Размер шрифта:

Видеовыступление Министра иностранных дел Беларуси В.Макея, на сегменте высокого уровня, 46-я сессия Совета ООН по правам человека (23 февраля 2021 г.)

Уважаема госпожа председатель, 

Основополагающие международнопризнанные документы ООН в сфере защиты и поощрения прав человека предписывают государствам для достижения этой цели стремиться к расширению международного сотрудничества и диалога на основе взаимоуважения и взаимопонимания.

К сожалению, в реалиях современного мира в ряде случаев подходы к тематике прав человека не только не объединяют международное сообщество, но продолжают его разделять. Права человека стали излюбленным предлогом так называемых зрелых демократий для произвольных обвинений в адрес тех государств, которые выполняют обязательства в сфере прав человека, строго следуя международным договорам, а не их тенденциозным толкованиям. Делается это в целях политической дискредитации власти в этих государствах, не вписывающейся в западную картину мира, и устранения ее любой ценой.

Я уверенно говорю об этом по той простой причине, что горячо любимая игрушка западных стран в виде экономических санкций, активно используемая ими для давления на другие суверенные государства, абсолютно несовместима с заботой о людях и их правах. Такая тактика представляют собой вопиющее нарушение принципов Декларации международного права, учрежденной в 1970 году на 25-й сессии ГА ООН, в которой провозглашено, что ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение односторонних экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав.

Надо помнить, что универсальные и принадлежащие всему мировому сообществу права человека не должны трактоваться односторонним образом. Каждое государство прикладывает возможные усилия для достижения согласованных международных стандартов с учётом своего национального контекста и реальных возможностей. Чтобы оценить достигнутый государством прогресс, нужен диалог и взаимопонимание, а не надуманные обвинения и угрозы. 

Беларусь – молодое, независимое государство, которое последовательно развивается эволюционным путем. Мы никогда не утверждали, что наша страна идеальная, но мы категорически не согласны с субъективными обвинениями в нарушениях прав человека, звучащими в наш адрес в Совете ООН по правам человека со стороны ряда его членов. Нет причин для эксклюзивного внимания к Беларуси по теме прав человека, кроме как с исключительной целью политического давления на законное правительство. 

Ни одна страна в Европе не подвергается столь сильному давлению со стороны западных стран, как Беларусь. Похоже, что кто-то не может свыкнуться с мыслью, что, несмотря на жесткий политический и экономический прессинг, белорусское государство развивается не по выкроенным лекалам западных стран, а так, как решает сам белорусский народ в своих собственных интересах.

За эту независимую позицию Беларусь подверглась жестокой атаке извне. Поводом было избрано недовольство части населения результатами президентских выборов. С целью свержения действующей власти были задействованы всевозможные механизмы дестабилизации внутренней обстановки: от тиражируемых в социальных сетях фейковых новостей, стимулирования и политической и финансовой поддержки извне якобы «стихийных» протестов до обширного набора политических и экономических санкций. Но Беларусь выстояла. Мы сохранили страну, ее суверенитет и независимость. 

Всебелорусское народное собрание, прошедшее 11-12 февраля в Минске, собрало тысячи белорусов, представляющих все социальные слои нашего общества, людей разных профессий и взглядов. Состоявшиеся в рамках форума дискуссии и его решения убедительно подтвердили поддержку большинством населения государственной политики по поощрению социальных и экономических прав людей, сплоченность белорусского народа и его нацеленность на конструктивные изменения в общественно-политической жизни, включая предстоящую конституционную реформу и стимулирование политической активности населения. 

Дамы и господа,

Мы с гордостью можем заявить о том, что белорусские города одни из самых безопасных городов в мире, что всем гражданам в нашей стране обеспечена возможность трудовой занятости, предоставлено право на пенсию, на бесплатное образование и на одну из самых доступных и эффективных в мире систем бесплатной медицины. Беларусь смогла сохранить все социальные обязательства государства даже в период острой фазы коронавирусной пандемии, несмотря на скептицизм и критику многих западных стран. В то же время их политика тотальной изоляции, ограничительных мер и откровенного протекционизма в этот период обнажила системные социально-экономические и общественные проблемы и привела к массовому нарушению прав человека в отношении своих граждан.

Уличные беспорядки в Бельгии, Германии, Испании, Нидерландах, Польше, Франции, сопровождающиеся бесчинствами протестующих, ответным насилием полиции не сходят с первых полос СМИ. Поэтому притязания западных стран на роль международного надзирателя и глобального ментора в вопросах реализации прав человека в других странах выглядят как хорошо продуманная тактика, чтобы отвлечь от своих проблем. Нарушения Польшей, Литвой, Чехией и многими другими европейскими странами их собственных обязательств в сфере прав человека можно перечислять часами.

Почему эти страны присваивают себе право шельмовать и обвинять другие государства? Почему они регулярно вносят в СПЧ инициативы с предложением рассмотреть проблемы где угодно, но только не у себя? Или «трепетное» отношение в ЕС к правам мигрантов вызывает широкое уважение со стороны ООН? Положение нацменьшинств в Латвии, высылки представителей народности рома во Франции, неонацисты в Эстонии, политически мотивированные преследования журналистов и русскоязычных общественных активистов в Литве и так далее. И никого это здесь в ООН не волнует? Почему Совет ООН по правам человека не рассматривает эти вопросы? 

Кто-то может сказать, что ресурсы ООН ограничены, чтобы охватить все государства одновременно. Тогда зачем бездумно вкладывать миллионы в неработающие страновые механизмы? Ответ прост – у западных доноров всегда найдутся финансы для своих «проектов», также как и средства для продавливания в СПЧ ООН тех резолюций, которые им выгодны в политических целях. 

Этой пагубной практике необходимо положить конец. Мы предлагаем вернуть СПЧ и ООН в целом к географическому и политическому балансу, к сути мандата Организации, к справедливому и равноправному рассмотрению проблемных ситуаций с правами человека во всем мире. 

Именно на такой непредвзятый подход мы ожидаем от Совета, который обязан объективно рассматривать проблемы с правами человека во всех странах без исключения.

Только такое справедливое отношение позволит нам вернуть доверие к работе СПЧ и будет способствовать улучшению ситуации с правами человека во всем мире. 

Благодарю за внимание. 
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by