Стенограмма онлайн-конференции начальника главного консульского управления МИД Беларуси Игоря Фисенко в Белорусском телеграфном агентстве (25 мая 2015 г.)
С какими проблемами чаще всего обращаются соотечественники в белорусские загранучреждения?
Кроме вопросов гражданства, нотариата, ЗАГС и легализации документов, наши граждане обращаются в загранучреждения за оказанием консульско-правовой помощи в чрезвычайных и экстремальных ситуациях.
Чаще всего белорусские граждане обращаются в посольство или консульство в случае утери документов или рождения ребенка на территории иностранного государства. Консул выдает таким гражданам свидетельства на возвращение в нашу страну (в 2014 году выдано около 5,7 тыс. свидетельств). С начала 2015 года и по текущий момент выдано свыше 2,2 тыс. свидетельств.
Если поступают обращения об оказании помощи от белорусов, задержанных правоохранительными органами иностранного государства, консул оказывает им правовую помощь, разъясняет особенности законодательства страны пребывания, при необходимости помогает в поиске адвоката. Консул может посещать задержанного, принимает меры для освобождения нашего гражданина и сокращения срока отбывания им наказания.
Особое внимание уделяется обращениям по оказанию помощи белорусским гражданам, ставшим жертвами торговли людьми. К рассмотрению принимаются полученные из любых источников сведения по данной тематике, касающиеся наших граждан. В 2014 году было оказано содействие в возвращении в Беларусь с территории Кипра 4 граждан, признанных жертвами трудовой эксплуатации.
В случае обращения в загранучреждение или МИД о пропаже за границей граждан Беларуси консул во взаимодействии с компетентными правоохранительными органами иностранного государства принимает меры по их розыску.
Наиболее сложными являются конфликтные ситуации, возникающие между родителями, один из которых является гражданином иностранного государства, особенно мусульманских стран. В смешанных браках дети по рождению являются, как правило, гражданами Беларуси и иностранного государства. В случае развода, если родитель-иностранец сумел вывезти ребенка из Беларуси в страну своего гражданства и принял меры к запрету его выезда из страны, вернуть такого ребенка в Беларусь практически невозможно. Это связано с тем, что судебные органы в большинстве стран становятся на сторону своего гражданина и отказываются оставлять ребенка на попечение родителю — гражданину Беларуси, даже если это родная мать ребенка. Хотелось бы призвать наших граждан учитывать эти обстоятельства при вывозе своего ребенка, имеющего гражданство иностранного государства, за рубеж.
Решение каких вопросов входит в компетенцию посольства и консула, а в каких случаях консульский работник не может помочь обратившемуся к нему соотечественнику?
Каждый белорусский гражданин, выезжая за границу, должен быть уверенным в том, что в случае нарушения его законных прав и интересов он получит квалифицированную помощь и правовую защиту со стороны своего государства. Это и является основной и приоритетной задачей консульской службы нашей страны. Инструментарий того, как консул будет добиваться защиты ваших прав и законных интересов, зависит от конкретной страны, поскольку главным критерием в этом процессе будет неукоснительное соблюдение законодательства страны пребывания.
Белорусский консул может в случае утраты или кражи паспорта выдать после подтверждения личности свидетельство на возвращение в Беларусь; информировать наших граждан по вопросам законодательства страны пребывания; принимать на рассмотрение ходатайства по вопросам гражданства и постоянного жительства за границей. Кроме того, консул может выдать национальный паспорт, если гражданин проживает за границей и оформил в установленном порядке выезд на постоянное жительство из Беларуси; в рамках компетенции совершать нотариальные действия, легализовать документы, а также информировать родственников граждан Беларуси о несчастных случаях, задержании, аресте, смерти гражданина Беларуси.
В случае ареста или задержания белорусского гражданина консул может оказать содействие в подборе квалифицированного адвоката, а также будет следить, чтобы в отношении гражданина Республики Беларусь, заключенного под стражу (арестованного), задержанного по подозрению в совершении преступления, подвергнутого иным мерам, ограничивающим свободу, отбывающего наказание в виде лишения свободы, либо к которому приняты другие меры судебного или административного воздействия, исполнялись законы государства пребывания, международные договоры, заключенные Беларусью с государством пребывания.
В обязанности консула также входит содействие в поиске белорусских граждан, которые постоянно проживали или временно пребывали в этом государстве и пропали без вести.
