Размер шрифта:

Стенограмма подхода к прессе Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея по итогам подписания Соглашения между Министерством иностранных дел и Союзом юридических лиц «Республиканская конфедерация предпринимательства» (27 мая 2016 г., г.Минск)

Уважаемые коллеги,

Я считаю, что сегодня в МИД произошло знаковое событие. Вы знаете, что в работе Министерства иностранных дел экспортная деятельность является приоритетным направлением. Залог успеха здесь – активное участие в продвижении на внешние рынки белорусских товаров и услуг всех производителей вне зависимости от масштаба производства и форм собственности.

В этом плане считаем важным резервом более полное использование экспортного потенциала наших предприятий малого и среднего бизнеса.

Я хочу сказать, что в ходе состоявшейся недавно встречи Президента Беларуси с Президентом Италии вопросам развития малого и среднего бизнеса уделялось огромное значение, потому что в Италии более 90 % экономики составляет малый и средний бизнес. По нашей оценке, в кризисной ситуации малый и средний бизнес быстрее приспосабливается, адаптируется к меняющимся условиям. И, конечно же, этот опыт для нас очень важен и полезен.

Поэтому достижению наращивания экспортного потенциала, достижению этой цели  будет способствовать и реализация Соглашения о взаимодействии между Министерством иностранных дел и Республиканской конфедерацией предпринимательства, которое мы сегодня подписали с Владимиром Николаевичем Карягиным.

Что оно предполагает? Это соглашение предполагает, что будет осуществляться более тесное взаимодействие в подготовке и проведении зарубежных визитов белорусских деловых кругов. В нем предусмотрено также привлечение в качестве экспертов представителей Конфедерации к работе деловых советов, которые создаются у нас с различными зарубежными странами. МИД будет оказывать содействие Конфедерации в повышении квалификации и в информационном обеспечении экспорта.

Со своей стороны, мы рассчитываем на деятельное участие членов Конфедерации в мероприятиях внешнеэкономического характера, направленных на наращивание экспорта товаров и услуг, на привлечение иностранных инвестиций, на развитие производственной кооперации с иностранными партнерами.

Я с откровенным удовлетворением хотел бы отметить активную позицию Конфедерации по выработке предложений, направленных на совершенствование делового климата в Беларуси. Например, об оказании поддержки экспортерам на конкурсной основе, мероприятиях по привлечению инвестиций.

Ряд предложений Конфедерации нашли свое отражение в Национальной программе поддержки развития экспорта на 2016-2020 годы, которая разрабатывалась Министерством иностранных дел во взаимодействии с другими государственными структурами. Мы искренне благодарны Конфедерации за эти предложения.

Я убежден, что объединенными усилиями мы сможем успешно решать стоящие перед нами задачи по развитию нашего экспортного потенциала, по обеспечению количественного и качественного роста белорусского экспорта. Подписанное сегодня соглашение закладывает хорошую основу для нашего активного взаимодействия в будущем. 

Информационное агентство «БелТА»: Сейчас в стране идет подготовка к Всебелорусскому народному собранию. Будут подводиться итоги прошедшей пятилетки, а также планы на предстоящую пятилетку. Одним из центральных вопросов будет внешняя торговля, которая входит в «епархию» МИД, в том числе. С какими целями вы подходите к собранию, с какими результатами, идеями и наработками?

В.Макей: Естественно, Министерство иностранных дел не может оставаться в стороне от такого важного события, как предстоящее Всебелорусское народное собрание. Мы убеждены, что те вопросы, которыми занимается МИД – это внешнеполитическая и в первую очередь внешнеэкономическая деятельность найдут свое отражение в докладе Главы государства и Программе социально-экономического развития на 2016-2020 годы, которая сейчас фактически находится на финишной стадии разработки.

В проекте этой программы целый раздел посвящен внешнеэкономической деятельности. И МИД принимал в нем непосредственное участие.

Конечно, к сожалению, в прошлом году в силу снижения спроса и падения цен мы не можем похвастаться какими-то огромными достижениями в плане продвижения экспорта в стоимостном выражении, хотя в физических объемах наш экспорт по ряду товарных позиций вырос, и в этом году продолжает расти. Тем не менее в стоимостном выражении мы не достигли тех целей, которые мы перед собой ставили. Это значит, что перед нами еще огромное, невспаханное, можно сказать, поле деятельности.

