Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея на пленарном заседании саммита «Восточного партнерства», 29 ноября 2013 г., г.Вильнюс (перевод с английского языка)

 
Ваши превосходительства, дамы и господа, 

Позвольте, прежде всего, поблагодарить Президента Литовской Республики Ее Превосходительство госпожу Далю Грибаускайте за теплое гостеприимство, оказанное нам здесь, в Вильнюсе – в месте, имеющем весьма символичное значение для нашей общей истории. 

С удовлетворением отмечаю, что нами сделан очевидный шаг вперед по сравнению с предыдущим Саммитом. По крайней мере, сегодня мы собрались все вместе. Это не какая-то мелочь, это – важное общее достижение. Саммиту грош цена, если он не олицетворяет собой равенства, единства и солидарности между нами. Всему «Восточному партнерству» грош цена, если оно не является подлинно инклюзивным проектом. 

Несмотря на прогресс, который мы видим сегодня, «Восточное партнерство» еще рано называть успешным, и оно сталкивается с рядом серьезных вызовов. Я полагаю, что проблема сопряжена с тремя «ложными выборами», которые тем или иным образом нам навязываются. 

Ложный выбор №1: «Свой путь развития или модель ЕС». Смысл «Восточного партнерства» заключается, прежде всего, в сближении стран-партнеров с Евросоюзом и в оказании им помощи со стороны ЕС в проведении программ реформирования. У партнеров, однако, не должно создаваться впечатления о том, что если они что-то делают по-своему, это априори неправильно. 

Мы, страны-партнеры, разделяем общие ценности, у нас общее европейское будущее (более или менее амбициозное). Но при этом у каждого из нас наследие, история и приоритеты свои, индивидуальные. Мы все нацелены на проведение модернизации и реформ. Но не ради Евросоюза, а, прежде всего, для самих себя. Не важно, с Евросоюзом или без него, мы их осуществим. Да, мы иногда допускаем ошибки. И ЕС может нам помогать и содействовать. Но помогать, а не наказывать. 

В этой связи мы рассчитываем на то, что политика санкций и ограничений, проводимая Евросоюзом в отношении Беларуси, которая в корне противоречит самому духу «Восточного партнерства», будет отменена раз и навсегда. 

Беларусь как независимое и суверенное государство существует лишь двадцать лет. Выходя из исторической тени больших соседей, белорусская нация все еще продолжает выстраивать свою идентичность. На это требуется время и это нельзя навязать или искусственно ускорить. 

Таким образом, «Восточному партнерству» следовало бы сосредоточиться на вовлечении, укреплении доверия, достижении понимания специфики ситуации, в которой находится каждый из партнеров. Дифференциация и обусловленность могут регулировать степень сближения. Но они не могут подрывать основополагающих принципов «совместного ведения» и недискриминации. 

Ложный выбор №2: «Бери или уходи». «Восточное партнерство» – не созданный раз и навсегда набор инструментов. 

Развитие отношений с Евросоюзом и сближение с ним могут принимать самые различные формы. Ключ к успеху «Восточного партнерства» лежит в выявлении индивидуальных подходов к каждой из шести комбинаций совместных интересов ЕС и интересов отдельных стран-партнеров. Если этого сделать не удастся – точнее, если нам этого сделать не удастся, – «Восточное партнерство» останется «хромой уткой»: набором инструментов для присоединения к ЕС без гарантий перспективы и перспективой сотрудничества без набора необходимых инструментов. 

Мы ранее вносили ряд предложений с тем, чтобы не пришлось сталкиваться с этим ложным выбором. Я надеюсь, что вы хорошо о них осведомлены. 

Ложный выбор №3: «Восток или Запад». Не должно быть места геополитическому соперничеству в нашем регионе, который является и всегда являлся перекрестком различных интеграционных проектов, а не сферой чьих-то привилегированных интересов. 

События последних дней и резкая риторика в нашем регионе возвращают нас к эпохе холодной войны. Мы против любого давления на суверенные государства, каковы бы ни были его источники и мотивы. Но мы также против новых разделительных линий в Европе. 

У партнеров не должно возникать ложного впечатления, что за возможность находиться здесь, в составе «Восточного партнерства», они должны жертвовать своими стратегическими интересами на других направлениях. Евросоюзу же не следует воспринимать эти интересы как препятствие, а тем более угрозу для достижения целей «Восточного партнерства». 

Выступая в качестве моста между Таможенным союзом / Единым экономическим пространством и Европейским союзом, Беларусь рассматривает эти два интеграционных процесса как взаимодополняющие и, в долгосрочной перспективе, конвергентные. Мы выдвинули и продолжаем отстаивать идею «интеграции интеграций» с целью создания общего экономического пространства «от Лиссабона до Владивостока». Мы убеждены в том, что это – единственная возможность избежать появления новых делений и напряженности в Европе и в регионе. 

Последний, но не менее важный момент. Чтобы «Восточное партнерство» стало реальным проектом, приносящим конкретные результаты, мы должны сделать его более заметным, более привлекательным, более уникальным в плане обеспечения возможностей и механизмов повышения уровня благосостояния людей. В конечном счете, именно наши граждане (все граждане, а не горстка избранных) должны в первую очередь получить преимущества от успешной реализации проекта «Восточное партнерство». Так давайте же объединим наши усилия, чтобы жители наших стран были уверены в том, что данную инициативу стоит далее развивать. 

Кстати, примечательно, что, согласно некоторым исследованиям, проведенным Евросоюзом, белорусы чувствуют себя европейцами больше, чем граждане других стран «Восточного партнерства». 

В заключение хотел бы подтвердить искреннюю заинтересованность Беларуси в развитии отрытого диалога, взаимовыгодного сотрудничества и подлинного партнерства с Европейским союзом. Беларусь готова к началу переговоров с ЕС по заключению соглашений об упрощении визовых процедур и реадмиссии, поскольку это важно для наших граждан. Мы преисполнены надежды, что «Восточное партнерство» будет способствовать прогрессу в этом плане, а нынешний Саммит откроет новую позитивную главу в наших отношениях с Евросоюзом. 

Мы нацелены на совместную работу во имя перемен к лучшему. Но, как однажды отметил Президент США Барак Обама в своей книге, это должны быть «перемены, в которые мы можем верить». 

Большое спасибо. 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by