Размер шрифта:

Выступление Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея на 73-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1 октября 2018 г., г.Нью-Йорк)

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые дамы и господа,

Мы живем в парадоксальное время, когда оптимизм и пессимизм в равной степени являются неотъемлемыми составляющими нашей жизни.

Действительно, совсем недавно мы приняли такие важнейшие документы, как Повестка ООН 2030 в области устойчивого развития и Парижское соглашение по климату. В конце этого года международное сообщество должно дать «зеленый свет» еще двум документам, на которые возлагаются особые надежды на изменения к лучшему – глобальным соглашениям по беженцам и по мигрантам.

Реализация всех этих знаковых инициатив призвана самым серьезным образом трансформировать жизнь всех стран и народов, обеспечить справедливую глобализацию, в которой не было бы проигравших, искоренить нищету, сохранить планету для будущих поколений.

Поиск ответов на глобальные вызовы, путей решения общих задач со всей очевидностью показывает: ни одна страна не в состоянии решить их самостоятельно. Не может быть индивидуального прогресса без прогресса коллективного.

Именно поэтому, какая бы справедливая критика ни звучала в адрес ООН, Организация по-прежнему нужна нам как уникальная платформа для сотрудничества, действенный многосторонний механизм, основанный на принципах, гарантирующих равное и уважительное отношение к любой стране, её приоритетам и нуждам.

Для содействия государствам в решении амбициозных задач Повестки 2030 необходимы эффективные “команды ООН” на местах, которые смогут результативно и рационально поддерживать правительства на пути к устойчивому развитию. Именно в этом мы видим суть реформирования системы развития ООН.

Дамы и господа,

Развитие глобализации, которое учитывало бы интересы всех, управление ею на общее благо остается в числе ключевых задач современного мира. А с этим наблюдаются очевидные сложности.

Глобализационные процессы сопровождаются появлением новых геополитических и геоэкономических линий и разломов не только в региональном, но и мировом масштабе. Создается своеобразная цивилизационная ловушка, когда запрос на интеграцию идет рука об руку с проявлениями фрагментации, протекционизма и даже конфронтации. Находясь в центре Европы, Беларусь входит, с одной стороны, в состав Евразийского экономического союза, с другой – заинтересована в интенсивном экономическом взаимодействии с Евросоюзом. Оказавшись на стыке двух геополитических центров силы, мы в полной мере ощущаем на себе взаимосвязь геополитики и геоэкономики.

Из-за конфликта в Украине и роста напряженности в регионе, санкций и контрсанкций наша страна пусть не напрямую, а косвенно, но несет значительные экономические потери.

Беларусь как средняя по размерам страна с одной из наиболее открытых в мире экономик – 60-70 процентов нашего ВВП экспортируется – очень сильно зависит от внешних рынков и международной торговли. В том числе по этой причине мы неизменно выступаем за построение справедливой, предсказуемой и недискриминационной торгово-экономической архитектуры как в Европе, так и в других регионах мира, которая учитывала бы интересы всех государств.

Ее неотъемлемой составляющей, с нашей точки зрения, должна стать реализация многоуровневых интеграционных проектов.

В силу своего географического положения Беларусь особо заинтересована в сближении Евразийского экономического союза и Европейского союза. Ведь наша западная граница, по сути, остается единственной экономической границей на пространстве между Лиссабоном и Владивостоком, а в перспективе, может быть, и Шанхаем.

Поэтому Беларусь последовательно продвигает идею «интеграции интеграций» как принципа сотрудничества, ориентированного на совместный поиск оптимальных путей объединяющего экономического роста и устойчивого развития. Достижение целей глобальной Повестки дня по устойчивому развитию с ее всеобъемлющим обещанием не оставлять никого позади требует особого внимания и международной поддержки стран со средним уровнем дохода.

Именно эта группа стран, в которых проживает 5 из 7 миллиардов населения мира, объективно обладает наибольшими резервами роста экономики и обеспечения глобальной устойчивости.

С другой стороны, именно в них сконцентрировано три четверти самого бедного населения. Именно они наиболее уязвимы к колебаниям мировой экономической конъюнктуры, последствиям региональных конфликтов, стихийных и техногенных катастроф, климатических потрясений, эпидемий, которые ставят под угрозу социально-экономическую стабильность и усугубляют неравенство, в том числе на региональном и глобальном уровнях.

