Размер шрифта:

Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2020 году

В условиях сохранения в качестве основных тенденций в мире роста нестабильности, геополитического и геоэкономического соперничества, а также значительного влияния на международные процессы пандемии COVID-19 и многочисленных проявлений зарубежного давления основные внешнеполитические усилия Беларуси в 2020 году были направлены на защиту и укрепление национального суверенитета, содействие развитию интеграционных процессов на евразийском пространстве, в том числе в рамках белорусского председательства в ЕАЭС, обеспечение многовекторного взаимодействия и благоприятных условий для реализации внешнеэкономических интересов страны, продвижение объединяющих белорусских инициатив на международной арене.

Важнейшее место в деятельности МИД заняло оказание помощи и содействия белорусским гражданам, попавшим в сложную ситуацию за рубежом в связи с пандемией коронавируса.

1. Стратегические союзнические отношения с Российской Федерацией выстраивались в рамках Договора о создании Союзного государства, интеграционных объединений – ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, в которых наша страна выступает активным участником.

Белорусско-российское сотрудничество носило всеобъемлющий и многоплановый характер. В непростых условиях пандемии коронавирусной инфекции поддерживались интенсивные контакты на высшем и высоком уровнях, различные форматы межправительственного, межпарламентского и межведомственного взаимодействия, обеспечившие традиционно высокую динамику двусторонних отношений.

В 2020 году состоялся ряд встреч президентов Беларуси А.Г.Лукашенко и России В.В.Путина (7 февраля и 14 сентября в г.Сочи, 24 июня в г.Москве в рамках торжественных мероприятий, приуроченных к 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, 30 июня в рамках торжественной церемонии открытия Ржевского мемориала Советскому солдату), серия встреч премьер-министров («на полях» заседаний Евразийского межправительственного совета 31 января в г.Алматы, 3 сентября в г.Минске и 9 октября в г.Ереване, а также в рамках рабочих визитов главы белорусского правительства 11 марта и 14 июля в г.Москву).

Продолжена системная координация деятельности двух стран на международной арене, в том числе посредством реализации Программы согласованных действий в области внешней политики государств – участников Договора о создании Союзного государства. 26 ноября в г.Минске состоялось совместное заседание коллегии МИД Беларуси и коллегии МИД России.

Российской стороной оказана многоплановая поддержка в условиях внешнего давления на Республику Беларусь и попыток дестабилизации обстановки в нашей стране после президентских выборов.

На долю России как основного торгового партнера Беларуси в 2020 году пришлось 47,9% стоимостного объема внешней торговли товарами, 45,2% – экспорта, 50,2% – импорта. Сторонами продолжена работа по снятию барьеров и ограничений во взаимной торговле, обеспечению равных условий хозяйствования, решению актуальных вопросов взаимодействия в энергетической сфере, наращиванию промышленной кооперации.

Важным элементом развития экономических отношений выступало межрегиональное сотрудничество. 28-29 сентября состоялся VII Форум регионов Беларуси и России, в рамках которого подписаны 6 соглашений о сотрудничестве с российскими регионами, ряд коммерческих контрактов. Всего в 2020 году организовано 19 визитов белорусских делегаций в российские регионы, Беларусь посетили 18 делегаций российских регионов, в том числе 7 – во главе с губернаторами. Проведено 25 заседаний двусторонних рабочих групп.

2. В 2020 году Республика Беларусь председательствовала в органах Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Будучи одним из инициаторов интеграционных процессов в Евразии, Беларусь продолжила совместно с партнерами на площадке ЕАЭС предпринимать шаги, направленные на укрепление его потенциала и повышение устойчивости к нарастающим внешним вызовам.

Усилия белорусского председательства были сфокусированы на реализации инициатив, обозначенных в Обращении Председателя Высшего Евразийского экономического совета, Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к главам государств-членов ЕАЭС. В основном они носят долгосрочный характер и направлены на создание равных условий хозяйствования и конкуренции на трансграничных рынках, устранение препятствий во взаимной торговле, перекосов в системах технического регулирования, санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, ускорение формирования общих отраслевых рынков, в том числе энергоресурсов и транспортных услуг.

Практически все белорусские инициативы вошли в Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, принятые главами государств на заседании Высшего Евразийского экономического совета 11 декабря.

Важным достижением белорусского председательства является сохранение работоспособности всех органов ЕАЭС в период пандемии коронавируса. С целью оперативного принятия решений заседания органов ЕАЭС проходили значительно чаще, чем обычно, в основном в формате видеосвязи.

Были проведены 2 заседания Высшего Евразийского экономического совета (19 мая и 11 декабря), а также рабочая встреча глав государств-членов ЕАЭС (14 апреля) по вопросу предотвращения распространения коронавирусной инфекции COVID-19 и обеспечения экономической стабильности в Евразийском экономическом союзе.

Состоялись 6 заседаний Евразийского межправительственного совета, в том числе 3 в очном формате (31 января в г.Алматы, 10 апреля и 13 апреля в видеоформате, 17 июля в г.Минске, 9 октября в г.Ереване, 4 декабря в видеоформате).

Совет Евразийской экономической комиссии провел 15 заседаний (30 января, 21 февраля, 16 марта, 25 марта, 3 апреля, 29 апреля, 27 мая, 3 июня, 10 июля, 20 июля, 4 сентября, 1 октября, 30 октября, 20 ноября, 23 декабря).

Оперативно принятые в ЕАЭС совместные эпидемиологические меры, организационные и таможенно-тарифные решения, пакет мер экономического и стабилизационного характера позволили не только обеспечить внутренний рынок ЕАЭС, включая Беларусь, продовольственными товарами, лекарственными средствами, медицинскими изделиями и другой критически важной в период пандемии продукцией, но и оперативно наладить ее производство и экспорт.

Была систематизирована работа по устранению барьеров во взаимной торговле на рынке Союза, общее количество которых снизилось за год с 19 до 11. Активизирована работа по недопущению возникновения новых видов препятствий.

По инициативе Республики Беларусь поднят ряд наиболее чувствительных вопросов, оказывающих влияние на свободное обращение товаров на общем рынке ЕАЭС. Среди них – регламентация доступа на рынок ЕАЭС пищевой продукции, внедрение разрешительного порядка введения национальных ограничительных мер, предполагающего их предварительное рассмотрение органами ЕАЭС. Усовершенствовано право ЕАЭС в сфере государственных закупок, что обеспечивает взаимный доступ к госзакупкам товаров государств-членов Союза и ограничивает доступ товаров из третьих стран.

Продолжена практическая реализация соглашения о свободной торговле с Вьетнамом, ратифицированы аналогичные соглашения с Сербией и Сингапуром. В развитие ранее заключенного временного соглашения начались переговоры по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) с Ираном. В активную стадию вступили переговоры по заключению аналогичных соглашений с Египтом, Израилем и Индией. Определен «второй пакет» стран для проведения первоочередных переговоров по созданию ЗСТ: Алжир, Индонезия, Монголия, страны Персидского залива.

Активно продвигалось сотрудничество ЕАЭС с Китаем как в рамках реализации заключенного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, так и идеи сопряжения ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».

Углублялось сотрудничество ЕАЭС с СНГ, ШОС и АСЕАН.

