Стенограмма пресс-конференции Министра иностранных дел Беларуси В.Макея по итогам десятого раунда неформальных министерских диалогов Восточного партнерства (22 июня, 2018 г., г.Минск)
22 июня 2018 г.22-06-2018
Уважаемые коллеги,
Уважаемые представители СМИ,
Только что завершилось пленарное заседание внешнеполитического сегмента 10-го раунда неформальных министерских диалогов «Восточного партнерства».
В нем приняли участие представители МИД шести стран-партнеров, Еврокомиссар по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан и заместитель Генерального секретаря Европейской службы внешних действий Жан-Кристоф Бельяр.
Должен сказать, у нас состоялся открытый и конструктивный обмен мнениями о дальнейшем развитии «Восточного партнерства» с учетом итогов саммита в г.Брюсселе 2017 года, а также в контексте ситуации в регионе.
Мы говорили о том, как реализовывать согласованные на саммите 20 задач ВП до 2020 года, адаптировать «Восточное партнерство» к потребностям и интересам стран-партнеров, повышать эффективность сотрудничества в его рамках.
Хочу сказать, что главы делегаций высказались за развитие прикладных форм взаимодействия, связанных с ощутимыми социально-экономическими преимуществами для наших стран и Евросоюза.
Налицо понимание важности укрепления многостороннего формата ВП на основе актуальных, значимых для всех стран-партнеров проектов и программ.
Мы говорили о том, что «Восточное партнерство» – и с этим, как нам кажется, согласны участники ВП – должно быть ориентировано на достижение конкретного результата, прагматичным. ВП должно привести к тому, чтобы рядовые граждане почувствовали отдачу от этой инициативы.
Особое внимание было уделено новым возможностям финансовой поддержки проектов в рамках ВП. Мы обсудили перспективы работы в нашем регионе созданного Евросоюзом Европейского фонда устойчивого развития и предложения Еврокомиссии о существенном увеличении бюджетных ассигнований ЕС на развитие отношений со странами-соседями в 2021 – 2027 годах.
Мы также говорили о необходимости своего рода «рекламной кампании» в рамках ВП, благодаря которой страны-члены ЕС и страны-партнеры больше узнавали бы друг о друге, о достижениях и преимуществах взаимного сотрудничества. Такая информационная работа должна служить укреплению взаимопонимания в регионе.
Хотел бы отдельно подчеркнуть, что в духе решений Брюссельского саммита «Восточное партнерство», с нашей точки зрения, должно развиваться в неконфронтационном ключе.
Оно не должно быть направлено против интересов третьих стран. Беларусь заинтересована в использовании конструктивного потенциала «Восточного партнерства» для преодоления разделительных линий и восстановления доверия.
Наша страна неизменно привержена мирному урегулированию конфликтов и намерена и далее поддерживать соответствующие международные усилия.
Считаем, что этому способствовало бы также сближение европейских и евразийских интеграционных процессов на нашем континенте.
В этой связи выступаем за прямой диалог между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом с перспективой формирования стабильного и процветающего общего экономического пространства между Тихим и Атлантическим океанами.
Я хотел бы поблагодарить всех моих коллег, всех участников сегодняшнего пленарного заседания за откровенный, открытый диалог, обмен мнениями, за целый ряд высказанных конкретных предложений, направленных на дальнейшее развитие инициативы ВП, которая в ближайшем будущем, я убежден, принесет конкретную отдачу для наших стран и для наших людей.
Спасибо.
Телеканал «ОНТ»: Какие конкретно ожидания для Беларуси от участия в инициативе «Восточное партнерство»? Что мы можем получить и что уже получили, если можем об этом сказать?
В.Макей: Если Вы имеете в виду, какую конкретно мы отдачу получили от нашего участия в Восточном партнерстве, я должен сказать, что мы рассматриваем наше участие в этой инициативе как, скажем так, неотъемлемую часть нашего общего сотрудничества с Европейским союзом, сотрудничества во всех сферах и областях. Для нас важна эта инициатива, потому что она позволяет нам, скажем так, предоставлять больше возможностей для сближения с общепринятыми европейскими стандартами в различных сферах и областях. Это если говорить в целом. Если говорить о конкретике, то мы можем однозначно утверждать, что за последние пару лет, в том числе благодаря нашему участию в инициативе, мы достигли ряда конкретных результатов. У нас в целом торгово-экономическое сотрудничество с Евросоюзом улучшилось: в прошлом году мы больше чем на 20 процентов увеличили наш товарооборот, в том числе взаимный экспорт и импорт. Это очень важно.
