Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея на общей дискуссии 75-й сессии ГА ООН (26 сентября 2020 г.)

 

Господин Председатель,

Дамы и господа,

По известной причине высокая неделя юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН впервые проходит в таком необычном формате.

Естественно, что никто из выступающих не может обойти стороной тему пандемии коронавируса.

Пандемия затронула всех нас. Более того, проблема останется с нами, по крайней мере, в ближайшее время.

Ведущие эксперты и аналитики активно высказываются о ее глобальных последствиях и влиянии на мировую политику и экономику. 

Во многих оценках речь идет о «сдвигах парадигмы» и «тектонических изменениях».

Возможно. Время покажет.

К сожалению, пандемия четко выявила, что «международное сообщество», о котором мы все так часто говорим, в пиковой кризисной ситуации, по сути, не смогло оправдать возлагавшиеся на него надежды.

Очевидно, что верх взяла логика того, что поодиночке легче справиться с вызовом.

Практически все разбежались по национальным квартирам, закрыли границы и прекратили контакты с внешним миром!

В ответе на этот вызов Беларусь не пошла по такому сомнительному, как мы посчитали, пути. Мы не закрывались и не изолировались. 

Мы сразу же задались вопросом: так зачем же тогда на протяжении последних десятилетий мы продвигали глобализацию и открывались друг другу?

Мы изначально верили и верим в успех коллективных усилий. Мы полагались и продолжаем полагаться на потенциал «международного сообщества». 

К сожалению, не обошлось и без использования методов, когда одни страны стали обвинять другие в якобы неправильных действиях по борьбе с пандемией. 

По той простой причине, что «международное сообщество» не выработало общего подхода. Значит, дело, наверное, не в пандемии, а в чем-то другом? 

В сложившейся ситуации определяющим фактором в борьбе с коронавирусом стал специфический национальный контекст. 

Мы в Беларуси выбрали свою собственную линию. 

Она основывалась на двух элементах: в оптимальной мере сохранить жизнедеятельность государства, прежде всего, его экономики, и обеспечить максимальную защиту населения. 

Наш подход, как показала ситуация в Беларуси, себя оправдал. И ситуация сегодня в мире с распространением коронавирусной инфекции полностью подтверждает это.

Еще будет немало оценок и выводов. Но уже сегодня можно со всей определенностью сказать, что вспышка коронавирусной инфекции, с одной стороны, выявила острую необходимость в «сильном» государстве, а с другой, наглядно показала, насколько взаимосвязан мир. 

Ни одна страна не сможет добиться реального прогресса в решении проблемы, имеющей глобальный характер, если другие останутся в стороне или за бортом. 

Совместными усилиями мы должны превратить кризис в шанс улучшить положение во всем мире. Нам нужно научиться действовать сообща.

Пандемия на время отодвинула на второй план другие мировые проблемы и конфликты, в том числе в области безопасности, число которых, к сожалению, не уменьшается.

В этот юбилейный для Объединённых Наций год и в 75-летнюю годовщину окончания Второй мировой войны Республика Беларусь, на правах страны-основательницы ООН, призывает проявить особую ответственность государств-членов, прежде всего, членов Совета Безопасности, за функционирование Организации и реализацию ее задач. 

В этой связи я хотел бы вспомнить и одного из выдающихся деятелей ООН – ее Генерального секретаря, лауреата Нобелевской премии мира Дага Хаммаршёльда, 115-летие со дня рождения которого отмечалось в этом году. Его считают одним из вдохновителей и неустанным последователем концепции превентивной дипломатии. Даг Хаммаршёльд, погибший при выполнении миссии урегулирования кризиса в одной из горячих точек, верил, что только взаимоуважительный диалог и честные переговоры между участниками возможного конфликта на его ранних стадиях способны предотвратить «пожар войны». 

Это то, чего не хватает миру сейчас. 

Мы забыли, что такое диалог, а если и помним, то разучились им пользоваться. 

Должен заметить, что уже на протяжении нескольких лет Беларусь активно призывает возобновить широкий диалог по международной безопасности, направленный на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях между государствами. Диалог, который помог бы вернуться на рельсы построения справедливого и эффективного глобального порядка на принципах многосторонности. 

Исходя из этого Беларусь в рамках ООН выдвигает и поддерживает прагматичные инициативы, направленные на максимальную реализацию потенциала Организации в сфере поддержания международного мира и безопасности.

В этом году мы снова будем инициировать в Генеральной Ассамблее ООН и её Первом комитете в широком соавторстве с государствами – единомышленниками резолюцию о запрещении новых видов оружия массового уничтожения, которая традиционно пользуется универсальной поддержкой практически всех стран-членов Организации. Приглашаем все государства к соавторству резолюции и ее поддержке.

Вновь обращаясь к годовщине окончания Второй мировой войны, хотел бы подчеркнуть наше глубокое убеждение как одной из стран, понесших в ней наибольшие потери: 

сохранение памяти о том трагическом уроке, который нам преподнесла самая страшная катастрофа 20-го века, должно оставаться ключевым компонентом «коллективного иммунитета» к возникновению новых глобальных и региональных противостояний.

Как гласит Устав ООН, наша Организация была создана именно для того, чтобы «избавить грядущие поколения от бедствий войны». 

Только сотрудничество, основанное на принципах Устава ООН, является единственной альтернативой «естественному отбору» и «выживанию сильнейшего». 

Учитывая современные технологии и информационные возможности, которые сегодня доступны не только государствам, но и негосударственным субъектам, мы должны полностью осознавать те риски, к которым приводят политическое, экономическое и военное противостояние, безответственное соперничество, «травля» неугодных стран. 