Беларусь последовательно выступала за формирование устойчивых механизмов полноформатного диалога между ЕАЭС и ЕС, предполагающих поступательное сближение этих объединений, создание в перспективе общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока» с возможным его последующим расширением.

В год белорусского председательства статус государства-наблюдателя при ЕАЭС предоставлен Узбекистану и Кубе, что свидетельствует о расширении международного интереса к ЕАЭС.
Право председательства в органах ЕАЭС в 2021 году передано Республике Казахстан.

3. В числе приоритетов находилось дальнейшее выстраивание конструктивного взаимодействия с государствами СНГ, нацеленное на развитие взаимовыгодного многопланового экономического сотрудничества, обеспечение взаимной поддержки партнеров по Содружеству на международных и региональных площадках.

В условиях негативного влияния на взаимодействие в рамках Содружества Независимых Государств пандемии COVID-19, повлекшей закрытие границ большинством стран-участниц, отмену или перенос на более поздний срок ряда планировавшихся к проведению мероприятий, уставные органы СНГ провели все необходимые заседания, основном, в формате видеоконференцсвязи, в которых приняла участие Беларусь.

Проведены заседание Совета глав государств (18 декабря), по 2 заседания Совета глав правительств (29 мая и 6 ноября) и Совета министров иностранных дел (12 мая и 10 декабря), 4 заседания Экономического совета СНГ (13 марта, 30 июня, 15 сентября, 9 декабря). В очном формате в штаб-квартире Исполкома СНГ в г.Минске Совет постоянных и полномочных представителей государств-участников СНГ при уставных и других органах Содружества провел 12 заседаний (29 января, 25 февраля, 25 марта, 29 апреля, 19 мая, 16 июня, 21 июля, 25 августа, 22 сентября, 27 октября, 24 ноября, 17 декабря) и одно в формате видеосвязи (14 апреля).

В связи с распространением новой коронавирусной инфекции 29 мая главы правительств государств-участников СНГ приняли Заявление, в котором высказались за разработку совместных мер в области здравоохранения и социальной сферы, а также сделали акцент на необходимость усиления интеграционного взаимодействия по вопросам экономики.

В 2020 году завершена работа над масштабными документами, охватывающими все сферы взаимодействия в рамках СНГ в среднесрочной перспективе. Приняты Концепция дальнейшего развития СНГ и План основных мероприятий по ее реализации, Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 года и План мероприятий на 2021-2025 гг. по ее реализации, Концепция военного сотрудничества, Концепция межрегионального и приграничного сотрудничества, Межгосударственная программа инновационного сотрудничества, Приоритетные направления сотрудничества в сфере транспорта, Рамочная программа сотрудничества в области использования атомной энергии в мирных целях, ряд документов, направленных на развитие сельскохозяйственной отрасли и повышение продовольственной безопасности.

В рамках деятельности по укреплению внешнеполитического взаимодействия государств-участников СНГ по основным глобальным и региональным проблемам современности, а также продвижению скоординированных подходов на внешнем контуре получила свое дальнейшее развитие практика принятия и распространения в ключевых международных организациях (ООН, ОБСЕ) совместных заявлений по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки дня.

В ходе заседания Совета глав государств СНГ приняты совместные заявления по случаю 75-й годовщины создания ООН и о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности.

В области развития в Содружестве общего гуманитарного (образовательного, научного, информационного и культурного) пространства приняты План приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества на 2021-2022 гг., Основные мероприятия сотрудничества в области культуры на 2021-2025 гг., стратегии развития сотрудничества до 2030 года в области туризма, физической культуры и спорта, Стратегия международного молодежного сотрудничества.

В рамках работы по укреплению взаимодействия в вопросах безопасности на заседании Совета глав государств СНГ подписаны Соглашение о Совместном инженерном подразделении гуманитарного разминирования вооруженных сил государств-участников СНГ, Концепция военного сотрудничества государств-участников СНГ до 2025 года и Программа сотрудничества в укреплении пограничной безопасности на внешних границах на 2021-2025 годы.

Республика Беларусь приняла на себя председательство в СНГ в 2021 году. Концепцией белорусского председательства и Планом мероприятий по ее реализации предусмотрено расширение взаимодействия во всех областях, выработка согласованных подходов к решению актуальных вопросов регионального сотрудничества, укрепление многосторонних связей в целях всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-участников СНГ. Особый акцент в рамках белорусского председательства планируется сделать на сопряжении интеграционных процессов в СНГ и Евразийском экономическом союзе, усилении взаимодействия между органами двух интеграционных объединений, проведении совместных мероприятий и реализации конкретных проектов.

4. Двустороннее сотрудничество со странами СНГ и Грузией в 2020 году развивалось достаточно активно и продуктивно: проведено более 150 мероприятий на высшем и высоком уровнях.

Получило дальнейшее развитие белорусско-азербайджанское партнерство. Ряд телефонных переговоров Главы белорусского государства с Президентом Азербайджана, руководителей внешнеполитических ведомств двух стран, встречи Премьер-министра, Министра и заместителей Министра иностранных дел с Послом Азербайджана в Беларуси содействовали поддержанию активного двустороннего диалога на высшем и высоком уровнях. Важной составляющей торгово-экономического взаимодействия стала реализация договоренностей по поставкам азербайджанской нефти в Беларусь.

Поддерживались активные контакты с Арменией. Ключевыми событиями стали встреча Президента Беларуси с Премьер-министром Армении (июль, г.Минск), переговоры глав внешнеполитических ведомств двух стран (февраль, г.Мюнхен), а также ряд телефонных разговоров Президента Беларуси с Президентом и Премьер-министром Армении. Укреплению торгово-экономических отношений способствовала состоявшееся в марте в г.Ереване заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

Стратегический характер сотрудничества в политической, торгово-экономической и иных сферах с Казахстаном подтвержден в ходе встречи Президента Беларуси с Премьер-министром Казахстана (июль, г.Минск), телефонных переговоров глав государств, а также встреч премьер-министров двух стран (январь, г.Алматы и июль, г.Минск). Динамично развивалось межпарламентское, межрегиональное и гуманитарное сотрудничество.

Важным компонентом развития белорусско-казахстанских отношений являлось конструктивное взаимодействие сторон по линии внешнеполитических ведомств, в том числе в рамках ООН, ОБСЕ, ЕАЭС, СНГ, ШОС и других международных организаций и форумов.

Развитию белорусско-кыргызских отношений способствовали встреча Главы белорусского государства с Премьер-министром Кыргызстана (июль, г.Минск), переговоры премьер-министров двух стран (июль, г.Минск), а также заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (февраль, г.Минск).

Белорусско-молдавский диалог на высшем и высоком уровнях поддерживался в ходе состоявшегося в мае телефонного разговора между президентами Беларуси и Молдовы, а также встреч премьер-министров двух стран (январь, г.Алматы и июль, г.Минск).

Дальнейшее развитие двусторонних связей после состоявшихся в ноябре президентских выборов в Молдове будет зависеть от внешнеполитического курса нового главы государства.

Дальнейшему укреплению белорусско-таджикских отношений, в том числе в торгово-экономической сфере, способствовали пять телефонных разговоров глав государств.

Предметному диалогу с Туркменистаном содействовали состоявшиеся в ноябре консультации между министерствами иностранных дел двух стран.

