Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси Ю.Амбразевича на сегменте высокого уровня сессии Совета ООН по правам человека (27 февраля 2024 г., г.Женева)

 

Уважаемый Председатель,
Уважаемый г-н Верховный комиссар,
Уважаемые дамы и господа,

Недавно исполнилось 75 лет Всеобщей декларации прав человека.

Этот документ увидел мир сразу после Второй мировой войны. Интеллектуалы той эпохи пытались решить задачу, как не допустить появления нового фашизма, повторения только что пережитых ужасов войны. 

Авторам декларации представлялось, что если все государства обязуются соблюдать права человека, а точнее не допускать насилия государства над личностью, одной расы или социальной группы над другой, в чем виделся корень идеологии фашизма и его чудовищных злодеяний, включая геноцид народа Беларуси, то исчезнет основа для гражданских и международных конфликтов.

Декларация вместе с двумя последовавшими Пактами была красивой попыткой сформулировать единый стандарт, которому должны соответствовать все народы, чтобы воцарился мир и гармония как внутри стран, так и между ними. 

Однако, политическая жизнь в разных государствах оказалась намного сложнее и разнообразнее, чем идеалы на бумаге. Каждый народ решает свои проблемы своими методами и обеспечивает возможности развития личности и всего общества, как и баланс их интересов посредством своего исторически определенного набора критериев и инструментов. Как показывают нам результаты прохождения УПО, защиты докладов в договорных органах, а также доклады МИД Беларуси о правах человека в странах Запада, государств, полностью соответствующих текстам международных документов о правах человека, не существует.

Означает ли это, что мы должны отказаться от поиска гармонии в отношениях государства и индивидуума, большинства и меньшинств, от формирования соответствующих правовых механизмов и гарантий? Конечно, не означает. И хочу заверить всех, что Республика Беларусь продолжает свою работу в этом направлении. Недавние изменения в Конституции нашей страны приняты на референдуме, методом прямой демократии. Мы усилили роль парламента. Мы создаем свой самобытный институт народовластия – Всебелорусское народное собрание с конкретными полномочиями в стратегических сферах нашей жизни. Все более активную роль в белорусском обществе играют политические партии. Все идет так, как определяет белорусский народ, устойчиво, постепенно, эволюционным путем.

Что же весь мир? Возможно, права человека помогли ему стать менее конфликтным и более гармоничным? 

К сожалению, вопреки изначальной идее, юбилейный для Всеобщей декларации 2023 год стал свидетелем рекордного за последние 30 лет числа региональных вооруженных конфликтов в мире. 

В этом плачевном результате скрывается и весомая негативная роль концепции прав человека. Ведь обвинения в нарушении утопичных бумажных стандартов в сфере прав человека давно стали инструментами давления и дискредитации оппонентов в арсенале стран Запада. Благодаря доминированию в международной экономике и в международном информационном пространстве США и страны Евросоюза используют права человека в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела суверенных и независимых государств, для введения против неугодных стран экономических и иных ограничений. Очевидно, что такие действия Запада прямым образом нарушают права простых людей в «наказываемых» странах. Пагубность такой политики для общего климата международных отношений усугубляется фактором двойных стандартов, которые применяет Запад к теме прав человека, оправдывая сателлитов. 

Таким образом права человека в их международном измерении давно вместо объединения стали поводом для распрей и конфликтов. 

Указанная роль концепции прав человека в мире лишь усугубляет чрезвычайную плачевную ситуацию в области выполнения Целей устойчивого развития. 

Но задумывалось все по-другому. Международное сотрудничество по теме прав человека призвано служить уважительным дополнением национальных усилий, обеспечивать их подпитку передовым опытом и помогать совершенствованию законодательства и практик по запросу заинтересованных правительств. Беларусь готова к такому сотрудничеству на равноправной и взаимоуважительной основе с любым членом международного сообщества.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by