Размер шрифта:

Выступление Первого заместителя Министра иностранных дел Республики Беларусь Александра Михневича в рамках заседания Первого комитета Генеральной Ассамблие ООН (вопросы международного мира и безопасности), г.Нью-Йорк

Тематика международной безопасности, нераспространения и контроля над вооружениями, находящаяся на рассмотрении Первого комитета Генеральной Ассамблеи, традиционно пользуются приоритетным вниманием нашей делегации.
 
Недавние события в Сирии продемонстрировали всем нам важность дальнейшего укрепления глобального режима нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Применению химического оружия не может быть оправдания, и лица, ответственные за это злодеяние, должны понести заслуженное наказание.
В этом контексте мы приветствуем рамочную договоренность по уничтожению сирийского химического оружия от 14 сентября 2013 года, а также резолюцию Совета Безопасности ООН 2118 (2013) по Сирии, которая направлена не только на решение проблемы ликвидации сирийского химического оружия, но и закладывает основу мирного урегулирования сирийского кризиса. Все вышеперечисленное является весомым подтверждением того, что альтернативы политико-дипломатическому разрешению конфликта нет и быть не может. Любое силовое вмешательство будет лишь усиливать эскалацию и поставит под угрозу территориальную целостность и суверенитет государства.
 
Господин Председатель,
 
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) продолжает оставаться одним из основополагающих элементов системы международной безопасности и стратегической стабильности. Нам осталось меньше двух лет до следующей Обзорной Конференции ДНЯО. Призываю все государства-участники приложить максимум усилий по реализации Плана действий в области ядерного разоружения, одобренного Заключительным документом Обзорной Конференции 2010 года. Важно, чтобы всем компонентам Договора — разоружению, нераспространению и мирному использованию атомной энергии — было уделено должное внимание.
 
Беларусь является последовательным сторонником и активным участником процессов ядерного разоружения и нераспространения.
 
В текущем году исполнилось 20 лет с момента присоединения нашей страны к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего таким оружием. В июле 1993 года Беларусь стала первым государством, без всяких предварительных условий добровольно отказавшимся от возможности обладания ядерным оружием, оставшимся после распада СССР. Вывод ядерного оружия с ее территории был полностью завершен в ноябре 1996 года.
 
К сожалению, процесс полного отказа от ядерного оружия и создания зон, свободных от него, который международное сообщество приветствовало в 90-х годах прошлого столетия в ряде стран, не получил своего продолжения в новом тысячелетии. Заморозился и процесс вступления в силу ДВЗЯИ, являющегося одним из примеров реалистичного подхода к процессу ядерного разоружения. Более того, некоторые государства стремятся развивать свои военные ядерные программы, модернизируют ядерное оружие и средства его доставки. Убеждены, что отказ от ядерного оружия должен не ослаблять, а укреплять суверенитет, территориальную целостность страны, расширять ее возможности для экономического развития. Пример Беларуси, Казахстана, Украины должен способствовать формированию такой убежденности у других стран. 
 
Сегодня в обеденный перерыв Беларусь совместно с миссиями Казахстана и Украины, а также при содействии Reaching Critical Will проводит в третьем зале круглый стол на тему «Двадцать лет отказа Беларуси, Казахстана и Украины от права обладания ядерным оружием: уроки и перспективы ядерного разоружения». Цель мероприятия – еще раз привлечь внимание к исторической важности принятых в начале 90-х годов политических решений, стимулировавших процесс ядерного разоружения и существенно укрепивших в целом международную безопасность. 
 
Господин Председатель,
 
Не могу не затронуть и проблематику нераспространения ОМУ и средств его доставки. Эта тема неразрывно связана с вопросами экспортного контроля и недопущения попадания материалов для ОМУ в руки террористических организации и иных недобросовестных пользователей. В этой связи Беларусь поддерживает усилия по имплементации резолюции Совета Безопасности ООН 1540 (2004), обеспечивающий комплексный и всеобъемлющий подход к вопросам противодействия распространению ОМУ. Национальный рамочный документ («дорожная карта») по дополнительным мерам в отношении выполнения резолюции 1540, подготовленный белорусской стороной в прошлом году, является эффективным инструментом, повышающим имплементацию резолюции. Готовы к самому широкому сотрудничеству, как в плане выполнения самой резолюции, так и имплементации нашего рамочного документа.
 
Тема ОМУ перекликается и с целями мирового сообщества по предотвращению неконтролируемого распространения обычных вооружений.
 
Принятый Генеральной Ассамблеей ООН Договор о торговле оружием – шаг в правильном направлении. Вместе с тем, к сожалению, он не в полной мере отвечает своей основной задаче – предотвращению незаконного оборота обычных вооружений. Эффективность этого международного инструмента будет во многом зависеть от участия в нем крупнейших экспортеров и импортеров вооружений и принятия конкретных мер по предотвращению незаконного оборота оружия, в первую очередь, создания надежных национальных систем экспортного контроля в странах, где подобные системы отсутствуют. Исходя из этих факторов мы будем рассматривать и возможность присоединения Беларуси к данному международному правовому инструменту.
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by