Размер шрифта:

Статья Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Японии Сергея Рахманова «Открывая Японию» в журнале «Экономика Беларуси» (№ 4, 2015)

Открывая Японию

Белорусско-японские торгово-экономические отношения заметно активизируются

Процессы глобализации заставляют все без исключения страны работать над адаптацией своей экономики к изменяющимся условиям мирового рынка, включая формирование и развитие новых партнерских отношений. В этой связи белорусские субъекты внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в качестве перспективных торгово-экономических партнеров все в большей степени стали рассматривать японские фирмы. В числе основных причин такой динамики – растущая конкуренция на традиционных рынках белорусских товаров и услуг, ослабление значительной части этих рынков, естественная необходимость диверсификации поставок как по номенклатуре, так и по странам назначения, возрастающие требования к качеству продукции и связанная с этим необходимость технического перевооружения производства и поиска финансовых и технологических инвесторов, повышенные требования к системе сбыта товаров и услуг, включая соответствующую международную кооперацию.

Японская экономическая система

Эта система, включая ее внешнеэкономическую составляющую, формировалась в течение длительного времени, но с самого начала базировалась на принципах так называемого государственного капитализма с высокой степенью участия государства в экономике страны, что выделяло Японию уже в XIX веке. Данные принципы в значительной степени сохраняются и в настоящее время, несмотря на влияние западной экономики, ориентирующейся на снижение уровня государственного регулирования.

Наибольшего расцвета японская экономическая модель достигла в 1960–1980-х годах, поразив мир необычайно высокими темпами роста и доминированием по целому ряду новых технологических направлений. Однако в силу ряда причин, включая частые смены правительства и вызванное этим отсутствие своевременных адекватных действий по адаптации к новому экономическому окружению, в последовавший период, вплоть до настоящего времени, страна постепенно теряла позитивную динамику экономического развития – в том числе из-за усиления конкуренции на региональном и мировом рынке, а также из-за изменения конъюнктуры. На данном этапе к этому добавилась сложная демографическая проблема.

Несмотря на сказанное, благодаря накопленному потенциалу Япония остается главным мировым финансовым инвестором и одним из мировых технологических лидеров, занимая первые места по достаточно большому числу направлений, включая такие ключевые позиции, как автомобилестроение, робототехника и другие.

Система внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в Японии является широко разветвленной, с учетом огромного масштаба ее экономики (годовой ВВП страны составляет более 4,5 трлн долларов) и экспортной ориентации (экспорт товаров и услуг составляет около 40 % ВВП).  При этом достаточно успешный опыт этой страны в сфере ВЭД по причине указанного масштаба не может быть использован в Беларуси в полной мере. Однако отсутствие в Японии значительных природных ресурсов и отмеченная экспортная ориентация экономики делает этот опыт достаточно интересным для нашей страны, в том числе по той причине, что в нем отражается вся успешная мировая практика в сфере внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с указанной практикой в Японии выстроены и постепенно совершенствуются все элементы сферы ВЭД – от функционирования производств на базе соответствующих технологических разработок, системы управления и координации, кадрового обеспечения и стимулирования системы до системы выхода на внешние рынки и осуществления соответствующих требованиям этих рынков структурных реформ. Таким образом, сфера ВЭД Японии встроена в экономику страны в целом и является зоной ответственности государственных ведомств экономического блока, в первую очередь единого Министерства экономики, торговли и промышленности.

Сфера внешнеэкономической деятельности в Японии базируется на глубокой аналитике, осуществляемой экспертами как на уровне государства, так и на уровне крупного, среднего и малого бизнеса. Указанные эксперты имеют высокую квалификацию и практический опыт благодаря соответствующей целевой (ориентированной на конкретные страны и регионы) подготовке и тренингу –  как в самой Японии, так и за рубежом. Роль этих экспертов во всех элементах инфраструктуры ВЭД является определяющей, так как они представляют собой надежный механизм подготовки и поддержки решений, принимаемых в конечном счете на уровне руководителей государственных и частных структур.