В такой ситуации несправедливо, что прогресс в развитии продолжает оцениваться исключительно посредством дохода на душу населения. Этот критерий не отражает экономическую, социальную и экологическую специфику стран со средним уровнем дохода.

Для Беларуси очевидно, что многоплановый характер вызовов, стоящих перед государствами этой категории, к которым относится и наша страна, требует многомерных критериев развития и выстраивания на их основе ориентированных на результат стратегий сотрудничества со стороны агентств системы ООН.

Беларусь рассчитывает, что заседание высокого уровня для всестороннего обсуждения этих вопросов, которое Председатель Генеральной Ассамблеи ООН планирует созвать в ближайшее время, даст серьёзный толчок разработке и реализации конкретных мер со стороны ООН на этом направлении.

Дамы и господа,

Сегодня еще одна многогранная тема все сильнее выдвигается в фокус нашего внимания. Человечество вошло в новую эру: цифровые технологии кардинально меняют нашу жизнь. Значимость цифровой экономики для устойчивого и всестороннего экономического роста прекрасно понимают в нашей стране. В марте этого года вступил в силу Декрет Президента «О развитии цифровой экономики», призванный способствовать превращению Беларуси в “IT-страну”. Динамично развивается белорусский Парк высоких технологий, демонстрируя рекордные темпы как по росту численности резидентов, так и по росту экспорта.

Цифровые технологии справедливо сравнивают с «ракетным топливом» для национальных экономик. Они способствуют быстрому внедрению инноваций в человеческую деятельность, включая образование, потребление, социальное взаимодействие. Цифровые технологии стимулируют активность бизнеса, приносят ощутимые прибыли, создают новые рабочие места.

Вместе с тем, цифровизация объективно приведёт к кардинальным изменениям рынка труда, исчезновению целого ряда профессий, невостребованных в новых условиях, поставит в уязвимое положение людей, занятых в соответствующих отраслях.

Очевидно, что перед правительствами как развитых, так и многих развивающихся стран уже в ближайшем будущем остро встанут задачи: как адаптировать собственные экономики к глобальным процессам цифровой трансформации, как этими процессами эффективно управлять на национальном уровне, как справляться с непреднамеренными социальными последствиями цифровизации.

В этой связи Беларусь предлагает ООН наладить международное сотрудничество в области цифровизации и технологического прогнозирования для нужд устойчивого развития.

Цель такого сотрудничества – помочь развивающимся странам найти и занять свою нишу в глобальной цифровой экономике, умножить выгоды от цифровизации и обеспечить их равномерное распространение.

Мы приветствуем учреждение Генеральным секретарём ООН Группы высокого уровня по цифровому сотрудничеству и рассчитываем, что группа уделит особое внимание вопросам укрепления потенциала государств в этой сфере.

Абсолютно очевидно, что укрепление этого потенциала невозможно без таких ценностей, как устойчивость и процветание для всех. Именно они составляют глубинную основу для тех задач, которые государства мира могут решить только сообща.

К сожалению, именно они нередко приносятся в жертву логике конфронтационного мышления, с которой мы сталкиваемся все чаще.

На саммите ООН 2015 года Президент Беларуси высказал идею о невозможности устойчивого развития без обеспечения прочного мира и безопасности. Это полностью актуально и сегодня.

Реальная устойчивость не может быть достигнута вне рамок безопасности, которые ежедневно испытываются на прочность.

Общей для всех является глобальная угроза терроризма. Борьба с ней требует целостного подхода, при котором все страны соблюдают принципы международного права и избегают двойных стандартов.

Мы приветствуем и с готовностью поддерживаем усилия руководства ООН по созданию единого фронта против терроризма. Вкладом нашей страны в глобальные объединительные процессы в этой сфере станет организованная Беларусью совместно с ОБСЕ Международная конференция высокого уровня по вопросам предотвращения и борьбы с терроризмом в цифровую эпоху, которая пройдет в Минске ровно через неделю (9-10 октября).

