Интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея «Радио ООН» (2 октября 2018 г., г.Нью-Йорк)
«Радио ООН»: Владимир Владимирович, мы Вас приветствуем в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН на полях 73-й сессии Генеральной Ассамблеи. Мы очень рады Вас видеть. Вы первым выступали вчера. Мы внимательно слушали Ваше выступление и хотели бы, что бы Вы для наших слушателей немножечко прошлись по основным тезисам Вашего выступления.
Сейчас Организация Объединенных Наций переживает достаточно сложный момент в своей истории. ООН активно критикуют, подвергают сомнению принцип многостороннего подхода к решению наиболее актуальных проблем современности. И не только на словах это происходит. Некоторые страны покидают ряды учреждений системы ООН, выходят из состава отдельных органов, отзывают свои обязательства по важным соглашениям. Что думают в Беларуси по поводу роли ООН в современном мире? Остается ли она по-прежнему востребованной или же пришло время искать новые форматы сотрудничества между государствами?
В.Макей: Вы знаете, то, что ООН критикуют означает, что Организация все-таки действует, работает и живет. Если бы ничего не делалось в рамках ООН, если бы ничего не предпринималось по различным направлениям деятельности этой Организации, то и критиковать было бы не за что.
Понятно, что ситуация в мире меняется, и меняется стремительно. Наверное, такая мощная, огромная организация, как ООН не всегда успевает оперативно адаптироваться к этим меняющимся условиям. Поэтому, наверное, и звучит какая-то критика.
Но мы в Беларуси считаем, что ООН – Организация Объединенных Наций – чрезвычайно необходима сегодня, нужна и именно она должна играть определяющую роль в будущем, в перспективе, в том, что касается строительства справедливого миропорядка. ООН с этой целью создавалась: с целью обеспечения мира, безопасности и стабильности на всей планете. Она сегодня, чтобы кто ни говорил, выполняет эту роль в целом. Но, к сожалению, стремительно появляющиеся новые вызовы и угрозы заставляют искать адекватные ответы на них, и ООН, а это необходимо откровенно признать, не всегда оперативно откликается на эти вызовы и угрозы.
Поэтому наша общая задача состоит в том, чтобы мы оперативно, адекватно реагировали на те проблемы, которые так стремительно возникают у нас в нашей повседневной жизни – это экономические проблемы, конечно же, вопросы, связанные с безопасностью, гуманитарные проблемы и так далее.
Но еще раз повторюсь: мы считаем, что ООН должна оставаться ядром наших усилий по обеспечению мира, безопасности и стабильного развития на планете.
«Радио ООН»: В чем Вы видите сильные и слабые стороны Организации? По каким направлениям могла бы осуществляться реформа ООН, по Вашему мнению?
В.Макей: Я уже сказал, в чем мы видим слабые стороны. Слабые стороны – это то, что, наверное, существует слишком большой бюрократический механизм, который не позволяет нам быстро находить ответы на те проблемы, которые возникают ежедневно и ежечасно. Вот эта медлительность и не разворотливость.
Но сильные стороны в том, что в любом случае, как бы то ни было, ООН видит эти проблемы, старается сфокусировать внимание на решении этих проблем и принимает в конечном итоге те или иные решения, которые позволяют двигаться дальше и преодолевать те препятствия, которые возникают на нашем пути.
Это касается и вопросов безопасности. Например, сегодня по общему признанию актуальной является проблема борьбы с терроризмом, с терроризмом в цифровую эпоху и так далее. ООН видит эти проблемы. Не случайно была введена некоторое время назад должность заместителя Генерального секретаря, который занимается исключительно этими вопросами. То есть ООН шагает в ногу со временем.
Конечно, мы говорим об этом и обсуждаем эти вопросы. Мы видим, что надо двигаться быстрее. Это тоже недостаток сегодня, что в ООН не видно общего стремления со стороны всех государств найти решение вопроса. Очень многие государства зацикливаются только лишь на каких-то взаимных обвинениях в адрес друг друга. Мы видим, что и в Совете Безопасности ООН происходит то же самое. Совет Безопасности ООН сегодня представляет площадку, где стороны просто обвиняют друг друга, не хотят слышать друг друга. Это вредит нашей общей цели – цели достижения всеобщего мира, спокойствия и безопасности на планете. Поэтому нам нужно уходить от этого. Надо быть более ответственными в этом плане. И это задача и всех структур ООН, и, конечно же, отдельных государств.
Но я еще раз хотел бы подчеркнуть, что Организация нам по-прежнему нужна как уникальная площадка, платформа для сотрудничества, как действенный многосторонний механизм, который основан на выработанных в свое время справедливых принципах. И эти принципы отражены в Уставе ООН.
Нам кажется, что очень важно в будущем сделать так, чтобы «команды ООН» на местах, а это масса агентств, большое количество сотрудников в тех или иных странах, работали очень эффективно, результативно и в тесной координации со странами, в которых они находятся. Нам кажется, что, если будет такая нацеленность на результат и готовность конструктивно взаимодействовать с государствами-пребывания, тогда успех будет обеспечен и на местах, и это будет означать успех деятельности Организации в целом.
«Радио ООН»: Говоря о необходимости укрепления многостороннего подхода, скажите, пожалуйста, какой вклад вносит Беларусь в решение глобальных проблем?
В.Макей: Вы знаете, Беларусь старается быть донором безопасности. Мы никогда не были каким-то возмутителем спокойствия. Мы когда с Вами раньше встречались, я говорил, что мы не имеем никаких ни к кому территориальных претензий, не выдвигаем обвинения в адрес других сторон в связи с теми или иными событиями.
