Выступление главы белорусской делегации, Постоянного представителя Республики Беларусь при международных организациях в Вене А.Сычёва в ходе общей дискуссии 55-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ
Уважаемый господин Председатель!
Делегация Республики Беларусь поздравляет Вас и других членов Бюро с избранием на высокие посты.
Позвольте также выразить слова сочувствия и поддержки японскому народу в связи со стихийным бедствием, унесшим тысячи жизней и приведшим к масштабной ядерной аварии на АЭС «Фукусима».
Через 25 лет после чернобыльской катастрофы международное сообщество вновь оказалось лицом к лицу с проблемой разрушительных последствий аварий на атомных электростанциях. Сегодня события на АЭС «Фукусима» вынуждают нас проанализировать свои возможности безопасного использования энергии мирного атома, оценить соотношение преимуществ и рисков ядерной энергетики.
Республика Беларусь, как и многие другие страны, которые реализуют свое неотъемлемое право на использование атомной энергии в мирных целях, убеждена, что печальный опыт ядерных аварий не должен становиться причиной для отказа от ядерной энергетики. Преимущества ядерной энергии очевидны – это экономически выгодная и экологически привлекательная возможность для удовлетворения растущих потребностей в электроэнергии и сокращения выбросов парниковых газов, существенный вклад в обеспечение энергетической безопасности.
Несмотря на то, что обеспечение ядерной безопасности является, в первую очередь, сферой ответственности государств, стоящая перед всеми нами задача требует организации слаженного и эффективного международного сотрудничества. Центральную, координирующую роль в этом процессе должно играть МАГАТЭ, обладающее необходимой компетенцией, экспертным потенциалом и авторитетом.
Республика Беларусь поддерживает усилия Генерального директора и Секретариата, направленные на мобилизацию и координацию действий по укреплению международной системы ядерной безопасности. В этом отношении отмечаем работу Агентства по реагированию на аварию на АЭС «Фукусима», созыв министерской конференции по ядерной безопасности и принятие соответствующей декларации, разработку Плана действий по ядерной безопасности. Положения данного Плана будут служить важным ориентиром для совместной работы на национальном уровне.
Отмечаем значимость универсализации и необходимость дальнейшего совершенствования международных правовых инструментов в ядерной сфере, в первую очередь Конвенции о ядерной безопасности и Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии. Поддерживаем инициативы Российской Федерации по внесению в упомянутые документы поправок, сформулированных с учетом уроков аварии на АЭС «Фукусима».
Должное внимание следует уделять совершенствованию стандартов безопасности МАГАТЭ и их эффективному применению на национальном уровне, в том числе при содействии Агентства.
Беларусь также приветствует меры, принятые Российской Федерацией и Европейским союзом, по проведению всеобъемлющей оценки рисков и безопасности АЭС. Беларусь присоединилась к декларации по участию стран-соседей ЕС в программе стресс-тестов, принятой на встрече высокого уровня в Брюсселе в июне с.г., и будет использовать выводы и уроки, сформулированные по итогам выполнения программы, для обеспечения высокого уровня безопасности первой белорусской АЭС.
Как известно, в 2008 году Республика Беларусь приняла решение о запуске национальной ядерно-энергетической программы. Подготовка к строительству атомной электростанции осуществляется в тесном взаимодействии с Агентством. Беларусь приняла ряд экспертных миссий МАГАТЭ, в том числе по оценке выбора площадки для строительства АЭС, содействию в формировании системы подготовки кадров для ядерной энергетики, оценке степени готовности национальной инфраструктуры.
В целях активизации взаимодействия с МАГАТЭ Республика Беларусь присоединилась к Международному проекту по инновационным ядерным реакторам и топливным циклам (ИНПРО), направленному на решение перспективных задач ядерной энергетики, обмен информацией и опытом в области инновационных ядерных технологий.
Для осуществления ядерной энергетической программы и реализации проекта строительства АЭС в стране создается необходимая инфраструктура, формируется нормативная правовая база, ведется активная работа по подготовке кадров. Данная работа проводится последовательно, транспарентно, в полном соответствии со всеми принятыми международными обязательствами и с широким привлечением экспертного потенциала МАГАТЭ, а также государств, обладающих обширным опытом в ядерной сфере.
В этой связи отмечаем выводы, сделанные миссией МАГАТЭ по оценке национальной системы готовности и реагирования на ядерные аварии, посетившей Беларусь в октябре 2010 года. В частности, миссия отметила создание в Беларуси надежной системы аварийной готовности и реагирования. Рекомендации миссии будут учтены в рамках соответствующей национальной программы.
