Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в ходе пленарного заседания на встрече министров иностранных дел стран Центрально-Европейской Инициативы (22 июня 2017 г., г.Минск)

Уважаемые коллеги,

Сегодняшнее мероприятие носит особенный характер для Беларуси, которая впервые удостоена чести встать у руля Центрально-Европейской Инициативы. В ходе встречи с Президентом Республики Беларусь, прошедшей в атмосфере открытого и дружественного диалога, было особо отмечено, что мы рассматриваем это в качестве уникальной возможности для оживления участия нашей страны в европейских интеграционных процессах. Мы также хотели бы, чтобы наше председательство в ЦЕИ внесло максимальный вклад в сплочение региона перед новыми вызовами.

Многие из них, такие как продолжающийся миграционный кризис и искусственный антагонизм интеграционных моделей, указывают на поразительный уровень взаимозависимости между нашими странами. Они представляют серьезную угрозу стабильности и устойчивому экономическому развитию, провоцируют социальную напряженность и разжигают давние конфликты.

Сегодня как никогда очевидно, что единственный путь совладать с ними лежит через согласованные усилия всех европейских стран. Здесь не место для выборочного диалога, при котором «недостаточно европейские партнеры» отодвигаются в сторону или попросту игнорируются.

Вместо этого, несмотря на печальные уроки прошлого, мы приближаемся к той точке, когда на кону оказываются мир и безопасность в нашем регионе. Если не начать действовать прямо сейчас, мы рискуем оказаться по меньшей мере в тупике новых разделительных линий, которые становятся горькой альтернативой открытой конфронтации.

Настало время наконец признать, что в Европе не существует единого для всех шаблона политической интеграции. Вне всяких сомнений, европейским странам следует продолжать стремиться к  общим демократическим ценностям, главенству закона и соблюдению прав человека. В то же время не существует некоего универсального рецепта демократии «быстрого приготовления». Многие из наших стран относительно молоды, у них различный исторический опыт и традиции государственности. Едва ли можно представить общество, которое способно преобразится за ночь на основании лишь политических устремлений своей элиты. Как раз напротив – завышенные ожидания порождают политическую нестабильность и приносят противоположные результаты. Полноценные преобразования требуют времени, терпения и доверия.

Нам следует признать разнообразие всех стран на нашем общем континенте и им гордиться. Хотя порой это осложняет достижение политического консенсуса, это разнообразие является прекрасной предпосылкой для торговли, инноваций и экономического развития. Экономика остается главным связующим звеном между нашими государствами и краеугольным камнем европейской интеграции. Именно по этой причине в данный момент исключительно важно избежать «скатывания» к разноскоростной экономической интеграции в Европе. Долгожданные достижения последних 25 лет, прошедшие с момента падения «железного занавеса», такие как свободная торговля, сближение стандартов, возросшая мобильность, не должны приноситься в жертву нереалистичным политическим целям или блоковой политике. Прагматичная экономическая интеграция жизненно необходима для обеспечения процветания всей Европы в современном мире, в условиях повышенной конкуренции со стороны новых центров силы и роста.

Странам Центральной и Юго-Восточной Европы в этом процессе отводится особая, непростая роль. Находясь на перекрестке Европы и Азии, они зачастую первыми несут ущерб от напряженности между крупными геополитическими игроками. В то же время, с экономической точки зрения, такое расположение является серьезным преимуществом. Не только Беларусь, но и многие другие страны нашего региона видят себя в качестве ворот на ключевых путях между Востоком и Западом. Однако едва ли возможно воспользоваться этим стратегическим положением без прагматичного диалога, совместимости и взаимодействия между различными интеграционными процессами на нашем континенте.

Нынешние обстоятельства делают Центрально-Европейскую Инициативу как никогда востребованной в качестве площадки, созданной для работы на сплочение Европы. За последнюю четверть века ЦЕИ зарекомендовала себя в качестве полезной и гибкой платформы для прагматичного диалога и сотрудничества между ее странами-участницами, где вопросам экономического и социального характера всегда уделялось повышенное внимание. Проявляя активность в таких сферах как транспорт, энергоэффективность, региональное развитие и многих других, ЦЕИ эффективно взаимодействует с Европейским банком реконструкции и развития в области проектной деятельности. Как давний партнер Европейского союза, наша Организация обладает уникальным опытом и потенциалом для передачи опыта переходных реформ Балканским странам и восточным соседям ЕС, содействуя их дальнейшему сближению с европейскими стандартами и нормами.

Сегодня еще более важно, что ЦЕИ может похвастаться очень разнообразным составом стран, которые участвуют в различных интеграционных форматах и организациях, включая Европейский союз, Вышеградская группа, Совет регионального сотрудничества, Совет государств Балтийского моря, Организация черноморского экономического сотрудничества, Содружество независимых государств. Наши страны также принимают участие в важных дипломатических инициативах, таких как Берлинский процесс, Восточное партнерство, «Один пояс и один путь» и сотрудничество между Китаем и странами Центральной и Восточной Европы. При этом Беларусь, как подчеркнул на сегодняшней встрече Глава государства Александр Лукашенко, является единственной страной-участницей ЦЕИ, которая входит в число основателей Евразийского экономического союза – нового интеграционного объединения, которое имеет особое значение для устойчивого экономического развития нашего региона.

