Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея программе «Разговор с Президентом» (телеканал «Беларусь 1»)

Телеканал «Беларусь 1»: Владимир Владимирович, на Ваш взгляд, МИД сегодня мощный двигатель нашей внешней торговли? Насколько белорусский экспорт, а на это нацеливает Президент каждого посла, растет, и какие итоги складываются во внешнеэкономической деятельности?

В.Макей: Мне не пристало самому давать оценку МИД – насколько мощным двигателем внешней торговли он является.
 
Но Вы правильно отметили, что Главой государства поставлена четкая и конкретная задача МИД: координировать всю внешнеэкономическую деятельность, координировать нашу экспортную деятельность, подсказывать нашим субъектам хозяйствования в  регионах, как работать на тех или иных рынках. МИД старается выполнять эту задачу.
 
Что касается в целом развития нашей внешнеэкономической деятельности в этом году, то, как сегодня было доложено Главе государства, определенные подвижки есть. Рост экспорта в первом полугодии составил почти 20 процентов. У нас положительное сальдо внешней торговли – почти 330 миллионов долларов. У нас произошел рост экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. Это и продукция промышленности, и продукция сельского хозяйства, и продукция деревообработки. У нас произошел рост экспорта на все  основные рынки во все регионы. И в Россию, и в страны СНГ, и в страны «дальней дуги», и на все, в принципе, континенты. Поэтому определенные подвижки у нас есть.
 
Из позитивных моментов в сфере внешнеэкономической деятельности хотелось бы отметить рост торгово-экономических связей с Китаем. В этом году мы сертифицировали нашу сельскохозяйственную продукцию, и это позволило нам увеличить практически в три раза экспорт сельскохозяйственной продукции в первом полугодии этого года. В целом наш экспорт в Китай вырос почти на 38 процентов за первое полугодие этого года (без учета калийных удобрений). Это при том, что и в прошлом году произошел рост экспорта. 
 
Мы намерены и далее очень активно работать с Китаем в плане диверсификации. Китайский рынок непростой, было сложно провести сертификацию говядины, молочной продукции, мяса птицы – все это сейчас сделано и задача состоит только в том, чтобы наращивать наши экспортные поставки. 
 
У нас произошел рост экспорта и в Россию тоже, но всего лишь на 4,8 процента. Поэтому для нас очень актуальной является работа по преодолению разногласий и искусственных ограничений, которые пока еще, к сожалению, существуют в наших отношениях с Российской Федерацией. 
 
Но в то же время, Президенту, как он и требует, было доложено и о тех негативных нюансах, которые складываются в сфере внешнеэкономической деятельности. Что это за нюансы? Во-первых, с начала года снижается динамика роста экспорта. Если раньше у нас в первом месяце рост экспорта составлял 26 процентов, то к середине года мы видим снижение где-то до 20 процентов. 
 
Да, мы поставляем много продукции на внешние рынки, но вынуждены честно признать, что, к сожалению, рост поставок высокотехнологичной продукции остается низким – где-то 2,5 процента.
 
Мы не достигли баланса в сфере диверсификации экспорта. Президент поставил в свое время задачу, чтобы у нас одна треть экспорта осуществлялась на рынки Евразийского экономического союза, одна треть – на рынки Евросоюза, одна треть –  на рынки стран «дальней дуги». Подвижка в этом плане есть. Как я сказал, произошел рост экспорта во все эти регионы. Но, тем не менее, на рынки Евразийского экономического союза мы поставляем порядка 41 процента, в страны Евросоюза – где-то 32,5 процента, на остальные страны приходится чуть более 25 процентов. 
 
Поэтому здесь есть над чем работать. Не все регионы, не все отрасли выполнили задание по росту экспорта товаров. Например, Минсельхозпрод, Белгоспищепром не выполнили это задание. Некоторые структуры, например, Минобразование и Минстройархитектуры не выполнили задание по росту экспорта услуг. Могилевская область тоже не выполнила это задание. Поэтому Президентом поставлена четкая задача провести работу со всеми отраслями и регионами, сделать так, чтобы мы сохранили динамику роста экспорта и во втором полугодии, чтобы мы и дальше продвинулись в плане диверсификации нашего экспорта и, конечно же, провести работу с закрепленными должностными лицами, которые отвечают за те или иные участки и регионы.
 
