Размер шрифта:

Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при ОБСЕ А.Сычёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ 5 мая 2005 года

О наблюдении за всеобщими выборами в Великобритании

Уважаемый господин председатель,

Сегодня в Великобритании проходят всеобщие выборы.

На заседании Постоянного совета 14 апреля мы уже поднимали вопрос о парламентских выборах в Великобритании и благодарны уважаемому послу Монро за те подробные разъяснения, которые он нам представил.

Хотели бы сегодня отдельно затронуть проблему международного наблюдения за данными выборами, в том числе и со стороны ОБСЕ.

Воспользовавшись любезным приглашением делегации Великобритании, распространенным в Постоянном совете 7 апреля, а также принимая во внимание прозвучавшее на совещании 21 апреля предложение почетного председателя ПА ОБСЕ Брюса Джорджа направить в Великобританию представителя Беларуси, чтобы поучиться опыту 150-летней демократии, Беларусь высказала намерение участвовать в наблюдении за этими выборами.

Не имея какой-либо официальной информации о реакции БДИПЧ ОБСЕ на данное приглашение, мы напрямую обратились в Бюро за разъяснениями в отношении направления в Великобританию Миссии ОБСЕ по наблюдению за выборами и возможности включения в ее состав представителей Беларуси.

К нашему удивлению, оказалось, что БДИПЧ ОБСЕ, даже не проинформировав должным образом государства-участники, уже сформировало так называемую Миссию по оценке выборов в Великобритании из числа "экспертов" БДИПЧ. Как нам было разъяснено, представитель Беларуси не может быть включен в данную миссию, поскольку в списке "экспертов" БДИПЧ нет ни одного представителя Беларуси.

В этой ситуации речи о направлении наблюдателей из Минска и быть не могло, и мы попытались самостоятельно аккредитовать представителей Республики Беларусь в Великобритании в качестве международных наблюдателей, обратившись с соответствующим запросом в Министерство иностранных дел и по делам Содружества.

Однако, как оказалось, законодательство Великобритании не только не разрешает присутствие международных и внутренних наблюдателей на избирательных участках, но и, вообще, не предусматривает процедуру их аккредитации, а значит, не предоставляет им никаких прав и полномочий.

Единственное, на что нами было получено разрешение, - это на присутствие представителей нашего Посольства в Лондоне на процедуре подсчета голосов в ряде избирательных округов (при условии наличия соответствующей предварительной договоренности, что, конечно, полностью исключает возможность наблюдателей самостоятельно и в любой момент решать, на каком участке им находиться). Мы благодарны Министерству по конституционным вопросам Великобритании за оказанное содействие, но, как вы понимаете, это даже не полумера. Поэтому я очень просил бы британскую делегацию передать нашу благодарность Брюсу Джорджу за его приглашение и пояснить ему, по каким причинам нам в полной мере не удалось наблюдать.

Кстати, нам интересно, почему ПА ОБСЕ по каким-то причинам также не смогла направить своих наблюдателей.

Возвращаясь к взаимодействию с БДИПЧ, отмечу, что нашему посольству в Великобритании так и не удалось встретиться с представителями Оценочной миссии БДИПЧ для обмена мнениями о предстоящих выборах и получения дополнительной информации о работе БДИПЧ на месте.

Не подтверждена возможность для представителей нашего посольства присутствовать на заключительном брифинге, якобы, из-за нехватки свободных мест (хотя наши представители заблаговременно обратились в соответствующие британские ведомства).

В случае с наблюдением за выборами в Великобритании мы еще раз убедились в отсутствии транспарентности и единообразия в работе БДИПЧ ОБСЕ, предвзятости в подходах к отдельным государствам-участникам, а также необходимости серьезной корректировки методов его работы.

Я имею в виду уже отмеченные выше факты неинформирования Постоянного совета о принятии решения о направлении/ненаправлении наблюдателей, о формате наблюдательной миссии и т.д. Замечу, что мы обратили внимание на новое, пятое издание Руководства по наблюдению за выборами, подготовленное БДИПЧ (также без консультаций со странами-членами). В частности, что бросается в глаза – это пункт 2.4.2., посвященный пояснению критериев, на основании которых направляется оценочная миссия. Оказывается, что такая миссия отправляется работать в "старые или устоявшиеся демократии и будет сосредоточена только на отдельных аспектах выборов". А в остальные страны – полномасштабные миссии. Что это, как не проявление двойных стандартов в подходах БДИПЧ.

Вернусь еще раз к набираемым БДИПЧ "экспертам". У нас нет оснований сомневаться в их компетентности, но неясны критерии их подбора, нигде не прописана процедура предоставления экспертов в БДИПЧ (на сайте БДИПЧ есть только информация о том, как стать краткосрочным наблюдателем).

Также очевидна необходимость проведения сравнительного анализа избирательного законодательства стран-членов ОБСЕ, хотя бы в отношении отдельных его аспектов, таких как наблюдение за выборами (права международных наблюдателей, их аккредитация), чтобы избежать повторения в будущем ситуаций, подобных выборам Великобритании.

В свете вышесказанного, а также с учетом прошедшей недавно в Вене Дополнительной встречи по выборам и состоявшейся в ее рамках обстоятельной дискуссии мы ожидаем от Действующего председательства конкретных и оперативных шагов в данном направлении, в частности безотлагательного создания специальной рабочей группы при Постоянном совете ОБСЕ.

Спасибо, господин председатель.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by