Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Государстве Израиль В.Скворцова порталу «Израиль в лицах» (16 сентября 2016 г.)

Посол Беларуси Владимир Скворцов рассказал о выборах и о перспективах сотрудничества с Израилем

11 сентября в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. В связи с этим главный редактор медиа-проекта «Израиль в лицах» Элеонора Гройсман обратилась к Чрезвычайному и Полномочному Послу Республики Беларусь Владимиру Николаевичу Скворцову с просьбой прокомментировать предвыборный процесс и сами выборы. А также, пользуясь случаем, она попросила г-на Посла рассказать о дальнейших планах по укреплению сотрудничества Беларуси и Израиля и о деятельности белорусского землячества в Израиле. Этот разговор сам собой перешел на тему о знаменитых выходцах из Беларуси, которые внесли и вносят огромный вклад в развитие и процветание Израиля.
 
11 сентября в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания, вызвавшие довольно заметный резонанс в СМИ как в Вашей стране, так и за ее пределами. Чем он, на Ваш взгляд, объясняется? Можно ли вести речь о неких особенностях нынешнего избирательного процесса?

Только что завершившаяся электоральная кампания отличалась от многих предыдущих, пожалуй, заметно более высоким интересом как в среде избирателей, так и политиков, и международных наблюдателей, и в самом деле была наиболее «медийной». В пользу этого говорит и статистика – явка на выборах достигла почти 75%, в мониторинге за ними приняли участие свыше 800 международных и 37 тысяч национальных наблюдателей, аккредитовано более 330 журналистов из почти трех десятков стран, освещавших ход предвыборной кампании и процесс голосования.
 
Думаю, что такое повышенное внимание к нынешним выборам было вызвано как рядом нововведений, принятых в Беларуси в последнее время в сфере избирательного законодательства, так и возрастающим уровнем политической культуры населения, и высокой активностью самих претендентов на депутатские мандаты. Среди прочего, у них появилась возможность финансировать кампанию за счет создания частных предвыборных фондов, собирать подписи путем пикетирования. Вполне благоприятными были условия получения ими разрешений на проведение массовых мероприятий в общественных местах. И разумеется, каждому из кандидатов, как и прежде, были предоставлены возможности пообщаться с избирателями в эфире на радио и телевидении, поучаствовать в теледебатах, опубликовать свои предвыборные программы в прессе.
 
Как все это, на Ваш взгляд, сказалось на уровне предвыборной агитации?

Несомненно, он только возрос. Кстати, эту тенденцию мы все больше наблюдаем от выборов к выборам. Многими кандидатами предлагаются весьма содержательные и интересные программы, затрагивающие насущные интересы людей. Повышается состязательность между претендентами на депутатские мандаты, растет альтернативность круга участников. Назову лишь один показатель, свидетельствующий об уровне конкуренции между ними – на нынешних выборах в г.Минске на одно место претендовало около 6 человек, а в других регионах страны в среднем — 4 чел. То есть, нашим гражданам было из кого выбирать тех, кто, по их мнению, наиболее достоин представлять их интересы в парламенте.
 
Если говорить об итогах голосования, многие обозреватели отмечают, что они в принципе отражают расстановку политических сил в белорусском обществе.

Выборы в нашей стране проходят по мажоритарной системе. И избирателей в первую очередь интересуют личности конкретных кандидатов, баллотирующихся в их округе. Для многих большое значение имеет послужной список и профессиональный опыт претендентов, их способность на деле решать вопросы в сфере своей ответственности и выполнять обещания. И разумеется, не последним критерием является содержание предвыборных программ, обозначенные в них приоритеты.
 
С учетом повсеместно высокой явки, о которой я говорил, — а для признания выборов состоявшимися в том или ином округе необходимо участие не менее 50% избирателей, — депутаты избраны во всех 110 округах. В парламенте нового созыва будут представлены различные партии, как лояльные власти, так и оппозиционные: Либерально-демократическая, Объединенная гражданская, Белорусская патриотическая, Республиканская партия труда и справедливости и Коммунистическая, а также различные общественные объединения. Как полагают эксперты, такая репрезентативность позволит совершенствовать практику законотворчества, учитывая альтернативные подходы по ряду аспектов.

