Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на открытии международной конференции «Экономическая безопасность в глобализированном мире» (2 июня 2017 г., г.Минск)

Конечно, сегодняшний прогноз погоды и угроза бури в Минске – это не очень хорошо, но «буря» на подобном форуме, как здесь, споры, жаркие дискуссии, я думаю, – это наоборот должно приветствоваться. Потому что, как известно, в споре рождается истина, рождаются новые идеи, это движение. Я надеюсь, что обсуждение здесь будет достаточно бурным и плодотворным. Я пожелал бы в самом начале действительно конструктивных дискуссий и выработки интересных идей и предложений.

Я хочу с удовлетворением отметить, что интенсивность встреч на полях «Минского диалога» существенно повышается. И мы приветствуем это. Да, справедливости ради надо отметить, что и на других дискуссионных площадках идут различные разговоры, дискуссии, и содержание интересное, но площадка «Минского диалога», я думаю, уже завоевала особое место в аналитическом сообществе Беларуси.

Буквально пару недель назад мы собирались в рамках «Минского диалога», чтобы обсудить в самом широком контексте итоги нашей внешней политики за четверть века существования независимого белорусского государства. На сегодняшней конференции рассматривается тема экономической безопасности в условиях мировой глобализации. Тема архиактуальная и архиважная.

Абсолютно необходимым и естественным условием любого диалога и любой дискуссии по актуальным вопросам международной повестки дня становится рассмотрение той или иной проблематики в ее глобальном контексте. Современный мир очень изменился и изменился необратимо. Он стал предельно взаимозависимым. Видимо даже в физическом смысле мы воочию наблюдаем изменения, связанные с временем и пространством. Очень уютное ощущение того, что мы привыкли называть «свой угол», во многом сегодня утратило всякий смысл.

Одновременно необходимо четкое понимание нашего собственного места в этом глобальном мире.

Когда мы говорим о балансе наших интересов, приоритетах внешней политики, желании максимального расширения наших возможностей и сотрудничества, мы исходим из совершенно очевидной необходимости установления нового уровня взаимопонимания с нашими партнерами. Именно взаимопонимания.

Степень понимания друг друга и соответствующее повышение доверия друг к другу, совместное осмысление общих проблем, на наш взгляд, – это ключ к решению сложнейших задач, стоящих перед всеми субъектами мировой политики. Иначе невозможно выстроить ни устойчивые долгосрочные отношения, ни избавиться от предрассудков и предубеждений, ни противостоять настоящим информационным войнам, которые все чаще вспыхивают в разных уголках планеты.

Надо вновь научиться, как бы это банально ни звучало, слушать и слышать аргументы партнеров и быть готовыми на разумные компромиссы. Говорю и о российских и китайских, и о европейских и американских партнерах, о больших и малых странах, о ближних и дальних соседях, обо всех без исключения.

Безусловно, подключение такой авторитетной организации как Европейский центр по исследованию вопросов безопасности им. Джорджа Маршалла к «Минскому диалогу» и профессиональному исследованию процессов, которые здесь происходят, только усиливает нашу дискуссионную площадку. Я тоже хотел бы высказать благодарность и Центру Маршалла, и Фонду Конрада Аденауэра за готовность участвовать в «Минском диалоге» и за поддержку дискуссий, которые здесь происходят.

Думаю, что перед лицом современных вызовов и угроз, которые постоянно видоизменяются и трансформируются, тема нынешней конференции – «Экономическая безопасность в условиях мировой глобализации» – актуальна для всех без исключения стран.

Несмотря на наметившийся постепенный переход от однополярного мироустройства к многополярному и движение к реальному балансу между ключевыми игроками на международной арене, – установление оптимального уровня глобальной стабильности по-прежнему остается вопросом отдаленной перспективы.

Стремление ряда ведущих мировых держав задействовать силовые методы, давление, экономические и ресурсные преимущества для продвижения своих интересов, навязать собственные модели развития общества также создают дополнительные источники напряженности.

