Стенограмма подхода к прессе Министра иностранных Беларуси В.Макея по итогам переговоров с главой МИД России (2 сентября 2020 г., г.Москва)
Добрый день, уважаемые друзья,
На сегодняшней рабочей встрече мы, как это у нас всегда происходит, подробно, спокойно и откровенно обсудили состояние и перспективы белорусско-российских отношений, весь спектр проблемных вопросов и текущих проектов.
Как упомянул Сергей Викторович, мы подробно остановились на вопросах снятия ограничений на передвижение граждан на белорусско-российской границе.
Наметили график ближайших контактов на различных уровнях, в том числе – совместного заседания коллегий внешнеполитических ведомств. Договорились активизировать работу над проектами соответствующих документов.
Конечно же, мы обменялись мнениями по складывающейся ситуации в регионе, на наших общих границах. Традиционно субстантивно прошлись по вопросам многосторонней повестки дня, поговорили о сотрудничестве в рамках международных организаций.
Хочу сказать, что у нас абсолютно единые взгляды на происходящие процессы и в нашем регионе, и в рамках международных организаций.
Уверен, что вы все владеете и делитесь со своей аудиторией объективной информацией о процессах, происходящих сейчас в Беларуси.
К сожалению, в очередной раз в странах бывшего Советского Союза выборы были использованы внешними и внутренними силами для попытки дестабилизировать социально-политическую, экономическую ситуацию. К чему-то мы, конечно, были готовы, а что-то стало для нас неприятной неожиданностью.
Я хочу сказать, что в мою бытность на различных должностях это уже пятые выборы, но с такой изощренной, рафинированной подготовкой извне соответствующих протестных акций мы никогда не сталкивались.
Не все проблемы еще решены, но уже совершенно очевидно, что предотвращена попытка реализации агрессивного сценария «цветной революции» (притом, осуществляемой по самым современным методикам). Мы смогли не допустить остановки производственных процессов, избежать раскола страны.
Хочу поблагодарить российскую сторону за выдержанную, взвешенную и последовательную позицию в поддержку суверенитета и независимости Беларуси, за союзнические шаги по неприятию внешнего воздействия на нашу страну.
Поверьте, наше общество спокойно и самостоятельно, без давления заинтересованных внешних сил, в рамках уважительного диалога определит будущее своего суверенного и независимого белорусского государства.
И наши договоренности с российской стороной в двусторонних форматах, на многосторонних, интеграционных треках, союзнические обязательства будут содействовать спокойствию и поступательному движению этого процесса.
Я подробно проинформировал Сергея Викторовича о принимаемых мерах по нормализации обстановки внутри страны, о модальностях будущей конституционной реформы, о контактах с западными партнерами и международными структурами по данным вопросам.
Как и прежде, мы отметили абсолютную совместимость позиций, выразили обоюдное стремление продолжить взаимодействие в целях исключения всякого давления на Беларусь при решении внутренних проблем.
Мы сошлись во мнении, что уже в самой ближайшей перспективе внутренние противоречия в Беларуси будут сняты и наша страна восстановит свой многолетний статус спокойного, открытого и гостеприимного государства в центре Европы.
Я хотел бы поблагодарить Сергея Викторовича за такой абсолютно откровенный, как это всегда у нас водится, обмен мнениями и за твердую, взвешенную, конструктивную позицию, направленную на поддержку Беларуси, ее суверенитета и независимости.
«БелТА»: У меня вопрос к обоим министрам. Планируют ли Беларусь и Россия совместно на международных площадках, в международных организациях поднимать вопрос о вмешательстве третьих стран во внутренние дела Беларуси после состоявшихся президентских выборов? Спасибо.
В.Макей: Абсолютно согласен с тем, о чем заявил Сергей Викторович.
Удивительные метаморфозы происходят с некоторыми нашими европейскими партнерами. Еще задолго до выборов, когда мы встречались и обсуждали различные, скажем, перспективы развития ситуации, мы абсолютно были едины во мнении относительно того, что любая улица, любые насильственные демонстрации отбросят наши отношения на много лет назад. К сожалению, так и произошло.
Все тогда сходились во мнении, что нельзя этого допустить, что любые, даже «плохие» выборы будут способствовать эволюционному движению страны вперед.
Но, к сожалению, произошло то, что произошло. Сейчас наши партнеры призывают нас к каким-то «мирным революциям», «тихим революциям». На самом деле, любая революция, по-моему, всегда приводит к тому, что льется кровь.
Мы категорически против любых революционных потрясений, тем более организованных извне, на улицах наших городов. Мы считаем, что только лишь спокойное эволюционное движение вперед приведет к тому, что восстановится мир, спокойствие и стабильность в стране и обществе.
У нас единое понимание происходящих в Беларуси процессов. Мы очень подробно обсуждали с Сергеем Викторовичем эти проблемы. Конечно же, мы договорились о четком взаимодействии в рамках и различных международных и региональных организаций, и о тесном взаимодействии, если это будет необходимо, в отдельных странах.
«Коммерсантъ»: У меня первый вопрос к Владимиру Владимировичу. Вы сказали, что проинформировали своего российского коллегу, Сергея Викторовича, о модальностях будущей конституционной реформы. Могли бы Вы сказать, в какие сроки она состоится? Планируется ли после этого провести новые президентские выборы в Республике Беларусь? И второй вопрос, скорее просьба к Вам: в Беларуси продолжает работать большое количество журналистов из других стран, в том числе из России, которые за последние три недели подвергались достаточно жесткому давлению со стороны белорусских правоохранительных органов. Могли бы Вы на своем уровне как-то оказать содействие, чтобы им дали просто нормально осуществлять свою. деятельность?