Мы, как вы знаете, направили в Совет Министров и в ближайшее время, мы надеемся, будет принята Национальная программа поддержки и развития экспорта на 2016-2020 годы. Это будет являться основой нашей деятельности на эту пятилетку.

Основные моменты этой программы нашли свое отражение и в проекте Программы социально-экономического развития на предстоящую пятилетку, которая будет утверждаться на Всебелорусском народном собрании. Экспорт там является одним из важнейших приоритетов. Он был и остается одним из важнейших приоритетов нашей государственной деятельности.

В этой программе предусмотрен ряд мер, направленных на оказание поддержки экспортерам, на продвижение наших товаров на внешних рынках, на диверсификацию этих внешних рынков, на построение новых рынков наряду с усилением позиций на традиционных, и ряд иных мер, которые позволят нам в качественном и количественном отношении нарастить наш экспорт.

В целом, я не хотел бы вдаваться в детали, но эта Национальная программа поддержи и развития экспорта создает хорошую основу для того, чтобы мы выполнили те задачи, которые ставит перед нами Глава государства в сфере внешнеэкономической деятельности.

МИА «Россия сегодня»: Недавно Президент Беларуси, будучи в Ватикане, пригласил Папу Римского в Минск и предложил ему встретиться с Патриархом Кириллом. Как МИД работает над подготовкой визита? Может быть, уже есть какие-то сроки?

В.Макей: Вы слышали то, что сказал Президент Беларуси по итогам завершения своего визита в Ватикан и Италию. Нет смысла повторяться.

Вы знаете, разговор о визите не означает, что визит состоится уже буквально завтра или послезавтра, или в ближайшие дни. Все визиты государственного уровня требуют соответствующей тщательной подготовки.

Что касается наших отношений с Ватиканом, я хотел бы сказать, что они у нас действительно находятся на высоком уровне. И мы действительно благодарны Ватикану за ту прагматичную, взвешенную позицию, которую он занимал, в том числе и в вопросе отмены большинства ограничительных мер в отношении Беларуси со стороны Европейского союза. Мы надеемся, что такой высокий уровень отношений с Ватиканом сохранится и впредь.

Что касается конкретных вопросов проработки визита Папы Римского в Беларусь, то я бы сказал, что мы готовы принять с визитом руководителя Святого Престола и организовать встречу Папы Римского с Патриархом Русской православной церкви на белорусской земле.

Мы считаем, что в любом случае этот визит должен быть нацелен на то, чтобы создать еще больше гармонии и обеспечить еще больший мир в межконфессиональной среде, которая существует в Беларуси. Именно с этих позиций мы будем подходить и к организации визита Папы Римского в нашу страну.

Пока, конечно же, о конкретных сроках речь не ведется, но потенциальная готовность, о которой сказал Глава государства, она имеется.

Информационное агентство «Reuters»: Владимир Владимирович, после визита Главы государства в Италию и Ватикан планируются ли в ближайшее время какие-то еще визиты Главы государства в западном направлении – в страны ЕС или США?

В.Макей: Мы всегда говорили, что мы работаем над диверсификацией наших и политических, и торгово-экономических отношений. Поэтому мы не ориентируемся только лишь на Запад, мы работаем во всех направлениях.

В ближайшее время, буквально через пару дней, Президент вылетит, скажем, в юго-восточном направлении или в южном направлении. В ближайшее время в Астане состоится заседание Высшего Евразийского экономического совета в рамках Евразийского экономического союза. И там будут обсуждаться проблемные позиции этого интеграционного объединения, что также очень важно.

Запланирован ряд визитов руководителей государств к нам и ряд визитов Главы государства, но я не хотел бы пока говорить о них в предварительном порядке. В том числе у нас в проработке находится организация некоторых визитов и на западном направлении.

ТАСС: Владимир Владимирович, складывается впечатление, что белорусская сторона достаточно мягко отреагировала на дискуссию вокруг строительства Белорусской атомной электростанции. В то же время, литовская сторона на различных уровнях поднимает вопрос и высказывает озабоченность безопасностью этой станции. Как Вы можете прокомментировать эти вещи в свете последнего Вашего визита в Брюссель и состоявшихся там переговоров?