В комплексе указанные факторы наделяют ЦЕИ уникальным потенциалом для того, чтобы быть связующим звеном между всеми этими различными интеграционными процессами. Мы должны в полной мере воспользоваться этим, сосредоточив внимание на практических аспектах совместимости. Именно по этой причине Беларусь выбрала в качестве основной темы своего председательства в ЦЕИ «Продвижение совместимости и взаимодополняемости в Большой Европе».

Она затрагивает различные аспекты совместимости, которые важны для сплочения не только стран-участниц ЦЕИ, но и других интеграционных форматов. Прежде всего, это включает в себя развитие ключевых инфраструктурных взаимосвязей внутри региона ЦЕИ с учетом таких стратегических инициатив как Трансъевропейская транспортная сеть и «Один пояс и один путь». В этом контексте нам необходимо расширять взаимодействие ЦЕИ с международными финансовыми учреждениями, такими как ЕБРР, Европейский инвестиционный банк, Всемирный банк и азиатские инфраструктурные фонды. Одновременно нам необходимо поработать над так процедурными «узкими местами» для того, чтобы в полном объеме использовать существующую инфраструктуру. Это касается гармонизации связанных с торговлей стандартов, перевода процедур и услуг в цифровой формат, поддержки предпринимательства и инноваций вдоль пути следования основных транспортных коридоров.

Очевидно, что сложно ожидать стремительного прорыва в работе над этими комплексными, многопрофильными вопросами. Нам необходимо двигаться малыми шагами, не ограничивая себя нереальными временными рамками. Даже маленькие капли в итоге точат самый твердый камень.

Как вы знаете, 8 июня в Минске прошла Министерская конференция Центрально-Европейской инициативы по совместимости и взаимодополняемости в регионе ЦЕИ в привязке к инициативе «Один пояс и один путь».

В данном мероприятии приняли участие министерства транспорта стран-участниц ЦЕИ, представители Китая, Европейского союза, Евразийского экономического союза, Экономической комиссии ООН, ЕБРР, Всемирного банка и многие другие, подтвердив повышенное внимание к перечисленным проблемам и их возросшую актуальность. В этот же день параллельно министерской конференции проходила встреча глав торгово-промышленных палат стран-участниц ЦЕИ, которая наглядно продемонстрировала высокую заинтересованность бизнес-сообщества в поиске жизнеспособных решений для поддержки практических аспектов совместимости. Мы надеемся, что итоги этих мероприятий получат дельнейшее развитие как на уровне принятия решений, так и в рамках деятельности рабочих групп.

В равной степени важно повышать весомость ЦЕИ в глазах европейских и международных организаций в целях совместного решения комплексных проблем. В этой связи нам следует продолжить укреплять связи с Организацией объединенных наций, ОБСЕ, Советом Европы, Международной организацией по миграции, Международным центром развития миграционной политики, Секретариатом энергетического сообщества и всеми другими структурами, заинтересованными в углублении взаимодействия с ЦЕИ. Показательно, что 9 июня в Вене прошла экспертная встреча высокого уровня, организованная секретариатами ЦЕИ и ОБСЕ, по тематике преодоления негативных социальных и экономических последствий неконтролируемой миграции в странах Европы, при участии МОМ и МЦРМП.

Мы надеемся, что это не только будет способствовать решению неотложных миграционных проблем, но будет способствовать активизации сотрудничества в области проектной деятельности между ЦЕИ и ОБСЕ.

И последнее, но не менее важное, мы должны продолжить процесс реформирования ЦЕИ для того, чтобы наилучшим образом адаптировать Организацию к изменениям, произошедшим в нашем регионе за последнее десятилетие. Начавшись в прошлом году под эгидой председательства Боснии и Герцеговины, это предприятие исключительно важно для обновления ключевых сфер деятельности ЦЕИ, стандартных кооперационных форматов и механизмов. Это также призвано содействовать разработке нового Плана действий ЦЕИ на 2018-2020 годы. Мы надеемся, что, при должном учете мнений всех стран-участниц ЦЕИ, данный процесс может вылиться в конкретные решения для принятия в ходе ключевых мероприятий высокого уровня по линии ЦЕИ в 2017 году. В частности, в продолжение нашей встречи мы рассмотрим пакет предложенных поправок в «Руководства и процедурные правила ЦЕИ», которые за прошедшие месяцы были выработаны Комитетом Национальных координаторов и Рабочей группой ЦЕИ по управлению.

Уважаемые коллеги,

Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча будет плодотворной и конструктивной и проложит путь к тому, чтобы сделать Центрально Европейскую Инициативу еще более отзывчивой и эффективнойв обеспечении устойчивого развития и процветания всех наших стран.

Благодарю вас за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by