Тезисы выступления заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь В.И.Воронецкого «Беларусь и ЕС: перспективы партнерства в политике, экономике и энергетике» на XIII Минском форуме, г. Минск, 4 ноября 2010 года
Уважаемые участники конференции,
Дамы и господа,
Мне доставляет большое удовольствие находиться сегодня вместе с вами на Минском форуме, который за 13 лет своего существования превратился в одно из важнейших событий внешнеполитического календаря Беларуси.
Что же изменилось за прошедший год в Республике Беларусь, в ее отношениях с Европейским союзом, какие появились новые общие вызовы и совместные задачи?
Во-первых, что бы ни говорили наши критики внутри и за пределами Беларуси, наша страна осуществила ряд весьма значимых шагов по либерализации внутриполитических и социально-экономических процессов. И не случайно в недавно опубликованном рейтинге национального благосостояния стран, составленном британским независимым научно-исследовательским институтом «Legatum» и учитывающим качество жизни, Беларусь за последний год поднялась на 31 позицию, с 85-го места переместившись на 54-е. Для сравнения, Россия расположилась на 63-м месте, Украина – 69-м, Молдова – 86-м. В свою очередь, Литва заняла 42-ю позицию, Латвия – 47-ю.
За прошедший период в лучшую сторону поменялась атмосфера политического диалога Беларуси с европейскими странами. Значительно активизировались межмидовские контакты, состоялась серия визитов в Беларусь государственных и политических деятелей, прежде всего, соседних стран – Литвы, Польши, Германии. Продолжается активный диалог с ЕС. В ближайшее время Беларусь планирует посетить еврокомиссар Ш.Фюле.
Мои многочисленные встречи с коллегами из европейских государств также свидетельствуют об их желании улучшить отношения с Беларусью. Белорусские представители активно участвуют в деятельности в рамках всех четырех платформ «Восточного партнерства», которая постепенно начинает набирать обороты, хотя и не так быстро, как нам этого хотелось бы.
Убежден, что дальнейшее расширение и углубление политического диалога между Беларусью и Европейским союзом и его странами-членами будет неизбежно способствовать улучшению взаимопонимания, преодолению устоявшихся стереотипов и, в конечном итоге, ликвидации барьеров, которые сегодня препятствуют полноценному сотрудничеству между Беларусью и ЕС в различных сферах.
Безусловно, Беларусь не должна быть полем для соперничества между глобальными политическими игроками, различными центрами силы, как это часто бывает. В интересах, в первую очередь, наших
соседей — и ЕС, и России, — чтобы Беларусь, как суверенное и независимое государство, динамично развивалась, внося свой весомый вклад в обеспечение стабильности, безопасности и консолидации Европы.
Исходя из этого, уверен, Беларусь должна быть вовлечена в активное участие в европейских экономических интеграционных процессах, как в рамках ЕС, так и на постсоветском пространстве. В интересах Беларуси – создание общего европейского экономического пространства с участием ЕС, России и других стран.
Таким образом, интересам и Беларуси, и ЕС сегодня в полной мере отвечает полномасштабное восстановление отношений и придание им подлинного партнерского характера, как это и предусматривается учредительными документами «Восточного партнерства».
Для создания базиса такого партнерства, по моему мнению, необходимо в приоритетном порядке решить следующие вопросы:
- устранить существующие политические и экономические ограничения ЕС на взаимодействие с Беларусью;
- сформировать договорно-правовую базу отношений;
- упростить существующий визовый режим в целях активизации контактов между людьми.
О последнем хотел бы сказать особо. Беларусь – единственная страна в Европе, для граждан которой шенгенская виза стоит 60 евро. Более того, с вступлением наших соседей в шенгенскую зону усложнился порядок оформления виз, увеличились сроки их выдачи гражданам Беларуси.
На двустороннем уровне мы уже сделали ряд существенных шагов в целях упрощения визового режима с нашими странами-соседями, входящими в ЕС: подписаны межправительственные соглашения об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий с Польшей (12 февраля 2010 г.), Латвией (23 августа 2010 г.) и Литвой (20 октября 2010 г.). Мы ожидаем, что все эти соглашения заработают в следующем году, с какой-то страной раньше, с какой-то позже – все будет зависеть от хода процесса ратификации.
Нами также в одностороннем порядке упрощен порядок получения виз гражданами ЕС. Они могут посещать Беларусь на срок до 30 дней, не имея приглашения. Могут оформлять визы прямо в национальном аэропорту и получать их в течение одного рабочего дня в белорусском посольстве. То есть, со своей стороны, мы действительно предприняли серьезные шаги для того, чтобы визовый вопрос не являлся препятствием для развития наших контактов. На мой взгляд, сейчас мяч находится на стороне Евросоюза. И мы ждем от ЕС начала переговоров по упрощению визового режима с Беларусью.
