Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея на VI Всебелорусском народном собрании «Внешнеполитический контекст национальных интересов современного белорусского государства»

 

Уважаемый Президент Республики Беларусь!

Уважаемые участники Высокого Собрания!

Вопрос, какой должна быть внешняя политика современного белорусского государства, волнует многих.

Статья 18 Конституции (1994 год) устанавливает, что «Республика Беларусь ставит своей целью сделать территорию безъядерной зоной, а государство – нейтральным».

Первое Всебелорусское народное собрание (1996 год) приняло решение о проведении многовекторной внешней политики, с учетом нашего геополитического положения и иных объективных факторов.

Сегодня, особенно на фоне обострения отношений с коллективным Западом, вновь звучат разные оценки. Наш внешнеполитический курс называют балансированием на канате, конъюктурщиной, прыжками в ширину, сидением на разных стульях, шпагатом и так далее. Многие предрекают если не "конец истории", то уж точно гибель многовекторности или белорусской внешней политики.

Беларуси отводится роль то лимитрофного (т.е. «пограничного») государства, то сателлита, то буферной зоны, то некоего моста.

Да, надо сегодня объективно признать, что мы находимся на «геополитическом разломе» между Востоком и Западом. И как бы кто ни пытался отрицать, основная причина событий прошлого года, по моему глубокому убеждению, лежит именно в геополитическом столкновении разнонаправленных интересов крупных мировых политических игроков. 

Будем реалистами. Наша географическая уязвимость или, другими словами, "геополитическая дилемма" никуда не исчезнет. Мы были в эпицентре двух мировых войн. Мы продолжаем находиться в эпицентре мировых событий и интереса глобальных игроков и сейчас.

Беларусь расположена в ключевом месте Евразии, на пересечении путей из Азии в Европу, из Северной Америки в Южную Европу и далее на юг в Африку. 

В начале 20-го века прародитель теории геополитики известный британский ученый Харольд Макиндер изобрел теорию «сердце земли» Суть ее состоит в том, что тот, кто владеет Восточной Европой – владеет Евразией, а тот, кто владеет Евразией – владеет миром.

Конечная цель прошлогоднего «блицкрига» безусловно состояла в том, чтобы, подчинив себе «сердце» Восточной Европы, использовать этот плацдарм для проецирования дальнейших действий уже в отношении «сердца» самой Евразии – Российской Федерации.

Что дальше? И каков выход?

На мой взгляд, закрепленное в Конституции стремление Беларуси к нейтралитету не соответствует текущей ситуации. В современном глобализированном мире, пронизанном интернационализацией, нейтралитета в его классическом понимании уже не существует. Предлагается учесть данный аспект при работе над поправками в Основной Закон нашей страны.

Убежден, что Беларусь, если она хочет оставаться суверенным государством, должна и далее сохранять приверженность многовекторной внешней политике. Это абсолютно соответствует нашим национальным интересам. 

Кстати, многовекторность – не белорусское изобретение, или, скажем так, не только белорусское. Принцип многовекторности закреплен в Концепциях внешней политики Росси (принята в 2016 году), Казахстана, в том или ином виде присутствует во внешнеполитических доктринах многих государств.
Поэтому нам непонятна звучащая иногда извне критика.

Почему многовекторность?

Во-первых, многовекторность определяют упомянутые выше геополитические факторы.

Во-вторых, здесь простая математика. Многовекторность подразумевает многообразие.

Буквально несколько цифр: сегодня у Беларуси установлены дипломатические отношения со 183 государствами мира. С учетом аккредитации послов по совместительству Беларусь представлена в 114 государствах. 

Только за последние пять лет (2016-2019 гг.) наша товарная номенклатура расширилась на 630 позиций. Число стран, в которые экспортируется белорусская продукция, увеличилось до 177. 

Это не просто статистика: благодаря этому мы смогли нарастить экспорт несырьевых товаров (без учета энергетических) почти на 7,5 млрд. долларов.

