Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Виктора Гайсенка в ходе 7-ой сессии Совета ООН по правам человека

Уважаемый господин Председатель, уважаемая госпожа Верховный Комиссар, уважаемые коллеги, дамы и господа,
Беларусь принимает участие в сегменте высокого уровня специализированного правозащитного органа ООН впервые за последние пять лет. Сегодня мы хотели бы продемонстрировать свою твердую поддержку и доверие Совету по правам человека, призванного защищать права и основные свободы человека во всех странах и регионах мира. Мы рады приветствовать первые конструктивные шаги Совета по восстановлению атмосферы справедливого, равноправного и беспристрастного рассмотрения проблематики прав человека в рамках Организации Объединенных Наций.
Одним из таких шагов стало решение об упразднении политизированных мандатов специальных докладчиков по Беларуси и Кубе в июне 2007 г. Мы неоднократно заявляли свою принципиальную позицию неприятия мандата специального докладчика по Беларуси. Отрадно, что призывы и аргументы белорусской стороны были услышаны и приняты членами Совета. Это решение – реальный шаг на пути отказа от политики недоверия и конфронтации, которая доминировала в Комиссии ООН по правам человека, и по направлению к культуре сотрудничества и взаимоуважительному диалогу. Это решение отвечает в полной мере духу и букве резолюции Генеральной Ассамблеи «Поощрение равноправного и взаимоуважительного диалога по правам человека»[1],.
На фоне деструктивной деятельности специального докладчика по Беларуси, девизом которого был принцип «чем хуже, тем лучше», нам с трудом удалось сохранить приверженность конструктивному диалогу с тематическими специальными процедурами. Некоторые из этих процедур стали невольными заложниками его политически мотивированной предвзятой деятельности, не имевшей ничего общего с защитой прав человека. Этот, с позволения сказать, «защитник» договорился до того, что поставил под сомнение само существование белорусов как нации и правомерность создания ими своего государства, а решение существующих и измышленных им проблем предлагал искать в антиконституционной смене власти.
Считаем, что в своей дальнейшей работе СПЧ должен решительно отмежеваться от негативного опыта, который препятствовал прогрессу в международном сотрудничестве по вопросам прав человека. В первую очередь необходимо раз и навсегда покончить с «двойными стандартами», отрицанием принципов суверенного равноправия и культурного разнообразия государств, манипулированием правозащитной тематикой в угоду конъюнктурным интересам.
В этой связи важнейшее значение имеет продолжение переосмысления опыта использования специальных процедур. Как важный шаг на этом пути мы приветствовали и всемерно поддержали нужную и своевременную инициативу Африканской группы о разработке Кодекса поведения специальных процедур.
Сегодня в активе Беларуси найдется немало конкретных примеров конструктивного взаимодействия со спецпроцедурами СПЧ. Среди них хотел бы отметить активный диалог с Рабочей группой по произвольным задержаниям, который ведется по вопросам выполнения рекомендаций, сделанных по итогам визита представителей группы в Беларусь в 2004 году. Мы высоко ценим наше активное сотрудничество со специальным докладчиком по вопросу о торговле людьми, в особенности женщинами и детьми.
Господин Председатель,
В то время как Совет ООН по правам человека вырабатывает качественно новые подходы к своей работе, Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН зачастую продолжает использоваться в качестве арены конфронтации и сведения счетов. Делается это путем селективного и беспочвенного тиражирования политически мотивированных страновых резолюций. Фактически, это та же болезнь, которая привела к кризису Комиссию ООН по правам человека. На наш взгляд, назрела необходимость принятия неотложных мер, которые избавили бы Третий комитет от негативных тенденций и сфокусировали его работу на действительном поощрении прав человека. В данном контексте выступаем за четкое распределение функций и полномочий между Советом по правам человека и Третьим комитетом, прежде всего в сфере мониторинга ситуаций с правами человека в странах мира.
Основополагающим компонентом такого мониторинга мы считаем механизм универсального периодического обзора. Заложенный в нем экспертно-аналитический потенциал и принцип, согласно которому все без исключения государства должны будут пройти обзор ситуации в области прав человека, вселяет определенную надежду, что эпоха учителей и учеников здесь останется в прошлом. Принципиально важным представляется согласование четкой процедуры, в соответствии с которой будут вестись подготовка к обзору и его непосредственное проведение.
Господин Председатель,
В Совете по правам человека и на Генеральной Ассамблее ООН неоднократно звучала тема экстерриториального применения некоторыми государствами односторонних принудительных мер. Это ущемляет суверенное право любого государства на выбор собственного пути развития, нарушает основополагающие права граждан стран, в отношении которых такие меры применяются. Главными правозащитными органами неоднократно принимались резолюции, осуждающие односторонние принудительные меры экономического и политического характера, которые применяются в обход Совета Безопасности ООН, идут вразрез с международным правом и Уставом ООН. Вместе с тем, практика применения таких мер не только не сокращается, но даже прогрессирует. В этой связи мы считаем, что правозащитные структуры ООН должны уделить пристальное внимание проблеме односторонних принудительных мер и незамедлительно отреагировать на незаконные действия государств, которые их применяют. Совет по правам человека может и должен играть в этом процессе активную роль.
Господин Председатель,
Необходимо признать, что одной из наиболее острых проблем, которая ежегодно затрагивает права и судьбы сотен тысяч людей во всем мире, стала проблема торговли людьми.
Глобальный масштаб этого явления требует от всех нас по-настоящему скоординированных и целенаправленных действий. В качестве ближайшей цели этих усилий Беларусь видит формирование Глобального партнерства против рабства и торговли людьми, разработку всеобъемлющей стратегии ООН по борьбе с этим явлением. Считаем, что именно ООН должна обеспечить на глобальном уровне координацию международных усилий по искоренению современной работорговли.
Беларусь предпринимает целенаправленные шаги по укреплению роли ООН в борьбе с торговлей людьми. На 61-й сессии Генассамблеи нами было инициировано принятие резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». В прошлом году в штаб-квартире ООН опять же при нашем активном участии была проведена международная конференция «Торговля женщинами и девочками: совместный ответ на вызов». Беларусь также выступила с инициативой проведения в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН специальных тематических дебатов по проблеме борьбы с торговлей людьми. Мы признательны странам, которые поддержали эту инициативу и совместно с нами продвигают ее реализацию. Призываем другие государства-члены ООН подключиться к этому процессу.
С удовлетворением отмечаем активную деятельность в сфере борьбы с торговлей людьми ряда специальных тематических процедур Совета ООН по правам человека. Выступаем за всестороннее укрепление мандатов их деятельности.
Мы также приветствуем создание в Совете по правам человека мандата специального докладчика по современным формам рабства.
Господин Председатель,
Переговоры, приведшие к созданию Совета и его институциональному становлению, были весьма сложными. Не все удовлетворенны их результатами. Однако общее стремление решить проблемы и наладить эффективное функционирование правозащитного механизма ООН в конечном итоге помогло нам преодолеть разногласия и трудности, достичь долгожданного компромисса по основополагающим решениям. Именно в таком духе – диалога и взвешенного поиска взаимоприемлемых решений – необходимо выстраивать работу в Совете по правам человека.
Благодарю за внимание.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by