Еврокомиссией принята Договоренность о сотрудничестве по механизму раннего предупреждения в сфере энергетики. В 2015 году Беларусь стала автором новой флагманской инициативы по гармонизации цифровых рынков стран-членов ЕС и стран-партнеров, одобренной участниками ЕС и Восточного партнерства и принятой к реализации.

Наметился позитивный сдвиг в двусторонних отношениях с государствами-членами Евросоюза. В мае 2016 года состоялся визит Президента Беларуси в Италию и Ватикан. В этом же году нашу  страну  посетили  председатель правительства Словакии Роберт Фицо, маршал Сената Польши Станислав Карчевский, приезжали в Минск главы МИД Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Франции Жан-Марк Эро для участия во встрече министров иностранных дел «нормандской четверки». Активизации дальнейшего сотрудничества будут способствовать состоявшееся в прошлом году открытие Посольства Республики Беларусь в Королевстве Испания и возобновление работы Посольства Республики Беларусь в Королевстве Швеция.

Расширяется и взаимодействие со странами Европы, не входящими в состав Евросоюза. Историческим событием стал первый официальный визит лидера Турецкой Республики Президента Реджепа Эрдогана в Беларусь в ноябре 2016 года.

Европа остается вторым по значимости рынком сбыта для белорусских товаров. В общем объеме внешней торговли Беларуси в 2016 году страны ЕС составили около 22 %, в общем объеме белорусского экспорта – около 25 %. К слову, за последние 20 лет при всех санкциях, отсутствии основополагающих договоров между Беларусью и Евросоюзом взаимный торговый оборот вырос в 40 раз и еще в 2014 году составил 20   млрд долларов. Причем Беларусь – одна из немногих стран, которые имеют положительное сальдо в торговле с ЕС (в 2016 году – 170 млн долларов).

Европу можно считать и основным источником инвестиций и кредитных ресурсов в нашу экономику. За прошедший год из государств-членов ЕС, прежде всего Великобритании, Кипра, Австрии, Литвы, Польши, Нидерландов, Германии, в Беларусь инвестировано 3,4 млрд долларов, что составляет 39,4 % всего объема привлеченных инвестиций, в том числе прямых – 2,9 млрд долларов, а это более 40 % всех прямых инвестиций. Важным перспективным направлением экономического сотрудничества со странами-членами ЕС является развитие логистической инфраструктуры белорусского экспорта через порты стран Балтии.

16  июня  2016  года  в  г.  Баня-Луке (Босния и Герцеговина) на ежегодной встрече министров иностранных дел Центрально-Европейской инициативы было принято официальное решение о председательстве Беларуси в этой организации в 2017 году. Наша страна, хотя и не является членом Совета Европы, всесторонне взаимодействует с этой организацией, обладающей значительным экспертным потенциалом, который может и должен быть использован в интересах нашего государства. В минувшем году Комитетом министров СЕ был принят План действий Совета Европы для Беларуси на 2016–2017 годы. Впервые с 1997 года подобный документ разработан и принят с учетом позиции и приоритетов наших профильных министерств и ведомств.

Беларусь – член 14-ти международных договоров Совета Европы. В 2016 году нашей страной подписан дополнительный протокол к Конвенции по борьбе с допингом. Прорабатывается вопрос присоединения к Конвенции о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и схожими преступлениями, угрожающими здоровью населения. Республика Беларусь принимает полноценное участие в семи руководящих комитетах Совета Европы – по образованию, спорту, молодежи, культурному наследию и ландшафтам, по вопросам деятельности Всемирного антидопингового агентства, Бернской конвенции, противодействию торговле людьми. Белорусские эксперты также приглашаются в качестве наблюдателей к участию в работе шести комитетов – по сотрудничеству в юридической сфере, правам человека, СМИ и новым информационным услугам,  вопросам международного публичного права, фармакопее, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также на ad-hoc-основе участвуют в работе Группы Помпиду по противодействию распространению наркотиков. Представители Конституционного суда Республики Беларусь участвуют в сессиях Венецианской комиссии.

В 2015 году впервые с 2001 года Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) по приглашению белорусского парламента приняла участие в наблюдении за выборами Президента Беларуси. Позитивный резонанс в Совете Европы имело решение Палаты представителей Национального собрания пригласить ПАСЕ к участию в наблюдении за парламентскими выборами в Беларуси в 2016 году. В условиях отсутствия у Минска подобных обязательств перед этой организацией такой шаг содействовал нормализации отношений с СЕ и, в более широком контексте, с Западом.