Дамы и господа,

Обращаясь к теме международной безопасности в целом, нельзя в очередной раз не отметить очевидное. Мир сегодня сталкивается с беспрецедентными вызовами и угрозами.

Конфронтация в международных отношениях все чаще заставляет говорить о новой «холодной войне». Более того, все чаще раздаются голоса о возникновении вероятности применения оружия массового уничтожения, пусть и в результате непреднамеренного конфликта или случайного инцидента.

Это свидетельствует о кризисе дипломатии и серьёзно подрывает авторитет ООН как главной международной организации, призванной предотвращать международные конфликты.

«Градус» расхождений в отношениях между рядом крупнейших государств мира сегодня достиг критической отметки. По некоторым вопросам ситуация доходит до абсурда. Ключевые органы системы ООН, в первую очередь Совет Безопасности, превращаются в арену для противостояния и политического самоутверждения, где конфронтация превалирует над диалогом, геополитические амбиции берут верх над здравым смыслом.

У нас, как и у многих в этом зале, к сожалению, нет готового рецепта исправления сложившейся ситуации.

Но мы глубоко убеждены: нет иного выбора, кроме как формировать глобальный порядок на основе «общих ценностей». При этом совершенно очевидно, что «общие ценности» не могут быть сформированы через принуждение к демократии, насильственные действия по подрыву легитимных властей.

Печальный геополитический опыт последних трех десятилетий свидетельствует о том, что основой для таких ценностей должно быть нечто, в чем все действительно имеют общий интерес.

Полагаем, что такой парадигмой может стать идея стабильности.

Обеспечить стабильность означает остановить тенденцию раскручивающейся «спирали» геополитического хаоса.

Что для этого важно?

Во-первых, стабильность подразумевает сохранение за государствами роли основных международных «игроков», уважение государственного суверенитета.

На этих важнейших принципах, закреплённых в основополагающих документах ООН, зиждется современное международное право. Речь идет, с одной стороны, о свободе государств избирать собственную форму политического правления, свой путь и приоритеты развития, с другой, о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга.

К сожалению, эти  принципы в  современном мире соблюдают не все. Политика санкций, экономического принуждения и политической изоляции в отношении так называемых «неугодных режимов» прочно вошла во внешнеполитический арсенал отдельных государств.

Все мы являемся свидетелями многолетней политики экономической, торговой и финансовой блокады против свободолюбивой Кубы, что не просто нарушает резолюции ООН, но ощутимо препятствует устойчивому социально-экономическому развитию этой страны.

Во-вторых, стабильность – это укрепление государства и его роли во внутренних делах.

Абсолютно убеждены в том, что только сильное государство может обеспечить безопасность и благополучие своего населения. Полагаем, что люди, живущие в тех местах, где твердой власти нет, подтвердят такую истину более, чем кто-либо другой.

Поэтому, если мы все действительно заинтересованы в планетарной стабильности, нам надо не расшатывать государства, а содействовать их укреплению.

Наконец, стабильность касается отношений между великими державами, которым сегодня надо вновь учиться слушать и слышать аргументы друг друга, быть готовыми к разумным компромиссам.

В прежние времена великие державы определяли судьбы планеты. В современном мире у них уже нет такой исключительной прерогативы. И всё же согласие между великими державами в отношении «общих ценностей» и лидерство в их продвижении являются совершенно необходимым условием (лат. sina quo non) для прогресса по многим направлениям.

Исходя именно из такой логики, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко в прошлом году выступил с инициативой начала нового масштабного международного диалога по вопросам безопасности. Он должен быть направлен на преодоление существующих противоречий во взаимоотношениях государств на общем пространстве Евроатлантики и Евразии.

Уверены, что только такой диалог поможет преодолеть глубокий кризис доверия в международных отношениях и совместно выработать механизмы, которые будут способствовать реальному укреплению мира и международной безопасности, достижению устойчивого развития.

Господин Председатель,

Может ли один день или одна встреча изменить историю? Великий индийский лидер Джавахарлал Неру называл такой момент «свиданием с судьбой» (tryst with destiny). Полагаю, наша общая задача – умножать количество таких моментов. Общими усилиями находить совместные решения, приемлемые для всех.

Благодарю за внимание.

 

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by