В.Макей: Знаете, межгосударственные отношения – это не та сфера, где нужно устраивать какие-то публичные скандалы или разборки, с нашей точки зрения. Литва – это наш сосед, с которым мы имеем общую историю, у нас очень хорошо развиваются торгово-экономические отношения. И развитие политических и торгово-экономических отношений находится не только в интересах Беларуси, но и в интересах Литвы, потому что транзит белорусский продукции через порты Литвы вносит тоже вклад и в развитие литовской экономики.

Мы благодарны нашим литовским партнерам, и за ту конструктивную, прагматичную позицию, которую они заняли в вопросах отмены санкций со стороны Европейского союза в отношении Беларуси. И мы считаем, что отмена санкций состоялась не только в интересах Беларуси, но и в интересах Европейского союза и наших литовских друзей.

Но я должен согласиться с Вами, что в последнее время вокруг вот этого экономического проекта строительства атомной станции поднялась какая-то “политическая вакханалия”, я бы так сказал.

С одной стороны, наши литовские партнеры одной рукой проголосовали «за» отмену санкций, а другой рукой голосуют за то, чтобы ряд, например, финансовых европейских институтов не сотрудничал с Беларусью, говоря о том, что эти финансовые институты будут финансировать проекты, которые могут быть связаны со строительством атомной станции. То есть, если мы занимаемся развитием нашей инфраструктуры, собираемся строить дороги за счет кредитных средств европейских финансовых институтов, то это означает, что эта дорога может быть использована для подвоза каких-то товаров, продукции какой-то для строительства атомной станции. И, таким образом, нельзя сотрудничать с Беларусью по этим проектам. Знаете, нам такая позиция абсолютно непонятна. Это означает фактически новые завуалированные санкции, мы так их рассматриваем.

Какие упреки предъявляются к Беларуси по поводу атомной станции? Главный упрек – это сфера безопасности. Якобы использован небезопасный, экспериментальный реактор, который в перспективе деятельности может привести к неизвестно чему. Беларусь, как страна, которая больше всего пострадала от Чернобыльской катастрофы, никогда не будет строить небезопасную станцию. Мы понимаем, что это такое, когда четверть нашей территории пострадала от Чернобыля, когда более 70 процентов радиоактивных осадков выпало на территорию нашей страны. И мы не хотели бы иметь опять замедленную бомбу атомного действия, как образно выразился один из литовских политиков. Мы не такие, извините, идиоты.

И что касается реактора, то это отнюдь никакой не экспериментальный реактор. Это усовершенствованная версия того реактора, который уже достаточно эффективно и безопасно работает  во многих странах. Я имею в виду тот российский реактор, который был построен в ряде стран, в том числе и странах Европейского союза. Реакторы предыдущего поколения, а мы собираемся строить реактор 3+, так вот реакторы предыдущего поколения работают в Чехии, Словакии, Венгрии, Финляндии, Болгарии и ряде других стран.

И к ним никаких претензий с точки зрения безопасности нет. Мы же возводим новый реактор, усовершенствованный с точки зрения безопасности, то есть фактически в нем присутствует еще больший уровень защиты, он обеспечивает больший уровень безопасности. И в этом плане непонятна такая реакция наших литовских партнеров.

Более того, реактор подобного типа собирается возводить Венгрия, планирует строить Финляндия, и к ним таких претензий не высказывается. Поэтому нам непонятны вот эти упреки наших литовских партнеров в том, что касается безопасности нашего реактора.

Кстати, специалисты посчитали после проведения соответствующих стресс-тестов, что если бы реактор такого типа, который мы собираемся возводить в Беларуси, был построен в Фукусиме, то такой трагедии там не случилось бы. Это тоже говорит о высокой степени защищенности будущей атомной станции.

И, конечно же, мы, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы это был реактор абсолютно безопасный с точки зрения функционирования этой станции.

Какие еще были упреки? Упреки, что станция находится в 50 километрах от столицы Литвы и так далее.

В ряде европейских стран станции подобного типа строятся буквально рядом с крупными населенными пунктами: в Бельгии в 15 километрах от границы Люксембургом, в Антверпене – километров 20, в Загребе – 39 и в ряде других стран. Это тоже не проблема. Мы же не упрекаем Литву, что в двух километрах от границы с Беларусью находится Игналинская станция.

И, кстати, мы несколько раз направляли запросы нашим литовским партнерам, чтобы нам предоставили информацию о том, как произошел вывод Игналинской станции из эксплуатации. Нас отсылают к каким-то интернет-источникам.

