Размер шрифта:

Выступление Первого заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Игоря Петришенко на Конференции по разоружению, Женева 16 февраля 2010 года

Уважаемый Генеральный секретарь Конференции по разоружению,

Ваши Превосходительства, дамы и господа,

Позвольте мне поблагодарить Генерального секретаря Конференции Сергея Орджоникидзе, а также предыдущего Председателя Посла Бангладеш Абдýла Ханнáна за приглашение принять участие в работе сессии Конференции по разоружению 2010 года.

Сфера международной безопасности, контроля над вооружениями, нераспространения и разоружения всегда являлась одним из наиболее приоритетных направлений белорусской внешней политики.

Республика Беларусь внесла существенный вклад в построение безъядерного мира, отказавшись от обладания наличествовавшим арсеналом ядерного оружия и присоединившись к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) в качества неядерного государства. Завершив к концу 1996 года вывод всего ядерного оружия со своей территории, Беларусь полностью выполнила свои обязательства по договорам о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений.

Не менее масштабный вклад Беларусь сделала в укрепление общеевропейской безопасности и повышение транспарентности и предсказуемости в регионе посредством сокращения численности вооруженных сил и обычных вооружений. В начале 90-х годов прошлого века Беларусь располагала армией численностью почти четверть миллиона человек. В результате продуманной структурной реформы к настоящему времени численность белорусской армии сократилась до 50 тысяч человек.

По Договору об обычных вооруженных силах в Европе Беларусь ликвидировала более 1700 боевых танков, 1300 боевых бронированных машин и 130 боевых самолетов, что составляет порядка 10% вооружений и военной техники, ликвидированных всеми тридцатью государствами-участниками Договора.

Особо отмечаю, что указанные меры по ликвидации военных арсеналов и сокращению численности Вооруженных Сил проводились белорусским государством в сложных экономических условиях, вызванных распадом СССР и обостренных последствиями чернобыльской катастрофы.

Я напоминаю уважаемой Конференции об этих фактах и цифрах лишь с целью подтверждения всем нам хорошо известной формулы – в основе решения любых вопросов разоружения лежит политическая воля государств. Переговоры – лишь инструментарий ее реализации.

Мы призываем государства-члены Конференции поддержать наметившуюся в ее работе позитивную динамику, проявить политическую волю и принять программу работы, основанную на содержании документа CD/1864, немедленно приступив к согласованию Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств (ДЗПРМ). Полагаем, что все имеющиеся вопросы относительно содержания и сферы охвата будущего Договора могут быть урегулированы непосредственно в ходе переговорного процесса.

По нашему мнению, принятие ДЗПРМ станет важной вехой в сфере укрепления международной безопасности и разоружения. Наличие такого Договора позволит мировому сообществу начать предметный диалог о полном запрещении ядерного оружия, рассматривая его в качестве реалистичной задачи, которая может быть решена в среднесрочной перспективе.

С воодушевлением воспринимаем сигналы, свидетельствующие о росте внимания к вопросам ядерного разоружения как в отдельных государствах, так и на международных форумах. Это тот случай, когда «изменение климата» – очевидное благо. Надеемся, что оно материализуется в практических решениях.

Позитивно оцениваем усилия Российской Федерации и США, направленные на разработку и скорейшее заключение нового юридически обязывающего договора о мерах по дальнейшему сокращению стратегических наступательных вооружений. Надеемся, что переговоры будут завершены в ближайшее время.

В то же время убеждены, что такие шаги должны заключаться не только в уничтожении устаревших ядерных боеголовок и носителей, но и предусматривать обязательства по прекращению дальнейшего совершенствования ядерного оружия и отказу от опоры на ядерное оружие. Приветствовали бы серьезный подход всех ядерных держав к идее «глобального нуля».

Не теряет своей актуальности и проблема гарантий неприменения ядерного оружия против государств-участников ДНЯО, не обладающих таким оружием. Предоставление недвусмысленных гарантий безопасности является залогом доверия и предсказуемости в международных отношениях и способно содействовать укреплению режима ядерного нераспространения, основанного на ДНЯО.

В данном контексте особо приветствуем Совместное заявление Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки в связи с завершением срока действия ДСНВ, в котором, в частности, подтверждается, что зафиксированные в Будапештских меморандумах 1994 года гарантии безопасности остаются в силе и после 4 декабря 2009 года. Мы намерены продолжать работать над получением юридически обязательных гарантий, которые могли бы быть оформлены в виде международного документа в соответствии с решением о принципах и целях ядерного нераспространения и разоружения Конференции 1995 года по рассмотрению и продлению действия ДНЯО.

Еще один приоритетный вопрос, стоящий в повестке дня Конференции, – предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве. Позиция Беларуси здесь также ясная: учитывая, что в ныне действующем космическом праве имеются определенные пробелы, необходимы дополнительные гарантии мирного использования космоса. В этой связи мы приветствуем проект Договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, представленный на рассмотрение Конференции Россией и Китаем. Являясь сторонниками превентивного подхода, полагаем, что международное сообщество должно предпринять все возможные меры по выработке предлагаемого Договора до того, как факт наличия оружия в околоземном космическом пространстве станет реальностью.

Один из важных пунктов повестки дня Конференции новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие.

Соответствующая резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, принимаемая по инициативе Беларуси с 1996 года, призывает Конференцию продолжать заниматься этим вопросом в целях внесения рекомендаций о проведении переговоров по выявленным видам такого оружия. Инициируя принятие данной резолюции, мы исходим из необходимости предотвратить появление новых видов оружия массового уничтожения, которые по своей поражающей способности сопоставимы с уже существующими. Убеждены, что Конференция является наиболее подходящим форумом для дальнейшего обсуждения данной проблематики.

Уважаемые коллеги,

Прошедшее десятилетие во многом оказалось “потерянным” в деле разоружения. Более того, наметились опасные реверсивные тенденции, ведущие к разбалансированию существующей системы международной безопасности. Расширялась география военных конфликтов. Совокупные расходы на вооружение превысили сумму в 1 триллион долларов США.

На этом фоне необходимо вести предметную работу по укреплению существующих и выработке новых правовых инструментов в области международной безопасности и разоружения, а не заявлять о слабости действующих механизмов, при этом сознательно нивелируя либо вообще блокируя их деятельность.

Мы по-прежнему исходим из того, что безопасность неделима.
К сожалению, этот принцип до сих пор так и не реализован на практике. Попытки отдельных государств или группы государств добиться для себя большей безопасности за счет безопасности других наносят ущерб интересам всех членов мирового сообщества.

Республика Беларусь рассматривает универсальные многосторонние соглашения в области разоружения в качестве безальтернативных инструментов, способных на практике обеспечить единые правила игры для всех государств без исключения.

Только при таком понимании мы сможем остановить девальвацию таких основополагающих понятий, как “Мир”, “Стабильность” и ”Процветание” и на практике сделать наш мир безопаснее.

Предстоящая Обзорная конференция ДНЯО станет своеобразным тестом серьезности наших намерений. Уверены, что все государства-участники Договора нацелены на конструктивную работу в ходе данного форума и принятие решений, направленных на укрепление ДНЯО.

Республика Беларусь, неоднократно и на деле демонстрировавшая свою приверженность политике всеобъемлющего разоружения, намерена и впредь оставаться активным участником данного процесса. Мы готовы к плодотворной, ориентированной на достижение конкретных результатов работе на данном направлении, а также к активному взаимодействию со всеми государствами-участниками Конференции по разоружению.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by