Президенту было также доложено о работе загранучреждений в этом плане. Было констатировано, что сорок шесть загранучреждений или перевыполнили план, или обеспечили рост экспорта в свои страны аккредитации, ну а двенадцать посольств допустили снижение роста экспорта. Поэтому Президентом еще раз подтверждено свое требование относительно того, что оценка каждому руководителю загранучреждения, а также каждому члену правительства, каждому закрепленному должностному лицу будет даваться по итогам года в том числе и с учетом его работы в сфере внешнеэкономической деятельности, по экспортной составляющей.    

Телеканал «Беларусь 1»: Мировая конъюнктура складывается в пользу Беларуси? Потому что Вы летом, обращаясь к послам, на так называемой учебе послов, говорили, что не стоит смотреть на мир в «розовых очках». Это звучит отрезвляюще, сурово даже где-то… Так вот, мировая конъюнктура складывается в пользу Беларуси, и каким трудностям сегодня приходится противостоять?

В.Макей: Отчасти положительным качеством можно назвать то, что происходит экономический рост, экономический подъем во всех регионах и странах, в том числе и в тех странах, с кем мы торгуем, а в первом полугодии мы торговали со 171 государством. 
 
Но, все-таки, больше негативных моментов в этом плане. Первое, это политическая конфронтация. Вы видите, что происходит между Россией и Западом, как искрит в их отношениях. Это больше политико-экономические аспекты. 
 
Что касается непосредственно торгово-экономической сферы, то мы видим, что происходит определенный отход от тех установленных, общепринятых правил торговли, которые существовали ранее. Я имею в виду деятельность Всемирной торговой организации. Эта конфронтация, отход от правил торговли, усиление конкуренции в различных регионах, на различных рынках, конечно же, оказывает негативное влияние и на экспортную составляющую нашей внешнеэкономической деятельности. 
 
Если раньше было намного проще приехать со своей техникой в тот или иной регион и предложить наши трактора, которые были известны во всем мире, и они моментально покупались, то сейчас приходится выдерживать жесткую конкуренцию с нашими, с одной стороны, партнерами в политическом плане, а, с другой стороны, соперниками, которые тоже производят аналогичную продукцию и стараются ее продать в той или иной стране, в том или ином регионе.
 
Поэтому, что касается экономической конъюнктуры, да и политической атмосферы, то сегодня приходится действовать в очень серьезных негативных условиях. Мы вынуждены, конечно, это учитывать в своей деятельности. Президент на это сегодня тоже обратил внимание и сказал, что, несмотря на негативные моменты, мы должны обеспечить те задания, которые были поставлены соответствующими указами Главы государства и в этом плане, как он не раз повторял, мы должны полагаться только на себя.        
 
Телеканал «Беларусь 1»: Приходится бороться? 

В.Макей: Приходится бороться. Я должен сказать, что эта задача, конечно же, не только одного Министерства, одной отрасли или одного региона. Эта задача, которую мы должны выполнить все вместе. Такая  задача поставлена Главой государства и всему составу Правительства.

Телеканал «Беларусь 1»: Вы затронули тему ВТО. Есть ли прогресс в переговорах по вступлению Беларуси в ВТО? Особенно сейчас, когда звучат заявления Трампа о том, что США чуть ли не собирается выходить из этой Организации. Как это повлияет на мировой расклад и общие правила игры?

В.Макей: Прогресс есть. Хочу сказать, что за последние полтора года мы достигли серьезного прогресса. Эта тема тоже сегодня обсуждалась. Глава государств интересовался этим процессом. Ему было доложено, что за последние полтора года мы заключили восемь протоколов с соответствующими государствами касательно нашего вступления во Всемирную торговую организацию. Сейчас у нас уже всего восемнадцать таких протоколов. За предыдущие годы – где-то с 2010 по 2017 год – эта работа вообще не велась. Поэтому сейчас эта работа активизирована. Нам осталось провести переговоры с восемью государствами относительно нашего перспективного членства во Всемирной торговой организации.
 