Более того, мы направляли запросы по поводу перспектив строительства Висагинской станции, предполагаемого строительства Висагинской станции, и предполагаемого строительства хранилища для ядерного топлива и отработанного ядерного топлива буквально в двух-трех километрах от нашей границы, от Национального парка Браславские озера. В ответ мы не получили никакой информации.

Да, сейчас планы по строительству Висагинской станции приостановлены в силу финансовых затруднений, мы так понимаем. Но тогда зачем с такой ненавистью изобличать  строительство Белорусской атомной станции в Островце? Нам это абсолютно не понятно.

Мы работает в очень тесном контакте с Международным агентством по атомной энергетике, мы работаем в очень тесном контакте с Всемирной ассоциацией операторов атомных станций, мы работаем в очень тесном контакте с Еврокомиссией и планируем работать.

Мы намерены обеспечить максимально транспарентный режим строительства и ввода в эксплуатацию нашей атомной станции. Но для нас действительно непонятна какая-то политическая подоплека и политические инсинуации вокруг строительства этой станции.

Вы знаете, даже в Литве есть некоторые здравомыслящие политики, которые заявляют о том, что мы видим, что Беларусь соблюдает все взятые на себя обязательства. И что вы думаете? Как только один из еврокомиссаров от Литвы заявил об этом, то на него сразу же набросился ряд литовских политиков и сказали: «Ты не должен так говорить положительно об атомной станции в Беларуси. Ты должен говорить, что там все плохо». Вы можете почитать эту перепалку в интернете и в ряде средств массовой информации. Для нас это – показатель уровня демократии в стране, свободы выражения мнений, о котором нам все время говорят.

Нам говорят, что Беларусь не хочет сотрудничать с литовскими экспертами по вопросам строительства станции, по вопросам оценки воздействия на окружающую среду. Помилуйте, с 2011 года мы десять раз давали подробные ответы на все поднимаемые литовской стороной вопросы! Мы десять раз направляли предложения провести консультации между экспертами по вопросам выбора места для строительства станции и по вопросам строительства этой станции. Ни ответа, ни привета.

Более того, в марте 2014 года, во время моего визита в Литву мы обсуждали этот вопрос с моим коллегой, и я предложил ему: если вы боитесь, чтобы какие-то встречи между белорусскими и литовскими экспертами были истрактованы как официальные встречи, что означало бы, что Беларусь выполняет все рекомендации в рамках конвенции Эспоо (это конвенция по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте), то давайте проведем эти консультации кулуарно – в подвалах МИД Беларуси, в лесу в Литве где-то. Так, чтобы ни пресса не знала об этом, никто.

Тогда, на встрече коллега согласился, правда, через некоторое время прислали ответ, что не готовы к проведению даже таких неофициальных консультаций.

Этот вопрос обсуждался позже, в июле 2014 года. И только лишь потом, через некоторое время, в 2015 году наши литовские партнеры согласились на то, чтобы провести такие неофициальные консультации, которые состоялись в декабре прошлого года в Вильнюсе. Слава Богу, сейчас, по моей информации, в третьей декаде июня, есть такое понимание, что белорусские и литовские эксперты встретятся в Вильнюсе и проведут официальные консультации в соответствии с рекомендациями Эспоо.

Подчеркну, мы изначально предлагали много раз нашим литовским партнерам проведение консультаций в любом виде – официальном, неофициальном, – направляли всю соответствующую информацию.

Мы не обязаны были делать перевод на литовский язык Отчета о воздействии на окружающую среду в рамках Конвенции Эспоо. Но мы это сделали. На английском языке мы предоставили это заранее.

Вы знаете, абсолютно непонятна ситуация, когда в уста руководителя государства вкладывается ложная информация о том, что белорусы не хотят сотрудничать в рамках МАГАТЭ по вопросам строительства атомной станции, не хотят сотрудничать с другими экспертными международными структурами в сфере ядерной энергетики.

Абсолютная ложь и неправда. Мы всегда заявляли о том, что мы готовы принять любые миссии МАГАТЭ, иных международных операторов в сфере ядерной энергетики. Мы готовы транспарентно сотрудничать с Еврокомиссией. Мы готовы к проведению стресс-тестов, и есть официальное приглашение на сей счет соответствующим специалистам. Мы транспарентны в этом вопросе.