В целом, перечень консульских функций достаточно объемен. Основополагающим документом, которым руководствуется консульское должностное лицо, является Консульский Устав, утвержденный указом №82 от 19 февраля 1996 года с соответствующими изменениями и дополнениями.
Несмотря на широкий спектр функций, которые может осуществлять консульское должностное лицо, следует отметить, что возможности консульской службы на территории иностранного государства не безграничны. В своей практической деятельности консул должен строго руководствоваться законодательством страны пребывания, нормами международного права, что, к великому сожалению, не всегда находит понимание среди наших соотечественников.
Важно помнить, что, находясь на территории иностранного государства, необходимо уважать местные традиции и обычаи, соблюдать его законодательство, нарушение которого влечет ответственность.
Консул не сможет оплатить за вас штраф или купить обратный билет, оплатить расходы по лечению. Также консул не сможет освободить вас из-под стражи или гарантировать ваше скорейшее освобождение из мест лишения свободы. Повторюсь, все действия, которые консул будет предпринимать, должны соответствовать национальному законодательству страны пребывания, законодательству Республики Беларусь и ее международным договоренностям. В противном случае такие действия могут быть расценены как вмешательство во внутренние дела.
Как следует подготовиться к поездке в отдаленные и экзотические для белорусов страны? Хотелось бы выслушать советы профессионала…
При планировании поездки в любую страну, в том числе в отдаленную и экзотическую для белоруса, необходимо удостовериться в правильности оформления всех документов как для выезда из Республики Беларусь, так и для въезда в иностранное государство.
Здесь речь идет, конечно же, о сроке действия паспорта и наличии в нем визы, разрешающей въезд в страну, в которую планируется поездка. Паспорт должен быть пригодным для использования, то есть не иметь повреждений, пятен и посторонних записей.
Также необходимо иметь при себе иные документы, подтверждающие личность в случае утери или кражи паспорта, и 2-3 фотографии, в том числе фотографии детей. Не лишним будет иметь при себе адреса и другие контактные данные приглашающего лица или компании, туристический ваучер и/или официальное приглашение.
Внимательно подойдите к оформлению медицинской страховки. Выбирайте проверенные агентства, выяснив, какие медуслуги вам предоставят в стране пребывания, и как они будут оплачиваться.
Сообщите родственникам, друзьям о поездке, оставьте номера контактных телефонов. Имейте при себе контактные данные посольства и консульского учреждения Беларуси в стране, в которую вы направляетесь.
Для въезда в ряд стран Африки и Латинской Америки необходимо обязательное наличие международного сертификата о вакцинации против желтой лихорадки, или для въезда в которые такая вакцинация рекомендуется.
С информацией о странах, неблагополучных по инфекционным заболеваниям, которые представляют или могут представлять собой чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение, и о мерах личной профилактики перед выездом за рубеж, можно ознакомиться на сайте Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (www.rcheph.by).
В случае необходимости получения компетентной правовой консультации обращайтесь за помощью в консульское учреждение Беларуси.
Отправляясь за границу, особенно в экзотическую для себя страну, необходимо понимать, что климатические условия, нормы поведения в общественных местах, требования к внешнему виду, еда, график работы организаций и учреждений могут иметь заметные различия по сравнению с белорусской действительностью. Поэтому следует заранее ознакомиться с особенностями, характерными для государства, которое планируете посетить. Это поможет вам правильно подготовиться к поездке, взять с собой необходимые вещи. Не лишним будет почитать отзывы других людей о пребывании в конкретной стране, городе или гостинице.
Отправляясь в страны, где не редки чрезвычайные ситуации природного характера (землетрясения, цунами, наводнения и т.п.), или в государства с нестабильной общественно-политической обстановкой, следует заблаговременно изучить общепринятые правила поведения в экстремальной обстановке.
Находясь за рубежом, как, впрочем, и у себя на родине, никогда не забывайте о разумной осторожности и осмотрительности. Нельзя забывать о необходимости соблюдать и уважать законы, традиции и обычаи страны, быть терпеливыми, не грубить, не повышать голос, не проявлять высокомерие и пренебрежение к местной культуре, не допускать оскорбительных высказываний по отношению к руководителям страны пребывания (за что могут быть предусмотрены штрафные санкции и даже арест, как, например, в Таиланде).
