Совместное заявление министров иностранных дел Беларуси и России по случаю 30-й годовщины дипломатических отношений двух стран
30 июня 2022 г.
25 июня 2022 г. исполняется тридцать лет со дня установления дипломатических отношений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. За это время Беларусь и Россия упрочили свои отношения союзничества и стратегического партнерства, основанные на принципах Договора о создании Союзного государства, подписанного 8 декабря 1999 года. Продолжилось развитие всестороннего сотрудничества между нашими народами, объединенными многовековой историей, дружбой, духовными и культурными ценностями.
Воплощение в жизнь положений Договора о создании Союзного государства позволило Беларуси и России выйти на высокий уровень интеграционного взаимодействия по широкому кругу направлений, включая сферы экономики, коллективной безопасности, внешней политики, гуманитарного сотрудничества, реализации равных прав граждан. Наши страны серьезно продвинулись по пути интеграции. Импульс союзному строительству придало принятие Высшим Государственным Советом Союзного государства 4 ноября 2021 года Декрета «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2021 – 2023 годы», включающего 28 отраслевых союзных программ.
Новые интеграционные договоренности нацелены на сближение макроэкономической и гармонизацию денежно-кредитной политики, формирование единого транспортного пространства, построение объединенных рынков электрической энергии, газа, нефти и нефтепродуктов, проведение единой промышленной, аграрной, налоговой, торговой и таможенно-тарифной политики.
Министерства иностранных дел Беларуси и России обеспечивают активное внешнеполитическое и информационное сопровождение процесса реализации этих стратегических решений.
Особенностью белорусско-российских отношений является интенсивный политический диалог. Осуществляются регулярные контакты на высшем и высоком уровнях, действуют различные форматы межправительственного, межпарламентского и межотраслевого сотрудничества по всему спектру тем. Сложившиеся между партнерами открытые и доверительные отношения позволяют находить решения принципиально важных вопросов во благо наших народов.
С удовлетворением отмечаем высокий уровень межпарламентского взаимодействия. Конструктивная совместная работа белорусских и российских законодателей позволяет поддерживать положительную динамику политического диалога, развивать интеграционную повестку, консолидированно отстаивать интересы наших стран на международной арене.
Наше единство основывается и на взаимовыгодном торгово-экономическом сотрудничестве. Беларусь и Россия являются ключевыми торговыми партнерами друг для друга. По итогам 2021 года объем взаимной торговли приблизился к 40 миллиардам долларов США, что является максимальным показателем за последние девять лет. На долю России приходится около половины всего товарооборота Беларуси, а Республика Беларусь занимает первое место среди стран СНГ по уровню товарооборота с Российской Федерацией.
Для укрепления Союзного государства Беларусь и Россия продолжат последовательное сближение экономик двух стран, в частности, в области интеграции промышленных комплексов, создания совместных импортозамещающих производств, развития интенсивной кооперации по целому ряду высокотехнологичных и наукоемких отраслей, в целях преодоления негативных социально-экономических последствий санкционного давления.
Неотъемлемую часть белорусско-российских отношений составляет межрегиональное и приграничное сотрудничество, которое год от года прирастает перспективными совместными проектами в сфере промышленной кооперации и вносит значимый вклад в развитие торгово-экономических связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Действенным механизмом межгосударственного взаимодействия в этой сфере является Форум регионов и его обширные возможности для обмена мнениями и выработки практических решений по актуальным вопросам белорусско-российского сотрудничества в различных сферах.
В рамках Союзного государства продолжается медийное сотрудничество двух стран, включая создание совместных СМИ, идет работа по формированию единого информационного пространства, в том числе в цифровой среде. Прилагаются усилия по дальнейшему упрощению аккредитации и созданию более благоприятных условий пребывания белорусских журналистов в России и российских – в Беларуси.
Министерства иностранных дел Республики Беларусь и Российской Федерации проявляли слаженное взаимодействие в процессе оказания всесторонней помощи белорусам и россиянам, находившимся за рубежом, включая организацию эвакуационных рейсов для наших граждан из различных стран мира.
Беларусь и Россия успешно сотрудничали в условиях пандемии COVID-19. Беларусь стала первым государством, официально зарегистрировавшим российскую вакцину «Спутник V» и наладившим по российским технологиям ее производство. Продолжим делать все возможное для профилактики и минимизации последствий коронавируса для граждан наших стран.
Достижения союзного строительства могут служить ориентиром для других стран в региональных интеграционных процессах.