В профессиональном же плане состав парламента во многом отражает срез общества – есть представители самых разных сфер жизнедеятельности -  от экономической, управленческой до культурно-образовательной и спортивной. 38 мандатов на выборах получили женщины, их удельный вес в парламенте составил 34%, а в столице они победили в половине округов (10 из 20).
 
Вы назвали весьма внушительную цифру тех, кто осуществлял наблюдение за ходом предвыборной кампании и процессом голосования. Какими были условия, в которых они работали?

Беларусь стремилась к тому, чтобы предоставить все возможности для беспрепятственного мониторинга избирательного процесса, обеспечив самую широкую аккредитацию наблюдателей и журналистов. В ряде откликов, с которыми мне удалось ознакомиться, отмечалась высокая организация электоральной компании, профессионализм руководителей избирательных комиссий, открытость в отношении наблюдателей. Характерно, что им предоставлялась возможность реально видеть процедуру подсчета голосов на участках, находясь непосредственно у стола, где она осуществлялась. Кроме того, 75% процентов урн для бюллетеней были прозрачными. Кстати, новация при подсчете голосов – одна из тех, которые внедрены на нынешних парламентских выборах с учетом рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. В ходе недавней встречи главы нашего внешнеполитического ведомства В.Макея с руководителями миссий долгосрочных и краткосрочных наблюдателей организации было подчеркнуто намерение продолжить сотрудничество Беларуси с ОБСЕ по избирательной проблематике. Страна готова и дальше совершенствовать электоральную практику с учетом как собственного опыта, так и позитивных зарубежных наработок.

Как было организовано голосование для белорусских граждан, проживающих в Израиле?

В соответствии с законодательством гражданам Республики Беларусь, которые находятся за рубежом, должна предоставляться возможность отдать свой голос на выборах за того или иного кандидата. Мы информировали потенциальных избирателей об электоральной кампании письменно, направив в их адрес именные приглашения. Кроме того, были задействованы возможности Всеизраильского объединения выходцев из Беларуси, размещались анонсы в СМИ, на сайте загранучреждения.

Для желающих принять участие в голосовании был открыт избирательный участок в Тель-Авиве, на территории посольства. Непосредственно в день выборов мы организовали выездное голосование в Ашдоде, где находится одно из крупнейших региональных объединений белорусского землячества. Те, кто по каким-либо причинам не имел возможности голосовать 11 сентября, могли прийти и сделать это досрочно на избирательном участке.
 
В Израиле, как известно, проживает значительное число выходцев из Вашей страны. Насколько тесны и активны их контакты с посольством и Беларусью?

В самом деле, многие выдающиеся личности Израиля – уроженцы Беларуси. Среди них — политики, ученые, творческие деятели, лауреаты Нобелевской премии. Белорусская земля дала еврейскому государству трех президентов – это Хаим Вейцман, Зальман Шазар, Шимон Перес, а также двух премьер-министров — Менахем Бегин, Ицхак Шамир.
 
Можно вспомнить еще десятки и сотни имен из разных сфер жизнедеятельности, таких как пионер возрождения иврита Элиэзер Бен-Йегуда, основатель «Голливуда» Лазарь Меир, всемирно известный художник Марк Шагал, знаменитый фантаст Айзек Азимов.
 
Да и у нынешних руководителей еврейского государства есть родственные связи с нашей страной. Дед Биньямина Нетаньяху — Натан Миликовский родился в деревне Крево Гродненской области. Корни президента Реувена (Руби) Ривлина также можно отыскать на белорусской земле. Многие знают, что в истории нашей страны был период, когда идиш был одним из государственных языков. В ряде городов евреи составляли более половины населения.
 