В такой непростой геополитической ситуации особое значение имеет обеспечение экономической безопасности. Ее принципы очевидны и стары как и сам мир. Еще издревле философы и мудрецы как Востока, так и Запада рекомендовали не складывать все яйца в одну корзину. А в корзине, вообще-то, лучше хранить оптимальный набор валют. Но хотя мотивация и цели экономической политики остаются неизменными с глубины веков, каждая новая эпоха бросает человечеству новые вызовы – и каждый раз нам приходится, путем проб и ошибок, вырабатывать новый комплекс мер и средств реагирования.

Ни для кого не секрет, что успешная экономика – это не только залог благосостояния нации, но и основа жизнеспособности и устойчивости государства и, я бы сказал, его подлинной независимости. Поэтому задача обеспечения экономической безопасности является одной из первостепенных для Республики Беларусь. Ведь развитие внешней торговли, поиск новых рынков для нашей продукции, новых партнеров, привлечение современных технологий и инвестиций – не что иное, как ключевые элементы политики, направленной на поддержание, укрепление и развитие экономики государства.

Важным аспектом работы по обеспечению экономической безопасности Беларуси является диверсификация экспорта товаров и снижение его зависимости от узкого набора традиционных рынков. Программой социально-экономического развития к 2020 году предусмотрено обеспечить планомерную диверсификацию внешней торговли с равным (треть-треть-треть) распределением экспорта на рынках ЕАЭС – ЕС – стран «дальней дуги». К сожалению, я должен сказать откровенно, нынешнюю конфигурацию нашей внешней торговли нельзя назвать пропорциональной и комфортной для нашего государства, если такое слово можно употребить.

Сегодня все большее значение приобретают региональные торговые соглашения по вопросам либерализации доступа на рынки. И Беларусь не стоит в стороне от этих процессов. В рамках Евразийского экономического союза в мае 2015 г. было подписано Соглашение с Вьетнамом, в соответствии с которым предоставляется беспошлинный доступ на вьетнамский рынок практически для всех ключевых позиций белорусского экспорта. По заключению соглашений о создании зон свободной торговли ведутся переговоры ЕАЭС с Израилем, Сингапуром, Ираном, планируется их запуск с Индией и Египтом, рядом других стран.

Хочу отметить, что совокупный объем рынка стран, с которыми по линии ЕАЭС ведутся переговоры, это ни много ни мало порядка 3 млрд. человек. Согласитесь, здесь есть за что сражаться. С целым рядом стран формирование нормативно-правовой базы в этой области в хорошем смысле слова создает условия для «экспансии» на зарубежных рынках, особенно рынках стран «дальней дуги».

Беларусь стремится укреплять наши позиции в международной многосторонней торговой системе. Скорейшее присоединение Беларуси к Всемирной торговой организации будет способствовать расширению наших торгово-экономических связей, благоприятно скажется на инвестиционном климате и деловом имидже страны. С 2016 года белорусская сторона значительно активизировала переговорный процесс с ВТО по всем направлениям, и уже ощутимы его конкретные результаты. Недавно подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров с Японией и Кореей. К концу года планируем закончить переговоры еще с рядом стран. Мы благодарны и нашим американским партнерам, и нашим европейским партнерам за поддержку усилий Беларуси, направленных на активизацию процесса нашего вступления в ВТО.

Не хочу преувеличивать, но эта системная работа во взаимодействии с Секретариатом и членами ВТО позволила нам выйти на подготовку финального документа – проекта доклада рабочей группы.

Ориентируясь на лидеров, мы постепенно нащупываем свои пути для устойчивого экономического развития. Одним из наиболее перспективных направлений, на которое мы делаем ставку, является сфера Ай-Ти технологий. Благодаря принятому в свое время решению о создании в Минске так называемой «силиконовой долины» в лице Парка высоких технологий, Беларусь вошла в топ-10 стран в регионе Европы, России, Ближнего Востока и Африки, являющихся крупнейшими поставщиками услуг в области разработки заказного программного обеспечения, и занимает второе место после Израиля по доле разработок информационных технологий в ВВП на душу населения.