Некоторые безобидные, на первый взгляд, действия, высказывания или даже жесты в той или иной ситуации могут быть неприемлемыми в стране, куда вы приехали, и впоследствии омрачить или полностью испортить путешествие.
Есть ряд стран, куда белорусским гражданам можно ехать без предварительного получения визы в посольстве, а получать ее уже по приезду в аэропорту. Например, недавно появилась подобная информация в отношении Индонезии. Насколько можно доверять подобной практике? Случалось ли, что турист приехал, а его развернули с чемоданами на границе? И чем в этом случае может помочь наша дипломатическая служба?
Случиться, конечно, может всякое. Нельзя исключать человеческий фактор. У нас в текущем году была ситуация, когда нескольких белорусских граждан, въезжавших на территорию Монголии на грузовом транспорте, заставили оформить на границе платные визы, притом что с 5 июля 2014 года между Беларусью и Монголией действует безвизовый режим поездок. Наши диппредставительства фиксируют все факты нарушений существующих договоренностей и оперативно на них реагируют. В МИД Монголии была незамедлительно направлена официальная нота с просьбой информировать по существу ситуации и предпринять необходимые меры по недопущению подобных действий в будущем.
Что касается Индонезии, то работа наших дипломатов в направлении упрощения визового режима для белорусских граждан велась уже несколько лет и приобрела более четкие очертания по итогам визита Президента Республики Беларусь в Индонезию в марте 2013 года.
В апреле 2015 года Индонезией принято официальное решение об упрощении режима поездок белорусских граждан в эту страну. Республика Беларусь включена в список государств, граждане которых могут получать индонезийские визы по прибытии в Индонезию при поездках до 30 дней с деловыми и туристическими целями. На момент пересечения границы Индонезии до окончания срока действия паспорта должно оставаться не менее шести месяцев. Кроме того, в паспорте должны быть свободные страницы для визы. Стоимость визы составляет $35.
Фактов несоблюдения данного режима въезда в отношении белорусских граждан нашим посольством в Джакарте пока не зафиксировано, однако надо всегда учитывать, что любому гражданину любой страны может быть отказано во въезде без объяснения причин. Это суверенное право любого государства. и оно на практике не часто, но применяется. Разумеется, данные факты также фиксируются нашими диппредставительствами, и в последующем такие проблемные вопросы включаются в повестку двусторонних консультаций.
С какими странами у Беларуси сегодня действует безвизовый режим?
Установление безвизового режима между странами происходит, как правило, на базе заключаемых международных договоров либо решений, принятых тем или иным государством в одностороннем порядке. С перечнем стран, с которыми Беларусь имеет безвизовый режим въезда, можно ознакомиться на сайте МИД.
Помимо большинства государств бывшего Советского Союза (Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина) без виз на основании международных договоров граждане Беларуси могут въехать в Венесуэлу, Кубу, Македонию, Монголию, Сербию, Турцию, Черногорию, Эквадор.
Также безвизовый режим для наших граждан действует при въезде в следующие государства (введен в одностороннем порядке): Гондурас (с 2009 года), Малайзия (с 1998 года), Никарагуа (с 2009 года), Панама (с 2009 года), Перу (с 2003 года).
Важно также понимать, что подписание соглашений не означает немедленную отмену визового режима, поскольку для вступления в силу таких международных договоров требуется их ратификация обоими государствами. Учитывая, что процесс ратификации и последующего обмена ратификационными грамотами в среднем занимает от полугода до года, необходимо обращать внимание не на факт подписания международного договора или даже его ратификации, а на дату его вступления в силу. Зачастую соглашения вступают в силу через определенный срок после обмена уведомлениями о выполнении сторонами всех необходимых для вступления в силу внутригосударственных процедур.
Как быстро можно получить в белорусском посольстве временное удостоверение личности, если во время отдыха был утерян паспорт? Нужно ли за это платить?
Порядок получения достаточно прост — гражданин обращается в посольство и сообщает о потере или краже документов и обстоятельствах, при которых это произошло. При этом желательно представить какою-то бумагу из полиции, подтверждающую, что документ утерян. Если есть с собой копия паспорта, то это упростит консульству задачу. В любом случае будет проведена проверка принадлежности к гражданству Республики Беларусь, направлен запрос по месту жительства.