И еще один немаловажный, с моей лично точки зрения, аспект. Знаете, эта «антибелорусская истерия» по поводу строительства атомной станции, которая сейчас нагнетается в литовском обществе, она не приводит к тому, что это способствует развитию добрососедских, дружественных отношений между нашими странами.

Фактически, общество втягивается в какую-то «кампанию истерии» против Беларуси. Зачем это делается? Ведь у нас очень много выходцев из Беларуси живет в Литве. Мы братские народы. Нам нечего делить в этом плане.

В сухом остатке: нам кажется, что надо уйти в сторону от каких-то политических призывов. Я понимаю, что там впереди политическая кампания, поэтому различные политические силы используют это в своих целях. Но надо уходить от политических инсинуаций. Надо садиться за стол переговоров соответствующим экспертам и предметно и конкретно обсуждать все вопросы, которые вызывают озабоченность у обеих сторон.

Мы еще в свое время в 2014 году предложили литовской стороне создать систему радиационного мониторинга ядерных объектов, которые находятся на приграничных территориях. Тоже ответа не получили…

Еще раз повторюсь, Беларусь готова к тому, чтобы открыто, транспарентно сотрудничать с МАГАТЭ, Всемирной организацией операторов АЭС, с Еврокомиссией по поводу строительства атомной станции в Беларуси. Мы готовы провести необходимые стресс-тесты, иные испытания, готовы взаимодействовать в этом плане с Еврокомиссией, что я и обсуждал недавно на встречах в Брюсселе.

Нам кажется, что именно такой подход соответствовал бы духу развития добрососедских, дружеских отношений между нашими государствами. Не надо заниматься только какими-то обвинениями в адрес друг друга, и тем более если эти обвинения беспочвенны. Мы заинтересованы в том, чтобы все эти вопросы, вызывающие озабоченность наших литовских партнеров, решались за столом переговоров.

Портал tut.by: Уважаемый Владимир Владимирович, вопрос к Вам чуть ближе к теме сегодняшнего мероприятия, а именно об участии МИД в развитии бизнес-кооперации с другими странами. Вы не так давно анонсировали в скором будущем принятие нормативного акта, по-моему, указа о более упрощенном въезде для деловых кругов в Беларусь. Не могли бы Вы рассказать о судьбе этого документа и не только о его судьбе, но и о том, что конкретно, какие положения там прописаны, когда он будет принят? И поскольку господин Карягин упомянул ситуацию с ВТО и нашим вступлением, то, может, есть какой-то прогресс и здесь, на какой стадии у нас сегодня переговоры?

В.Макей: Владимир Николаевич Карягин упомянул о ВТО. Это важно, я так понимаю, для наших бизнес структур в первую очередь. Мы обсуждали с ним много раз эти вопросы. Мы сейчас работаем над реализацией конкретных шагов в направлении присоединения ко Всемирной торговой организации. Мы работаем с нашими партнерами, с теми, чье мнение важно при принятии решения о вступлении в ВТО. Идет обычная, рутинная работа. Мы сейчас, в соответствии с установками Главы государства, приняли ряд внутренних организационных мер, связанных с нашим предстоящим вступлением в ВТО. То есть определили, кто будет заниматься конкретно этими вопросом, в рамках системы МИД выделили дополнительное количество людей, которые будут курировать это направление. Это очень важно. Я думаю, что в ближайшее время эта работа будет значительно активизирована. Идет обычная, нормальная, рутинная работа.

Что касается предполагаемой, скажем так, либерализации визового режима в Беларуси, то тоже соответствующая работа ведется с конкретными структурами. Как всегда, как у нас говорят, черт кроется в деталях, поэтому сейчас с заинтересованными ведомствами, с иммиграционными ведомствами, с теми, которые отвечают за въезд иностранцев, мы обсуждаем конкретные вопросы, которые позволили бы снять озабоченности у некоторых наших структур, связанных с въездом иностранцев сюда.

В первую очередь озабоченности в связи с тем, что сейчас активно обсуждается тема противодействия терроризму. Конечно, мы не заинтересованы в том, чтобы либерализация визового режима привела к снижению уровня стабильности, безопасности в нашем обществе. Поэтому сейчас вопрос детально обсуждается с соответствующими структурами. Я думаю, что в ближайший месяц, полтора, два максимум, мы внесем Главе государства конкретное предложение на сей счет.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by