Что же касается белорусского землячества как объединения, кстати, первого из зарегистрированных в Израиле более 60 лет назад, то это весьма значимый компонент двусторонних отношений, на который мы опираемся в нашей работе. Всеизраильское объединение выходцев из Беларуси включает сегодня более 30 региональных отделений, а общая численность уроженцев нашей страны, проживающих в Израиле, по некоторым данным, достигает 130 тысяч человек. Это довольно сплоченное и дружное сообщество.

Очень многие его члены сохраняют тесные отношения, глубокую эмоциональную связь со своей «малой родиной», где у них остались родные, близкие, друзья, бывшие одноклассники, коллеги. И естественно, посольство для них – своего рода мостик в ту страну, где они родились и выросли. К нам они часто обращаются по самым разным поводам — по гражданским, юридическим, имущественным вопросам или просто с просьбой о каком-либо содействии. О нашем плотном сотрудничестве с землячеством говорит и то обстоятельство, что председатель объединения Михаил Ольшанский по предложению посольства был включен в состав Консультативного совета при Министре иностранных дел нашей страны по делам белорусов зарубежья и уже в течение двух лет активно участвует в его работе.
 
Что вам представляется наиболее актуальным для развития двустороннего взаимодействия с Израилем в ближайшей перспективе? Над чем Вы лично и Ваши сотрудники намереваетесь наиболее интенсивно работать в следующие месяцы?

Если говорить глобально, то в условиях, когда нам удалось сохранить обе дипмиссии, необходимо продолжить курс на развитие многопланового сотрудничества, основанного на взаимном доверии и наличии общности интересов в ряде сфер. Где-то вернуться на прежние уровни кооперации, где-то придать ускорение, если возникла пробуксовка.
 
В этой связи первоочередной задачей обеих сторон было полностью восстановить взаимное дипломатическое присутствие, включая прежнюю штатную численность дипмиссий. И если мы уже справились с этим, несколько дней назад заполнив последнюю вакансию, то израильскому МИДу предстоит еще очень важное кадровое решение — подобрать кандидатуру нового посла вместо убывшего в прошлом году моего коллеги И.Шагала. Думаю, излишне объяснять, что в отсутствие главы дипмиссии крайне сложно обеспечить не только соответствующий уровень контактов в стране пребывания, но и эффективное взаимодействие с Центром, и решение важных вопросов функционирования загранучреждения в целом.
 
Следующий момент – активизировать работу всех двусторонних институтов, положительно зарекомендовавших себя в предыдущие годы.
 
Прежде всего, — подготовить и провести в Минске очередное заседание Совместного белорусско-израильского комитета по торговому и экономическому сотрудничеству. Такие встречи мы всегда стараемся готовить всесторонне и тщательно. Им предшествуют полноформатные заседания по отдельности белорусской и израильской частей с подключением представителей соответствующих органов госуправления и бизнес-сообщества.
 
На самом заседании предстоит сообща проанализировать итоги работы этого органа за предыдущий период, состояние взаимной торговли и экономических отношений. Принять план действий на 2017 год, определить перспективы дальнейшего сотрудничества, возможности наращивания взаимных поставок товаров, расширения кредитно-инвестиционного взаимодействия.

Еще одна задача — возобновить функционирование Совместного комитета по туризму, отработать механизмы взаимодействия в новых условиях — с учетом вступления в силу в конце прошлого года межправительственного Соглашения о безвизовом режиме.
 
Предстоит вплотную заняться реализацией договоренностей по линии внешнеполитических ведомств, касающихся регулярного проведения двусторонних экспертных переговоров. Речь идет как о межмидовских политических консультациях на уровне представителей руководства, так и таковых по конкретным аспектам деятельности ряда профильных подразделений, — от консульских до юридических и стратегического планирования.
 
И не в последнюю очередь, мы уже сейчас приступаем к подготовке важного юбилея – в следующем году исполняется четверть века нашим дипотношениям. Совместно с израильскими партнерами прорабатываем цикл мероприятий, приуроченных к этой знаменательной дате. Это будут взаимные визиты, протокольные, информационные, форумные и культурно-гуманитарные акции. Но это тема, я думаю, для отдельного интервью.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by