Выступление заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Виктора Гайсенка в ходе 7-ой сессии Совета ООН по правам человека
Уважаемый господин Председатель, уважаемая госпожа Верховный Комиссар, уважаемые коллеги, дамы и господа,
Беларусь принимает участие в сегменте высокого уровня специализированного правозащитного органа ООН впервые за последние пять лет. Сегодня мы хотели бы продемонстрировать свою твердую поддержку и доверие Совету по правам человека, призванного защищать права и основные свободы человека во всех странах и регионах мира. Мы рады приветствовать первые конструктивные шаги Совета по восстановлению атмосферы справедливого, равноправного и беспристрастного рассмотрения проблематики прав человека в рамках Организации Объединенных Наций.
Одним из таких шагов стало решение об упразднении политизированных мандатов специальных докладчиков по Беларуси и Кубе в июне 2007 г. Мы неоднократно заявляли свою принципиальную позицию неприятия мандата специального докладчика по Беларуси. Отрадно, что призывы и аргументы белорусской стороны были услышаны и приняты членами Совета. Это решение – реальный шаг на пути отказа от политики недоверия и конфронтации, которая доминировала в Комиссии ООН по правам человека, и по направлению к культуре сотрудничества и взаимоуважительному диалогу. Это решение отвечает в полной мере духу и букве резолюции Генеральной Ассамблеи «Поощрение равноправного и взаимоуважительного диалога по правам человека»[1],.
На фоне деструктивной деятельности специального докладчика по Беларуси, девизом которого был принцип «чем хуже, тем лучше», нам с трудом удалось сохранить приверженность конструктивному диалогу с тематическими специальными процедурами. Некоторые из этих процедур стали невольными заложниками его политически мотивированной предвзятой деятельности, не имевшей ничего общего с защитой прав человека. Этот, с позволения сказать, «защитник» договорился до того, что поставил под сомнение само существование белорусов как нации и правомерность создания ими своего государства, а решение существующих и измышленных им проблем предлагал искать в антиконституционной смене власти.
Считаем, что в своей дальнейшей работе СПЧ должен решительно отмежеваться от негативного опыта, который препятствовал прогрессу в международном сотрудничестве по вопросам прав человека. В первую очередь необходимо раз и навсегда покончить с «двойными стандартами», отрицанием принципов суверенного равноправия и культурного разнообразия государств, манипулированием правозащитной тематикой в угоду конъюнктурным интересам.
В этой связи важнейшее значение имеет продолжение переосмысления опыта использования специальных процедур. Как важный шаг на этом пути мы приветствовали и всемерно поддержали нужную и своевременную инициативу Африканской группы о разработке Кодекса поведения специальных процедур.
Сегодня в активе Беларуси найдется немало конкретных примеров конструктивного взаимодействия со спецпроцедурами СПЧ. Среди них хотел бы отметить активный диалог с Рабочей группой по произвольным задержаниям, который ведется по вопросам выполнения рекомендаций, сделанных по итогам визита представителей группы в Беларусь в 2004 году. Мы высоко ценим наше активное сотрудничество со специальным докладчиком по вопросу о торговле людьми, в особенности женщинами и детьми.
Господин Председатель,
В то время как Совет ООН по правам человека вырабатывает качественно новые подходы к своей работе, Третий комитет Генеральной Ассамблеи ООН зачастую продолжает использоваться в качестве арены конфронтации и сведения счетов. Делается это путем селективного и беспочвенного тиражирования политически мотивированных страновых резолюций. Фактически, это та же болезнь, которая привела к кризису Комиссию ООН по правам человека. На наш взгляд, назрела необходимость принятия неотложных мер, которые избавили бы Третий комитет от негативных тенденций и сфокусировали его работу на действительном поощрении прав человека. В данном контексте выступаем за четкое распределение функций и полномочий между Советом по правам человека и Третьим комитетом, прежде всего в сфере мониторинга ситуаций с правами человека в странах мира.
Основополагающим компонентом такого мониторинга мы считаем механизм универсального периодического обзора. Заложенный в нем экспертно-аналитический потенциал и принцип, согласно которому все без исключения государства должны будут пройти обзор ситуации в области прав человека, вселяет определенную надежду, что эпоха учителей и учеников здесь останется в прошлом. Принципиально важным представляется согласование четкой процедуры, в соответствии с которой будут вестись подготовка к обзору и его непосредственное проведение.
Господин Председатель,
В Совете по правам человека и на Генеральной Ассамблее ООН неоднократно звучала тема экстерриториального применения некоторыми государствами односторонних принудительных мер. Это ущемляет суверенное право любого государства на выбор собственного пути развития, нарушает основополагающие права граждан стран, в отношении которых такие меры применяются. Главными правозащитными органами неоднократно принимались резолюции, осуждающие односторонние принудительные меры экономического и политического характера, которые применяются в обход Совета Безопасности ООН, идут вразрез с международным правом и Уставом ООН. Вместе с тем, практика применения таких мер не только не сокращается, но даже прогрессирует. В этой связи мы считаем, что правозащитные структуры ООН должны уделить пристальное внимание проблеме односторонних принудительных мер и незамедлительно отреагировать на незаконные действия государств, которые их применяют. Совет по правам человека может и должен играть в этом процессе активную роль.
Господин Председатель,
Необходимо признать, что одной из наиболее острых проблем, которая ежегодно затрагивает права и судьбы сотен тысяч людей во всем мире, стала проблема торговли людьми.
Глобальный масштаб этого явления требует от всех нас по-настоящему скоординированных и целенаправленных действий. В качестве ближайшей цели этих усилий Беларусь видит формирование Глобального партнерства против рабства и торговли людьми, разработку всеобъемлющей стратегии ООН по борьбе с этим явлением. Считаем, что именно ООН должна обеспечить на глобальном уровне координацию международных усилий по искоренению современной работорговли.
Беларусь предпринимает целенаправленные шаги по укреплению роли ООН в борьбе с торговлей людьми. На 61-й сессии Генассамблеи нами было инициировано принятие резолюции «Улучшение координации усилий по борьбе с торговлей людьми». В прошлом году в штаб-квартире ООН опять же при нашем активном участии была проведена международная конференция «Торговля женщинами и девочками: совместный ответ на вызов». Беларусь также выступила с инициативой проведения в рамках 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН специальных тематических дебатов по проблеме борьбы с торговлей людьми. Мы признательны странам, которые поддержали эту инициативу и совместно с нами продвигают ее реализацию. Призываем другие государства-члены ООН подключиться к этому процессу.
С удовлетворением отмечаем активную деятельность в сфере борьбы с торговлей людьми ряда специальных тематических процедур Совета ООН по правам человека. Выступаем за всестороннее укрепление мандатов их деятельности.
Мы также приветствуем создание в Совете по правам человека мандата специального докладчика по современным формам рабства.
Господин Председатель,
Переговоры, приведшие к созданию Совета и его институциональному становлению, были весьма сложными. Не все удовлетворенны их результатами. Однако общее стремление решить проблемы и наладить эффективное функционирование правозащитного механизма ООН в конечном итоге помогло нам преодолеть разногласия и трудности, достичь долгожданного компромисса по основополагающим решениям. Именно в таком духе – диалога и взвешенного поиска взаимоприемлемых решений – необходимо выстраивать работу в Совете по правам человека.