Размер шрифта:

Выступление Председателя Комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь Владимира Цалко в рамках 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 21 октября 2003 года

Уважаемый господин Председатель, дамы и господа,

Сегодня Генеральная Ассамблея рассматривает вопрос, который является чрезвычайно важным как для мой страны, так и для всего международного сообщества. Чернобыльская катастрофа ознаменовала вступление человеческой цивилизации в новый этап развития, когда технологический риск, помноженный на человеческий фактор, ставит под угрозу само ее существование.

Перед всеми нами стоит сегодня ряд вопросов: Удалось ли найти достойный ответ на этот вызов? Какова сегодня ситуация в наиболее пострадавших регионах? Что необходимо предпринять, чтобы изменить ситуацию к лучшему и повысить готовность мирового сообщества к возможному повторению крупномасштабных радиационных катастроф.

Беларусь, где на 23% загрязненной территории проживает почти 2 миллиона человек, продолжает прилагать значительные усилия для минимизации последствий чернобыльской катастрофы.

Мы вынуждены ежегодно расходовать на решение постчернобыльских проблем суммы, сопоставимые с расходами на образование, здравоохранение и оборону. Начиная с 1991 года, на ликвидацию последствий Чернобыля нами затрачено более 13 миллиардов долларов США, при этом суммарный ущерб оценивается в 235 миллиардов долларов США. Очевидно, что эти вынужденные дополнительные затраты могли бы быть использованы в целях социально-экономического развития страны.

Благодаря планомерным и эффективным действиям на национальном уровне удалось минимизировать воздействие радиационного фактора: Радиологическая ситуация в Беларуси стабильна и находится под постоянным контролем. Однако Чернобыль породил целый ряд комплексных проблем в области здравоохранения, природопользования, экономического развития пострадавших районов.

Остается неопределенность в отношении сохранения здоровья людей, проживающих на загрязненных территориях, и мер, которые должны быть приняты в этой области. На международном уровне по-прежнему не существует единого мнения относительно влияния малых доз радиации на человека в долговременной перспективе. Это не может не тревожить.

Мы высоко оцениваем каталитический информационный и мобилизационный потенциал ООН в деле преодоления последствий Чернобыля. Не случайно первая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН по данному вопросу, которая заложила политические и институциональные основы для развития полномасштабного международного чернобыльского сотрудничества, была названа резолюцией «гуманизма, солидарности и милосердия».

Представленный на наше рассмотрение доклад Генерального секретаря ООН достаточно полно отражает проведенную национальными правительствами пострадавших стран во взаимодействии со специализированными учреждениями и другими органами системы ООН работу, а также существующие трудности в деле реализации резолюции 56/109 по Чернобылю, принятой на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи.

На нынешней сессии три наиболее пострадавшие государства – Беларусь, Российская Федерация и Украина – инициируют принятие очередной «чернобыльской» резолюции”. Это является логичным и последовательным шагом в реализации новой стратегии, предложенной в отчете ООН «Гуманитарные последствия аварии на Чернобыльской АЭС. Стратегия реабилитации» и предусматривающей постепенный переход от оказания гуманитарной помощи к достижению устойчивого развития пострадавших регионов.

Реализация данной стратегии предполагает использование интегрированного подхода к решению постчернобыльских проблем, который предусматривает принятие комплекса мер в области здравоохранения, социально-психологической реабилитации, восстановления окружающей среды, экономического развития. В основу этого подхода положена идея активного вовлечения пострадавших людей в процесс реабилитации.

Правительство Беларуси всемерно поддерживает эту стратегию и выступает за расширение международного сотрудничества, которое играет весомую роль в преодолении последствий катастрофы. Хотел бы подчеркнуть, что самая главная задача на настоящем этапе состоит в воплощении теоретических рекомендаций в реальные проекты и программы сотрудничества.

В Беларуси такая работа уже ведется.

15 октября этого года в г. Минске подписана Декларация принципов международной Программы «Сотрудничество для реабилитации». В числе международных участников Программы – ПРООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Швейцарское агентство по сотрудничеству и развитию, ряд неправительственных организаций европейских стран.

Ожидается, что в ближайшее время к Декларации присоединятся Европейская Комиссия, ряд стран-членов Евросоюза и другие участники.

Пользуясь этим случаем, позвольте мне призвать все заинтересованные государства и международные организации принять участие в реализации Программы, являющейся первой в новом поколении чернобыльских инициатив, направленных на устойчивое развитие пострадавших территорий.

Уверен, что у Объединенных Наций есть необходимые знания, технологии и ресурсы для реализации программ развития в пострадавших от чернобыльской катастрофы регионах.

Несомненно, весомый вклад в разработку конкретных программ и проектов внесут созданные в этом году Международная чернобыльская научно-исследовательская и информационная сеть по Чернобылю и Чернобыльский Форум МАГАТЭ. Ожидаем, что результаты их деятельности позволят в конечном итоге значительно улучшить жизнь людей, затронутых этой крупнейшей радиационной катастрофой.

Хотел бы также привлечь внимание к недавно озвученной в этом зале Министром иностранных дел Беларуси инициативе о проведении в 2006 году в Минске международной конференции, приуроченной к 20﷓й годовщине чернобыльской катастрофы. Уверен, что конференция будет способствовать дальнейшей оптимизации международного чернобыльского сотрудничества на основе принципов солидарности, взаимовыгодного взаимодействия и эффективной координации двусторонних и многосторонних инициатив.

Приглашаем всех заинтересованных принять участие в подготовке и проведении этой международной конференции.

В заключение позвольте призвать государства-члены ООН поддержать проект “чернобыльской» резолюции и пожелать, чтобы ее благородные принципы стали подлинной основой консолидации усилий международного сообщества в целях восстановления нормальной жизни людей, пострадавших от чернобыльской катастрофы.

Благодарю за внимание!

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by