Для Беларуси, которая в наибольшей степени пострадала в результате аварии на Чернобыльской АЭС, ядерная безопасность – это не отвлеченная теоретическая концепция. Мы рассматриваем вопросы обеспечения ядерной безопасности в качестве безусловного приоритета. Этот подход закреплен в национальном законодательстве и реализуется на практике.
Наша делегация выражает признательность Агентству за планомерную и действенную помощь по укреплению потенциала регулирующего органа. Проводимые МАГАТЭ семинары и тренинги вносят существенный вклад в развитие человеческих ресурсов и повышение квалификации белорусских специалистов, ответственных за обеспечение ядерной и радиационной безопасности.
Важным вкладом в нашу работу стали проведенные в Беларуси при содействии Агентства национальные семинары по имплементации положений Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб и по финансовым рискам, связанным со строительством АЭС.
Реализация столь масштабного проекта как национальная ядерная энергетическая программа невозможна без взаимодействия с МАГАТЭ, ведущей международной организацией в ядерной области. Консультативная и техническая помощь Агентства представляется крайне важной с точки зрения создания инфраструктуры ядерной энергетики, формирования надежной системы регулирования ядерной безопасности, развития научно-технического и кадрового потенциала.
Одним из ключевых инструментов Агентства для достижения этих целей является Программа технического сотрудничества. В соответствии со Структурой программы для страны на 2008-2013 годы основными приоритетами технического сотрудничества Беларуси и МАГАТЭ являются развитие национальной ядерно-энергетической инфраструктуры, использование ядерных технологий в здравоохранении, восстановление районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
С удовлетворением отмечаем успешную реализацию национального проекта по развитию системы людских ресурсов и подготовке кадров для ядерно-энергетической программы Республики Беларусь. Как указывается в докладе Генерального директора о техническом сотрудничестве за 2010 год, «одним из серьезных достижений стала разработка и поставка системы компьютеризованного обучения основам политики, управления и технологий в отношении АЭС». Оказана дополнительная помощь в развитии, планировании людских ресурсов и разработке стратегии кадрового обеспечения ядерно-энергетической программы.
Беларусь намерена продолжить сотрудничество с МАГАТЭ в вопросах реабилитации районов, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Взаимодействие по этому вопросу в полной мере укладывается в рамки «чернобыльской» стратегии ООН, которая предусматривает переход к устойчивому социально-экономическому развитию пострадавших районов. Ожидаем от МАГАТЭ активного участия в осуществлении Плана действий ООН по Чернобылю. Рассчитываем на включение в резолюцию о техническом сотрудничестве нынешней Генеральной конференции ссылки на «чернобыльскую» резолюцию 65-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в которой, в частности, отмечается деятельность МАГАТЭ, направленная на помощь странам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы.
Наша делегация выражает признательность Секретариату Агентства за размещение на сайте МАГАТЭ весной 2011 года серии видеоматериалов и фотографий, освещающих реальную ситуацию в регионах, пострадавших от аварии на ЧАЭС, и деятельность правительств по их реабилитации и устойчивому развитию.
Беларусь является последовательным сторонником расширения и повышения эффективности Программы технического сотрудничества, своевременно и полностью выплачивает свои добровольные взносы в Фонд технического сотрудничества. В 2012 году белорусское правительство также обязуется выплатить свой взнос в данный Фонд в полном объеме. Призываем все государства-члены Агентства последовать этому примеру, что позволит сделать финансирование Программы прогнозируемым и гарантированным.
Республика Беларусь уделяет приоритетное внимание практическим вопросам обеспечения физической ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов.
Отмечаем плодотворное сотрудничество Секретариата МАГАТЭ и Беларуси по вопросам укрепления физической ядерной безопасности. При содействии Бюро ядерной безопасности разработан и согласован Интегрированный план мероприятий по обеспечению физической ядерной безопасности Республики Беларусь. Этот документ определяет не только стратегию взаимодействия Беларуси и Агентства по упомянутому вопросу, но и является основой для совместной работы с другими международными организациями и странами-донорами. Считаем эту деятельность важным вкладом Беларуси в укрепление физической ядерной безопасности не только на национальном, но и на региональном уровне.
Примером успешной совместной работы стал проведенный в феврале 2011 года в Минске национальный семинар по проектной угрозе. Данное мероприятие позволило белорусским специалистам ознакомиться с лучшим зарубежным опытом и освоить на практике методологию моделирования проектной угрозы.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by