На углубление белорусско-узбекского сотрудничества были нацелены два телефонных разговора президентов Беларуси и Узбекистана, активный диалог на правительственном уровне (визит Заместителя Премьер-министра Беларуси в Узбекистан (февраль), два телефонных разговора на уровне заместителей глав правительств), а также консультации между министерствами иностранных дел двух стран (январь). Принятые сторонами меры позволили достичь стратегического уровня двусторонних отношений, позитивной динамики роста объемов товарооборота.

Позиция Украины в отношении Беларуси привела к замораживанию сотрудничества в политической сфере во второй половине года. Поддержку торгово-экономическим и межрегиональным связям оказали визит Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь в Украину (январь), переговоры на уровне заместителей премьер-министров двух стран (июнь), визит народного депутата Украины в Беларусь и переговоры в ряде отраслевых министерств и ведомств (декабрь), а также очередное заседание белорусско-украинской Рабочей группы по вопросам межрегионального и трансграничного сотрудничества (в видеоформате, июнь).

В рамках содействия развитию торгово-экономического диалога с Грузией в феврале состоялось очередное заседание Межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Прагматичный характер носили отношения в политико-дипломатической сфере.

5. Все более важным направлением белорусской внешней политики становилось развитие отношений со странами «дальней внешнеполитической дуги».

Традиционно высокой динамике развития стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой способствовали состоявшиеся прямые контакты между Президентом Беларуси А.Г.Лукашенко и Председателем КНР Си Цзиньпином.

Результатами проведенного в формате видеоконференции четвертого заседания Белорусско-Китайского межправительственного комитета по сотрудничеству стали значимые политические и экономические договоренности, в том числе, о создании комиссии по таможенному и карантинному сотрудничеству и рабочей группы по упрощению торговых процедур, о начале переговоров по двустороннему соглашению о торговле услугами и осуществлении инвестиций. Подписан акт сдачи-приемки Китайско-Белорусского центра сотрудничества в области трансформации научно-технических достижений на территории индустриального парка «Великий камень».

Беларусь на уровне Премьер-министра Головченко Р.А. приняла участие в заседаниях Совета глав государств и Совета глав правительств Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС). В ходе мероприятий белорусской стороной инициировано использование спутниковых навигационных пломб на пространстве ШОС, создание в рамках Организации собственного финансового механизма, поддержано развитие сотрудничества в области информационной безопасности, выдвинуты инициативы о создании механизма консультаций по вопросам атомной энергетики и ядерной безопасности, а также расширения проекта «Восемь чудес ШОС».

В формате видеоконференцсвязи организовано участие Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. в 41-й Генеральной ассамблее Межпарламентской Ассамблеи АСЕАН.

В целом страны Азии являлись точками роста внешнеполитической и внешнеторговой активности Беларуси.

В феврале на полях Мюнхенской конференции по безопасности состоялась встреча министров иностранных дел Беларуси и Монголии. В июне Министр иностранных дел Республики Беларусь Макей В.В. принял участие в видеоконференции высокого уровня в рамках китайской инициативы «Пояс и путь». Состоялись политические консультации с внешнеполитическими ведомствами Китая, Японии, а также переговоры на уровне заместителей министров иностранных дел Беларуси и Республики Корея.

Белорусский экспорт в Азию, Австралию и Океанию по итогам 2020 года составил 2,5 млрд. долларов США. Обеспечен рост экспорта в Китай, Индию, Афганистан, Пакистан, Монголию, Малайзию, Таиланд. Велась работа по диверсификации номенклатуры экспортных товаров, поиск новых ниш для отечественной продукции.

Совместно с профильными ведомствами продолжена работа по облегчению доступа белорусских товаров на рынки государств региона. В 2020 году для экспорта в Китай аккредитовано 12 новых производителей молочных кормовых продуктов. Всего в Китае аккредитовано 104 белорусских производителя молочной, мясной, рыбной продукции, жома сахарной свеклы, шкурок норки, торфа.

На рассмотрение китайской стороны направлены заявки на допуск белорусских мясных консервов, охлажденной говядины и субпродуктов, детского питания, замороженных ягод, мясомолочных продуктов. Завершена процедура сертификации белорусского молока на рынке Вьетнама. Велась работа по сертификации белорусских продуктов питания для рынков Индонезии, Малайзии, Сингапура, Японии.

Проведено 10-е заседание Белорусско-Индийской межправительственной комиссии по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий.

В формате видеоконференции прошли заседания комиссий по сотрудничеству в области науки и технологий с Индией и Пакистаном, переговоры БелТПП и Корейской ассоциации международной торговли (КИТА), первое заседание Белорусско-Пакистанской рабочей группы по сотрудничеству в сфере здравоохранения и фармацевтики.

Важным для развития промышленной кооперации стало подписание дополнительного протокола к соглашению о промышленной сборке с Вьетнамом, облегчающего условия для локализации и развития сборочного производства ОАО «МАЗ» до 2025 года. Во Вьетнаме и Индонезии проводились испытания новой модели трактора МТЗ, разработанной для работы на рисовых полях.

Важное значение приобрело гуманитарное сотрудничество по противодействию распространению COVID-19 и укреплению потенциала системы здравоохранения Беларуси.

Беларусь первой в рамках борьбы с новой коронавирусной инфекцией направила в Китай два самолета с востребованными медицинскими изделиями общим весом более 40 тонн. В последующем китайской стороной направлено в Беларусь четыре самолета со средствами медицинского назначения общим весом более 110 тонн.

Республика Корея для борьбы с COVID-19 передала Беларуси диагностические тесты на сумму 300 тыс. долларов.

Республике Беларусь правительством Индии выделена экспортная квота для поставки лекарственных средств для борьбы с последствиями коронавирусной инфекции.

Сотрудничество с Японией в рамках программы помощи «Корни травы» позволило привлечь в Беларусь техническую помощь на сумму более 280 тыс. долларов для закупки оборудования в медучреждения и центры социальной защиты населения.

6. Расширялся политический диалог и взаимовыгодное экономическое сотрудничество с традиционными и новыми партнерами в Африке и на Ближнем Востоке.

Организованы визиты Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко в Египет (19-20 февраля), Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Андрейченко В.П. в Израиль (21-24 января), Министра культуры Бондаря Ю.П. в Оман (3-6 марта), Министра промышленности Пархомчика П.А. в Зимбабве (29-30 сентября). Министр туризма Египта Х.аль-Анани посетил г.Минск (17-18 июля).

Продолжился политический диалог с Объединенными Арабскими Эмиратами и Саудовской Аравией. На полях Мюнхенской конференции по безопасности в феврале состоялись встречи Министра иностранных дел Республики Беларусь Макея В.В. с Министром по иностранным делам ОАЭ А.Гаргашем и Министром иностранных дел КСА Фейсалом бен Фарханом аль-Саудом. В режиме видеоконференции прошло 5-е заседание Совместного комитета по сотрудничеству между правительствами Беларуси и ОАЭ.

В г.Каире проведены первое заседание Белорусско-Египетского совета делового сотрудничества в формате бизнес-форума, а также выставка совместных научно-технических разработок «Беларусь – Египет: партнерство, обращенное в будущее», в которой приняли участие 37 белорусских предприятий.