Вся комплексная сфера ВЭД Японии первоначально ориентирована на всестороннее практическое развитие позитивного имиджа страны – как в целом, так и по отдельным направлениям – с участием государственных и негосударственных институтов и с использованием широкого спектра брендов от продуктов питания до высокотехнологичной продукции. При этом в качестве важнейшего практического механизма работы в данном направлении, курируемой на уровне руководителей правительства, рассматривается развитие всех видов въездного туризма. Это связано с практически подтвержденными результатами анализа, в соответствии с которыми в условиях глобализации прямые обмены на всех уровнях составляют основу успешной ВЭД. Таким образом, продвижение имиджа и развитие въездного туризма в сфере внешнеэкономической деятельности Японии является не вспомогательным или второстепенным, а ключевым элементом, во многом определяющим успешность работы в этой сфере.

Кадровому обеспечению сферы ВЭД в Японии уделяется особое внимание. При этом поскольку среди соответствующих специалистов разного уровня наиболее массовой является группа технических работников в сфере маркетинга и управления со знанием специфики стран, являющихся торгово-экономическими партнерами Японии, в их подготовке установлены системные подходы. К числу таких походов относятся: сочетание базисной подготовки в университетах с обязательной продолжительной практикой не только на отечественных фирмах, но и за рубежом, в том числе в рамках целевой подготовки с ориентацией на конкретные страны и регионы; интенсивное изучение и совершенствование знания иностранных языков с учетом будущей профессиональной ориентации; постоянно растущее привлечение в эту категорию специалистов-иностранцев из числа выпускников японских университетов – с упором на страны, являющиеся важнейшими торгово-экономическими партнерами Японии как в настоящее время, так и на перспективу.

Малый и средний бизнес в Японии играет основную роль как в экономике в целом, так и в сфере ВЭД. Число небольших фирм здесь превышает 5 млн (при общей численности населения менее 127 млн. человек), и эти фирмы создают основную часть ВВП и обеспечивают около 80 % занятости населения. Такая ситуация определяется базисной причиной: указанные фирмы являются основным каналом практического развития технологических инноваций. В этой связи в стране создана и постоянно развивается мощная система стимулирования малого и среднего бизнеса, включая механизмы прямой финансовой поддержки и льготный порядок налогообложения – вплоть до полной отмены налогов с целью обеспечения устойчивого функционирования соответствующих фирм. Особое внимание уделяется стимулированию вовлечения университетских ученых в создание собственных производственных бизнес-структур или в кооперацию с действующими фирмами. Таким образом практически обеспечивается эффективная связь науки с производством. Многие ведущие японские университеты благодаря указанному подходу превратились, по образцу Силиконовой долины в США, в инновационно-технологические центры мирового класса в таких направлениях, как робототехника, клеточные технологии, индустриальное сельское хозяйство, уникальное рыбоводство и др.

Состояние сотрудничества

Белорусско-японское торгово-экономическое  сотрудничество со стороны Японии определяется исключительно ее традиционными подходами к оценке торгово-экономических партнеров по следующим общим критериям: наличие необходимых японским фирмам значительных природных ресурсов; возможности страны-партнера как существенного по объему рынка для японской продукции; специальный интерес к стране-партнеру в таких приоритетных для Японии сферах, как технологическое сотрудничество и экология.

В результате усилий МИД Беларуси и отдельных белорусских субъектов хозяйствования в Японии начало формироваться понимание того, что Республика Беларусь представляет собой интерес для Японии как технологический партер. Принципиально важное значение в этом плане имеет достигнутый благодаря действиям руководства нашей страны глобальный эффект по продвижению общего имиджа Беларуси как активного участника интеграционных процессов на постсоветском пространстве с формированием новой единой обширной экономической зоны, как источника стабильности, как приверженца идеи состоятельного развития на основе баланса экономики и экологии и – что особо затрагивает интересы Японии – как надежного партнера по преодолению последствий аварии на АЭС в префектуре Фукусима.