Для Беларуси Евросоюз является стратегическим партнером в торгово-экономической сфере, одним из крупнейших инвесторов и основным донором технической и гуманитарной помощи. Потенциал сотрудничества между Беларусью и ЕС колоссален, но, к сожалению, реализуется далеко не в полной мере.
Даже в кризисном 2009 году на долю Евросоюза пришлось 44 процента от общего объема всех экспортных поставок из Беларуси и около 32 процентов от общего товарооборота.
В то же время приходится констатировать, что динамичное наращивание объемов двусторонней торговли сдерживается во многом не по вине Беларуси. Перспективы экономического партнерства с Евросоюзом мы связываем, прежде всего, как я уже сказал, с устранением необоснованных барьеров и дискриминационных мер для белорусского экспорта, взаимной либерализацией во внешней торговле, восстановлением преференций ЕС в торговле с Беларусью.
Экономические связи с Евросоюзом не ограничиваются взаимной торговлей. Лидеры европейских стран, руководители крупных компаний в последнее время проявляют возрастающий интерес к кредитно-инвестиционному сотрудничеству с Беларусью. Важным преимуществом нашей страны является ее уникальное географическое положение, которое предоставляет широкие возможности для развития транзитной сферы, причем как транспортной (автомобильные, воздушные и железнодорожные пути), так и трубопроводной.
В этой связи, говоря о перспективах сотрудничества в экономической сфере, не могу не упомянуть и еще один важный аспект. На сегодняшний день стало реальностью соседство сразу двух интеграционных образований – Европейского союза и Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. По нашему мнению, настало время подумать над выработкой алгоритма взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между Таможенным союзом и Евросоюзом. Ведь именно совместная выработка «общих правил игры» будет в значительной мере способствовать формированию предсказуемой экономической среды в регионе Европы. Такой алгоритм, как представляется, должен служить максимальному использованию потенциала отношений двух интеграционных объединений, включая их торговую, инвестиционную и инновационную составляющие, с перспективой формирования единой интеграционной платформы между Таможенным союзом и Европейским союзом.
Участие Республики Беларусь в «Восточном партнерстве» с ЕС, и в Таможенном союзе дает нам уникальный шанс играть активную роль в тех глобальных интеграционных процессах на европейском континенте, о которых я только что говорил.
Серьезные перспективы открываются в сотрудничестве между Беларусью и ЕС в области энергетики.
Беларусь надежно обеспечивает безопасное и бесперебойное функционирование проходящих по ее территории магистральных газо- и нефтепроводов. Наш транзитный коридор остается наиболее выгодным с экономической точки зрения маршрутом как для поставщиков, так и для потребителей энергоресурсов. Вкладывая значительные средства в транзитную инфраструктуру, мы рассчитываем на адекватную оценку наших усилий в европейских столицах. Убеждены, что действующие мощности не только могут, но и должны быть задействованы для удовлетворения энергетического спроса в Европе.
В настоящее время Республика Беларусь активно работает, в том числе со своими соседями, входящими в Евросоюз, над диверсификацией источников и маршрутов поставок энергоносителей. Ряд важных проектов в этой области уже реализуется, в том числе с участием европейских партнеров. Мы открыты к тесному взаимодействию по существующим и новым инициативам, способным серьезно повысить уровень энергетической безопасности в Европе. В их числе могли бы быть модернизация существующих и строительство новых газовых подземных хранилищ в Беларуси, транспортировка каспийской нефти по трубопроводу «Одесса–Броды» и через белорусские участки нефтепровода «Дружба» в западном и северном направлениях, строительство электрических интерконнекторов для перекачки электроэнергии между энергосистемами бывшего СССР и ЕС, строительство терминала для сжиженного газа, прокладка второй ветки газопровода Ямал – Европа.
Более эффективной реализации проектов, представляющих взаимный интерес, способствовало бы предоставление Беларуси доступа к ресурсам европейских финансовых институтов таких, как Европейский инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития и другие.
Уважаемые дамы и господа,
Нынешнее состояние отношений Беларуси и ЕС я охарактеризовал бы как комплекс вызовов и возможностей, который требует стратегического выстраивания диалога Беларуси и ЕС на перспективу.
Хочу подчеркнуть – мы готовы к ответственному и честному обсуждению всего спектра вопросов в отношениях с Евросоюзом, в том числе в рамках «Восточного партнерства». Рассчитываем, что прагматизм и здравый смысл все больше будут превалировать, и общими усилиями мы сможем построить единую Европу без новых разделительных линий.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by