Реализовывались крупные контракты и совместные проекты с Зимбабве. В ходе визита Министра промышленности Пархомчика П.А. (29-30 сентября) этой стране передана крупная партия белорусской сельскохозяйственной и автомобильной техники, открыт сервисный центр.

Во взаимодействии с БелТПП для белорусских деловых кругов проведено две видеоконференции: «Беларусь – Африка: многовекторная экономическая политика на международной арене» (29 октября) и «Африка – Беларусь: текущая ситуация и новые ориентиры для совместных бизнес-проектов» (9 декабря) с участием руководителей белорусских диппредставительств в странах Африки, а также дипмиссий африканских государств, аккредитованных в Беларуси.

Несмотря на сложные условия, достигнута положительная динамика поставок белорусских товаров в Алжир, Анголу, Бенин, Гану, Зимбабве, Камерун, Кению, Марокко, Тунис, Уганду, ЮАР, а также Израиль, ОАЭ, Саудовскую Аравию.

Экспорт белорусских товаров в страны Африки за 2020 год составил 388,6 млн. долларов (94,7% по сравнению с 2019 годом), товарооборот – 553,2 млн. долларов (95,1%), импорт – 164,6 млн. долларов (95,9%). Положительное для Беларуси сальдо взаимной торговли составило 224 млн. долларов.

Объем белорусского экспорта товаров в страны Ближнего Востока в 2020 году составил 224,3 млн. долларов (88,1% по сравнению с 2019 годом), товарооборот – 363,2 млн. долларов (88,2%), импорт – 138,9 млн. долларов (88,3%). Положительное сальдо взаимной торговли – 85,3 млн. долларов.

Из ОАЭ и Катара в Беларусь поступила гуманитарная помощь для противодействия распространению коронавирусной инфекции.

7. Беларусь продолжила укреплять межгосударственный диалог с приоритетными партнерами в Латинской Америке и Карибском бассейне, поступательно выстраивала экономическое сотрудничество с иными перспективными странами региона.

В условиях жестких карантинных мер в странах Латинской Америки из-за пандемии COVID-19 реализация большей части запланированных на 2020 год двусторонних мероприятий с Беларусью, включая визиты высокого уровня и заседания совместных комиссий, была перенесена до нормализации эпидемиологической обстановки.

Важнейшими политическими партнерами Беларуси в двух- и многостороннем форматах выступали Венесуэла и Куба. Наиболее эффективное взаимодействие с этими государствами осуществлялось на площадках международных организаций.

Продолжена реализация межправительственного белорусско-кубинского Плана совместных действий по развитию торгово-экономического сотрудничества на краткосрочную перспективу, разработанного в соответствии с поручением глав государств.

Развертывание полноформатного посольства Беларуси в Колумбии в конце 2020 года призвано активизировать торгово-экономическое сотрудничество с этой страной, а также с соседними государствами Тихоокеанского альянса.

Важным инструментом развития взаимодействия со странами Латинской Америкой выступал институт почетных консулов. В марте и ноябре проведены деловые визиты в Беларусь почетного консула Беларуси в штате Сан-Паулу, Бразилия, в ходе которых достигнуты договоренности о поставках белорусского химволокна и цемента. В августе назначен почетный консул Беларуси в г.Куэнка, Эквадор. В сентябре проведен его рабочий визит в г.Минск для налаживания контактов в медицинской и научно-технической сферах. В декабре приступил к работе почетный консул Гватемалы в Беларуси. 15 декабря в онлайн режиме был подписан меморандум о сотрудничестве между БелТПП и Торговой палатой Гватемалы.

В течение 2020 года при активном участии МИД проведена серия видеоконференций представителей белорусских деловых кругов со своими партнерами из Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Колумбии, Кубы, Никарагуа, Панамы, Эквадора.

В 2020 году экспорт белорусских товаров в Латинскую Америку превысил 701,1 млн. долларов. Его основу составили удобрения и сложнотехническая продукция. Все более важным трендом становилось наращивание сервисного обслуживания техники, произведенной в Беларуси и иных странах, а также услуг в сфере строительства, нефтедобычи и сейсморазведки.

8. На протяжении большей части года в отношениях Беларуси с Европейским союзом наблюдалась позитивная динамика. Несмотря на ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, сотрудничество носило достаточно насыщенный и конструктивный характер.

В ходе визита Министра иностранных дел Беларуси в г.Брюссель в январе были подписаны соглашения с ЕС об упрощении визовых процедур и о реадмиссии (вступили в силу с 1 июля 2020 г.).
В июле в г.Брюсселе состоялось девятое заседание Координационной группы Беларусь – ЕС, белорусская делегация была представлена на уровне заместителя Министра иностранных дел.

Велась работа по подготовке визита в Беларусь Высокого представителя ЕС по иностранных делам и политике безопасности, не реализованного в связи с пандемией. Состоялся ряд телефонных разговоров Министра иностранных дед Беларуси с Высоким представителем.

В июне Премьер-министр Республики Беларусь принял участие в виртуальном саммите Восточного партнерства (ВП), Министр иностранных дел – в заседании глав внешнеполитических ведомств стран-партнеров ВП и стран-членов ЕС, представитель МИД – во встрече старших должностных лиц ВП в октябре.

Белорусские отраслевые органы госуправления продолжили работу в рамках различных форматов сотрудничества по линии ВП – заседаниях платформ, рабочих групп, панелей, региональных проектов. В адрес Еврокомиссии в сентябре направлены предложения белорусской стороны по развитию инициативы после 2020 года.

Заинтересованные белорусские организации использовали возможности, предоставляемые по линии инструментов техпомощи ЕС TWINNING и TAIEX, а также программы мобильности «МОСТ».
Продолжалась реализация программ трансграничного сотрудничества «Польша – Беларусь – Украина» и «Латвия – Литва – Беларусь», начата работа по программированию новых программ «Польша – Беларусь – Украина», «Латвия – Беларусь» и «Литва – Беларусь» в новом финансовом цикле ЕС на 2021-2027 гг.

Развивалось сотрудничество с европейскими финансовыми институтами. Совокупный объем инвестиций Европейского инвестиционного банка в Беларуси достиг 550 млн. евро. По итогам первого полугодия 2020 г. объем операций Европейского банка реконструкции и развития в Беларуси составил 157 млн. евро.

В июне ЕС оказал Беларуси гуманитарную помощь на преодоление последствий коронавирусной инфекции в размере порядка 3 млн. евро.

В связи с реакцией Европейского союза на состоявшиеся в августе выборы Президента Республики Беларусь и введением ЕС ряда ограничительных мер в отношении Беларуси белорусской стороной предприняты ответные действия политико-дипломатического характера, нацеленные на защиту своих национальных интересов.

При этом Беларусь сохраняет приверженность развитию диалога и взаимовыгодного, конструктивного и добрососедского взаимодействия со всеми европейскими партнерами.

9. Серьёзное ограничение мобильности в Европе в связи с распространением COVID-19 и пересмотр Западом подходов к сотрудничеству с Беларусью по итогам президентских выборов в нашей стране, включая введение антибелорусских санкций, привели к заметному снижению интенсивности и уровня контактов Беларуси со странами Европы и оказали негативное влияние на качество отношений на двустороннем треке.