Отмена большинства санкций в отношении Беларуси открыла окно возможностей для развития полноформатного диалога с Западом во всех сферах взаимодействия – в первую очередь в важных для нас торгово-экономической и инвестиционной, включая доступ Беларуси к ресурсам международных и европейских финансовых институтов. Так, в сентябре 2016 года Еврокомиссия внесла Беларусь в список стран, имеющих право получать финансирование Европейского инвестиционного банка под гарантии ЕС. Ключевая задача на перспективу – полная нормализация отношений, выход на заключение базового соглашения между нашей страной и Европейским союзом, дальнейшая активизация диалога с Соединенными Штатами Америки.

Последнее принципиально важно при понимании, что США де-факто остаются супердержавой, во многом определяющей ход мировых событий. К сожалению, большинство проектов сотрудничества было свернуто после объявления Белым домом в январе 1997 года политики «избирательного взаимодействия» в отношении Беларуси. Вместе с тем даже во времена острых политических разногласий сохранялись общие интересы и сотрудничество в области обеспечения региональной и глобальной безопасности. Например, в рамках «Северного маршрута доставки» Беларусь предоставляла свою территорию для транспортировки грузов для Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

В  настоящее  время  в  отношениях  с  США  наметилась  положительная динамика. Отменены  санкции против «Белоруснефти», «Белтехэкспорта», «БелОМО», сняты преграды для работы Белорусской калийной компании на американском рынке. Вашингтон отказался от действовавшей ранее негативной рекомендации своим бизнесменам и инвесторам в отношении работы с нашей страной, поддерживает вступление Беларуси в ВТО, не препятствует развитию связей между регионами. Мы традиционно сотрудничаем в области ядерной и радиационной безопасности, защиты прав интеллектуальной собственности. Контактируют правоохранительные органы, в частности, по линии борьбы с киберпреступностью. Достигнута договоренность о начале белорусско-американского экономического диалога. Повысилась узнаваемость Беларуси в США среди политиков, бизнесменов, простых граждан. Все это внушает осторожный оптимизм и надежду на то, что с приходом к власти новой американской администрации появилась возможность если не начать с чистого листа, то, как минимум, осуществить «перезагрузку» наших отношений. И, конечно же, очень бы хотелось, чтобы Вашингтон отказался от политической инерции в отношении нашего государства.

Укрепление дальней дуги

В разрезе формирования полноценной «третьей опоры» внешней политики Беларусь продолжает укрепление дальней дуги союзников и партнеров. В последние годы обеспечена стабильная динамика политического и экономического диалога с традиционными и новыми партнерами в Азии. Наиболее активно развивалось сотрудничество с Китаем, Вьетнамом, Индией, Ираном, Пакистаном, Афганистаном, Бангладеш, Индонезией. Открылись посольства Беларуси в Монголии, Пакистане, Австралии.

Удалось достичь существенных результатов в отношениях с Китаем: они на деле приобрели характер доверительного и всестороннего стратегического партнерства и взаимовыгодного сотрудничества. Сам факт подписания главой государства Директивы No5 «О развитии двусторонних отношений Республики Беларусь с Китайской Народной Республикой» уже свидетельствует об особом внимании к этой потенциальной супердержаве.

С участием китайского капитала в Беларуси реализуются либо планируются к реализации десятки важных проектов в  энергетической,  аэрокосмической, транспортной, строительной сферах. Запуск белорусского спутника с китайского космодрома Сичан, создание современных оборонных систем вывели на новый уровень технологическое сотрудничество. Надеемся на то, что инновационная и инвестиционная составляющие в ближайшем будущем станут стержнем нашего взаимодействия с Китаем.

Вовлечение Беларуси в новый глобальный проект – «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) – должно оказать заметное влияние на повышение инвестиционной привлекательности белорусской экономики, расширение товаропотоков, формирование новых производств, транспортно-логистических схем, создание рабочих мест. Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий камень» фактически становится точкой опоры ЭПШП в Евразии. Стратегическое решение Пекина о строительстве в Беларуси самого крупного зарубежного индустриального парка с китайским капиталом не случайно. Мотивировка для китайцев – выгодное географическое положение Беларуси, развитая транспортная инфраструктура, высококвалифицированные рабочие и специалисты. Наш интерес в этом проекте –  создание предприятий «зеленой» экономики для производства инновационной продукции на основе высоких технологий.

Другой важный для нашей страны партнер – Вьетнам. В 2015 году состоялся государственный визит Президента Беларуси Александра Лукашенко в эту страну. Достигнуты договоренности активизировать промышленную кооперацию, нарастить товарооборот до 0,5 млрд долларов.