В.Макей: Если позволите, я хотел бы начать с актуального для Вас, наверное, вопроса о взаимодействии с журналистами.
Мы выступаем за то, чтобы журналисты могли спокойно осуществлять свою деятельность в рамках существующего законодательства, в рамках соответствующих международных правил. Но мы категорически против, чтобы журналисты целенаправленно или сознательно стремились вовлекать себя в противозаконные какие-то действия, в действия, связанные с нарушениями законодательства.
Одно дело, когда журналист объективно дает информацию, другое дело, когда он ведет целенаправленный стрим, где бичуется лишь власть, где через соответствующие чаты демонстранты призываются к совершению конкретных противоправных действий. Для нас это абсолютно неприемлемо. Власть в данной ситуации будет реагировать адекватным образом.
Хочу сказать, что мы в Министерстве иностранных дел очень плотно работаем с соответствующими посольствами. Если вдруг случаются какие-то нежелательные случаи, мы стараемся реагировать на них. Однако, всегда смотрим на субстантивное поведение тех или иных журналистов. Если они не нарушили никаких правил, законов, то мы стараемся предпринять соответствующие меры вместе с нашими коллегами из правоохранительных структур.
Что касается этой идеи о проведении конституционной реформы… Я не могу сейчас сказать, что соответствующие поправки к Конституции будут приняты через год, два или полтора. Процесс этот идет. Насколько мне известно, уже предварительные, как минимум, два варианта докладывались главе государства. Сейчас создана рабочая группа. Идет вопрос подготовки конкретных поправок в действующую Конституцию. Конечно же, в соответствии с Конституцией будет проходить общественное обсуждение этих поправок со всеми категориями населения. Я не исключаю, что, может быть, будет создана какая-то структура, в рамках которой тоже будут обсуждаться эти поправки Конституции.
Пока идет рабочий процесс. Я убежден, что в самом ближайшем будущем вырисуются четкие и формат и сроки завершения этого процесса.
Мы считаем, что это самый оптимальный вариант, не нарушая законодательства, не нарушая действующего основного закона, организовать нормальный, рабочий диалог в обществе, который приведет, в конечном итоге, к стабилизации ситуации, де-эскалации тех процессов, которые, к сожалению, сегодня происходят.
«ОНТ»: Добрый день, у меня вопрос к Владимиру Владимировичу. На днях Латвия, Литва и Эстония опубликовали список лиц, в отношении которых вводятся персональные санкции. Причем, видимо, делали это в спешке и допустили ряд ошибок в фамилиях. Обсуждается ли в Беларуси введение ответных санкций?
В.Макей: Вы назвали – Литва, Латвия, Эстония – прибалтийские государства. Действительно, я так понимаю, что они хотят быть впереди планеты всей…
Когда-то, когда мы встречались, а мы встречались со всеми коллегами и по телефону обсуждали много раз и текущую ситуацию, и вопросы использования санкционных инструментов в международном сотрудничестве, мы всегда сходились в том мнении, что санкции – это абсолютно неприемлемый вид межгосударственных отношений. Они всегда отбрасывают взаимное сотрудничество на много лет назад.
Для меня было удивительно, что буквально на второй день после выборов, когда еще непонятно, как будет развиваться ситуация, уже стали раздаваться голоса, в первую очередь, именно со стороны некоторых прибалтийских государств, о том, что надо немедленно вводить санкции против Беларуси. Еще никто не определил, кто виноват. Хотя, в их понимании, власть была виновата.
Но разве так делается политика? Я думаю, чтобы реально оценить ситуацию, надо хотя бы изучить, что происходит, дать действительно объективную оценку: были ли это мирные протесты или это однозначно были организованные провокации против правоохранительных структур, в результате которых они вынуждены были реагировать? Бог им судья.
Нам известно о списке персональных санкций, которые были введены этими тремя прибалтийскими государствами. Хочу сказать, что мы тоже провели межведомственное согласование и вчера мы подготовили предложения, которые уже утверждены, о введении ассиметричных санкций в отношении соответствующих персоналий из Литвы, Латвии и Эстонии.
Будут и другие страны вводить санкции против Беларуси, мы также будем предпринимать соответствующие адекватные решения и давать адекватный ответ.
Что касается лиц, которые включены в санкционный список со стороны Беларуси, это те лица, которые действительно рьяно пытались вмешиваться во внутренние дела белорусского государства, делали соответствующие неприемлемые и политические заявления, и, более того, вносили конкретные предложения о финансовой поддержке оппонентов власти. Для нас это абсолютно неприемлемо. Мы трактуем это как вмешательство во внутренние дела нашего государства. Естественно, на основании этого был подготовлен ассиметричный санкционный список со стороны Беларуси, о котором я сказал.
Мы не намерены его публиковать, но, поверьте, там достаточно много лиц включено со стороны всех трех прибалтийских государств. А с учетом того, что у нас единый с Россией список невъездных лиц в рамках Союзного государства, то, я думаю, что это должно, в определенной мере, заставить их задуматься.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by