Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при международных организациях в Вене А.Сычёва в ходе общей дискуссии 54-й сессии Генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии
Пленарное заседание
22 сентября 2010 года
Уважаемый господин Председатель!
Позвольте от имени делегации Республики Беларусь поздравить Вас и других членов бюро с избранием на высокие посты 54-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ. Мы также выражаем признательность Генеральному директору Юкие Амано за его доклад, содержащий анализ деятельности Агентства за прошедший год и обзор перспектив развития МАГАТЭ на ближайшее будущее.
Господин Председатель!
В последние годы роль ядерной энергетики в социально-экономическом развитии государств неуклонно повышается. Сегодня диапазон применения мирного атома чрезвычайно широк: от выработки электроэнергии до медицинских применений – можно привести тысячи примеров полезного и эффективного использования ядерной энергии на благо человека и окружающей среды.
В этой связи значимость МАГАТЭ как координатора мирного использования ядерной энергии и источника технической и консультативной помощи государствам-членам, выразившим желание в развитии ядерной энергетики, объективно растет.
Республика Беларусь заявила о заинтересованности в развитии национальной ядерно-энергетической программы и активно работает в этом направлении. Руководством нашей страны принято решение о строительстве первой атомной электростанции. Для реализации этого крупномасштабного проекта Беларусь осуществляет постоянное взаимодействие с МАГАТЭ.
Прежде всего, речь идет о создании ядерно-энергетической инфраструктуры. Законодательной основой для этого стал принятый в 2008 году Закон «Об использовании атомной энергии». Этот ключевой документ определяет юридическую основу безопасного развития ядерной энергетики, очерчивает полномочия государственных и местных властей, регламентирует все основные вопросы, имеющие отношение к ядерным установкам и материалам. В развитие данного Закона разрабатываются другие правовые документы по всем аспектам развития мирной ядерной энергетики. В целом нормативно-правовая база в данной области будет включать в себя около 120-и документов, разрабатываемых с учетом международных требований.
О серьезности и долгосрочности намерений Беларуси развивать ядерную энергетику свидетельствует утвержденная Правительством 9 августа 2010 года Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь до 2020 года, в которой среди прочего содержится перечень законодательных актов и нормативных документов, принятие которых необходимо для реализации проекта строительства АЭС в Беларуси.
Одним из важнейших приоритетов является развитие необходимого кадрового и научного потенциала в области ядерной энергетики. Правительством приняты две основополагающие Государственные программы: по подготовке кадров для атомной энергетики на 2008–2020 годы и по научному сопровождению развития атомной энергетики на 2009–2010 годы и на период до 2020 года. Налаживается система обучения и стажировок белорусских специалистов в зарубежных учебных заведениях и на действующих атомных электростанциях.
Проведена большая работа по подготовке Национального отчета по оценке воздействия на окружающую среду при проектировании и строительстве белорусской АЭС. В октябре 2009 года состоялись общественные слушания в районе будущего строительства АЭС с участием экспертов, ученых, общественности Беларуси, зарубежных государств. Кроме того, информация об оценке воздействия на окружающую среду при проектировании и строительстве белорусской АЭС была направлена государствам, выразившим намерение участвовать в данной процедуре. В 2010 году в Австрии, Латвии, Литве, Польше и Украине прошли общественные слушания и межведомственные консультации по данному вопросу. Критические замечания и вопросы, высказанные в ходе данных мероприятий, были прокомментированы и учтены при доработке документа.
С целью реализации проекта строительства АЭС Республика Беларусь осуществляет активное международное сотрудничество. В 2009 году было подписано межправительственное соглашение между Беларусью и Россией о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях. Этот рамочный документ обозначает основные направления сотрудничества в сфере разработки, проектирования, строительства, эксплуатации АЭС, поставок ядерного топлива, обеспечения ядерной и радиационной безопасности, а также в вопросах научного взаимодействия и подготовки кадров. Ранее аналогичное межправительственное соглашение было подписано между Беларусью и Китаем.
Господин Председатель!
Реализация столь масштабного проекта как создание мирной ядерной энергетики невозможна без участия МАГАТЭ как ведущей международной организации в ядерной области. В данной связи мы с удовлетворением отмечаем плодотворное взаимодействие с Агентством по всему комплексу вопросов, связанных с запуском национальной ядерной энергетической программы. Хотели бы подтвердить заинтересованность Беларуси в усилении роли Агентства в оказании содействия государствам, принявшим решение о реализации национальных ядерных энергетических программ.
Консультативная и техническая помощь Агентства представляется крайне важной и полезной с точки зрения развития «ядерной культуры» в стране, обеспечения понимания государством и обществом всех особенностей ядерной энергетики, обеспечения необходимого научно-технического и кадрового потенциала. В этой связи позвольте проинформировать о семинаре по проблемам развития ядерно-энергетической программы, который состоялся в Минске в феврале 2010 года с участием экспертов МАГАТЭ высокого уровня, а также руководства белорусских профильных органов государственного управления, других государственных организаций. Данное мероприятие продемонстрировало обоюдную заинтересованность Секретариата Агентства и белорусской стороны в расширении и укреплении взаимодействия в целях развития мирного атома в Беларуси.
Господин Председатель!
Республика Беларусь принимает активное участие в Программе технического сотрудничества МАГАТЭ. Основными приоритетами определены развитие национальной ядерной энергетической инфраструктуры, восстановление территорий, пострадавших в результате чернобыльской аварии, вопросы здравоохранения. Необходимо отметить, что все реализуемые в Беларуси проекты технического сотрудничества направлены на решение важнейших социально-экономических вопросов.