Но Главой государства сегодня в очередной раз четко высказана его позиция относительно того, что вступление в ВТО для нас – это не самоцель. Мы должны положить на одну часу весов плюсы от нашего вступления, а на другую чашу весов минусы – негативные последствия от нашего вступления. Посмотреть, что перевешивает и принимать соответствующие решения. 
 
Конечно же, надо пройти весь оставшийся путь, провести переговоры с оставшимися государствами. Кстати, остались очень серьезные и солидные игроки: США, Европейский союз и еще ряд серьезных государств. Надо пройти оставшийся путь, но решение будет приниматься после того, как мы будем уверены, что вступление в ВТО несет нам конкретные экономические дивиденды. 
 
Сегодня также обсуждалась ситуация, связанная с последними высказываниями американского руководства о деятельности ВТО. Мы должны быть очень осторожны в этом плане. Мы не хотели бы, чтобы мы сделали все возможное и вступили во Всемирную торговую организацию, а, условно говоря, через некоторое время ее деятельность была сведена на нет. Мы будем продолжать нашу работу по вступлению в ВТО, но окончательное решение будет приниматься на более позднем этапе, когда мы действительно будем видеть, что это для нас будет выгодно. 

Телеканал «Беларусь 1»: Задачи по оптимизации белорусского МИДа наверняка заставили Вас критично посмотреть на сеть белорусских дипмиссий за рубежом. В этой связи интересно, где будут появляться наши дипмиссии и где будут закрываться. Ведь наверняка это отражает белорусские интересы на мировой арене.

В.Макей: За последние 5-6 лет мы открыли порядка 8 новых посольств в разных странах и 2 генконсульства. Сегодня это уже 68 загранучреждений в 57 странах – 57 посольств, 2 постпредства, остальное – это генеральные консульства и консульства. В ближайшее время мы откроем Генеральное консульство в Дубае. Это нам необходимо в контексте предстоящего участия Беларуси во всемирной выставке «ЭКСПО», которая пройдет через несколько лет в ОАЭ. Эта работа не останавливается никогда.
 
Решение по открытию загранучреждения принимается исходя из тщательного анализа перспектив развития сотрудничества с той или иной страной. Вот сегодня, допустим, Президенту было доложено о том, что у нас нет особых подвижек с Эквадором. Эквадор 21 августа принял решение о закрытии 10 или 12 загранучреждений в различных странах, в том числе в Беларуси. Мы тоже анализировали эту ситуацию и приходим к выводу, что с учетом уровня наших отношений, с учетом той экономической ситуации, которая складывается в Эквадоре, в ближайшее время у нас нет особых перспектив в плане развития экспорта в эту страну. Поэтому Президент поручил нам проанализировать ситуацию и внести конкретные предложения по закрытию посольства в Эквадоре и возможному перемещению этого посольства в другую более перспективную страну. Такие страны на Латиноамериканском континенте у нас есть. Мы сейчас завершаем работу над анализом ситуации и будем докладывать Главе государства конкретные предложения. 
Есть еще одна интересная страна в Африке…

Телеканал «Беларусь 1»:  Какая?

В.Макей: Я бы не хотел пока ее называть. Мы сейчас очень плотно работаем над реализацией ряда проектов в этой стране. Они очень заинтересованы в работе с нами. Это платежеспособное государство. Поэтому Главе государства будут тоже вноситься соответствующие предложения. Но опять-таки исходить мы будем при этом из того, что это не будет происходить за счет увеличения общей численности Министерства иностранных дел и вообще системы дипломатической службы. Мы будем развивать наше дипломатическое присутствие в рамках той численности, которая определена Главой государства год назад. Мы будем исходить из перспектив конкретной отдачи от того или иного загранучреждения в случае его открытия в соответствующей стране аккредитации.

Телеканал «Беларусь 1»: Как мы видим, меняются интересы Беларуси на разных континентах. В том числе меняется и риторика отношений со многими странами, например с Европейским союзом, который отходит от разговора на языке санкций. Мы потихоньку открываемся миру, в том числе в визовых вопросах. А мир открывается нам? Как раз-таки это новые возможности в сотрудничестве с Европой, Европейским союзом, США.