Временным удостоверением личности в данной ситуации называется свидетельство на возвращение в страну, которое имеет ограниченный срок действия (до 6 месяцев) и используется только для возвращения в Беларусь с целью оформления в установленном порядке паспорта белорусского гражданина.
Несмотря на то что в соответствии с нормативно-правовыми актами Беларуси срок оформления свидетельства на возвращение в Беларусь составляет до 1 месяца, консульское должностное лицо с учетом необходимости подтверждения личности предпринимает все возможные меры по выдаче таких документов в максимально сжатые сроки. Обычно такой документ мы оформляем в течение одного-двух дней с учетом выходных, праздничных дней, в том числе в Беларуси, так как необходимо уточнить, что этот человек действительно является гражданином Беларуси и проживает по указанному адресу. В экстремальных ситуациях, если это не выходной или праздничный день в Беларуси, свидетельство на возвращение может быть выдано в день обращения.
Что касается платы за оформление данного документа, то в соответствии с законодательством Беларуси за это взимаются консульские сборы. В частности, стоимость выдачи свидетельства на возвращение составляет 20 евро. Гражданам, не достигшим 14-летнего возраста, свидетельство выдается бесплатно.
Если у гражданина отсутствуют денежные средства на оплату консульского сбора, то по решению руководителя белорусского загранучреждения свидетельство может быть выдано бесплатно.
Можно ли обратиться в белорусское посольство с просьбой оказать финансовую помощь для возвращения домой?
В исключительных случаях такая возможность существует. Финансовая помощь оказывается при условии, что у гражданина отсутствуют родственники или знакомые, которые смогли бы перечислить ему необходимую сумму. Как правило, это единичные случаи.
В случае оказания белорусским диппредставительством гражданину финансовой помощи в возвращении на родину он будет обязан возместить затраченные на его возвращение средства в кассу Министерства иностранных дел. Механизм применяется не часто, но ситуации такие бывают. В основном финансовую помощь оказывают родственники или знакомые.
Когда мы ведем речь о централизованной эвакуации белорусских граждан из зон бедствий или вооруженных конфликтов, применяется иной механизм финансирования расходов за счет средств республиканского бюджета.
На какой стадии находятся переговоры об упрощении визового режима для белорусов в страны Евросоюза?
Речь, прежде всего, идет именно об упрощении визовых процедур для наших граждан и граждан стран ЕС. В большей степени речь идет о белорусских гражданах, так как для европейцев, как я уже говорил, получить белорусскую визу особой сложности не представляет. Предусматривается небольшое снижение визового сбора, упорядочение количества документов, необходимых для получения визы. Также это взаимная договоренность, что определенное количество виз для участников различных обменов, гуманитарных контактов и так далее будет выдаваться бесплатно.
Пока переговоры продолжаются. С ноября 2014 года между Беларусью и ЕС состоялось три раунда консультаций по проектам соглашений об упрощении визовых формальностей и о реадмиссии. Стороны также провели конструктивную работу по согласованию декларации «Партнерство ради мобильности», направленной на укрепление взаимодействия в миграционной сфере.
Переговоры подходят к завершению, но остался ряд технических моментов, которые нуждаются в согласовании. Пока никаких временных рамок я бы не устанавливал. Работа продолжается.
Беларусь последовательно отстаивает идею применения со стороны ЕС в прорабатываемых документах по визовым вопросам стандартных недискриминационных условий, таких же, которые применяются Евросоюзом в отношении других государств — участников «Восточного партнерства». Одновременно в пакете обсуждаемых документов ведется работа по углублению сотрудничества с ЕС в области противодействия незаконной миграции и эффективного управления трудовой миграции. Эти направления весьма важны для нашей страны, и мы заинтересованы в скорейшем формировании правовых инструментов взаимодействия по данной тематике.
Беларусь прорабатывает вопрос отмены виз с рядом государств. Можно ли конкретизировать, с какими именно государствами?
Кроме уже названного выше Израиля, было подписано соглашение с Бразилией о взаимных безвизовых поездках. К сожалению, оно пока в силу не вступило. С бразильской стороны изменилась компетенция. Когда мы подписывали соглашение, это был парламент. Потом был принят закон, и это право было делегировано правительству. Теперь Бразилия настаивает на другой форме оформления соглашения. Сейчас мы эту проблему с Бразилией пытаемся решить. Но по сути вопрос решен и договоренность существует.
