ВЫСТУПЛЕНИЕ Министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова на заседании Совета министров иностранных дел ОБСЕ (г.Мадрид, 29–30 ноября 2007 года)
Уважаемый господин Председатель,
Уважаемые коллеги,
Республика Беларусь заинтересована не только в сохранении, но и укреплении ОБСЕ – уникального форума для широкого политического диалога, основанного на принципе суверенного равенства всех государств-участников.
Мы выступаем за превращение ОБСЕ в полноценную международную организацию, цели и задачи которой должны быть отражены в ее основополагающем документе – Уставе ОБСЕ. Скорейшая разработка и принятие Устава является центральным элементом упорядочения работы нашей Организации, позволит сделать ее системной и прозрачной.
К сожалению, процесс комплексного реформирования ОБСЕ и адаптации ее к современным реалиям сегодня пробуксовывает. Не выполнен ряд важнейших решений Брюссельского СМИД.
Хочу подчеркнуть: отсутствие согласованных шагов по повышению эффективности Организации может привести к дальнейшему усилению имеющихся в ней кризисных тенденций.
Нас по-прежнему беспокоит поощряемая некоторыми нашими партнерами т.н. «автономность» работы отдельных исполнительных структур ОБСЕ. Такая «самодеятельность» контрпродуктивна и чревата самыми серьезными последствиями для будущего Организации. Институты и миссии ОБСЕ – это инструменты содействия, которые должны четко выполнять задачи и мандаты, определенные государствами-участниками.
Серьезныепретензии сохраняются у Республики Беларусь, в частности, в отношении деятельности БДИПЧ ОБСЕ, которое игнорирует данные государствами-участниками поручения относительно совершенствования своей работы в области наблюдения за выборами и по-прежнему произвольно подходит к выполнению своего мандата.
Проблема здесь, однако, не только и не столько в Бюро. Главная проблема – в упорном нежелании установить единые правила и внятные принципы наблюдательной деятельности ОБСЕ. Вместе с рядом других государств-участников мы предлагаем принять такие принципы на Мадридском СМИД либо начать реальную работу над ними безотлагательно в рамках Постсовета.
Мы все здесь должны понимать, что отсутствие единых, универсальных, прозрачных и внятных правил наблюдения наносит серьезный ущерб полезной и верной в своей основе идее международного наблюдения за выборами.
В прошедшем году углубился кризис Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Не сдвинулся с мертвой точки процесс ратификации Соглашения об адаптации ДОВСЕ, что подрывает основы режима европейского контроля над вооружениями и уже вынудило одного из участников приостановить выполнение Договора. Выходом из сложившейся критической ситуации могло бы стать решение о временном применении Соглашения об адаптации ДОВСЕ до момента его официального вступления в силу.
В деятельности ОБСЕ по-прежнему наблюдается явный дисбаланс между тремя основными корзинами, причем в вопросах человеческого измерения работа зачастую строится на принципах, далеких от равноправного и взаимоуважительного диалога.
Более того, отдельные государства-участники применяют меры экономического и другого давления, что является серьезным нарушением основополагающих принципов ОБСЕ и недопустимо с точки зрения общепризнанных норм международного права. Как правильно отметил Действующий председатель ОБСЕ, министр Моратинос: только через взаимодействие и диалог можно решать проблемы.
Господин председатель,
Чтобы ОБСЕ была реально востребована, необходимо сфокусировать ее деятельность на решении тех проблем, которые имеют определяющее значение для безопасности всех государств-участников.
Таким приоритетным направлением, по нашему мнению, должна стать борьба с новыми вызовами и угрозами – терроризмом, организованной преступностью, наркотрафиком, торговлей людьми, нелегальной миграцией. Поддерживаем развитие в рамках ОБСЕ диалога по энергетической и экологической безопасности.
В качестве конкретного вклада в общие усилия ОБСЕ и данную министерскую встречу Беларусь предложила принять решение озащите жизненно важной энергетической инфраструктуры от террористической угрозы в регионе ОБСЕ. Данный вопрос лежит на стыке упомянутых вызовов и в перспективе представляет собой один из ключевых элементов безопасности наших стран.
Приветствуем тот факт, что сегодня многие отмечали важность борьбы с торговлей людьми. В рамках ООН Республика Беларусь выступила с инициативой Глобального партнерства против рабства и торговли людьми в 21-м веке. Мы всячески поддерживаем усилия ОБСЕ по противодействию торговле людьми, а также углубление взаимодействия Организации с другими международными структурами в данной сфере.
Господин председатель,
Для укрепления нашей общей безопасности, повышения уровня стабильности в регионе ОБСЕ необходимы стратегическое видение и осознание единства цели и ответственности. Важно преодолеть существующий в рамках ОБСЕ дефицит доверия. Альтернативы взаимоуважительному диалогу и сотрудничеству не существует.
Полагаем, что принятие решения о председательстве Казахстана в ОБСЕ должностать важным шагом, который будет реально свидетельствовать о равнозначности всех государств-участников и способствовать укреплению доверия внутри нашей Организации и самой ОБСЕ.
В заключение позвольте высказать слова благодарности Испании за ее вклад в работу Организации в качестве Действующего председательства и подготовку данной встречи.
Хотели бы также пожелать Финляндии успешной работы на посту председателя ОБСЕ в 2008 году.