В частности, начиная с 2009 года, МАГАТЭ в рамках ряда проектов оказывает содействие в создании белорусской атомной энергетики. Предусматривается взаимодействие с Агентством в подготовке кадров для ядерной энергетической программы нашей страны и в развитии национальной системы регулирования ядерной безопасности.
Беларусь намерена продолжить активно сотрудничать с МАГАТЭ в вопросах реабилитации районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Взаимодействие Беларуси и Агентства по этому вопросу в полной мере укладывается в русло «чернобыльской» стратегии ООН, которая предусматривает переход к устойчивому социально-экономическому развитию пострадавших районов. Ожидаем от МАГАТЭ активного участия в осуществлении Плана действий ООН по Чернобылю для проведения «Десятилетия реабилитации и устойчивого развития пострадавших районов».
Беларусь в числе других стран своевременно представила в Секретариат МАГАТЭ концепции национальных и региональных проектов Программы технического сотрудничества нового цикла 2012–2013 годов. В основу проектов легли вопросы дальнейшего развития ядерно-энергетической инфраструктуры, укрепления системы ядерной и радиационной безопасности, применения ядерной энергетики в медицине, социально-экономической реабилитации территорий, пострадавших от чернобыльской аварии.
Беларусь является последовательным сторонником укрепления и расширения Программы технического сотрудничества. Мы выступаем за то, чтобы сделать финансирование Программы более прогнозируемым и гарантированным. Беларусь на протяжении ряда лет своевременно и полностью выплачивает свои добровольные взносы в Фонд технического сотрудничества. В 2011 году мы также обязуемся выплатить в полном объеме свой взнос в данный Фонд. Призываем все государства-члены Агентства последовать этому примеру.
Господин Председатель!
Беларусь рассматривает проводимую на национальном уровне работу по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в качестве неотъемлемой части общих усилий Агентства по обеспечению глобального режима безопасности. Поддерживаем активную деятельность МАГАТЭ и его Секретариата в указанной сфере. Как государство, принявшее решение о строительстве первой атомной электростанции, Беларусь уделяет приоритетное внимание вопросам ядерной безопасности. В этой связи мы отмечаем значимость универсализации и эффективного выполнения важнейших международных правовых инструментов в данной сфере, в первую очередь Конвенции о ядерной безопасности и Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и радиоактивными отходами.
Мы отмечаем плодотворное взаимодействие с Секретариатом МАГАТЭ по вопросам укрепления физической ядерной безопасности. Секретариатом Агентства и Беларусью инициирована работа по согласованию проекта Плана мероприятий по обеспечению физической ядерной безопасности Республики Беларусь (Integrated Nuclear Security Support Plan). В июне 2010 года в Минске состоялась встреча экспертов МАГАТЭ с представителями заинтересованных органов государственного управления Беларуси по данному вопросу. На сегодняшний день проект плана находится на этапе окончательного согласования. Таким образом, Беларусь вскоре присоединится к числу других государств-членов МАГАТЭ, реализующих рамочные планы работы по обеспечению физической ядерной безопасности на национальном уровне.
В целях эффективного выполнения своих обязательств в рамках Венской конвенции 1963 года о гражданской ответственности за ядерный ущерб и Протокола 1997 года о внесении поправок в Конвенцию Беларусь в этом году проведет национальный семинар по данной проблематике с участием экспертов Секретариата Агентства.
Господин Председатель!
Республика Беларусь является убежденным и последовательным приверженцем международных процессов, преследующих цели ядерного разоружения и нераспространения. Беларусь придает большое значение укреплению системы гарантий МАГАТЭ. Подтверждением приверженности нашей страны принципам нераспространения ядерного оружия является неукоснительное выполнение обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия и Соглашению о применении гарантий. В настоящее время в Беларуси осуществляются внутригосударственные процедуры, необходимые для ратификации Дополнительного протокола к Соглашению о применении гарантий. Планируется, что эта работа будет завершена в этом году.
Рассматривая в комплексе процессы нераспространения и разоружения, следует помнить о том, что одной из важнейших целей, которые они преследуют, является обеспечение гарантий использования ядерных технологий исключительно в мирных целях. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что с учетом положений ДНЯО и Устава МАГАТЭ каждое государство-участник обладает неотъемлемым правом на реализацию мирной ядерной деятельности. Беларусь уверена, что имеющиеся у мирового сообщества механизмы должны содействовать обеспечению равного, недискриминационного доступа всех заинтересованных стран к благам ядерной энергии.
Господин Председатель!
Сегодня государства, испытывающие недостаток финансово-экономических ресурсов, не могут позволить себе существенно нарастить свой финансовый вклад в деятельность МАГАТЭ. В этих условиях необходимо максимально эффективно использовать имеющиеся средства, концентрироваться на приоритетах, основанных на потребностях и интересах государств-членов. Повышается значимость кадрового потенциала Секретариата Агентства, растет роль МАГАТЭ в деле передачи и использования новейших технологий для социально-экономического развития стран. Конечными потребителями благ, связанных с мирным использованием атомной энергии, являются люди. Их благосостояние во многом зависит от эффективной работы МАГАТЭ, успешной реализации смелых и долгосрочных проектов сотрудничества с государствами-членами.
В заключение, господин Председатель, разрешите от имени Правительства Республики Беларусь положительно оценить деятельность МАГАТЭ за прошедший период и предложить утвердить Ежегодный доклад.
Благодарю за внимание.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by