В.Макей: Мы действительно открываемся миру. Абсолютно убежден, что это правильные шаги. Принципиальные решения, в том числе по визовым вопросам, принимаются Главой государства. С учетом того, что мы открытая экономика, мы просто обязаны иметь такой уровень открытости в наших отношениях со всеми государствами. 
 
Что касается наших партнеров, которых Вы назвали, в первую очередь Европейский союз. Да, Европейский союз в определенной мере проявляет готовность к большему открытию дверей в Беларусь. В чем это проявляется? Это проявляется в нашем сотрудничестве, например, с европейскими финансовыми институтами – Европейским инвестиционным банком, Европейским банком реконструкции и развития, которые уже осуществляют ряд проектов в Беларуси, работают не только с частным бизнесом, малыми и средними предприятиями, но и реализуют ряд проектов государственной значимости под патронажем государства. 
 
Это проявляется и в развитии торгово-экономического взаимодействия с Европейским союзом. Например, наш экспорт в Европейский союз за первое полугодие текущего года вырос на 41 процент, на 40,9 процента, если быть точным. Мы заинтересованы в развитии торгово-экономического взаимодействия с Европейским союзом, потому что Европейский союз, и это для нас уже аксиома, – второй по значимости торгово-экономический партнер. И мы просто обязаны иметь нормальные отношения с ним, тем более что мы оттуда получаем современные технологии. 
 
Надо понимать, что сегодня Европейский союз по отношению к Беларуси не предпринимает каких-либо дискриминационных мер, а проводит такую же политику, как по отношению к другим аналогичным странам, за исключением тех, с кем он имеет преференциальные соглашения. Наша задача сейчас состоит в том, чтобы активнее продвигать свою продукцию на европейский рынок. Что для этого нужно? Для этого нужно решать вопрос с сертификацией продукции. Для этого нужно более активно работать в конкретных странах. Для этого нужно нашим конкретным предприятиям, субъектам хозяйствования, регионам предпринимать более активные шаги в работе на европейских рынках. Это значит, что надо иметь и специалистов со знанием иностранных языков и так далее. 
 
Но опять-таки я должен сказать, что не все является розовым в наших отношениях, не все так положительно. Мы все-таки чувствуем, скажем так, нюансы, связанные с политической сферой, когда мы говорим о том, что нам надо развивать торгово-экономическое взаимодействие. Допустим, что касается тех же самых приоритетов партнерства. 

Телеканал «Беларусь 1»: Удастся ли выйти на подписание этого соглашения?

В.Макей: Я думаю, что удастся в итоге. Но когда мы работали на начальной стадии над этим документом, мы видели, что некоторые государства пытались вставить какие-то пассажи, связанные то ли с правочеловеческой тематикой, то ли с политической подоплекой. Для нас это было, конечно, неприемлемо. 
Президенту было доложено сегодня о перспективах нашего взаимодействия с Европейским союзом, предстоящих контактов на различных уровнях. Президентом были четко обозначены наши подходы: есть национальные интересы, мы должны из них исходить. Конечно, если Европейский союз готов сделать какие-то подвижки в тех или иных сферах, мы тоже готовы сделать соответствующие шаги навстречу. Но мы ни в коей мере не будем поступаться принципами и ни в коей мере не будем идти на поводу у отдельных стран, которые пытаются каким-то образом оказать давление на Беларусь. 
 
В целом мы заинтересованы в развитии всестороннего торгово-экономического, политического, гуманитарного взаимодействия с Европейским союзом. Мы будем работать над этим документом исходя из того, что действительно важно для Беларуси и для Европейского союза Я убежден, что работа над этим документом будет успешной.

Телеканал «Беларусь 1»: Президент говорил, что европейский рынок высокотехнологичный, платежеспособный и нужно в него «вгрызаться». «Вгрызаются» дипломаты в европейский рынок в хорошем смысле?

В.Макей: Стараются. Здесь мы должны вгрызаться вместе, не только дипломаты, но и наши отрасли, и регионы, конкретные предприятия.
 