С белорусской стороны также пока еще не удалось в достаточной степени преодолеть сложившееся стереотипное восприятие Японии исключительно как страны с труднодоступным рынком, с высокими тарифными барьерами и огромной конкуренцией как по ассортименту, так и по качеству продукции. Однако любые стереотипы  преодолеваются за счет систематического анализа с выработкой соответствующих подходов и осуществлением конкретных практических действий.

Благодаря указанным выше усилиям по линии МИД Беларуси и наиболее профессиональных субъектов ВЭД с 2011 года удалось преодолеть сложившуюся до этого негативную тенденцию в развитии двустороннего торгово-экономического сотрудничества и обеспечить системное наращивание экспорта белорусской продукции в Японию. Таким образом, объем белорусского экспорта в Японию в 2013 году был увеличен более чем в 6 раз по сравнению с 2010 годом. После конъюнктурного снижения этого показателя в 2014 году по калийным удобрениям – в 2015 году положительная тенденция восстановлена. С учетом низкой базы 2010 года, абсолютный показатель экспорта товаров в Японию пока еще не соответствует потенциалу наших стран, однако наиболее важным результатом на нынешнем этапе является достигнутое осознание того, что с Японией можно работать успешно.

Не менее важным обстоятельством является также то, что сфера торгово-экономического сотрудничества Республики Беларусь с Японией выходит далеко за рамки таких традиционных унифицированных показателей, как объем прямого экспорта товаров и услуг и объем прямых инвестиций. Действительно, в наших отношениях с Японией уже сейчас очень важное значение имеют и другие позиции. Это экспорт в третьи страны белорусской продукции, изготовленной на японском оборудовании (только на предприятиях концерна «Белнефтехим» по отдельным позициям указанная продукция составляет от 9 до 100 % при общем объеме экспорта более 6 млрд долларов в год); экспорт продукции, произведенной на условиях технологической и финансовой кооперации с японскими фирмами (опыт холдинга «Горизонт» в 2012–2013 годах); а также экспорт при финансовом участии японских фирм и с использованием торговых каналов этих фирм (соответствующая успешная практика по линии Белорусской калийной компании началась с 2014 года). Кроме того, это использование японских брендов при поставках белорусской табачной продукции в третьи страны, что обеспечивает ежегодное поступление в бюджет страны десятков миллионов долларов в эквиваленте. Важна и такая позиция, как льготное товарное кредитование со стороны японских торгово-экономических партнеров (впервые в практике двустороннего сотрудничества крупный беспроцентный товарный кредит на закупку передового японского оборудования без гарантий правительства Беларуси получен холдингом «Амкодор» в 2015 году). Стоит отметить также японские инвестиции в белорусскую ИТ-индустрию в рамках кооперации резидентов Парка высоких технологий с крупнейшей японской корпорацией в сфере электронной торговли Rakuten: ежегодный объем инвестиций уже сейчас составляет несколько миллионов долларов в год с перспективой последующего роста.

В целом по этим и по некоторым другим направлениям реальный объем белорусско-японского торгово-экономического сотрудничества в совокупности уже сейчас многократно превышает указанные выше параметры официальной статистики.

В контексте позитивной динамики развития торгово-экономического сотрудничества с Японией заслуживают внимания некоторые дополнительные факторы. Так, сформирована позитивная динамика роста объема экспорта белорусских услуг в Японию в области информационных технологий (на 30–50 % в год), образования (в 4 раза за 2011–2014 годы), здравоохранения (в 21 раз в 2011–2014 годах), науки (устойчивый ежегодный рост с увеличением в 2015 году в 2,5 раза). В 2012–2015 годах в Японии открыты первые представительства белорусских производственных и ИТ-фирм, в ряде важных регионов Японии впервые созданы белорусско-японские деловые ассоциации, существенно расширена система почетных консулов Республики Беларусь в Японии, работающих в том числе в технологической сфере, впервые реализована практика Белорусской торгово-промышленной палаты (БелТПП) по введению института общественных представителей БелТПП, установлены прямые связи с носителями передовых технологий по линии ряда ведущих японских университетов и корпораций.