Мы хотим мира и спокойствия в нашем регионе, мира и спокойствия в мире в целом. Почему? Потому, что Беларусь как небольшое государство очень зависит от стабильности в мире. Наша экономика открытая. Я говорил на выступлении, что мы 60-70 процентов производимых в стране товаров экспортируем, поэтому наша выживаемость зависит от нашей способности торговать с внешними партнерами и от спокойствия на внешних рынках. Сегодня мы страдаем от той конфронтации, которую мы наблюдаем в нашем регионе: от санкций и контрсанкций, от взаимных обвинений. Мы хотели бы уйти от этого. Поэтому мы стараемся занимать нейтральную позицию по чувствительным вопросам, связанным с вопросами обеспечения мира и безопасности в регионе.
Мы очень привержены идеям устойчивого развития – Повестке дня-2030. Мы предпринимаем огромные усилия по реализации тех задач, которые отражены в глобальной Повестке дня-2030. Почему? Потому, что это связано с устойчивым развитием государства, устойчивым развитием экономики, устойчивым развитием иных сфер жизнедеятельности государства. Очень привержены этой идеи.
В этой связи мы продвигаем идею большей выработки конкретной стратегии в рамках ООН, направленной на развитие стран со средним уровнем дохода. Это большая группа государств. Это 5 миллиардов населения, огромный экономический потенциал. Но, к сожалению, многие сегодня думают, что государства со средним уровнем дохода в состоянии выжить сами и им не нужно помогать как, например, бедным государствам. Это отнюдь не так. В этих государствах тоже проживают три четверти населения за чертой бедности. Нам нужно исходить не только из дохода на душу населения, но выработать какие-то критерии, которые отражали бы реальную ситуацию, связанную с жизнедеятельностью этих государств.
Поэтому мы предложили созвать соответствующую встречу под эгидой руководства Генеральной Ассамблеи ООН. Такая встреча высокого уровня состоится 4 декабря этого года. Мы вчера обсуждали с председателем Генеральной Ассамблеи ООН формат, содержание этой встречи. Мы надеемся, что эта встреча придаст новый импульс, в том числе и в деятельности ООН.
Хочу сказать, что это не означает, что мы намерены выделить эти государства в какую-то отдельную категорию. Нет, мы наоборот хотим, чтобы эти государства были более активно встроены в общую стратегию экономической, гуманитарной, политической деятельности ООН. Мы намерены всецело содействовать тому, чтобы наоборот это привело к большей активности ООН на международной арене.
Что касается политических вопросов, вопросов безопасности, то, как я уже сказал, для нас это очень актуально. Мы видим наш вклад в том, чтобы не повышать конфронтационный уровень в отношениях между государствами, не способствовать дальнейшему нагнетанию напряженности в нашем регионе и в мире в целом, а наоборот способствовать установлению большего мира и безопасности.
Некоторое время назад Президент Республики Беларусь выдвинул идею о необходимости широкого масштабного международного диалога, который учитывал бы новые вызовы и угрозы и привел бы в конечном итоге к выработке взаимоприемлемых решений, направленных на снижение уровня конфронтационной напряженности.
Мы активно работаем сегодня с зарубежными партнерами, аналитическими структурами по реализации этой идеи. Я убежден, что рано или поздно она найдет свой отклик в умах и сердцах и политиков, и руководителей государств. Мы считаем, что это серьезный вклад в наше общее дело по укреплению мира и безопасности на планете под эгидой ООН.
«Радио ООН»: Владимир Владимирович, в своем вчерашнем выступлении Вы говорили о вызовах, которые ставит перед государствами развитие цифровых технологий. Каковы перспективы развития цифровой экономики в Беларуси?
В.Макей: Конечно же, мы видим, что будущее – за новыми технологиями, высокими технологиями, за цифровыми технологиями. Многие говорят о том, что будущая экономика – это экономика цифровизации. В этом есть доля истины. Но параллельно мы должны видеть и какие-то, скажем так, негативные аспекты, которые повлечет за собой, будем говорить в кавычках, тотальная цифровизация нашей жизни. Потому что наверняка исчезнет ряд профессий, наверняка закроется ряд предприятий, которые будут не нужны. И даже некоторые сферы деятельности прекратят свое существование. Поэтому это связано и с человеческим фактором. Нам нужно будет думать, куда трудоустроить ту рабочую силу, которая была высвобождена. Даже эти размышления говорят о том, что будущая цифровизация несет с собой и ряд, скажем так, опасностей. Мы должны думать об этом. Но вместе с тем мы видим, что за цифровой экономикой будущее и здесь, конечно, важно не просто не отставать, но и шагать в ногу со временем и даже опережать его.
У нас идея развития цифровой экономики обсуждалась уже давно. Некоторое время назад, в начале этого года, Президент Беларуси принял соответствующий декрет о развитии цифровой экономики. Мы видим свою задачу в том, чтобы сделать Беларусь ИТ-страной. У нас активно действует Парк высоких технологий. После принятия декрета Президента о развитии цифровой экономики количество резидентов Парка возросло на одну треть буквально за несколько месяцев. Сегодня Парк активно развивается, активно осуществляет экспортную деятельность. Поэтому мы видим свою задачу в том, чтобы уделять огромное внимание развитию цифровой экономики. Декрет Президента очерчивает общие рамки развития цифровой экономики в Беларуси. Сейчас мы работаем над подготовкой конкретных подзаконных актов, которые будут посвящены конкретным сферам деятельности, связанным с развитием цифровых технологий в нашей стране.
Я убежден, что тот опыт, тот потенциал, которым обладает Беларусь, поможет нам действительно оставаться, как минимум, в рядах передовых государств, которые занимаются развитием цифровых технологий. За этим будущее.
(будет дополнено)
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by