Я вспоминаю тот момент, когда мы еще пять лет назад в 2012 – 2013 гг. настойчиво рекомендовали нашим сельскохозяйственным предприятиям провести сертификацию продукции Евросоюзом. Европейские эксперты готовы были приехать к нам, но тогда нам было сказано, что нам это не интересно, у нас есть другой, более премиальный рынок на Востоке, куда мы поставляем всю нашу продукцию. Тогда – с учетом того, что программы визитов этих экспертов расписаны на долгие годы вперед – нам не удалось провести эти визиты, которые привели бы к сертификации нескольких наших предприятий. Прошло пять-шесть лет и мы вернулись на круги своя. Сейчас мы уговариваем европейских экспертов приехать. Мы сейчас договорились о конкретных шагах в этой сфере. Недавно был визит Еврокомиссара по здравоохранению и безопасности продуктов питания В.Андрюкайтиса в Беларусь. Он встречался с членами Правительства, с представителями Минсельхозпрода, МИД. Мы договорились о конкретных шагах, которые приведут к определенным подвижкам в нашей торговле, в сфере сельского хозяйства с Европейским союзом.
 
Телеканал «Беларусь 1»: Это тоже будет небыстро?

В.Макей: Все решается, к сожалению, небыстро, если ты имеешь дело с Европейским союзом, потому что бюрократия там достаточно сильная. И еще мы внесли на рассмотрение Главе государства – после разных стадий согласования – проекты двух указов, которые будут способствовать продвижению нашего экспорта, в том числе в страны Европейского союза. Один из них касается содействия предприятиям в плане сертификации продукции.
 
Телеканал «Беларусь 1»: Не могу не спросить про мемуары экс-президента Франции Ф.Олланда, который высказался в них по поводу переговоров «нормандской четверки». И дворец у нас был «бездушный», и бутерброды «невкусные» – как Вы это оцениваете? Это его попытка придать какую-то «перчинку» воспоминаниям и лучше продаваться на рынке? Как Вы относитесь к таким высказываниям?
 
В.Макей: Не хочется создавать излишнюю рекламу этому опусу. Некоторое время назад уже были даны комментарии на сей счет. Но мне кажется, что в данной ситуации господин Олланд действовал в духе устоявшихся прежних шаблонов в отношении Беларуси: «Очень многие говорят о Беларуси плохо, дай-ка и я подсуну ложку дегтя». Мы приняли более 600 человек – это руководители соответствующих государств, это члены официальных делегаций, журналисты, сотрудники служб безопасности и ряд других лиц, ответственных за проведение этого мероприятия. Возможно, Вы помните отзывы журналистов в этом плане, они всегда очень чувствительны к бытовым вопросам, вопросам обеспечения питания, горячими напитками. Отзывы были исключительно положительные. Более 600 человек были приняты, накормлены, напоены, и уехали, как нам кажется, с хорошими воспоминаниями о Беларуси. Моя оценка такая, что недостойно политика такого уровня заниматься подобного рода искажением фактов в отношении той или иной страны. Тем более, что ты приехал в гости, тебя приняли радушно, а ты, уезжая, оставил плевок в сторону хозяев.

Телеканал «Беларусь 1»: Если все-таки уходить от экономики больше к политике. Часто государство на мировой арене критикуют за какую-то позицию по спорному международному вопросу, когда оно занимает чью-то сторону в нем. А Беларуси достается от некоторых экспертов даже за нейтральную позицию, например, по Украине. Как Вы считаете, насколько был верным этот ход в свое время, какие бонусы это принесло нашей стране?

В.Макей: Сегодня, кстати, тоже докладывалось о графиках контактов с украинскими и российскими коллегами, о торгово-экономическом взаимодействии с этими странами. Президентом поддержаны те подходы, которые были озвучены Министерством иностранных дел, даны соответствующие поручения по развитию этих контактов. Главой государства была озвучена много раз наша позиция в отношении ситуации в регионе. Мы категорически против того, чтобы наша политика содействовала дальнейшему увеличению уровня конфронтации. Мы не напрашиваемся в посредники, не предлагаем себя в качестве посредников, ни в коей мере. Мы считаем, что соседи даны нам от Бога, мы должны жить в дружбе мире и согласии со всеми. Наша политика нацелена на то, чтобы, наоборот, способствовать снижению конфронтации, способствовать развитию кооперации, сотрудничества, безопасности и стабильности. Больше добавить нечего. Понятно, что всегда кто-то будет говорить на эту тему, но речь ни в коей мере не идет о каких-либо политических дивидендах. Мы страдаем от той конфронтации, которая присутствует в регионе в торгово-экономическом, политическом и гуманитарном плане. Постоянно возникают какие-то проблемы консульского характера, с которыми приходится сталкиваться, которые приходится решать. Политика Беларуси нацелена однозначно на то, чтобы здесь был мир, спокойствие и безопасность. Это будет и впредь. Сегодня Главой государства даны четкие, конкретные указания на сей счет.
 
