Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея в ходе экспертного семинара «10 лет Восточному партнерству: итоги и перспективы» (4 июня 2019 г., г.Минск)

Уважаемые дамы и господа,

Рад принять участие в этом семинаре и хотел бы поблагодарить за приглашение выступить на дискуссии по столь актуальной теме. Действительно, этой инициативе уже 10 лет, и это дает повод посмотреть назад и определить, что мы достигли и что нам предстоит сделать. Поэтому я благодарен всем, кто откликнулся на приглашение «Минского диалога» и прибыл в нашу столицу для участия в семинаре. Считаю, что это событие очень важно для Беларуси.

Итогам первого десятилетия «Восточного партнерства» были посвящены многочисленные встречи на различных международных площадках в самих странах ВП, Брюсселе и странах-членах ЕС в прошлом и нынешнем году.

Однако я отметил для себя, что в большинстве таких случаев ВП воспринимается упрощенно, лишь как некая арифметическая сумма достижений и упущений в отношениях стран-партнеров с Евросоюзом без учета более широкого регионального контекста. Признаюсь, мы и сами предпочли бы, чтобы именно так и было, чтобы «Восточное партнерство» было сугубо техническим проектом, без какой-либо «политики».

Но, к сожалению, в реальности Беларуси, так же, как и другим странам-соседям ЕС, приходится рассматривать ВП и в существующем геополитическом контексте.

Из физики мы знаем, что любое действие рождает противодействие. И мы, живущие здесь, хорошо понимаем (возможно, лучше, чем некоторые политики в Брюсселе), что система взаимоотношений в нашем регионе – это целый клубок разнонаправленных, действующих и противодействующих сил. Так было всегда. Поэтому 10 лет назад ВП возникло отнюдь не в вакууме, а в условиях уже сложившегося в регионе определенного соотношения сил, уровня доверия, взаимодействия между различными субъектами. Намеренно или нет, но оно самым серьезным образом повлияло в последующем на этот расклад.

Сегодня нет смысла говорить о результатах работы ВП применительно к Беларуси и другим странам ВП – об этом уже сказано немало, и все эти оценки на слуху. Но хотелось бы изложить свое видение места ВП в контексте наших отношений с Западом и Востоком, а также перспектив этой инициативы именно как фактора региональной геополитики.

С этой точки зрения первостепенное значение имеют не все десять лет ВП, а лишь, на наш взгляд, последние пять, начиная с 2014 года. Именно тогда конфликт между восточной и западной «ориентациями» в нашем регионе – абсолютно, на наш взгляд, надуманный, искусственный и во многом привнесенный извне – вылился в кризис в Украине, который, к сожалению, мы не можем преодолеть до сих пор.

Подписание соглашений об ассоциации с тремя соседями ЕС и вспышка военных действий в Донбассе привели к корректировке логики ВП. Отныне оно в большей степени ориентировано, как было сказано здесь госпожой Послом, не на «политическую аппроксимацию и экономическую интеграцию» всех стран-партнеров по одним и тем же «лекалам», а на укрепление суверенитета и стимулирование экономического развития каждого из них сообразно его индивидуальным предпочтениям.

Признано, что ВП должно быть адаптировано к интересам всех стран-соседей, в том числе не стремящихся к интеграции в ЕС. Приоритетом становится поощрение сотрудничества между самими этими странами. Заявляется, что ЕС не навязывает своим соседям выбор между их геополитическими партнерами.

О глубине произошедшего в ЕС мировоззренческого сдвига говорит фраза из резолюции Европарламента 2014 года: «свободы, демократические ценности и права человека могут развиваться лишь в соответствующей среде, характеризующейся экономической и социальной стабильностью, а также внутренней и международной безопасностью, как доказывает история самого Европейского союза».

Беларусь на 100%, может быть, даже и на 200% подписывается под этим тезисом, ибо он – краеугольный камень нашей собственной доктрины государственного строительства.

Эти идеологические изменения способствовали нормализации наших отношений с Евросоюзом и Западом в целом. В этих условиях мы последовательно продвигаем наше изначальное видение ВП – как прагматичного, равноправного и гибкого инструмента сотрудничества, средства снижения конфронтации, укрепления доверия и сглаживания разделительных линий. И это видение в условиях региональной напряженности на нынешнем историческом отрезке во многом совпало с представлениями самого Евросоюза.