Беларусь стала одним из локомотивов инициативы по заключению Соглашения о зоне свободной торговли между государствами ЕАЭС и Вьетнамом. В контексте начала функционирования с 5 октября 2016 года зоны свободной торговли с участниками ЕАЭС и беспошлинной торговли в рамках АСЕАН Беларусь рассматривает Вьетнам как плацдарм для развития совместных производств. Ведь это государство – один из ключевых членов Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, состоящей из 10 стран с рынком в полмиллиарда человек.

Важным направлением многовекторного внешнеполитического курса Беларуси, сбалансированной реализации наших интересов в азиатском регионе является развитие всесторонних отношений с Индией. Заметной вехой в белорусско-индийском сотрудничестве стал первый в истории отноше-ий визит Президента Индии Пранаба Мукерджи в Беларусь в июне 2015 года. В июне 2016-го состоялась встреча главы белорусского государства с премьер-министром Индии Нарендрой Моди в рамках Саммита ШОС в Ташкенте. Растет инвестирование индийского капитала в белорусскую экономику в высокотехнологичных сферах, прежде всего в фармацевтике, с прицелом на реализацию готовой продукции на емких рынках ЕС и ЕАЭС.

Еще один ключевой партнер Беларуси в рамках АСЕАН – Индонезия. Знаковым событием в двусторонних отношениях стал первый визит в Индонезию и Сингапур государственной делегации во главе с Президентом Александром Лукашенко в марте 2013 года.

В июле 2015-го на полях саммитов БРИКС и ШОС в г.Уфе (Россия) состоялась встреча Президента Беларуси и Президента Ирана Хасана Роухани, по итогам которой активизировано белорусско-иранское  торгово-экономическое  и инвестиционное взаимодействие, подписана дорожная карта сотрудничества на 2016–2017 годы.

За сравнительно небольшой период времени удалось вывести на качественно новый уровень двусторонние отношения Беларуси и Пакистана. В 2014 году открыто белорусское Посольство в Исламабаде, в 2015 году – Посольство Пакистана в Минске. В 2015–2016 годах состоялся обмен серией взаимных визитов на высшем и высоком уровнях. Созданы предпосылки для использования взаимного производственного и инвестиционного потенциала двух государств, выхода на крупные совместные проекты в третьих странах, увеличения товарооборота.

Удалось не только восстановить, но и нарастить наше присутствие в странах Африки и Ближнего Востока. Отношения Беларуси с государствами этих дальних регионов отличаются взаимопониманием в политической сфере, в том числе на международной арене. Но безусловный приоритет – экономическая составляющая. По прогнозам экспертов, Африка станет наиболее быстрорастущим рынком к середине XXI века: платежеспособный спрос африканцев увеличивается самыми быстрыми темпами на планете, и массовыми потребителями в ближайшем будущем окажутся именно они. Сотрудничество с Африкой активизируется главным образом за счет формирования надежных каналов продвижения продукции. С этой целью мы продолжим работу с такими традиционными партнерами, как Египет, Нигерия, Эфиопия, ЮАР. Определены и новые «точки роста» – Ангола, Гана, Марокко, Мозамбик.

Реализуются проекты в аграрной, промышленной и специальной областях. Сегодня сборочные производства белорусской техники открыты в Египте, Алжире, в проработке – создание таких предприятий в государствах Южной и Восточной Африки. Организованы торговые дома белорусских предприятий в  таких  перспективных  странах,  как Египет и ЮАР. Открытие в 2014 году торгового дома в Нигерии призвано обеспечить поставки в страны Африки многих брендов продукции, производимой в Беларуси. Особый акцент при этом – на продвижении высокотехнологичных товаров.

Мощный импульс развитию сотрудничества с Египтом и Суданом придал совмещенный визит главы белорусского государства Александра Лукашенко в Каир и Хартум в январе текущего года. Плодотворные переговоры на высшем уровне подтвердили большие возможности для расширения присутствия Беларуси на рынках этих стран.

Отдельное внимание – взаимодействию нашей страны с региональными структурами, прежде всего Африканским союзом. Со стороны наших партнеров есть интерес и понимание, сформированные не без участия дипломатов, перспективности работы с Беларусью как важным источником передовых технологий и современного оборудования.

Не будем забывать, что Беларусь – полноправный член Движения неприсоединения. А это дополнительный канал и ресурс практических двусторонних контактов. Мы расширяем также взаимодействие с влиятельными региональными организациями – Лигой арабских государств, Организацией исламского сотрудничества.

За десять лет, с 2006 года, белорусский экспорт в страны Африки и Ближнего Востока увеличился вдвое. Начат экспорт карьерной техники «БелАЗ» и нефтепродуктов в Анголу, калийных удобрений и грузовиков «МАЗ» – в Эфиопию, азотных удобрений – в Сенегал, нефтепродуктов, шин и рентгеновской аппаратуры – в Кению, строительной керамики – в Того, табачных изделий – в Нигерию и ОАЭ.