В «докризисный» период получило развитие разноплановое сотрудничество с Германией. Состоялось два заседания учрежденной в 2019 году двусторонней Стратегической консультативной группы. Прошли очередные заседания Белорусско-Германской рабочей группы по торговле и инвестициям и Делового совета «Беларусь-Саксония», состоялся официальный визит в Беларусь делегации Германско-Белорусской парламентской группы Бундестага.

Значимые импульсы развитию отношений с Венгрией и Латвией придали визиты в Беларусь премьер-министров этих государств В.Орбана и К.Кариньша. В ходе состоявшихся встреч и переговоров были определены пути активизации двустороннего сотрудничества по широкому спектру направлений, включая торговлю, инвестиции, взаимодействие в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства.

Важным событием года в сотрудничестве с европейскими странами стало открытие в нашей стране Посольства Швейцарии и назначение первого в истории двусторонних отношений Посла. Для участия в церемонии открытия дипмиссии и проведения двусторонних переговоров Беларусь посетил глава Федерального департамента иностранных дел Швейцарии И.Кассис.

Заметной положительной динамикой до августа характеризовались отношения с Польшей. Состоялись многочисленные контакты и мероприятия, в т.ч. на уровне глав МИД, таможенных служб, по линии силовых ведомств. Начал работу офис Почетного консула Беларуси в г.Ольштыне, подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Польша о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод. Польша стала первой страной-членом ЕС, предоставившей 2 транша гуманитарной помощи для борьбы с COVID-19 на общую сумму около 11,5 млн. евро.

Значимый вклад в решение многочисленных практических внешнеполитических и внешнеэкономических задач в двустороннем формате внесли визиты Министра иностранных дел Беларуси в Болгарию, Германию и Латвию, а также визиты в нашу страну глав внешнеполитических ведомств Литвы, Венгрии и Ватикана.

Продолжена работа по выполнению договоренностей, достигнутых в ходе состоявшихся в 2019 году визитов Президента Беларуси в Сербию, Турцию и Австрию. Удалось достичь конкретных подвижек в реализации ряда совместных торговых и финансовых проектов, развитии взаимодействия с инвесторами из этих стран. В австрийском парламенте была создана рабочая группа по сотрудничеству с Беларусью.

10. В отношениях Беларуси с Соединенными Штатами Америки до августа продолжался процесс нормализации. Поступательно восстанавливалась атмосфера взаимного доверия. Повысились уровень и интенсивность двусторонних контактов. Наблюдался рост взаимной торговли товарами и услугами, развивался диалог по вопросам прав человека, международной безопасности; борьбы с торговлей людьми, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков.

В феврале состоялся визит в Республику Беларусь Государственного секретаря США М.Помпео. По итогам встречи Президента Республики Беларусь с главой внешнеполитического ведомства США стороны приступили к практической реализации договоренности об обмене послами.

Было возобновлено белорусско-американское сотрудничество в энергетической сфере: осуществлены две поставки американской сырой нефти. Началась работа по открытию Американской торговой палаты в Беларуси.

Позитивные процессы в двусторонних отношениях поставлены на паузу в условиях жесткой позиции Соединенных Штатов по итогам прошедших в Беларуси президентских выборов и дополнительного введения американской стороной санкций в отношении отдельных белорусских должностных лиц и организаций.

Диалог с Канадой, налаженный после отмены Оттавой в 2017 году ограничений на осуществление поставок канадских товаров и услуг в Беларусь, успешно развивался до августа. В июне состоялся телефонный разговор Министра иностранных дел Беларуси с Министром иностранных дел Канады, в ходе которого стороны обсудили конкретные шаги по дальнейшему развитию двусторонних контактов, экономического диалога, взаимодействия в рамках международных организаций. Были организованы визиты в Канаду ряда белорусских бизнес-делегаций, в ключевых канадских провинциях проведены экономические мероприятия по Беларуси, включая видеоконференции.

Двусторонний диалог приостановлен в связи с критической оценкой Оттавой результатов президентских выборов в Беларуси и последующими санкционными решениями.

11. Системная работа по линии многостороннего взаимодействия явилась значимой составляющей скоординированных усилий Беларуси по защите и продвижению интересов государства на международной арене.

Беларусь активно работала на международных площадках, прежде всего в ООН, а также в ОБСЕ, для дальнейшего продвижения приоритетов и инициатив в сферах безопасности и разоружения, устойчивого развития, прав человека, соблюдения принципов и норм международного права как основы справедливых и равноправных международных отношений.

В Международный день борьбы с торговлей людьми 30 июня для освещения важной роли инициативы Беларуси о формировании соответствующего партнерства в целях эффективного международного противодействия торговле людьми в г.Минске состоялось специальное мероприятие с участием заместителя Министра иностранных дел Дапкюнаса А.В., Представителя ООН в Беларуси И. Казаны-Вишневецкий, руководства ряда посольств.

В рамках белорусской инициативы по сохранению традиционных семейных ценностей и поддержке естественной семьи Беларусь продолжила координировать работу Группы друзей семьи в ООН. Важным шагом в поддержку натуральной семьи стало объединение усилий в рамках американской инициативы по схожей тематике: 22 октября Беларусь присоединилась к Женевской декларации по защите здоровья женщин и укреплению семьи, инициированной США.

В связи с тем, что впервые в истории ООН 75-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН состоялась без участия делегатов из столиц из-за введенных в США эпидемиологических ограничений, выступление главы белорусской делегации, Министра иностранных дел Макея В.В. на общей дискуссии 75-й сессии ГА ООН (26 сентября) было обеспечено в видеоформате.

В рамках празднования 75-летия создания ООН Беларусь как страна-основательница уделила особое внимание отстаиванию основополагающих принципов Устава ООН. В рамках реализации плана совместных действий МИД Беларуси и Представительством ООН в нашей стране Министр иностранных дел Макей В.В. принял участие в ряде торжественных мероприятий: открытии виртуальной фотовыставки по случаю Международного дня делегата (24 апреля, в формате видеоконференции); церемонии по случаю Дня подписания Устава ООН (26 июня). 23 октября в преддверии 75-летия создания ООН в МИД состоялась церемония гашения почтовой марки с участием заместителя Министра Алейника С.Ф.

В рамках ЮНЕСКО Беларусь проводила активную работу в качестве члена Исполнительного совета Организации (2017-2020 гг.). Представлены предложения Беларуси в Список памятных дат ЮНЕСКО на 2022-2023 гг. и заявки в рамках Программы участия на 2020-2021 гг. Обеспечено включение элемента «Лесное бортничество Беларуси и Польши» в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества.

Под патронатом Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО с участием МИД в Беларуси прошли мероприятия, посвященные 75-летию создания ЮНЕСКО и 150-летию со дня рождения художника Ф.Рущица (юбилей включен в Список памятных дат ЮНЕСКО), реализован ряд проектов в областях науки, культуры и образования.

Поступательное расширение международного и национального диалога в сфере прав человека осуществлялось в неблагоприятном контексте, обусловленном эпидемиологическими ограничениями и гипертрофированной реакцией западных государств на развитие ситуации в Беларуси в поствыборный период.