Приведу пример: при составлении декларации брюссельского саммита ВП в 2017 году у Беларуси по сравнению с другими партнерами было наименьшее число принципиальных разногласий с ЕС. Основные элементы декларации в окончательном виде полностью созвучны нашим собственным подходам. Более того, могу сказать, что даже наши российские коллеги достаточно позитивно откликнулись на итоги саммита и его заключительный документ.

Уверен, что залог успешности ВП, его жизнеспособности, – способность вписаться в новую геополитическую «систему координат» в Восточной Европе. Сегодня она характеризуется высокой взрывоопасностью как следствие острого дефицита политической воли, обострения идеологических и иных разногласий, разрушения режимов контроля над вооружениями и мер доверия, торговых и информационных «войн». Санкции и контрсанкции лишь подливают масла в огонь и исключают поиск компромиссов. Печально, что и сама Беларусь, которая является и донором стабильности, «спонсором» миротворческих усилий и одновременно – косвенно пострадавшей стороной от этих контрсанкций, остается сама под санкциями, пусть и минимальными. Это тормозит восстановление доверия между нами и Западом. Ведь очевидно, что все позитивные сдвиги в наших отношениях произошли не благодаря, а вопреки санкциям. И именно вследствие такого не вполне нормализованного характера наших отношений Глава белорусского государства посчитал преждевременным принять приглашение на майские юбилейные торжества «Восточного партнерства» в Брюсселе.

«Восточное партнерство» должно предполагать отказ от таких бесполезных и давно переживших свой век барьеров. Оно должно служить «мостом» между Востоком и Западом, работать на мир, диалог, взаимопонимание в рамках «Большой Европы».

Это не означает, что мы отказываемся от каких-то правил и ценностей, принятых в европейской семье. Отнюдь нет. Но мы считаем необходимым придерживаться той логики, что надо двигаться к этому постепенно. Нельзя одномоментно изменить ситуацию в обществе, в стране и нельзя одномоментно достичь тех демократических целей, к которым некоторые государства шли даже не десятилетиями, а веками.

Развитие ВП должно сопровождаться диалогом между Европейским и Евразийским экономическим союзами, необходимость в котором давно назрела. На наш взгляд, начинать тут нужно с чего-то малого, технического и двигаться поступательно. Обмен информацией, гармонизация стандартов и технических регламентов, устранение избыточных препятствий в торговле, поощрение кооперации на уровне стран-членов обоих союзов – все эти перспективные и востребованные темы сотрудничества политически нейтральны и работают на долгосрочную стабильность и процветание в масштабах всей Европы. Не вижу, почему выгодное обеим сторонам взаимодействие должно упираться в политические преграды.

Наличие конкурирующих торговых режимов – прямо или косвенно – вынуждает страны делать выбор между ними. Блоковость в экономике порождает блоковость в политике. Диалог ЕАЭС – ЕС позволил бы устранить эту блоковость, развеять миф о несовместимости восточной и западной экономических и ценностных систем.

Ведь именно этот миф как основа «ложного выбора», к которому пытаются подтолкнуть постсоветские страны, является первопричиной многих конфликтов.

Мы понимаем, что это непросто, что впереди – сложный и длительный процесс взаимной «притирки» двух блоков. Но выработка парадигмы их «мирного сосуществования», если не сотрудничества, для нас жизненно важна как залог стабильности торгово-экономической архитектуры в регионе.

Беларусь, как и многие политики и представители бизнеса на Западе, усматривает значительные дивиденды от создания гармонизированного экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». «Кирпичиками» в фундамент этого проекта должны стать заключение в перспективе базового соглашения Беларусь – ЕС, учитывающего наши обязательства в ЕАЭС, а также вступление Беларуси в ВТО, чему, надеюсь, будет способствовать и скорое завершение соответствующих переговоров с Евросоюзом. Начало переговоров по соглашению без предварительных условий должно стать главным приоритетом на ближайшее будущее в отношениях между Беларусью и ЕС.

Наша страна также синхронизирует работу по улучшению условий для мобильности граждан на Востоке и Западе: завершается работа над соответствующими визовыми соглашениями – об этом было уже сказано. Как вы знаете, вдобавок мы предприняли ряд односторонних шагов по облегчению въезда в нашу страну граждан целого ряда государств – из порядка 80 стран на срок до 30 дней – и это еще не предел: мы работаем и будем работать над дальнейшей либерализацией визового режима.