Один из наиболее важных аспектов белорусско-японского торгово-экономического сотрудничества, который требует повышенного внимания, связан именно с технологическим взаимодействием в рамках общей системы ВЭД. Даже на официальном уровне Япония является одной из немногих наиболее развитых стран мира, которые не вносят выраженных политических ограничений в технологическую сферу взаимодействия. Японский бизнес все в большей степени приходит к пониманию того, что Беларусь имеет ряд преимуществ по сравнению со многими другими экономическими партнерами Японии. К их числу относятся: достаточно высокий общий уровень экономики с ее технологической составляющей, развитая производственная и логистическая инфраструктура, высокий уровень образования и науки с соответствующей квалификацией рабочей силы на разных уровнях, льготный выход на рынки интеграционных образований, стабильность и безопасность государства в целом и др.

С белорусской стороны, в свою очередь, имеется выраженная потребность в дальнейшем развитии и модернизации производственной базы, особенно с упором на передовые технологии, не ограничиваясь технологиями среднего уровня. Здесь интересы обеих сторон сходятся, и на данном этапе сложились достаточно благоприятные условия для технологического взаимодействия, которыми надо воспользоваться на системной основе в максимально возможной степени и максимально оперативно.

Перспективные  подходы


Подходы к дальнейшему развитию белорусско-японского торгово-экономического сотрудничества имеют как унифицированную, так и целевую составляющую, учитывающую специфику Японии как партнера. В целом их можно разделить на два блока: аналитический и организационный.

Первый блок включает следующее: определение приоритетных направлений сотрудничества и соответствующих этим направлениям конкретных проектов, которые следовало бы предложить японским партнерам; определение номенклатуры товаров и услуг в торгово-экономическом сотрудничестве с Японией на настоящий период и на перспективу; формирование конкретного видения технологического и финансово-инвестиционного сотрудничества;  проработка параметров ВЭД в отношениях с Японией по всем возможным направлениям и формам сотрудничества с упором на насыщение внутреннего рынка качественной продукцией и на наращивание экспорта как в Японию, так и в третьи страны в кооперации с Японией; развитие прямых контактов с профильными перспективными японскими партнерами, включая все доступные механизмы (взаимные визиты, участие в профильных международных выставках, создание постоянно действующих представительств и др.).

Основными позициями второго блока являются: системное и скоординированное продвижение позитивного имиджа Республики Беларусь в Японии — как общестранового, так и по конкретным направлениям; системное продвижение всех видов въездного туризма из Японии с учетом мировой практики, включая облегчение визового режима; создание специальных льготных условий для ведения бизнеса японскими фирмами в Беларуси; всемерное стимулирование малого и среднего бизнеса, включая его ориентацию на сотрудничество с Японией; развитие многостороннего торгово-экономического сотрудничества с участием японского бизнеса и стран, являющихся важными партнерами как Беларуси, так и Японии; обеспечение высокого уровня координации торгово-экономического взаимодействия с Японией на уровне как государственных, так и частных структур; адекватное кадровое обеспечение такого сотрудничества с подготовкой, закреплением и переподготовкой специалистов; формирование практикоориентированных концептуальных подходов в торгово-экономических отношениях с Японией на уровне как профильных ведомств, так и субъектов ВЭД.

Для выработки конкретики и практической реализации указанных подходов требуются значительные усилия со стороны всей имеющейся системы ВЭД Республики Беларусь. При этом в первую очередь необходима соответствующая целевая активизация субъектов ВЭД и курирующих их министерств и ведомств при постоянной поддержке по линии МИД с Посольством в  Японии.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by