Телеканал «Беларусь 1»: На имидж Беларуси это, конечно же, повлияло в хорошем плане.

В.Макей: Стоит согласиться. Но, в принципе, если ты делаешь хорошее дело, и это воспринимается хорошо, в этом нет ничего зазорного: надо радоваться, что тебя воспринимают в положительном плане.
 
Телеканал «Беларусь 1»: Обычно говорят, Беларусь смотрит на Запад и на Восток. Так и я предлагаю посмотреть на Восток. Так совпало, что Беларусь и Россия почти одновременно сменили и направили в страны новых послов. Беларусь еще не направила, но сменит. Многие видят в этом новый этап в двусторонних отношениях. Стоит ли видеть скрытый смысл в этом? В каком тоне будут проходить предстоящие переговоры? Чего Вы от них ждете?

В.Макей: Оставим эти домыслы конспирологам, которые всегда любят искать какие-то тайны за теми или иными решениями. Что касается бывшего Посла Сурикова, то он проработал 12 с половиной лет. Это почти половина нашей истории независимости. Понятно, что на каком-то этапе руководством России было принято решение о его замене с учетом возраста и длительного нахождения на этом посту. Что касается возвращения нашего Посла Петришенко Игоря Викторовича, надо сказать, что мы не планировали его возвращение в этом году. Его замена планировалась в следующем году. Но с учетом того, что Президентом было принято решение об обновлении Правительства, в ходе обсуждения возникла кандидатура И.В.Петришенко, ему пришлось вернуться несколько раньше установленного срока. Сейчас мы занимаемся поиском подходящих кандидатур, сегодня Президенту этот вопрос был доложен. Было сказано, что да, некоторые кандидатуры приемлемы, но нужно посмотреть более внимательно. Поставлена задача доложить в ближайшее время, чтобы Президентом было принято окончательное решение. 
Президент хочет видеть на этом посту динамичного человека, который не только продолжил бы ту работу, которую проводил предыдущий Посол, но и придал бы новый импульс в работе с конкретными регионами, федерльными властями России в целом, а также который активно бы взаимодействовал с Евразийской экономической комиссией, которая тоже играет важную роль в системе наших межгосударственных отношений.  

Телеканал «Беларусь 1»: Предстоящие переговоры лидеров Беларуси и России с правительствами – чего от этого разговора ждать, на Ваш взгляд, все-таки, как Вы сами говорили, ситуация в мире так меняется, и когда санкционное противостояние Запада и России тоже сказывается и на нас, каким образом это будет влиять на наше взаимодействие с Россией в дальнейшем?

В.Макей: В любом случае, подобного рода встречи важны – встречи на высшем уровне с участием членов Правительства, думаю, и премьер-министров. Думаю, что на этой встрече будут приняты конкретные решения, которые позволят нам, как минимум, на ближайшую перспективу устранить те разногласия, которые имеются на сегодняшний день.
 
Сегодня Президенту страны было доложено о подготовке к этой встрече, о тех наработках, которые существуют на этот день, о  проблемах и разногласиях, которые пока еще имеются. Президентом поставлена задача подготовить действительно обстоятельный и содержательный  разговор с российской стороной, и мы проводим соответствующую работу. Да, убежден, что это будет, может быть, острый, но очень конструктивный разговор, который позволит нам решить все проблемные вопросы, которые остаются еще в нашей сегодняшней повестке дня.

Телеканал «Беларусь 1»: Владимир Владимирович, а Вам не кажется, что в последнее время есть какие-то попытки раскачать «союзную лодку», одни только угрозы через телеграмм-каналы чего стоят, а-ля инсайдерская информация выдается за чистую монету, порой абсурдные вещи пишут, в том числе и про Вас. Как стоит относиться к таким попыткам, к таким угрозам?