Еще один перспективный геополитический трек – диалог с Китаем. Эта страна является приоритетным торговым и инвестиционным партнером для всех без исключения стран «Восточного партнерства». В ближайшие годы проект «Великий Шелковый путь» вольется в транспортную сеть Евросоюза TEN-T. Уже сегодня в числе акционеров и резидентов белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень» — ряд европейских компаний, в том числе крупный логист «Duisburger Hafen AG» — Дуйсбургский порт. Поэтому, на наш взгляд, стоило бы предусмотреть в рамках ВП комплекс мероприятий, направленных на упрощение порядка пересечения границы ЕС и улучшение логистики. Речь идет не только об инфраструктурных проектах согласно индикативному транспортному инвестиционному плану ВП.

Не менее важны и процедурные, технические решения, позволяющие сократить очереди на границе с ЕС. Можно и нужно думать об упреждающем электронном обмене таможенной информацией (в обоих направлениях), чтобы ускорить растаможивание грузов. Полезным выглядит планирование трехсторонних проектов в формате «КНР – страны ВП – ЕС» для эффективной стыковки двух транспортных систем.

Следующая тема. На наш взгляд, следует уделить внимание и молодежному измерению. У нас в стране есть проект «100 идей для Беларуси», который стал генератором ряда полезных начинаний и разработок. По аналогии, конкурс, например, «30 идей для ВП-2030» позволил бы шире задействовать творческий потенциал молодежи в дальнейшем развитии «Восточного партнерства». Кроме того, ВП могло бы работать «на стыке» молодежного предпринимательства и высоких технологий, целенаправленно поощряя наукоемкие перспективные стартапы. Почему бы не создать в рамках ВП «инкубатор» таких молодежных бизнес-идей и помогать им превращаться в реальность? И поверьте, тогда бы и узнаваемость ЕС в странах ВП значительно повысилась бы, поскольку молодежь всегда активно откликается на подобного рода идеи и предложения.

В целом первые 10 лет «Восточного партнерства» преподали один важный урок: все, что мы делаем, должно быть ясно и понятно не только политикам, но и простым гражданам.

Поэтому задачи ВП на очередное десятилетие должны быть максимально конкретными, во всяком случае белорусская сторона придерживается такой позиции: например, утроить экспорт из стран-партнеров в ЕС и приток европейских инвестиций в эти страны, удвоить число рабочих мест, создаваемых ЕС в странах-партнерах, реализовать по крайней мере один проект по энергоэффективности в каждом крупном городе стран ВП и т.д. Возможно, имело бы смысл учредить специальное «окно» в Европейском инвестиционном банке, если бы это упростило доступ стран ВП к соответствующим кредитам. Об этом белорусская делегация говорила на мероприятиях высокого уровня в мае в Брюсселе пару недель назад.

Убежден, что в нынешней ситуации нужно думать не о том, как дружить с кем-то против кого-то или, что еще хуже, заставить кого-то дружить против кого-то еще. Необходимо объединиться для освоения перспективных возможностей и против «сквозных», общих для всей Европы – Восточной и Западной – вызовов и угроз. Думаю, что ни одно государство мира не хотело бы возвращения к тому мировому порядку, который многие – кстати, еще совсем недавно – считали безвозвратным прошлым. Путь биполярного противостояния, разграничения «сфер влияния» и блокового мышления – это тупиковый путь. Если события будут развиваться по этой траектории, то в скором времени все глобальные вопросы вновь будут решаться узкой группой стран, а голоса всех остальных будут игнорироваться. Беларусь как среднее по размерам государство категорически против такого подхода. Мы считаем, что голоса всех стран должны быть услышаны, и малые и средние государства должны играть свою роль в глобальной мировой политике.
Доверие и снятие барьеров – это ключевые факторы стабильности в нашем регионе. Поэтому Беларусь выступает за сильную и единую Европу, а также устойчивое евразийско-атлантическое партнерство, в том числе, в военно-политической сфере. И мы предпринимаем практические шаги в этом направлении.

Будучи членом ОДКБ, Беларусь в то же время восстановила военное сотрудничество с Великобританией, Германией, Латвией, Литвой, Польшей и США. Налаживаем тесное взаимодействие с соседними странами-членами НАТО в области обмена информацией. Успешно развивается сотрудничество с США по линии правоохранительных органов, включая Госпогранкомитет Беларуси, Следственный комитет и МВД. Заинтересованы в заключении с США соглашений по экономическим вопросам, в том числе по избежанию двойного налогообложения.