У нас значительно улучшилось сотрудничество с финансовыми институтами Европейского союза – это Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Должен сказать, что Европейский банк реконструкции и развития в целом выделил Беларуси с 1992 года уже более 2 млрд. долларов. В том числе благодаря подвижкам в наших отношениях с Евросоюзом, мы были переведены в рамках Организации экономического сотрудничества и развития из так называемой 7-й группы риска в 6-ю группу риска, что позволяет нам получать более выгодные кредиты, и для наших финансовых институтов это очень важно. Мы сотрудничаем с европейскими финансовыми институтами в реализации ряда конкретных проектов, которые принесут отдачу для наших граждан. Это, например, строительство дорог, утепление домов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, строительство различных водоочистных сооружений. Это все конкретные цифры. Наш Национальный банк в рамках программы «Твиннинг» развивает очень тесное сотрудничество с коллегами из различных стран Европейского союза. И для нашего банка это очень важно, судя по моим разговорам с руководителем этого банка. В рамках программы «Мост» с Европейским союзом более полутора тысяч наших специалистов посетили страны Европейского союза для ознакомления с опытом в различных сферах жизнедеятельности этих государств. Не говоря уже о нашем участии в Болонском процессе, что важно для наших студентов, в программах «Erasmus», «Erasmus +» и т.д.
Есть конкретная отдача, есть конкретные положительные примеры, но мы считаем, что мы не должны останавливаться на этом. Почему мы и на сегодняшнем заседании, и на двусторонней встрече вчера с господином Ханом, и господин Хан с нашим Президентом обсуждал вчера эти вопросы – что нам сделать еще больше для того, чтобы укрепились наши отношения с Европейским союзом, который является для нас вторым по важности торгово-экономическим партнером. Речь шла о конкретных проектах, о конкретных предложениях. В частности, нам нужно поработать над тем, чтобы в этом году завершить процедуру подписания Приоритетов партнерства. Я думаю, что мы должны уделить больше внимания в ближайшее время вопросам заключения соглашений об облегчении визового режима и о реадмиссии. Остаются некоторые моменты, но я не считаю, что они носят трагически принципиальный характер. Я убежден, что мы найдем решение тех вопросов и даже компромиссные решения тех проблемных вопросов, которые пока еще остаются в нашей повестке дня.
В общем и целом, суммируя, я должен сказать, что мы считаем, что за последние два-три года мы действительно достигли большого прогресса в наших отношениях с Европейским союзом. И это выгодно не только Беларуси, это выгодно и Европейскому союзу. Я считаю, что этот прогресс значительно больше тех наших «достижений», которые были предыдущие 20 лет. Поэтому мы едины в нашем мнении относительно того, что дальнейшее развитие диалога, расширение диалога, критически конструктивного диалога поможет укреплению позитивной атмосферы в наших отношениях и принесет еще больше пользы и Европейскому союзу, и Республике Беларусь.
Агентство «БелаПАН»: Владимир Владимирович, вчера на встрече с господином Ханом Президент сказал, что Европейский союз не открыт настолько к Беларуси, насколько Беларусь открыта для ЕС. Я так понимаю, что это общее видение белорусской стороны отношений с Евросоюзом. В чем именно Минск видит эту «не открытость»?
В.Макей: Я еще раз хотел повторить то, что было сказано мной ранее: за последние два года мы значительно улучшили не только атмосферу наших взаимоотношений с Европейским союзом, но и достигли конкретных, осязаемых, ощутимых результатов в нашем сотрудничестве.
То, что остаются определенные проблемные вопросы в наших отношениях, это не секрет. Они касаются и гуманитарной сферы. Есть несколько чувствительных вопросов, которые мы обсуждаем, которые находятся в нашей повестке дня и которые мы договорились решать. Понимая при этом, что что-то может быть решено уже завтра, а что-то может быть решено в более отдаленной перспективе.
Есть несколько вопросов, которые связаны с нашим торгово-экономическим сотрудничеством, с наличием определенных барьеров в нашей торговле. Скорей всего, Глава государства имел в виду эти моменты. Но должен сказать, что мы находимся в диалоге с Европейским союзом. Мы договорились, что эти вопросы будут решаться путем диалога. Мы планируем принять в августе этого года соответствующего Еврокомиссара – господина Андрюкайтиса, который отвечает за сотрудничество в этой сфере, – и обсуждать с ним существующие проблемные вопросы, связанные с определенными трудностями в транзите наших сельскохозяйственных товаров через территорию Европейского союза.
В целом же, что касается наших отношений с Европейским союзом, то, как нам кажется, Европейский союз не выделяет Беларусь в какую-то отдельную категорию, как отдельную страну, с которой у него существует особый торгово-экономический режим.