В страны Евросоюза и дальней дуги мы поставляем 52 процента нашего экспорта.

Однако, конечно, в современном мире не все измеряется торговым сальдо и экспортно-импортными операциями. Скажу так: все то новое, что мы создали в независимой Беларуси, во многом сделано благодаря сбалансированному внешнеполитическому курсу!

Посудите сами: идея Парка высоких технологий заимствована из США, индустриальный парк "Великий камень" – совместный проект с Китаем, а запускаем спутники и строим Атомную электростанцию мы вместе с Россией. Мы могли бы сегодня гордиться этими выдающимися проектами, если бы выбрали другие внешнеполитические подходы? По-моему, ответ очевиден.

Но при этом нам необходимо ясно осознавать следующее. Понятие многовекторности абсолютно не исключает преобладания какого-либо вектора. Внешняя политика, если она хочет оставаться в рамках политического реализма, а не витать в розовых облаках маниловщины, может осуществляться только на базе четкого и безусловного определения приоритетов. 

У нас эти приоритеты выстраданы жизнью, и об этом было подробно сказано в выступлении Главы государства.

Россия всегда была, есть и будет нашим стратегическим партнером, поэтому на взаимодействие с этой страной и государствами постсоветского пространства будет направлен основной вектор нашего развития. 

Более того, выскажу, возможно, в порядке дискуссии крамольную мысль о целесообразности корректировки известной экспортной формулы (треть-треть-треть) в современных реалиях. Объективно, во внешнеэкономической деятельности любого государства страны-соседи, и тем более мощные, имеют преимущественное значение. С учетом активизировавшихся интеграционных процессов различного формата на постсоветском пространстве, возможно, было бы более правильным сконцентрировать до половины нашего экспорта именно на этом векторе, разделив остальную половину на два других направления.

Торговля с Западом (ЕС, США) является важной, а нередко и незаменимой составляющей в работе экономики Беларуси. Крупная доля Запада во внешней торговле Беларуси делает его неотъемлемым элементом в алгоритмах противодействия различным внешним шокам. Этому нас научили все предыдущие кризисы. 

О сотрудничестве с Китаем и странами «дальней дуги» было подробно сказано в докладе Президента, нет смысла повторяться.

Будучи глубоко приверженной евразийским интеграционным процессам, Беларусь одновременно выступает за тесное партнерство между ЕС и ЕАЭС, что необходимо не только с точки зрения развития экономик, но и для минимизации конфликтного потенциала в регионе.

Более того, как бы парадоксально это ни звучало, мы заинтересованы в сильном Европейском союзе, поддерживаем сильное трансатлантическое партнерство. 

Обращаясь к представителям ЕС, хочу сказать, что позитивные для всех результаты были достигнуты именно в рамках конструктивного диалога с действующей властью. 

Но при этом мы исходим из того, что не может быть доминирующей силы ни в регионе, ни в мире. У каждого государства должен быть голос. И он должен быть слышен и услышан.

Подводя итог этому разделу, хочу сказать главное: нам самим, каждому из нас надо отказаться от ущербного взгляда на свою страну («мы маленькие», «мы хотим в Европу», «нам нужно к кому-то прильнуть» и так далее).

Неделю назад услышал от одного авторитетного европейца фразу: “Belarus is not a bridge, it’s a destination”. В переводе это звучит так: «Беларусь – это не мост, это пункт прибытия (место назначения, конечный пункт маршрута, место для отдыха)». Много значений у этого слова.

В этом, на мой взгляд, есть глубокий философский смысл: мы должны рассматривать свою Беларусь не как что-то между кем-то или чем-то, а как свою землю, свой берег, свой край.

Мы здесь живем и прекрасно знаем, как и куда завтра вести свою страну. А чтобы внести больше ясности МИД берет на себя обязательство разработать новую концепцию внешней политики Республики Беларусь. 

Возникает закономерный вопрос: а сможем ли мы реализовать многовекторную политику в нынешних условиях жесткого давления со стороны Запада, осуществляемого при содействии, как это ни прискорбно, некоторых наших граждан?