Вместе с тем считаем глубоко ошибочными планы усиления военного присутствия США на территории соседних государств, в том числе Польши. Такое военное присутствие нарушит равновесие сил в регионе. Нам непонятна его цель – отражение угрозы? Немыслимо, чтобы в 21-м веке, при нынешнем уровне накопленного в регионе вооруженного потенциала, кто-либо отважился спровоцировать прямое боевое столкновение. Однако усиление военного присутствия НАТО на наших границах с высокой долей вероятности вызвало бы зеркальные шаги по другую сторону границы. Нужно ли это кому-нибудь в нынешней ситуации? Меньше всего это нужно нам, белорусам. Но в то же время у нас есть вполне конкретные союзнические обязательства в военно-политической сфере, обязательства по коллективной безопасности, и мы, конечно же, будем их соблюдать.

Альтернативой все более опасному «повышению ставок» в регионе мы видим поступательную разрядку на базе широкого диалога всех сторон по образцу «Хельсинкского процесса» 70-х годов прошлого века. Нужно обсуждать угрозы и их различные восприятия сторонами, договариваться о механизмах деэскалации и укрепления доверия. Очень важно в этом плане слышать и услышать друг друга.

Тема возобновления диалога «Хельсинки-2» уже неоднократно звучала на предыдущих встречах «Минского диалога». Уверен, что дискуссии с участием экспертов, дипломатов, политиков продолжатся.

Осенью нынешнего года мы с коллегами из Европейской службы внешних действий планируем провести в Минске официальное мероприятие высокого уровня по случаю 10-летия ВП. А в перспективе надеемся принять у себя и очередной саммит «Восточного партнерства». Давно пора распространить практику проведения встреч на высшем уровне на страны-соседи ЕС. Это нужно хотя бы для того, чтобы в этой части Европы «Восточное партнерство» перестало быть каким-то «потусторонним», непонятным, находящимся по ту сторону бывшего «железного занавеса» проектом, а то и настораживающим понятием. И Минск мог бы стать для этого весьма комфортной площадкой как перекресток интеграционных проектов и транспортных путей, «островок стабильности» со свежим опытом проведения крупных международных форумов.

В этой связи весьма удачно, что нынешний семинар стал своеобразным «прологом» для будущих дискуссий и, надеюсь, предоставит богатую пищу для размышлений.

Я хотел бы в заключение высказать буквально пару пожеланий в адрес наших партнеров из Европейского союза, они уже отчасти прозвучали. Самое главное, пожалуй, пожелание на данном этапе – мы хотели бы, чтобы ЕС ни в коей мере не потерял интерес к ВП после выборов в Европейский парламент и после формирования будущих руководящих структур ЕС. На наш взгляд, это исключительно важно, потому что если будет утрачен интерес со стороны ЕС, то, наверное, придет конец и этой инициативе. А мы крайне заинтересованы в том, чтобы эта инициатива осталась функционировать как что-то единое целое. Я благодарен господину Послу Румынии, который отметил, что тема ВП должна остаться приоритетом для ЕС. Мы полностью поддерживаем эту мысль, чтобы она не осталась на бумаге, о чем сказал представитель Фонда им. Конрада Аденауэра.

Второе – и об этом тоже было сказано – нам бы хотелось, чтобы ЕС быстрее справился со своими, скажем так, внутренними турбуленциями и проблемами – это и финансовые проблемы, и проблемы миграции, и брекзит, – потому что нам здесь, в европейском регионе, ЕС нужен как единый, монолитный и мощный геополитический игрок, который мог бы быть для нас очень важным надежным партнером. Я убежден, что тогда и интерес всех стран в более тесном сотрудничестве в рамках ВП не только сохранился бы, но и еще больше возрос. Во всяком случае, Беларусь остается приверженной этой инициативе, заинтересована в развитии самых тесных связей с ЕС и в рамках ВП, и за этими рамками. Можете быть уверены, что мы всегда будем надежным партнером для ЕС.

Поэтому давайте сделаем все для преодоления конфронтации в нашем регионе и устранения разделительных линий, давайте больше работать над объединительной повесткой нашего сотрудничества.

Спасибо за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by