И еще один важный аспект. 

Мы с сожалением отмечаем усугубившиеся попытки ряда стран в угоду своим узким политическим амбициям злоупотреблять трибуной ООН, включая Совет Безопасности. 

Речь идет, в том числе, о сфокусированном внимании отдельных западных стран к ситуации в Беларуси, которая действительно сейчас сложилась непростая в силу определённых обстоятельств, навязанных нам, прежде всего, извне. 

Напомню, в августе этого года на выборах президента Республики Беларусь народ сделал свой выбор. Выбор в пользу стабильного и процветающего государства. Выбор в пользу мира и добрососедства. Выбор в пользу устойчивого развития. 

Однако вместо того, чтобы уважать этот выбор, мы видим устремления раскачать ситуацию в стране. 
После неудавшейся попытки навязать нам «цветную революцию», мы испытываем внешнее вмешательство, направленное на подрыв государственного строя. 

Отдельные, граничащие с цинизмом, заявления со стороны ряда наших западных соседей о, якобы, заботе о суверенитете Беларуси и ее благосостоянии на самом деле являются ничем иным, как попытками ввергнуть страну в хаос и анархию, которые отбросят Беларусь в ее развитии на многие годы назад.

Призываем наших партнеров проявлять мудрость, сдержанность и беспристрастность. 

Вмешательство в наши внутренние дела, санкции или иные ограничительные меры против Беларуси будут иметь обратный эффект и вредны абсолютно для всех. Это мы уже проходили в прошлом.

Будущее Республики Беларусь будет решаться ее собственным народом, как это неоднократно было доказано в истории нашей страны. Решаться не на баррикадах, а путем цивилизованного диалога, в том числе в рамках процесса конституционной реформы, уже начатой в стране.

Хотел бы еще раз подчеркнуть. Мы решительно отвергаем практику любых односторонних принудительных мер в международных отношениях. 

Ярким примером таких действий на протяжении нескольких десятилетий является торговая, финансовая и экономическая блокада Кубы со стороны ее северного соседа (США). 

Сохранение этих «удушающих» инструментов давления на суверенные государства, даже не глядя на ситуацию с пандемией коронавирусной инфекции, несет в себе особую угрозу и чревато непоправимыми последствиями. Торговые войны, произвольные финансовые и экономические санкции в качестве инструмента политического давления должны быть прекращены.

Еще одна важнейшая тема – «здоровье» глобальной экономики. Оно сегодня серьезно пошатнулось. Пандемия грозит «свести на нет» все, что удалось достичь с момента принятия Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. 

Все боле очевидной становится жизненная необходимость изменения подходов к социально-экономическому развитию в посткоронавирусное время. Беларусь поддерживает предложения, направленные на увеличение инвестиций в здравоохранение, инфраструктуру и образование, обеспечение широкого доступа к цифровым технологиям, налаживание надлежащего управления природными ресурсами. 

Разделяем подходы, направленные на форсирование экономического оживления за счет переосмысления экономической модели в пользу «зеленой экономики».

Со своей стороны, Беларусь продолжает последовательное движение к целям устойчивого развития на основе Повестки дня – 2030. Усилия страны направлены на достижение баланса между экономическим развитием и сохранением окружающей среды, продвижение принципов «зеленой экономики», внедрение концепции «умного города», развитие точного земледелия. Эта работа проводится с вовлечением всех заинтересованных внутри страны и в тесном сотрудничестве с международными партнерами. 

Именно в партнерстве всех участников как на национальном, так и международном уровнях мы видим один из ключевых факторов ускоренного выполнения Повестки дня – 2030. Беларусь как страна со средним уровнем дохода уверена, что для успешного достижения целей устойчивого развития для этой категории государств нужна отдельная стратегия ООН (по содействию устойчивому развитию) по примеру аналогичных документов для других групп развивающихся стран. 

В завершение хотел бы отметить одну очень простую, но важную житейскую мудрость о том, что «нет худа без добра». Мы стали свидетелями переломных событий. 

Действительно, 2020 год стал особенным годом для всего мира, заставив переосмыслить все жизненное устройство человечества. На наших глазах пишется новая история – мир уже не будет таким, каким он был раньше. Извлекая уроки, мы не должны нести ошибки прошлого в будущее. Мы должны построить новый мир – дружественный человеку, свободный от войн и конфликтов, устойчивый, предсказуемый и благополучный. Мир, который вооружится благами технического прогресса и использует их в целях развития, а не уничтожения.

В эти дни приходится слышать немало критики в адрес ООН. Порой она оправданна, иногда – нет. 

Республика Беларусь, безусловно, разделяет следующий посыл: Организация должна идти в ногу со временем. 

Нам нужен эффективный и действенный Совет Безопасности ООН, который положит конец многочисленным войнам и вооруженным конфликтам, в том числе с учетом необходимости сохранения территориальной целостности и соблюдения норм международного права.

Мы хотим видеть более активную Генеральную Ассамблею – своевременно принимающую важные решения по всему спектру злободневных мировых проблем.

Мы все заинтересованы в том, чтобы Экономический и Социальный Совет, как и вся система развития ООН, оказывал более эффективное содействие государствам по реализации Целей устойчивого развития.

Обновляясь вместе со временем, Организация останется нужной всем людям на планете.

Республика Беларусь стала страной-подписантом Устава ООН, приняв на себя ответственность в содействии выполнению основных целей Организации. Наша страна будет и далее продолжать трудиться над сохранением и развитием созидательного и объединительного начала ООН. 
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by