У Евросоюза есть особые торгово-экономические режимы с отдельными категориями стран. Как я понимаю, например, со странами, которые заключили соответствующее специальное соглашение: соглашение о расширенной ассоциации, об углубленной ассоциации. Понятно, у них особый торговый режим. Наверное, у Ближневосточных стран с учетом заключенных соглашений тоже какой-то особый режим. Но по отношению к остальным странам Евросоюз использует одинаковый режим в торговле. Здесь, я вижу, мы, наши субъекты хозяйствования должны приложить максимум усилий для того, чтобы выйти на рынок Евросоюза с конкурентоспособными, качественными товарами. Мы работаем над этим.
Мы, как Министерство, которое отвечает за внешнеэкономическую деятельность, буквально через пару недель в рамках учебы Послов проводим соответствующий семинар для наших субъектов хозяйствования, на котором будем обсуждать вопросы большего продвижения наших товаров на рынок Европейского союза, устранения каких-то возможных искусственных барьеров, если они имеются. В целом хочу сказать, что мы рассматриваем перспективы нашего торгово-экономического взаимодействия с Евросоюзом весьма оптимистично.
Агентство «РИА-Новости»: Хотела бы вернуться к вопросу о Приоритетах партнерства… Господин Хан, как Вы думаете, когда может быть подписан этот документ? Будет ли это, на Ваш взгляд, в этом году? Может, какие-то основные положения Вы назовете?
В.Макей: Если позволите, я хотел бы буквально пару слов добавить. Приоритеты партнерства – это своего рода дорожная карта наших отношений с Европейским союзом до 2020 года. Там все приоритеты важны. Она касается всех сфер наших взаимоотношений: и торгово-экономической, и политической и, – о чем сказал господи Хан, – гуманитарной, и всех иных. Для нас, как нам кажется, заключение этих Приоритетов партнерства является очень важной задачей, потому что подписание этих Приоритетов создаст основу для конкретного взаимодействия между Беларусью и Евросоюзом во всех областях. Создаст также основу для доступа к более тесному взаимодействию между финансовыми институтами Беларуси и Европейского союза.
Мы очень тщательно работаем над всеми аспектами этих Приоритетов. Я убежден, что в ближайшее время мы выйдем на подписание этого документа. Я считаю, что это будет очень важным событием в истории наших отношений.
«Радио Свобода»: Изучив материалы такого же раунда диалогов, который проходил в Минске в 2015 году, я был приятно удивлен, насколько оценка событий положительная, насколько она продвинулась вперед. Когда будет следующий раунд диалогов в Минске? Будем ли мы с лучшим настроением его покидать?
В.Макей: Вопрос Владимира Владимировича Глода для меня очень важен. Он представляет не государственное издание, а оппонирующее. То, что он признает прогресс в наших отношениях с Европейским союзом, говорит о том, что такой прогресс действительно имеется. Это очень важно.
Что касается, содержания Вашего вопроса, я хочу сказать, что мы всегда готовы предоставить площадку для организации диалога, если это будет востребовано теми или иными сторонами. Мы сегодня говорили на пленарном заседании о стабильности и безопасности. Для нас вопросы стабильности и безопасности в нашем регионе являются основополагающими. Когда мы говорим, что мы готовы внести любой посильный вклад в урегулирование тех или иных конфликтов, мы говорим это искренне и не имеем в виду при этом получение каких-либо политических или иных дивидендов. Мы понимаем, что от наличия стабильности и спокойствия в нашем регионе будет зависеть благополучие и процветание наших граждан, независимость нашего государства. Поэтому мы всегда рады принять любых наших гостей, мы всегда рады обеспечить соответствующие условия для проведения тех или иных мероприятий.
Господин Хан уже упомянул, что 31 октября – 1 ноября здесь состоится заседание Основной группы Мюнхенской конференции по безопасности. На него уже приглашены более 100 высших и высоких должностных лиц. Мы надеемся, что здесь соберутся представители даже тех конфликтующих сторон, которые сегодня не могут находиться за одним столом переговоров. Мы готовы обеспечить все необходимые условия для проведения этого мероприятия.
Хочу также сообщить, что в середине октября здесь состоится конференция, посвященная борьбе с терроризмом, особенно в киберпространстве. Мы проводим эту конференцию совместно с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе. Генеральный секретарь ОБСЕ планирует посетить Беларусь. Также планируется участие и руководства соответствующих подразделений ООН, занимающихся этими вопросами.
Уважаемые коллеги, еще раз хотел бы заверить вас, что мы готовы сделать все необходимое для того, чтобы содействовать укреплению безопасности и стабильности в нашем регионе. От этого зависит будущее нашей страны.
Спасибо.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by