Также работаем над упрощением поездок в Чили, Уругвай, Гондурас. В Азии речь идет прежде всего о Гонконге, Макао. Недавно было принято решение Индонезией о возможности оформления виз белорусами по прилету. То есть с 10-15 странами мы ведем переговоры, в том числе с Республикой Корея. С Оманом начинаем переговоры. Список довольно большой, но пока нельзя сказать, что результаты будут в ближайшее время.
Какую страну, если таковую удастся выделить, можно назвать наиболее проблемной, исходя из количества наших граждан, которые обращаются за помощью в дипломатические представительства Беларуси?
Естественно, это те страны, в которые приезжает на отдых большое количество белорусских граждан, — Турция, Египет и другие. В таких странах принимают много туристов, но, тем не менее, инфраструктура там может быть не настолько развита, как в европейских странах, и поэтому нет возможности оказать помощь всем и на должном уровне в случае необходимости. Так как я сам когда-то работал в Египте, могу сказать, что это — одна из проблемных стран, каждую неделю случается что-то требующее подключения консульства.
Не так давно была волна обращений в консульские учреждения по поводу ограбления наших граждан в Белостоке. Были кражи на автостоянках, рынках, и Министерство иностранных дел давало свои рекомендации и разъяснения по этому поводу. Какова ситуация сейчас, удалось ли ее нормализовать?
Не знаю, произошел ли какой-то всплеск или это было сезонное явление (на фоне окончания зимы) оживления поездок наших граждан в приграничье, но каждый год белорусы сталкиваются с такими ситуациями в соседних странах, в том числе в Польше. Конечно, наши консульства, которые находятся в Белостоке и Бяла-Подляске, подключаются к этим ситуациям, поддерживают контакты с правоохранительными органами, обращают внимание на необходимость более тщательной, качественной работы по предупреждению преступности. Естественно, мы рекомендуем и нашим гражданам принимать все меры осторожности, быть предусмотрительными, обращать внимание на техническое состояние своего автомобиля и так далее. Нужно понимать и оценивать общую ситуацию и уровень преступности в стране, в которой находишься.
Многие иностранцы жалуются на сложности в получении белорусской визы. Между тем, развитие въездного туризма — одна из важных составляющих развития сферы услуг. Есть ли в ближайших планах демократизация въезда в Беларусь хотя бы для туристов из европейских стран? Для граждан каких стран Беларусь в ближайшее время готова предоставить безвизовый режим въезда?
Сложился штамп, что белорусскую визу якобы сложно получить. Но на самом деле, если сравнить, то белорусы сразу смогут оценить всю сложность получения шенгена и легкость получения белорусской визы для иностранных граждан. Так, для того чтобы получить нашу краткосрочную визу, европейцу достаточно отправить по почте необходимые документы, заплатить визовый сбор. Нет необходимости ни в приглашениях, ни в собеседованиях — ничего подобного не требуется.
Да, действительно, для европейцев это, может быть, сложнее, так как они привыкли передвигаться по территории Европы вообще без визы. Но само получение белорусской визы не представляет особой сложности.
Стоимость белорусской визы сравнима со стоимостью европейской. Ставки те же самые. Кроме того, для таких стран, как Польша, Литва, Латвия, у нас действуют пониженные ставки. Если белорусы тратят 60 евро на оформление визы, то граждане этих стран платят 25 евро.
Что касается демократизации въезда для туристов. Хотел бы обратить внимание: в прошлом году во время чемпионата мира по хоккею мы предоставили возможность безвизового въезда для тех, кто посещал матчи ЧМ. Таких туристов набралось более 30 тыс. Этот опыт нами анализируется, используется. Скоро вступит в силу указ об установлении безвизовых поездок (до 72 часов) на территорию Беловежской пущи. Мы будем смотреть, насколько такое решение повлияет на поток туристов. В том случае, если увидим, что это действительно востребовано и может повлечь развитие въездного туризма, то мы не исключаем, что пойдем дальше. Почему бы и нет — подумать о том, чтобы предоставить такую же возможность туристам, которые прибывают на 2-3 дня в Беларусь авиатранспортом.
Мы готовы предоставить безвизовый режим для граждан тех стран, которые готовы предоставить безвизовый режим для Беларуси. Эти вопросы решаются главным образом на основе взаимности. Мы заинтересованы, чтобы наши граждане в процессе либерализации визового режима поездок получали возможность также свободно, как и иностранцы, ездить по миру, не сталкиваясь с дополнительными проблемами, в том числе по оформлению документов.