С учетом высокой степени открытости белорусской экономики, ее ориентированности на внешние рынки при высокой доле в ВВП промышленности значительную важность для нас представляет тема использования технологической идеологии, лежащей в основе так называемой «Индустрии 4.0» или «Четвертой промышленной революции». Этот процесс активно разворачивается в Германии и набирает скорость в других развитых странах. Условно говоря, чтобы «Индустрия 4.0» в Беларуси не стала сугубо иностранным термином, необходимо осуществление достаточно радикальных изменений по автоматизации производств на основе цифровых технологий. И здесь тот случай, когда нам придется стать «революционерами», если мы не хотим оказаться на обочине данного процесса. Мы недавно очень обширно и глубоко обсуждали эту тему с руководством Представительства немецкой экономики в Беларуси, и я благодарен германской стороне за готовность сотрудничать с белорусскими партнерами по этой тематике.

Интересам Беларуси служит создание такой мировой экономической системы, при которой будет обеспечено равноправное развитие каждого государства и их недискриминационное взаимодействие.

Этого можно добиться, активно взаимодействуя в многостороннем формате. Находясь на стыке европейского и евразийского интеграционных объединений, мы видим насущную необходимость в поступательном развитии международной интеграции.

Наша важнейшая задача, я хотел бы это особо подчеркнуть, – это избежать «столкновения» интеграций и новых разделительных линий в Европе, противопоставив ему потенциал конструктивного сотрудничества. Полагаю, что роль межрегионального интеграционного взаимодействия будет только возрастать, способствуя тем самым укреплению экономической безопасности как на национальном, так и на международном уровне.

Разумеется, экономическая безопасность тесно переплетена с вопросами военно-политического характера. А на этом направлении, к сожалению, складывается достаточно «неоптимистичная» ситуация.

Порой для объяснения происходящего мы вынуждены прибегать даже к терминологии «холодной войны». По-прежнему не удается наладить подлинно взаимовыгодное сотрудничество между Востоком и Западом, научиться воспринимать друг друга в качестве равноправных партнеров, а не потенциальных противников.

Налицо, можно сказать, деградация определенных механизмов обеспечения международной безопасности и эскалация напряженности как в нашем непосредственном соседстве, так и в мире в целом. В Европе происходит наращивание военных потенциалов, причем все это делается под самыми благовидными предлогами и с предсказуемой риторикой.

Все большие масштабы принимают современные вызовы и угрозы – рост терроризма, наркотрафика, незаконной миграции. В качестве потенциального, а иногда уже и реального «театра военных действий» рассматривается киберсфера. Масштабные же кибератаки могут по своим последствиям сравниться с применением оружия массового поражения.

Знаете, что самое прискорбное в этой ситуации, – это то, что нет готовности крупнейших игроков совместно искать развязки. Это я говорю не в порядке критики кого-то, а просто в порядке констатации факта. Фактически, ведется война нервов. Хуже этого варианта может быть только возврат к своего рода блоковому противостоянию. Понятно, что на водоразделе этого противостояния оказалась бы и Беларусь. Поэтому мы крайне заинтересованы в том, чтобы избежать такого развития ситуации, и будем делать все, чтобы предотвратить подобное развитие событий.

Думаю многим, а может быть всем, известно, что Главой белорусского государства была выдвинута идея о настоятельном необходимости запуска нового переговорного формата, сходного «Хельсинкскому процессу», которая предполагает налаживание нового масштабного диалога между Востоком и Западом. Нам иного в этой ситуации не дано. Мы рано или поздно придем к осознанию необходимости этой идеи, к этому выводу. Не хотелось бы упустить время.

Уважаемые друзья, коллеги, дамы и господа!

Уровень участвующих в конференции экспертов позволяет рассчитывать на то, что сегодня действительно прозвучит много свежих и интересных идей. В современном глобализированном и, я бы сказал, глобально уязвимом мире любая новая идея, направленная на укрепление экономической безопасности как отдельных государств, так и целых регионов, что называется на вес золота, а может быть даже и гораздо ценней любого благородного металла.

Я хотел бы пожелать участникам форума плодотворной работы и конструктивных дискуссий, новых творческих успехов, направленных на обеспечение стабильного развития и процветания как отдельных государств, так и регионов и нашей планеты в целом.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by