На 1 января 2017 года объем накопленных инвестиций, поступивших в экономику Беларуси из стран Ближнего Востока и Африки, составил 589 млн долларов (из них прямые инвестиции – 136 млн долларов). Эффективно используется  мощный  инвестиционный  потенциал стран Ближнего Востока. Так, в 2015 году в Минске завершено строительство гостинично-спортивного комплекса с объемом катарских инвестиций до 200 млн долларов. В конце 2016 года эмиратской компанией «Копаоник Инвестмент» начата реализация проекта строительства многофункционального гостиничного комплекса.

Наиболее эффективное продвижение интересов Беларуси на рынках Африки обеспечено в Египте, Судане, Нигерии, Гане, Эфиопии, Анголе, Мозамбике на основе взаимодействия деловых кругов этих стран с заинтересованными белорусскими предприятиями.

Официальный визит главы белорусского государства на Кубу в 2000 году стал первым визитом на высшем уровне в Латинскую Америку в современной истории Беларуси, фактически положившим начало нашему вхождению в регион. Многие тогда не верили, что «задний двор» мировой политики, как некоторые пренебрежительно называли Латинскую Америку, может оказаться перспективным. У нас же был принципиально иной взгляд на вещи. И время подтвердило его правильность.

Венесуэльский лидер Уго Чавес стал первым латиноамериканским Президентом, посетившим Беларусь в 2006 году. В немалой степени благодаря интенсивному межгосударственному диалогу на высшем уровне отношения между Беларусью и Венесуэлой прошли стремительный путь от их зарождения до реального стратегического партнерства. Обеспечен весь комплекс экономических связей – от строительства и нефтепереработки до создания совместных предприятий по сборке тракторов, грузовиков, дорожно-строительной техники.

Каракас способствовал укреплению наших возможностей в этом перспективном  регионе,  став  «плацдармом» для продвижения белорусских интересов в другие страны Латинской Америки. В 2010 году состоялся первый в истории нашей страны визит Президента Беларуси в Бразилию, в 2012 году – в Эквадор. Курс таких стран региона, как Венесуэла, Куба, Боливия, Никарагуа, Уругвай, Эквадор на отстаивание независимости во внешней политике, проведение социально ориентированной внутренней политики созвучен и понятен Беларуси. Заинтересованность в многополюсном мире делает наши страны союзниками на международной арене, создает политические предпосылки для долгосрочного партнерства.

Формируемые на дальней дуге новые точки опоры, дополнительные «подушки безопасности» способствуют росту узнаваемости Беларуси в регионах Азии, Африки, Ближнего Востока, Латинской Америки, что, в свою очередь, работает на дальнейшую диверсификацию экспорта и в целом на повышение уровня политического взаимодействия Минска с дальними партнерами.

***
Внешнеполитическое ведомство как неотъемлемое звено государства вместе  с  другими  органами госуправления, бизнес-структурами, гражданским сектором вносит свой посильный профессиональный вклад в укрепление и модернизацию Беларуси, отстаивая ее политические и экономические интересы на международной арене. Но необходимо ясно понимать, что эффективное обеспечение курса на укрепление независимости и суверенитета – это результат комплексных усилий всех ведомств, предприятий, трудовых коллективов, ученых, экспертного сообщества. Главная заслуга первого Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко состоит в том, что ему удалось объединить усилия всей нации во имя ясной и благородной цели – создания подлинно независимого, суверенного, процветающего государства.

Строя свою страну, нам есть от чего оттолкнуться. Удалось сохранить и приумножить мощный производственный, научный и кадровый ресурс. Создавая первую белорусскую атомную станцию, мы движемся к энергетической безопасности.  Межнациональное  и  межконфессиональное согласие, толерантность стали визитными карточками нашего государства. Истинная ценность этих достижений очевидна сегодня, когда мир сотрясают войны и теракты. Современная Беларусь – это, без преувеличения, одна из опор безопасности в Европейском регионе.

Выйдя на качественно новый виток своего развития, Республика Беларусь может и должна играть более значимую роль не только в региональной, но и в мировой политике. История показывает: новые вызовы – это одновременно и новые шансы. Шансы на преодоление инертности, выход на качественно новый технологический уровень, «продвинутые» стандарты социально-экономического развития, на достижение тех целей, которые до сих пор оставались нереализованными. Как мы воспользуемся этими шансами, зависит только от нас самих.

____________________________________________________________________________________________________

*Статья Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея, посвященная 25-летию внешней политики независимой Беларуси (часть 1)

**Статья Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея, посвященная 25-летию внешней политики независимой Беларуси (часть 2)

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by