Вопреки агрессивному давлению со стороны ЕС в Совете ООН по правам человека, было обеспечено успешное прохождение Беларусью 2 ноября третьего цикла универсального периодического обзора. Более половины из 92 государств, участвовавших в обзоре Беларуси, позитивно оценили усилия белорусского государства в реализации международных обязательств в области прав человека.

Беларусь продолжила планомерную работу с договорными органами по правам человека. Делегация во главе с Министром образования Карпенко И.В. провела 20-21 января в г.Женеве диалог с Комитетом ООН по правам ребёнка по объединенным пятым и шестым докладам Беларуси о реализации соответствующей конвенции.

На регулярной основе осуществлялось взаимодействие с тематическими специальными процедурами Совета по правам человека (СПЧ) ООН.

Сохранилась высокая интенсивность политических контактов с МАГАТЭ. Беларусь дважды (в марте и ноябре) посетил заместитель генерального директора этой ведущей международной организации в ядерной сфере.

Успешно состоялась миссия МАГАТЭ по комплексной оценке, национальной ядерно-энергетической инфраструктуры и готовности к пуску Белорусской АЭС.

Дополнительную динамику приобрела техническая помощь по линии агентства, в том числе в деле борьбы с коронавирусной инфекцией (секретариат МАГАТЭ закупил для Беларуси два комплекта диагностических ПЦР-лабораторий с наборами расходных материалов и реагентов).

Беларусь продолжила председательство в Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН в крайне сложной эпидемиологической обстановке. Несмотря на это, председательство в ЕЭК позволило значительно мобилизовать деятельность комиссии и ее секторальных комитетов в экономической и социальной сферах для помощи странам региона, включая Беларусь, с учетом их конкретных потребностей, направленным, в том числе, на нивелирование негативных последствий пандемии COVID-19, а также было использовано для информирования евразийского бизнеса о возможностях использования инструментария ЕЭК ООН в целях развития экономик стран-членов ЕАЭС.

По приглашению Всемирного экономического форума (ВЭФ) Беларусь впервые стала членом трех стратегических инициатив этой организации – региональной группы высокого уровня по выработке политики в Европе и Евразии (на уровне Министра иностранных дел Макея В.В.), региональной группы по формированию политики в Евразии и платформы действий по борьбе с COVID-19.

Активное участие в работе этих образований способствовало продвижению на площадке форума белорусских предложений по минимизации негативных экономических последствий коронавирусной пандемии, среди которых – развитие взаимодействия по линии интеграционных структур и формирование устойчивых к кризисам цепочек производства и поставки продукции с учетом уже устоявшихся кооперационных связей между странами и регионами.

Беларусь на уровне Премьер-министра 4 мая приняла участие во внеочередном саммите Движения неприсоединения (ДН) в формате видеоконференции контактной группы по проблеме пандемии COVID-19. В дальнейшем, во взаимодействии с азербайджанским председательством ДН велась последовательная работа в русле решений саммита, в том числе в вопросах оказания гуманитарной поддержки и проведения специальной сессии ГА ООН по борьбе с пандемией.

МИД проводилась значительная работа, связанная с реагированием на пандемию. Осуществлялся постоянный мониторинг ситуации в зарубежных государствах и вводимых ими ограничительных мер, координировалась работа по поиску производителей средств защиты, медицинского оборудования и лекарственных препаратов и их поставке в Беларусь. Важным направлением стала работа по привлечению международной технической и иностранной безвозмездной помощи, предназначенной для укрепления возможностей медицинских учреждений Беларуси в борьбе с пандемией.

Было усилено взаимодействие с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): отслеживались мировые тенденции в области профилактики и лечения коронавируса, разработки и применения вакцин против COVID-19, проведен визит в Беларусь миссии ВОЗ (7-12 апреля), налажена работа по выстраиванию логистических цепочек для поставок гуманитарной помощи по линии ВОЗ для нашей страны.

Координировалась работа по принятию и оформлению соавторства в резолюциях по тематике противодействия пандемии, в том числе для обеспечения глобального доступа к лекарствам, вакцинам и медицинскому оборудованию для борьбы с COVID-19: Беларусь стала соавтором резолюции, принятой на 73-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения, и тематической резолюции ГА ООН.

МИД оказано содействие в заключении соглашения с патентным пулом лекарственных средств по организации поставок в Беларусь антиретровирусного препарата «Долутегравир». Это позволяет расширить доступ и охват эффективным лечением лиц, живущих с ВИЧ.

Беларусью была продолжена целенаправленная работа по выполнению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и достижению Целей устойчивого развития (ЦУР).
В феврале назначен новый Национальный координатор по достижению ЦУР – заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь Исаченко А.М.

В 2020 году приняты три страновые программы для Беларуси на 2020-2025 гг. по линии Программы развития ООН (ПРООН), Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА), которые содержат приоритетные направления сотрудничества с этими фондами и программами на пятилетнюю перспективу.

В декабре в штаб-квартире международных организаций в г.Вене подписана Рамочная программа о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в которой определены основные области двустороннего сотрудничества.

Беларусь совместно с государствами-единомышленниками инициировала в международных организациях ряд обращений и заявлений, посвящённых теме Второй мировой войны, которые размещены в качестве официальных документов сессий Генеральной Ассамблеи ООН. Беларусь выступила соавтором резолюции Генеральной Ассамблеи по борьбе с героизацией нацизма, подчеркивая неприемлемость попыток переписать историю.

На фоне ухудшения международной ситуации, усугубляющейся, наряду с пандемией, нарастанием противоречий между основными геополитическими игроками, эскалацией конфликтного потенциала и дальнейшей эрозией системы международных договоренностей в области контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, Беларусь последовательно отстаивала необходимость продвижения объединительной повестки дня, направленной на восстановление доверия и укрепление международной и региональной безопасности, в том числе путем возобновления широкого международного диалога по данной проблематике. Текущая международная ситуация подтверждает востребованность белорусских инициатив о разработке многосторонней политической декларации о неразмещении ракет средней и меньшей дальности и формировании «пояса цифрового добрососедства».

Признавая стержневую роль Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в вопросах укрепления международной безопасности, нераспространения и разоружения, 5 марта МИД Беларуси провел с участием Министра иностранных дел Макея В.В. «круглый стол» по случаю 50-летия вступления в силу ДНЯО.

По инициативе Беларуси Генеральная Ассамблея ООН абсолютным большинством голосов приняла резолюцию «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия: доклад Конференции по разоружению». В резолюции, носящей превентивный характер, подтверждается необходимость принятия эффективных мер в целях предотвращения появления новых видов оружия массового уничтожения, в том числе с привлечением потенциала Конференции ООН по разоружению.

В августе-ноябре Беларусь председательствовала на Конференции по разоружению (КР). В качестве завершающего председательства на Конференции в 2020 году белорусская сторона подготовила доклад по итогам работы КР и соответствующую резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, в которой подчеркивалась ее роль как единственного многостороннего форума по вопросам разоружения.

Беларусь продолжила конструктивное взаимодействие на площадке Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), планомерно развивая сотрудничество с другими государствами-членами ОДКБ в военной и военно-технической областях, в сфере противодействия современным вызовам и угрозам безопасности.