Приверженность экономической интеграции на основе взаимовыгодного партнерства позволила Беларуси и России, наравне с иными государствами-членами, создать качественно новое для постсоветского пространства межгосударственное объединение – Евразийский экономический союз. ЕАЭС доказал свою эффективность и состоятельность, не только обеспечив экономикам наших стран дополнительный источник роста, но и позволив совместными усилиями преодолеть экономические сложности в период борьбы с распространением COVID-19.
Залогом успешности дальнейшего развития Союза является совместная планомерная и добросовестная работа по реализации положений Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, а также объединение усилий и потенциалов экономик для противодействия неправомерному санкционному давлению третьих стран.
Созданию устойчивой основы для опережающего развития экономик наших государств будет содействовать устранение внутренних барьеров во взаимной торговле, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, повышение инвестиционной и инновационной активности, кооперация и укрепление конкурентоспособности наших товаров в рамках Евразийского экономического союза. В конечном итоге это будет также способствовать увеличению веса ЕАЭС в мировой торгово-экономической системе и формированию его как одного из наиболее значимых центров развития современного мира.
Республика Беларусь и Российская Федерация эффективно взаимодействуют в Организации Договора о коллективной безопасности, способствуя тому, чтобы ОДКБ утвердилась в качестве авторитетного гаранта региональной и международной безопасности. Созданы эффективные механизмы взаимодействия, включая внешнеполитическую координацию, военное и военно-экономическое сотрудничество, кризисное реагирование, миротворчество, парламентское измерение, борьбу с международным терроризмом и экстремизмом, противодействие организованной транснациональной преступности, в том числе незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, оружия, нелегальной миграции. Приобретен первый положительный опыт миротворчества в ходе кризисных событий в Казахстане в январе 2022 года, когда ОДКБ продемонстрировала способность действовать оперативно, решительно и в рамках правового поля. Важно обеспечить дальнейшее развитие потенциала ОДКБ по поддержанию безопасности и стабильности, в том числе в плане наращивания государствами-членами усилий по совместному противодействию попыткам внешнего деструктивного вмешательства в зону ответственности Организации.
Плодотворное взаимодействие Республики Беларусь и Российской Федерации на площадке Содружества Независимых Государств способствовало принятию ряда долгосрочных стратегических документов Объединения на период до 2030 года. С целью повышения авторитета СНГ и его эффективности Беларусь и Россия будут и далее содействовать углублению сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и других сферах, укреплению координации подходов государств-участников на международной арене, развитию интеграционных процессов в рамках Союзного государства, ЕАЭС и СНГ.
В условиях формирования качественно новой высококонкурентной геополитической среды, в атмосфере конфронтации и попрания общепринятых норм и устоев, созданной и культивируемой недружественными государствами, Республика Беларусь и Российская Федерация будут активно противодействовать этим вызовам, а также любым попыткам вмешательства в свои внутренние дела и дестабилизации общественно-политической обстановки в наших странах.
Республика Беларусь и Российская Федерация усилят координацию совместных действий во внешнеполитической сфере с задействованием налаженных и доказавших свою эффективность механизмов сотрудничества. Одним из таких инструментов являются двухгодичные программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. Опираясь на их положения, продолжим согласовывать подходы к наиболее важным проблемам международной и региональной повестки дня и предпринимать совместные внешнеполитические шаги.
На международной арене Беларусь и Россия выступают с единых позиций, опираясь на общепризнанные нормы и принципы международного права, позволяющие обеспечить мирное сосуществование и прагматичное сотрудничество государств на основе баланса интересов всех членов мирового сообщества.
На протяжении ряда лет мы являемся свидетелями того, как западные страны и их «сателлиты» в своем неприятии реалий многополярного мира настойчиво навязывают мировому сообществу собственное видение устройства международной жизни под предлогом необходимости установления некоего «порядка, основанного на правилах». Ими полностью игнорируется принцип подлинной многосторонности, воплощенный в Уставе Организации Объединенных Наций, подрываются нормы международного права. Беларусь и Россия вместе со странами-единомышленниками намерены и далее отстаивать ооноцентричную систему мироустройства, вносить вклад в снижение международной напряженности и развитие равноправного, взаимоуважительного диалога, нацеленного на поиск справедливого баланса интересов всех государств.