Иностранные посольства активно открывают в Беларуси визовые центры. Планирует ли что-то подобное Беларусь, например, в Польше или Литве? Кстати, любопытно, сколько белорусских дипломатических миссий насчитывается сегодня по всему миру?
Что касается открытия визовых центров нами за границей, то хочу обратить внимание наших граждан, почему иностранные посольства открывают визовые центры в Беларуси. Они не справляются с потоком наших граждан, и существует проблема очередей, записи на прием и так далее. В наших посольствах такой проблемы нет. Мы даем сравнимое с некоторыми странами число виз в Польше, Литве, но, тем не менее, любой желающий может подойти к белорусскому посольству в Варшаве или Вильнюсе и убедиться, что там не стоят толпы людей и все происходит организованно, существует электронная очередь, запись. Мы имеем возможность цивилизованно и вовремя обслужить всех, кто желает получить белорусскую визу. Поэтому нет логистической потребности в таких визовых центрах. Кроме того, мы считаем, что это дополнительно увеличит конечную стоимость белорусской визы для потребителя.
Что касается числа белорусских посольств, то оно постепенно растет, в настоящее время около 60 белорусских дипмиссий насчитывается за границей. В некоторых странах существует более разветвленная сеть — России, Польше или, например, в той же Германии, где есть и посольство, и консульство. Обычно это посольство в столице страны.
Уже не один год говорят о готовности Беларуси и Израиля отменить визы для туристов из двух стран. Однако окончательное решение этого вопроса все время затягивается. Есть ли ясность, когда точно между Беларусью и Израилем заработает безвизовый режим?
Действительно, работа в этом направлении велась довольно долго. В сентябре прошлого года было подписано соглашение о взаимных поездках для граждан двух стран. Беларусь все внутригосударственные процедуры по вступлению в силу этого соглашения выполнила. Белорусская сторона уведомила об этом Израиль в середине января 2015 года. Теперь мы ожидаем соответствующего решения со стороны Израиля. К сожалению, на данный процесс повлиял политический кризис в Израиле. Но 19 мая приступило к работе новое правительство Израиля, и вопрос должен сдвинуться с мертвой точки. Как информируют нас коллеги из министерства иностранных дел Израиля, ожидается, что в ближайшее время новое правительство займется этим вопросом, проведет соответствующие процедуры. После того как мы получим от них уведомление о выполнении процедур должно пройти 90 дней и соглашение вступит в силу. Мы надеемся, что это произойдет в текущем году.
Является ли медицинское обслуживание для туристов-белорусов в России и Украине платным? Нужно ли покупать страховку, направляясь в эти соседние страны?
Что касается России, могу сказать, что есть договоренность о предоставлении медицинских услуг нашим гражданам в том же объеме и на тех же условиях, что и российским гражданам. Но при этом надо понимать, что Россия в основном перешла на страховую медицину, поэтому спектр этих услуг будет не такой широкий, как в Беларуси. Скорее всего, будет бесплатно оказана срочная медицинская помощь, и потом необходимо будет продумывать пути транспортировки больного в Беларусь. Что касается Украины, сейчас на этот вопрос я ответить не готов.
От посещения каких стран вы рекомендовали бы белорусам воздержаться в этом году?
Прежде всего, это страны со сложной военно-политической или эпидемиологической обстановкой. На данный момент мы бы рекомендовали гражданам Республики Беларусь воздержаться от посещения без острой необходимости Афганистана, Бурунди, Центрально-Африканской Республики (ЦАР), Чада, Ирака, Ливии, Мали, Нигера, Сомали, Судана и Южного Судана, Сирии, Йемена.
Ситуация в мире меняется очень быстро, к примеру, осенью прошлого года все были озабочены эпидемией Эболы и повышенное внимание было приковано к Западной Африке. Естественно, угроза никуда не испарилась, поэтому стоит принимать во внимание, что от посещения стран Западной Африки стоит воздержаться. Вооруженный конфликт в Йемене сейчас перерос в активную фазу. Понятно, что в настоящее время туда направляться тоже не стоит. Тем более что мы сейчас осуществляем эвакуацию людей оттуда. Недавно происходили землетрясения в Непале, ситуация сейчас там явно не способствует приему иностранных граждан.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by