Выступление Постоянного представителя Республики Беларусь при ОБСЕ А.Сычёва на заседании Постоянного совета ОБСЕ
В отношении инициативы о запуске «Московского механизма»
Делегация Республики Беларусь намерена изложить ряд принципиальных соображений в отношении инициативы группы стран по запуску т.н. «Московского механизма» ОБСЕ против нашей страны.
Мы категорически не приемлем изложенную странами-инициаторами интерпретацию ситуации в Беларуси. Не существует объективных оснований для запуска упомянутого механизма.
Во-первых, по смыслу параграфа 12 Московского документа СБСЕ 1991 года попытка представить Беларусь в качестве особого случая несоблюдения обязательств имеет явно предвзятый и надуманный характер. В Беларуси отсутствует угроза выполнению обязательств ОБСЕи уж тем более «особо серьезная». Ситуация в стране стабильна, нет межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Республика Беларусь с ответственностью относится к выполнению своих международных обязательств, в том числе по линии человеческого измерения ОБСЕ.
Во-вторых, некоторые коллеги прямо заявляют, что решение белорусской стороны по Офису ОБСЕ стало истинной причиной запуска «Московского механизма». Тем самым этой инициативой нас пытаются вынудить пересмотреть принятое решение. И не только нас: применение «Московского механизма» против государства, принявшего решение о прекращении полевого присутствия ОБСЕ, – явная попытка создать прецедент для отрицания права других государств на принятие такого решения. Мы все должны ясно и четко это осознавать.
Прекращение мандата миссии ОБСЕ является суверенным правом любого государства-участника ОБСЕ. Такое право неоднократно реализовывалось в странах, в том числе в достаточно острых ситуациях с выполнением обязательств ОБСЕ. Никакого применения «Московского механизма» в этих случаях не следовало.
Повторяем вновь: миссии закрывались не только в Беларуси, и это никогда не служило основанием для задействования подобных инструментов.
Более того, в последние годы на пространстве ОБСЕ, в том числе в странах, где миссии ОБСЕ отсутствуют, возникали действительно кризисные ситуации, уносившие многие человеческие жизни, требовавшие самой серьезной реакции. Но мы не слышали даже о попытках задействовать соответствующие механизмы.
Поэтому инициаторами «Московского механизма» в этом случае применен одиозный неприкрытый «двойной стандарт», наносящий принципиальный ущерб авторитету ОБСЕ.
В-третьих, Беларусь продолжает взаимодействие с Действующим председательством, институтами и другими исполнительными структурами ОБСЕ по всему спектру вопросов повестки Организации. Мы официально проинформировали, и неоднократно, Действующее председательство, Генерального секретаря, государства-участники о готовности к продолжению проектной деятельности ОБСЕ в Беларуси. Сознательное игнорирование этого группой инициаторов – неверный сигнал всем участникам ОБСЕ. Применение чрезвычайных мер только мешает продолжению сотрудничества.
Беларусь последовательно ведет диалог по всем вопросам, вызывающим интерес или озабоченность у партнеров. В рамках Постоянного совета и мероприятий ОБСЕ регулярно предоставляется соответствующая информация, как собственно это предусмотрено Московским документом.
О какой непредвзятой миссии докладчика можно говорить, если «Московский механизм» запущен без веских оснований и инициирован группой стран, которые уже заняли определенную, публично обозначенную позицию в отношении Беларуси? Соответственно, выводы доклада изначально носят заданный характер.
Вместо диалога и практического сотрудничества нам навязывают политизированный механизм, запуск которого является наглядным примером неприкрытого применения двойных стандартов.
В-четвертых, судебное разбирательство в отношении актов насилия против правительственного комплекса вечером 19 декабря 2010 г. в г.Минске еще не закончено. Оно проводится в полном соответствии с законодательством Беларуси и установленными процедурами, а также принципами верховенства закона и независимости судебной власти.
Более того, белорусская сторона, руководствуясь именно обязательствами ОБСЕ, пригласила экспертов БДИПЧ осуществлять мониторинг за судебными процессами по данному делу. Это исключительно редкая в истории нашей Организации открытая позиция по такому чувствительному вопросу. Данная работа еще не завершена, а Организации пытаются навязать уже новую миссию в отношении Республики Беларусь.
Это, кстати, само по себе нарушение Московского документа. Согласно его положениям в одном государстве-участнике не могут работать две различные миссии экспертов или докладчиков ОБСЕ по одному и тому же вопросу.
Консенсус является основой ОБСЕ, а «Московский механизм» – неконсенсусный, подверженный конъюнктурным, политизированным, тенденциозным влияниям, манипулированию. «Московский механизм» редко применялся, на деле себя не оправдал – это «заржавевший» инструмент из прошлой эпохи, аберрация начала 90-х годов. Ни в одном из случаев запуск «Московского механизма» не давал каких-либо позитивных результатов, не применялся в недавних кризисных ситуациях. Нет четких критериев для определения ситуации как «чрезвычайной». Имевшие место прецеденты запуска подтверждают, что данный механизм является пережитком «блокового» подхода и, соответственно, не объединяет страны ОБСЕ, а их разъединяет.
Возврат к таким подходам не только контрпродуктивен. Он ведет к утрате доверия между партнерами в ОБСЕ, окончательной разбалансировке работы ОБСЕ, еще большему углублению разделительных линий.
Посмотрите на состав группы инициаторов. Он красноречивее любых слов говорит: дело ведется к расколу ОБСЕ. В интересах ли это нашей Организации? Отвечает ли такое явление интересам единой и неделимой безопасности Европы, о которой так много говорится?
Более того, посмотрите, как ловко срежиссирован запуск механизма: еще не успели высохнуть чернила на документе, а инициаторы назначают докладчика, и буквально спустя некоторое время Директор БДИПЧ направляет письмо в адрес Постпреда Беларуси, не удосужившись изучить все процедурные аспекты данного вопроса.
Инициаторы «Московского механизма» фактически открыто посылают ясный сигнал всей ОБСЕ: они хотят манипулировать Организацией в своих целях и не намерены останавливаться ни перед чем. Они преследуют цели, не имеющие никакого отношения ни к человеческому измерению, ни к ОБСЕ в целом. Даже больше – эти цели противоречат духу и основополагающим принципам нашей Организации, отвергающим применение давления и односторонних подходов.
Таким образом, инициаторы руководствуются не принципами, а собственными групповыми интересами.
В такой ситуации особая ответственность лежит на председательстве ОБСЕ, которое должно быть, как самый минимум, «честным брокером». Однако, председательство, похоже, утратило контроль над ситуацией, даже не довело до конца начатый с белорусской стороной переговорный процесс, на который оно так часто в последнее время ссылается, оказавшись под диктатом части членства Организации. Вряд ли это верный для председательства и Организации курс.
Призываем инициаторов «Московского механизма» пересмотреть свое решение и вернуться в поле нормального, взаимоуважительного диалога. Надеемся, что литовское председательство сможет обеспечить необходимые условия для продолжения такого диалога в рамках ОБСЕ.
Спасибо, г-н Председатель.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by