Республика Беларусь и Российская Федерация выражают глубокую обеспокоенность осложняющейся ситуацией в сфере международной и региональной безопасности ввиду деструктивной деятельности отдельных государств и военно-политических союзов, обращают внимание на все более серьезные вызовы на этом направлении, включая подрыв стратегической стабильности, разрушение архитектуры контроля над вооружениями, провоцирование гонки вооружений. Действия западных стран по изменению существующего баланса сил в Европе, беспрецедентное с момента окончания «холодной войны» наращивание военного потенциала США и их союзников по НАТО, увеличение масштабов их военно-тренировочной активности, продолжающееся создание американской глобальной системы ПРО и ее европейского сегмента напрямую затрагивают национальные интересы Беларуси и России, несут угрозу миру, безопасности и стабильности в европейском регионе.
Республика Беларусь и Российская Федерация выступают против попыток США и их союзников превратить космическое пространство в арену вооруженного противоборства и будут активно им противодействовать. В этих целях намерены наращивать совместные усилия на многосторонних площадках по продвижению инициатив, направленных на предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве, размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов.
Республика Беларусь и Российская Федерация продолжат сотрудничество в области обеспечения биобезопасности и всемерное содействие укреплению Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия как одной из опор международной архитектуры безопасности.
Республика Беларусь и Российская Федерация продолжат тесное взаимодействие по всем вопросам международной безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями, будут предпринимать действенные шаги для укрепления стратегической стабильности, твердо исходя из того, что ни одно государство не может и не должно обеспечивать свою безопасность за счет безопасности других государств, и намерены на этой основе укреплять диалог и сотрудничество с международным сообществом.
После начала специальной военной операции Российской Федерации по защите жителей Донбасса в международных структурах усиливается нагнетаемая коллективным Западом тенденция по ограничению взаимодействия с белорусскими и российскими официальными представителями вплоть до приостановления членства и исключения Беларуси и России из различных международных организаций и многосторонних договоров, в том числе отраслевой направленности. «Украинская тема» широко эксплуатируется на всех без исключения международных площадках без оглядки на профиль организации и последствия выдвигаемых Западом ультиматумов в адрес Беларуси и России.
Нарастающая санкционная политика Запада в отношении Республики Беларусь и Российской Федерации нацелена на максимальный ущерб нашим государствам и экономикам, а также на поражение в правах граждан Беларуси и России. Эти беспрецедентно жесткие санкции не ограничиваются финансово-экономическими запретами. Они распространяются на спортивную, культурную, туристическую, образовательную сферы, на контакты между людьми. Против двух стран и Союзного государства развязана беспрецедентная информационная агрессия.
Республика Беларусь и Российская Федерация продолжат консолидированные усилия по опротестованию нелегитимных санкционных решений в международных организациях и убеждению партнеров по многосторонним механизмам в пагубности последствий происходящего как для самого принципа многосторонности, так и с точки зрения ущерба для социально-экономического развития отдельных государств. Будет усилена координация между нашими странами на всех уровнях, в том числе по линии профильных ведомств, в целях своевременной выработки тактики и конкретных мер противодействия.
Республика Беларусь и Российская Федерация полны решимости категорически пресекать непрекращающиеся циничные попытки переписать или исказить историю Великой Отечественной войны. Подчеркиваем в этой связи, что факты изгнания и истребления нацистами и их пособниками мирного населения СССР, установленные в Приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге, должны расцениваться как геноцид народов Советского Союза. В условиях набирающих обороты тенденций к росту национализма и неофашизма в современном мире и фактического перекодирования сознания людей в сторону героизации нацизма наши страны продолжат наступательные совместные шаги по противодействию этим губительным и разрушительным для всего человечества проявлениям. Беларусь и Россия будут добиваться отражения объективных оценок исторических событий в документах международных организаций, неизменно продвигать в Генеральной Ассамблее ООН резолюцию о борьбе с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
С учетом усиливающегося внешнего давления наши страны укрепят координацию на международных и региональных площадках, будут продвигать совместные инициативы и оказывать друг другу политическую и информационную поддержку.
Республика Беларусь и Российская Федерация будут противодействовать попыткам дестабилизации информационного пространства и превращения его в арену информационного противоборства. Наши страны продолжат способствовать предотвращению конфликтов путем координации усилий на ключевых международных площадках, а также в двустороннем формате.
Республика Беларусь и Российская Федерация подтверждают настрой на совместную работу по развитию политического диалога и многопланового двустороннего сотрудничества, созданию благоприятных условий для углубления интеграции, координации взаимодействия на глобальном, региональном и субрегиональном уровнях. Достигнутые результаты будут способствовать упрочению позиций наших стран на международной арене и дальнейшему продвижению по пути формирования общего социально-экономического и гуманитарного пространства в интересах братских народов.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by