Более 100 лет назад русский философ Н.А.Бердяев по поводу первой русской революции написал, что "критерии революционности и прогрессивности заменили старые критерии добра и зла, истины и лжи, красоты и уродства, божеского и безбожного». 

Звучит сегодня более чем актуально! «Беглые вредители» за рубежом требуют (дословно) «еще больше ресурсов на свою революцию». Умоляют о принятии четвертого, пятого пакетов санкций.

Это у них называется «умное экономическое давление». А что будет потом? «Умные бомбы», которые убивают всех без разбора?

Насколько «умное» – мы видим на примере санатория в Друскининкае, а также 10-и тысяч рядовых рабочих на ряде белорусских предприятий, которые уже пострадали от таких «благотворительных» деяний.

При этом (хотел бы, чтобы услышали все) бизнесменам предлагается откупиться от включения в санкционные списки, перечислив энную сумму в биткоинах на соответствующие адреса. Бизнес на революции.

Это как же надо ненавидеть свой народ, чтобы, живя за границей на подношения сильных мира сего, призывать угробить свою страну, фактически уничтожить государственность! 

Очень прискорбно осознавать, кого нам пытаются «втюхать» для управления «новой демократической Беларусью».

Я выскажу свою личную точку зрения.

Методы насаждения «новой Беларуси» у меня вызывают ассоциации с методами насаждения «нового порядка», что мы уже проходили в истории. Запугивания государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, угрозы в адрес членов семей и т.д.

Сотрудники МИД и моя семья тоже через это прошли.

Даже в сталинские времена существовало правило: сын за отца не отвечает. 

Глубоко убежден: отдать государство в руки «фашиствующей демократии» ни в коем случае нельзя.

Реализовать многовекторную политику, как и иные планы развития, мы можем только через национальное единство. Оппоненты Беларуси полагают, что нашли ее «Ахиллесову пяту» и пытаются сейчас нас разъединить. Этого нельзя допустить!

Важно откровенно признать, что значительная часть белорусского общества, как минимум, многие представители трех поколений: "X", "Y" и "Z" сформированы под воздействием западной культуры, идущей к нам через кино, Интернет, социальные сети, мобильные устройства, автомобили, дизайн и так далее. Президент подробно говорил об этом в своем докладе. 

И вряд ли это влияние прекратится в ближайшем будущем. Но это наши люди, которым здесь жить и работать. 

Это обстоятельство нужно обязательно учитывать, если мы стремимся к единству нации. И здесь не обойтись только формальными призывами, собраниями или давлением. Надо показать этим людям реальные возможности и перспективы для самореализации.

И самое главное: как бы трафаретно это ни звучало, нам необходима сильная (в современном понимании этого слова) власть в стране.

Режиссер Андрей Кончаловский, которого никак не упрекнешь в отсутствии либеральных взглядов, сказал в одном из интервью: «Государство создано не для того, чтобы обеспечить рай. Оно создано для того, чтобы избежать ада». Красноречивее не скажешь!

Только сильная власть способна мобилизовать внутреннюю энергию общества для того, чтобы успешно развиваться в очень сложных для нас внешних условиях. Не будет такой власти – не будет и Беларуси.

Об этом также надо помнить, работая над возможными поправками в Основной Закон. МИД направил свои предложения по ряду направлений совершенствования деятельности государства и общества в Парламент. Надеюсь, они будут приняты во внимание.

И последнее. Отдельные переживают, чтобы «Беларусь жила». Беларусь жыве і будзе жыць!

Потому что, в отличие от кучки лже-патриотов, глядящих на Беларусь через санкционные прицелы из-за бугра, подавляющее большинство белорусов по-настоящему любят свою Родину. И это – залог того, что она всегда выстоит и выдержит!

«Люблю Беларусь!» - должно стать слоганом тех, кто болеет за страну. 

Люблю Беларусь!

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2021

www.tibo.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by