Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (общеполитическая дискуссия)
Нью-Йорк, 1 октября 2003 года
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемый господин Генеральный секретарь,
Уважаемые дамы и господа,
В нынешнем году ООН оказалась у наиболее опасной черты за всю свою более чем полувековую историю. И дело здесь не только и не столько в иракском кризисе. Он стал лишь проявлением того, что поставило под угрозу всю систему мироустройства, созданную в результате Второй мировой войны. Основа этого мироустройства – безусловный приоритет международного права над устремлениями отдельных государств.
Убрать ее – и мир вновь, как и в прошлые века, окажется заложником права сильного. Это не только отбросит нас назад. Отличие начала XXI века от прошлых десятилетий и столетий в том, что существование единственной глобальной сверхдержавы сделает право сильного глобальным по масштабу и последствиям.
«Мы все должны признать, что как бы велика ни была наша сила, мы должны отказать себе в праве всегда поступать так, как нам заблагорассудится... Если мы все не будем готовы заплатить эту цену, никакая организация для мира во всем мире не справится со своей задачей». Эти слова Президента США Гарри Трумэна остаются сегодня такими же актуальными, как и в 1945 году. Мы призываем всех руководствоваться ими сегодня так же, как тогда, когда создавалась наша Организация.
Взносом Беларуси в создание ООН, в создание новой системы международной безопасности была треть нашего населения, которая отдала жизнь за победу мира над войной, победу коалиции будущего над коалицией прошлого. Именно поэтому мы в Беларуси сегодня с особой остротой ощущаем опасность эрозии справедливого и стабильного мироустройства.
Давайте сохраним коалицию всего мира за глобальный мир. Давайте не допустим подмены Совета Безопасности как главного органа поддержания мира и безопасности «коалициями желающих» применить силу без его санкции. Давайте не забудем, что стабильным миром может быть только справедливый мир.
Беларусь приветствует наметившееся возвращение ООН ее законной роли в урегулировании иракского вопроса. Это явилось признанием того, что военной силой, оккупацией проблему строительства нации не решить. Надеемся, что это станет и признанием того, что превентивная война не может быть основой политики безопасности.
Надеемся, что разрабатываемая новая резолюция Совета Безопасности по Ираку в полной мере закрепит роль ООН в качестве центральной в скорейшем, безотлагательном возвращении народу Ирака его суверенитета, его права самостоятельно определять свое политическое будущее, его права на природные богатства, в том, чтобы конституционный процесс и затем выборный процесс осуществлялись иракцами в интересах иракцев.
Вместе с тем, Беларусь беспокоит формирование опасного для будущего ООН и международного мира образа действий по наиболее острым вопросам: Совет Безопасности и ООН игнорируют, когда предпринимаются несанкционированные военные действия, и привлекают потом, когда без их авторитета, опыта и ресурсов не обойтись для построения мирной жизни. Так было в Косово. Так происходит сейчас в Ираке.
Беларусь верит в Организацию Объединенных Наций. Мы верим в необходимость ее центральной роли в наиболее острых проблемах современности, в неизменную ценность и справедливость верховенства международного права, основополагающих принципов ее Устава. Новые глобальные вызовы и угрозы только подтверждают их незаменимость.
Как одно из государств – учредителей Организации Объединенных Наций, Беларусь видит необходимость модернизации и адаптации механизмов и структур ООН к реалиям нового века.
Особого внимания заслуживает вопрос о реформе Совета Безопасности ООН. Как справедливо отмечено Генеральным секретарем, сегодня речь идет уже не только о расширении членского состава Совета. Жизнь внесла в повестку дня реформы многие новые аспекты, в частности, отношение Совета к применению отдельными государствами силы “в порядке упреждения”.
Необходимо добиться восстановления разумного баланса в отношениях между главными органами ООН, заложенного в ее Уставе. Важным направлением повышения эффективности Организации является усиление роли Генеральной Ассамблеи. Серьезно недоиспользуется потенциал Председателя Генеральной Ассамблеи. Как лицо, избранное всем составом ООН, Председатель Генеральной Ассамблеи способен и призван быть катализатором и организатором поиска решения стоящих перед миром и Организацией задач.
Необходимо реформировать и улучшить работу ЭКОСОС как координатора деятельности системы ООН в экономической, социальной и смежных областях. Обладая значительным опытом работы в бюро Экономического и Социального Совета, Республика Беларусь готова внести конструктивный вклад в эту необходимую работу. Именно этими соображениями руководствовалась Беларусь, выдвигая свою кандидатуру в состав ЭКОСОС на период 2004-2006 годов.
ООН следует уделить приоритетное внимание развитию международного права: нужен учет новых реалий в международной политике и новых общемировых проблем. Беларусь является участницей всех ключевых многосторонних договоров, регулирующих различные сферы международной жизни. В 2003 году наше государство оформило участие в ряде таких договоров, включая Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности и протоколы к ней.
Развернувшаяся после трагических событий 11 сентября 2001 года международная кампания борьбы с терроризмом справедливо поместила в центр антитеррористических усилий Организацию Объединенных Наций. Деятельность Контртеррористического комитета Совета Безопасности стала стимулирующим фактором для формирования под эгидой ООН глобальной коалиции противодействия терроризму во всех его формах и проявлениях.