Белорусская сторона акцентировала необходимость углубления сотрудничества ОДКБ с ООН и другими международными организациями как в целях повышения роли Организации в международных отношениях, так и для укрепления региональной и евразийской безопасности, выступала за наращивание потенциала ОДКБ в сфере миротворческой деятельности.

Белорусская сторона последовательно продолжила оказывать полную поддержку работе Трехсторонней контактной группы (ТКГ), в том числе обеспечивать все необходимые условия для ее эффективного функционирования на Минской площадке, внося свой вклад в мирное урегулирование ситуации на востоке Украины и обеспечение региональной безопасности.

Продлены сроки пребывания в Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Украине пяти белорусских наблюдателей. С продвижением еще одного представителя Беларуси в Миссию наблюдателей ОБСЕ на российских пограничных пунктах пропуска «Гуково» и «Донецк» наша страна представлена там 2 наблюдателями.

12. Ключевая роль в работе МИД традиционно отводилась «экономической дипломатии».

Несмотря на сжатие мировой экономики в 2020 году и падение спроса на внешних рынках вследствие пандемии, благодаря слаженным усилиям МИД, отраслей, регионов и предприятий в экспорте без учета продукции нефтяной сферы и удобрений удалось приблизиться к объему прошлого года: за 2020 год он составил 22,8 млрд. долларов США, что на 2,8% ниже объема 2019 года.

В 2020 году повышенным спросом пользовались белорусские продовольственные и сельскохозяйственные товары, продукция деревообработки, лекарственные препараты, медицинская техника, автобусы и троллейбусы.

В рамках системной работы по диверсификации экспорта в 2020 году белорусская продукция поставлялась на рынки 176 стран, в том числе на 10 новых рынков (Джибути, Бурунди, Багамы, Экваториальная Гвинея и др.). Доля стран ЕАЭС в экспорте составила 48,2%, в том числе России – 45,2%, доля стран ЕС – 18,8%, стран «дальней дуги» и других государств – 33%.

Среди стран СНГ на 141,2 млн. долларов вырос экспорт в Армению, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.

Экспорт в Евросоюз (без учета нефти, нефтепродуктов, калийных и азотных удобрений) вырос на 4,2%. Удалось нарастить белорусский экспорт в 11 стран ЕС на 168,2 млн. долларов, в том числе в Австрию, Данию, Румынию, Францию.

Обеспечено наращивание на 17% экспорта (без учета калийных удобрений) в страны «дальней дуги» (Азия, Африка, Америка и Океания).

Сальдо внешней торговли товарами Республики Беларусь за счет превышения темпов роста экспорта над темпами роста импорта на 4,6% улучшилось на 2,9 млрд. долларов по сравнению с  2019 годом (составило «минус» 3,6 млрд. долларов).

В 2020 году МИД координировал работу по реализации мероприятий «дорожной карты» Национальной программы поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016-2020 гг., 19 планов совместных действий с отраслями и регионами по развитию торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, развитию товаропроводящей сети экспортеров за рубежом.

Продолжена работа по подготовке участия Республики Беларусь на Всемирной выставке «ЭКСПО-2020» в г.Дубае. Обеспечена подготовка и проведение двух заседаний Организационного комитета для подготовки Национальной экспозиции Республики Беларусь на «ЭКСПО-2020» под руководством Заместителя Премьер-министра Республики Беларусь.

В соответствии с мировой тенденцией формирования цифровой экономики, повышенное внимание МИД совместно с ИРУП  «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» уделено работе по информационной поддержке экспорта. По итогам 2020 года на портале для экспортеров Export.by зарегистрированы 5 811 белорусских и 533 иностранных предприятия, представлены сведения о 20 990 товарах и услугах.

В течение года совместно с белорусскими производителями и отраслевыми министерствами проводилась работа по корректировке ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС, предоставлению тарифных льгот, применению мер нетарифного регулирования с учетом национальных интересов, а также по предотвращению и минимизации последствий введения третьими странами мер по защите рынка в отношении белорусской продукции.

В частности, в рамках работы на площадке ЕЭК приняты решения об установлении на временной основе нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых видов товаров, включая сырье и комплектующие, используемых отечественными предприятиями в сферах машиностроения, энергетики, пищевой, легкой, нефтехимической, полиграфической отраслей. Данные решения полностью отвечают белорусским интересам и будут способствовать снижению себестоимости производимой продукции, повышению ее конкурентоспособности.

Принятые в 2020 году ЕЭК решения об установлении объемов тарифных квот на ввоз в Республику Беларусь мяса свинины, птицы, а также отдельных видов риса, происходящего из Вьетнама, позволили в полной мере удовлетворить имеющийся в стране спрос на соответствующие виды товаров, загрузить перерабатывающие мощности мясным сырьем.

Значительные усилия были сконцентрированы на работе по оперативному принятию наднациональных и национальных актов о введении мер таможенно-тарифного (на уровне ЕЭК) и нетарифного регулирования, направленных на обеспечение внутреннего рынка Республики Беларусь продовольственными товарами, лекарственными средствами и медицинскими изделиями в условиях распространения коронавирусной инфекции.

С целью упрощения процедур внешней торговли продолжена координация работы республиканских органов госуправления и взаимодействие с ЕЭК по вопросу реализации механизма «единого окна» в системе регулирования внешнеэкономической деятельности на территории ЕАЭС.

На постоянной основе обеспечивалось участие белорусских заинтересованных в публичных слушаниях, консультациях в рамках антидемпинговых расследований ЕЭК, а также осуществлялась работа по предотвращению и минимизации последствий введения третьими странами мер по защите рынка в отношении белорусской продукции.

Обеспечено активное участие МИД и защита белорусских интересов в проводимом Сербией специальном защитном расследовании в отношении прутков из стали.

В результате проведенной работы по отстаиванию интересов белорусских предприятий в рамках ЕАЭС принято решение об отсутствии необходимых оснований для проведения повторного антидемпингового расследования в отношении стальных цельнокатаных колес, происходящих из Украины и ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС.

В феврале проведено седьмое заседание белорусско-украинской Рабочей группы высокого уровня по вопросам взаимной торговли. В ходе встречи достигнуты предметные договоренности об устранении барьеров во взаимной торговле.

По итогам антидемпингового расследования Минэкономразвития Украины в отношении прутков из углеродистой и легированной стали удалось добиться для ОАО «Белорусский металлургический завод» антидемпинговой пошлины в размере 0%.

В связи с выходом Великобритании из ЕС Европейским союзом и Великобританией запущены процедуры адаптации уровня тарифных квот в отношении отдельных видов стальной продукции в рамках защитных мер. Установленные Евросоюзом квоты на первое полугодие 2021 г. соответствуют белорусским интересам.

Продолжено взаимодействие по торгово-экономическим вопросам с Европейской комиссией (ЕК). По состоянию на декабрь 2020 г. между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и Генеральным Директоратом Европейской Комиссии по торговле проведено восемь раундов отраслевого диалога по торговле. Восьмой раунд торгового диалога состоялся 14 июля 2020 г. в формате видеоконференции.

В течение года осуществлялась координация деятельности рабочих групп по решению неурегулированных вопросов доступа товаров, работ и услуг на рынки Беларуси и России. В 2020 году проведено одно заседание отраслевой рабочей группы. Среди рассмотренных вопросов – снятие ограничений на поставки продовольственной продукции в Россию, интеграция информационных систем ветеринарного и фитосанитарного контроля, маркировка молочной продукции и другие.