В.Макей: Знаете, я думаю, что подобного рода вбросы делают не сторонники, а противники белорусско-российского сотрудничества. И если посмотреть на содержание отдельных опусов, то явно сквозит или антибелорусская истерия или откровенная нелюбовь к Беларуси. Поэтому, да, обращать внимание на заявления подобных маргинальных СМИ и политиков нужно, но не думаю, что они играют определяющую роль при выстраивании сотрудничества с нашим стратегическим союзником.
 
Что касается моей персоны, то на первоначальном этапе, когда появились подобного рода статьи, я как-то доложил Президенту об этом, и он сказал: «Зачем ты вообще реагируешь на подобного рода вещи? У нас есть государственная политика, есть наши национальные интересы, вот и действуй в русле тех государственных установок, которые существуют». Все остальное – это домыслы о том, кто куда разворачивается и, кто куда пытается идти. Надо смотреть не на подобного рода заявления и домыслы, а на реальную ситуацию и на реальную политику в Беларуси.

Телеканал «Беларусь 1»: Последний вопрос к Вам. Мы уже привыкли, что в последнее время Беларусь становится местом проведения серьезных международных мероприятий, знаем, что продвигаем на мировой арене инициативы по безопасности, в том числе и по новому Хельсинкскому процессу. В этой связи вопрос –  чего нам ждать в дипломатическом календаре, какие интересные события будут происходить здесь у нас  и, возможно, где и в каких будем участвовать мы?

В.Макей: Президенту сегодня также было доложено о планируемых мероприятиях на ближайшую и среднесрочную перспективу, о многосторонних и двусторонних мероприятиях, которые находятся в повестке дня нашего сотрудничества и с Россией, и со странами СНГ, и с европейскими государствами. Получены соответствующие установки, и мы, естественно, будем работать в русле этих установок. 
 
Что касается наиболее важных мероприятий, то я бы назвал Конференцию ОБСЕ по борьбе с терроризмом в киберпространстве, которая состоится 9-10 октября этого года. Планируется, что в ней примут участие представители руководства ООН, Генеральный секретарь ОБСЕ господин Гремингер, уже запланирована его встреча с Главой государства. Да и в целом конференция будет солидной и представительной, она сыграет очень важную роль в контексте борьбы с общим вызовом, который стоит сегодня перед человечеством, а именно борьбы с терроризмом. 
 
Следующее очень важное мероприятие, в котором, скорее всего, примет участие Глава государства, это встреча основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. Она состоится в конце октября – начале ноября этого года. Вы знаете, что обычно в феврале в Баварии проходит Мюнхенская конференция по безопасности. Но традиционно второй раз в году такая встреча проходит в какой-либо другой стране. Ранее эти встречи проходили в Китае, в России, в Объединенных Арабских Эмиратах, в европейских странах. Беларусь впервые была выбрана местом проведения этой конференции, и как нам сказал ее организатор господин Вольфганг Ишингер, наша страна была выбрана потому, что она представляет собой сегодня выгодную нейтральную площадку для актуального разговора о проблемах безопасности в регионе.
 
Не хотелось бы забегать вперед, но свое участие уже подтвердили ряд руководителей государств, руководителей правительств, вице-премьеров – список еще уточняется. Я думаю, что это тоже будет очень представительное мероприятие, которое позволит обстоятельно обсудить актуальные проблемы безопасности и в мире в целом, и в регионе, выработать какие-то предложения на перспективу. 
 
Вместе с нашими австрийскими партнерами и с представителями  ОБСЕ мы работаем сейчас над организацией семинара по проблематике нейтралитета, что тоже достаточно актуально в современную эпоху. Работают над этим представители площадки «Минский диалог», но мы также подключаемся к этому событию. Я думаю, что это тоже будет очень важное событие для того, чтобы обсудить вопросы, связанные с проблемами безопасности в нашем регионе. 
 
В целом, как Вы видите, Беларусь становится достаточно притягательным местом для проведения различных международных форумов и семинаров, связанных с системой безопасности в нашем регионе, с обеспечением здесь большей стабильности. Мы намерены и впредь работать в этом направлении. 

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by