Давайте, однако, быть реалистами: одними силовыми действиями против террористов отвратительного явления терроризма не искоренить - по крайней мере, навсегда. Несправедливость, неравенство, равнодушие будут порождать его вновь, как накопление электрического напряжения в атмосфере порождает разряд молнии. Прав Генеральный секретарь, когда говорит, что для сохранения подлинно глобальной коалиции в борьбе с терроризмом необходимо, чтобы мир стал свидетелем прогресса на других фронтах борьбы за гуманный и справедливый мировой порядок. Здесь лежит важный вызов и особая ответственность для ООН, для постоянных членов Совета Безопасности, для всех членов Организации.
Принципиальный вклад Беларуси в нераспространение ядерного оружия, в обычное разоружение общепризнан. Тем большую озабоченность мы испытываем в связи с постепенной эрозией многосторонних норм в области разоружения и застоем в международных органах, прежде всего переговорных, отвечающих за сферу международной безопасности и разоружения.
Мы разделяем призыв не допустить распространения оружия массового уничтожения. Это важнейшая задача. Замечу, что Беларусь на протяжении многих лет является инициатором усилий по недопущению появления и новых видов такого оружия.
Все ли, однако, сделано в последние годы, в том числе самыми мощными в военном отношении державами, чтобы укрепить многосторонний режим нераспространения во всех его важнейших компонентах? Все ли делается для этого сейчас? Хорошим ответом на этот вопрос была бы ратификация всеми постоянными членами Совета Безопасности Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Необходимо актуализировать работу многосторонних органов в области разоружения. Мы исходим из того, что ООН должна формировать четкий список приоритетных направлений обеспечения международной безопасности и генерировать программы по преодолению реальных угроз человечеству. Формулировки принимаемых резолюций должны содержать директивные указания существующим форумам и структурам в области международной безопасности, контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения.
Только при таком подходе мы сможем остановить девальвацию понятий «мир», «безопасность», «стабильность».
Хотел бы проинформировать уважаемые делегации, что на днях Беларусь сделала новый ответственный шаг к укреплению этих ценностей: располагая седьмым в мире арсеналом противопехотных мин, Республика Беларусь присоединилась к Оттавской конвенции об их запрещении. Рассчитываем на международную помощь в их уничтожении.
Нормы международного права играют принципиальную роль и в формировании справедливого международного экономического порядка. Цель обеспечения равного доступа к мировым рынкам, к выгодам процесса глобализации всех государств, в частности развивающихся стран и стран с переходной экономикой, остается не достигнутой. Поэтому мы призываем государства-члены ООН уделять неослабное внимание процессу развития норм и правил международной торговой и коммерческой деятельности в интересах всеобщего блага.
После недавнего провала Министерской конференции Всемирной торговой организации в Канкуне ведущие экономические державы должны осознавать риски, вытекающие из затягивания переговоров в рамках ВТО как по вопросу о новых правилах, так и по проблеме присоединения. Нельзя забывать о том, что предоставление всем государствам возможности пользоваться выгодами многосторонней торговой системы отвечает долгосрочным интересам мира, безопасности и стабильности.
Хочу проинформировать Генеральную Ассамблею: в качестве своего вклада в обеспечение доступа развивающихся и наименее развитых стран к мировому рынку Беларусь приняла решение о предоставлении односторонних торговых преференций широкому ряду таких государств. Созданный в стране Национальный центр передачи технологий располагает высоким инновационным потенциалом и готов к широкому сотрудничеству со всеми заинтересованными странами. Его институциональные возможности рассчитаны не только на наши потребности, но и на интересы развивающихся государств.
Господин Председатель,
Позвольте остановиться на проблеме последствий крупнейшей техногенной катастрофы XX века — аварии на Чернобыльской АЭС.
Мы признательны руководству Секретариата ООН за последовательные шаги по мобилизации международной поддержки на этом направлении. Текущий год ознаменовался открытием Международной научно-исследовательской и информационной сети по Чернобылю и учреждением МАГАТЭ Международного научного форума по Чернобылю.
Совместно с делегациями других пострадавших государств нами подготовлен к нынешней сессии проект резолюции об укреплении международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы. Этот документ направлен на реализацию новой стратегии ООН на чернобыльском направлении. Надеемся на его поддержку всеми делегациями.
Республика Беларусь также выступает с инициативой проведения в Минске в 2006 году международной конференции, приуроченной к 20-й годовщине аварии на Чернобыльской АЭС. Главными целями конференции будут поиск путей обеспечения нормальных условий жизни для людей на пострадавших территориях и обмен опытом в решении проблем устойчивого развития этих территорий.
Приглашаем заинтересованные страны-члены ООН и международные организации принять участие в подготовке и проведении этого мероприятия.
В сфере противодействия международной преступности борьба с торговлей людьми и незаконным оборотом наркотиков должна стать одним из приоритетов ООН. Наша страна активно участвует в международных усилиях по пресечению современной работорговли и наркобизнеса.
Расположенная на пересечении важнейших транспортных коридоров между Азией и Европой, Беларусь предлагает эффективное взаимодействие в решении этих проблем всем нашим соседям и в особенности Европейскому союзу. С общими проблемами нужно бороться сообща. От этого выиграют все.
Господин Председатель,
Глобальный масштаб проблем требует глобального масштаба взаимодействия всех без исключения государств. Человек превратился в хозяина мира, став homo sapiens – человеком разумным. Чтобы стать хозяином своей судьбы, а не заложником вызовов и угроз человечество должно стать humanitas sapiens – человечеством разумным.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by