С момента активизации в 2016 году работы по присоединению Беларуси к ВТО переговоры вышли на заключительную стадию. В связи с резким ухудшением эпидемиологической ситуации в мире рассмотрение пятой редакции проекта Доклада Рабочей группы (итоговый документ, определяющий условия членства страны в Организации) и работа по итоговому согласованию обязательств Беларуси в ВТО перенесены на 2021 год.

В 2020 году усилия были сосредоточены на внутренней работе в целях совершенствования внешнеторгового режима с учетом требований ВТО.

С 2016 по 2020 годы разработаны (либо находятся в стадии разработки) проекты нормативных правовых документов, направленные на упрощение механизмов валютного контроля, либерализацию ценового регулирования, снятие отдельных ограничений в части применения ветеринарных мер, совершенствование механизмов регулирования рынков алкогольной и табачной продукции, упрощение процедуры государственной регистрации бизнеса, приведение регулирования торговых аспектов прав интеллектуальной собственности в соответствие со стандартами ВТО, ревизию законодательства в сфере лицензирования видов деятельности, пересмотр практики применения мер по запрету и ограничению экспорта на отдельные виды продукции, либерализацию процедуры регистрации лекарственных препаратов, устранение внутренних барьеров и устаревших мер регулирования в сфере услуг, внедрение института филиалов иностранных компаний.

За период с 2016 по 2020 годы завершены двусторонние переговоры по доступу на рынки с 12 членами ВТО. Таким образом, общее количество двусторонних протоколов за весь период переговоров достигло 22. В ноябре 2020 г. Беларусь завершила переговоры с Бразилией, к подписанию готовится итоговый пакет документов.

Согласование двусторонних договоренностей по доступу на рынки продолжено с США, Украиной, ЕС, Канадой, Коста-Рикой и Новой Зеландией, с последними четырьмя странами переговоры приблизились к завершению.

Велась работа с бизнес-кругами, предприятиями, академическим сообществом в целях ознакомления с ходом переговорного процесса, разъяснялись правила ВТО, преимущества и последствия членства Беларуси в организации. В рамках технической помощи Секретариата ВТО, ПРООН, США проводились обучающие мероприятия и тематические семинары по отдельным аспектам права ВТО в целях подготовки страны к членству в Организации.

13. В 2020 году Беларусью подписаны 33 двусторонних международных договора: c государствами СНГ – 11, Европы – 5, Азии – 7, Африки – 3, с международными организациями – 7, из них 3 – с Европейским союзом, 4 договора кредитно-финансового характера. В частности, с Европейским союзом подписаны соглашения об упрощении выдачи виз, о реадмиссии, о реализации Программы региональных инвестиций и конкурентоспособности в Республике Беларусь; с Россией – о взаимном признании виз; с Египтом – о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах; с Польшей – о сотрудничестве в области охраны и рационального использования трансграничных вод; с Вьетнамом – об изменении Протокола о промышленной сборке.

В рамках различных международных организаций и интеграционных образований заключены 36 многосторонних международных договоров в различных областях сотрудничества, среди которых Марракешский договор об облегчении доступа слепых и лиц с нарушениями зрения или иными ограниченными способностями воспринимать печатную информацию к опубликованным произведениям (по линии ВОИС), Конвенция Совета Европы по фальсифицированной медицинской продукции и аналогичной преступной деятельности, представляющей угрозу для здравоохранения.

Установлены дипотношения с Королевством Лесото.

Всего по состоянию на 1 января 2021 г. Республикой Беларусь установлены дипломатические отношения со 183 государствами мира (94% от общего количества (193) существующих государств-членов ООН).

Беларусь вошла в состав Координационного комитета Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), члены которого приняли участие в голосовании по кандидатам на пост главы ВОИС.

Проведено пятое заседание Научно-консультативного совета по международному праву при МИД. Представлена позиция Беларуси в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН и Комиссии ООН по праву международной торговли. Обеспечено участие в 28-м и 29-м заседаниях Консультативного комитета руководителей правовых служб министерств иностранных дел СНГ, а также 59-м заседании Комитета правовых советников Совета Европы по вопросам международного публичного права.

14. В качестве основных результатов работы на визовом направлении следует отметить вступление в силу с 1 июля 2020 г. Соглашения с ЕС об упрощении выдачи виз, подписанного в г. Брюсселе 8 января 2020 г., и новой редакции Визовых правил Республики Беларусь, установившей более либеральные подходы по выдаче виз (вступила в силу с 1 июля 2020 г.).
В июле 2020 г. вступило в силу соглашение о взаимной отмене визовых требований с Албанией.

Завершены процедуры, необходимые для вступления в силу протокола с ОАЭ об установлении безвизового режима поездок по обычным паспортам (вступил в силу 16 января 2021 г.).

Подготовлено к подписанию соглашение о безвизовых поездках граждан по всем типам паспортов с Уругваем.

19 июня 2020 г. подписано и впоследствии ратифицировано белорусским парламентом Соглашение с Российской Федерацией о взаимном признании виз и по иным вопросам, связанным с въездом иностранных граждан и лиц без гражданства на территории государств – участников Договора о создании Союзного государства, призванное после вступления в силу, среди прочего, урегулировать проблему пересечения белорусско-российского участка Государственной границы гражданами третьих стран.

Продолжена работа по дальнейшему упрощению въезда в Беларусь – прорабатывается возможность выдачи электронных виз и расширения зоны регионального безвизового въезда.

Как и в предыдущие годы, одним из важнейших направлений деятельности оставалась защита законных прав и интересов граждан и юридических лиц Республики Беларусь за рубежом, оказание помощи лицам, попавшим в экстремальные ситуации.

В условиях резких ограничительных миграционных и карантинных мер, введенных большинством зарубежных государств на фоне пандемии COVID-19 с середины марта МИД и загранучреждениями проделана существенная работа по возвращению белорусских граждан, оказавшихся в сложных ситуациях за рубежом и обратившихся за разного рода содействием. Белорусской консульской службой оказано содействие в возвращении на родину более 8 тыс. граждан Беларуси.

Загранучреждениями осуществлялась необходимая организационно-техническая работа, связанная с подготовкой к введению в 2021 году биометрических документов и возможностью документирования ими граждан Беларуси, проживающих за рубежом.

15.  Реализация совместных с белорусами зарубежья мероприятий осложнилась в условиях пандемии. Тем не менее, совместные мероприятия загранучреждений с объединениями соотечественников по популяризации национальной культуры, истории и языка состоялись, в том числе в онлайн-режиме. К числу заметных событий следует отнести акции, посвященные 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Дню белорусской письменности, 90-летию со дня рождения В.Короткевича, а также торжественные церемонии открытия памятной доски В.Быкову в г.Минске и Украине (с.Большая Северинка Кировоградской области), памятника Я.Барщевскому в Украине, перезахоронение праха З.Бядули в Беларуси. Во взаимодействии с загранучреждениями и республиканскими органами госуправления МИД разработал подпрограмму «Белорусы в мире» государственной программы «Культура Беларуси» на 2021-2025 гг.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2021

www.tibo.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by