Размер шрифта:

Материалы интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Латвийской Республике Александра Герасименко газете Neatkarīgā Rīta Avīze, 9 апреля 2013 г.

Герасименко: мы заинтересованы в развитии сотрудничества в транзитной сфере

 

С 9 по 11 апреля Министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс с рабочим визитом посетит Витебск в Беларуси, где планируется также его встреча с Министром иностранных дел Беларуси. На вопросы «Neatkārīgā» о важнейших вопросах экономического сотрудничества Латвии и Беларуси отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Латвии Александр Герасименко. 

– Как бы вы охарактеризовали  сотрудничество между Беларусью и Латвией в 2012 году?

– В торговле нам удалось выйти на рекордные показатели. Товарооборот превысил 3,4 млрд. долларов США. По товарообороту Латвия стала для Беларуси пятым значимым партнером.
 
Могу назвать причины, способствующие взаимовыгодному сотрудничеству белорусских и латвийских партнеров. Это доброжелательный бизнес-климат  между двумя странами, который способствовал укреплению взаимовыгодной благоприятной предпринимательской среды, и работа белорусско-латвийской межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, расширение сфер делового обмена по линии Белорусско-Латвийского совета делового сотрудничества. Сотрудничеству содействует также контакты между торгово-промышленными палатами двух стран.
 
В прошлом году в марте в Новополоцке состоялся 1-й белорусско-латвийский форум городов и районов партнеров. В Риге в 2012 году прошла Национальная выставка Республики Беларусь и Международный Белорусско-Латвийский инвестиционный форум «Балтийский регион 2012». Я уже не называю ряд других совместных мероприятий в области культуры, науки, образования. О политическом сотрудничестве можно сказать, что развивалось оно не так однозначно. Латвия впервые, хотя и с оговорками, поддержала экономические санкции ЕС против нашей страны и, несмотря на нашу открытость, проявила сдержанность по организации встреч на высоком уровне. Хотя к концу года мы начали ощущать позитивную динамику в этом направлении. 

– На одном из форумов говорилось, что Рига является главным портом для белорусского экспорта. Как в прошлом году развивалось сотрудничество между Беларусью и Латвией в транспортной сфере? 

– Латвия с ее системой железнодорожного сообщения и развитой портовой инфраструктурой является одним из важнейших партнеров Беларуси на рынке международных перевозок, в том числе, в рамках Евразийского транспортного коридора. 
 
Общий объем грузов, перевезенных в 2012 году железнодорожным сообщением между Латвией и Беларусью (включая транзитные перевозки через Беларусь), составил порядка 34 млн. тонн. Прямые поставки грузов из Беларуси назначением в порты Латвии в 2012 году превысили 10 млн. тонн. Удельный вес белорусских грузов в общем транзитном потоке Латвии в 2012 году достиг 24%. 
 
С 2009 года курсирует специализированный контейнерный поезд «Зубр», цель которого переориентировать контейнерные перевозки с автотранспорта на железнодорожный транспорт. В 2012 году контейнерным поездом «Зубр» в направлении Украина-Беларусь-Латвия-Эстония и обратно перевезено более 10 тыс. контейнеров, что в 4 раза больше, чем в 2011 году.
 
Принимая во внимание рост объемов грузовых перевозок, осуществляется активный деловой обмен на уровне профильных министерств и ведомств Беларуси и Латвии. Особое внимание сторонами уделяется вопросам формирования согласованной тарифной политики и повышения конкурентоспособности белорусско-латвийского направления перевозок грузов в прямом и транзитном сообщении. Отмечается обоюдная заинтересованность в проведении электрификации участка железной дороги в направлении Рига-Полоцк-Витебск и далее до Смоленска, что позволит повысить скорость движения и снизить расходы на перевозку, а также будет способствовать росту транзита из России и Казахстана. Латвийская сторона подтвердила готовность к реализации проекта по завершению электрификации в 2015 году участка Рига – Даугавпилс.

– В конце прошлого года в Беларуси обсуждалась возможность по переориентации грузопотоков из портов Латвии в другие порты? 

– Окончательного решения о переориентации грузовых потоков из портов Балтии в Россию не принято. Предложения российских партнеров тщательно прорабатываются на экспертном уровне и прежде всего с позиций экономической целесообразности. При этом также изучаются возможности переориентации части объемов грузовых перевозок и в Украину. Это вполне приемлемо с точки зрения диверсификации рисков. Отказываться от проработки вариантов логистики грузов по конкурирующим направлениям мы не собираемся. 
 
Для Беларуси по отношению к Латвии нет политической мотивации в связи проработкой предложений по переориентации грузоперевозок. Прежде всего – это практический вопрос. Беларусь не имеет выхода к морю и заинтересована для продвижения экспортной продукции в использовании портов и Балтии и Украины. Проработка возможных предложений осуществляется только на основе заключений экспертов в экономических интересах Беларуси. 
 
Для большинства промышленных регионов Беларуси порты Латвии ближе и по логистическим критериям привлекательнее, чем в других странах Балтии. Не секрет, что в Беларуси не снята с повестки дня тема аренды, строительства, приобретения в собственность портовой и сопутствующей транспортной инфраструктуры. 
 
Мы заинтересованы в развитии транзитного сотрудничества с Латвией. Ведется активная работа с железной дорогой и портами по созданию конкурентных условий для перевалки белорусских грузов. Пока Беларусь воздерживается от шагов по отведению грузопотоков из портов Латвии. Более того, экспортный потенциал Беларуси с каждым годом увеличивается на 30-40%, а потребность в качественной белорусской продукции в мире растет. 
 
Вместе с тем в Беларуси внимательно следят и реагируют на изменение политической конъюнктуры. Думаю, что при оформлении Латвией однозначных практических шагов и политических сигналов, подтверждающих заинтересованность руководства страны удержать в портах грузы из Беларуси, наш диалог по развитию взаимовыгодного сотрудничества в сфере транспорта и логистики получит дополнительные позитивные импульсы.  

– Беларусь приступила к строительству АЭС. Предусмотрено ли ее использование только для местных нужд, или планируется также экспорт электроэнергии в соседние государства? 
 
 В настоящее время в Республике Беларусь реализуется проект по строительству белорусской АЭС суммарной мощностью 2 340 МВт. Ввод в эксплуатацию первого блока планируется в 2018 году, второго – в 2020 году. Планируется, что электроэнергия, выработанная на белорусской АЭС, в первую очередь будет использоваться для обеспечения потребностей Республики Беларусь. Вовлечение в топливно-энергетический баланс энергосистемы ядерной энергии позволит заменить потребление природного газа на 9,5 млрд. куб.м в год и снизить уровень выбросов парниковых газов на 7 – 10 млн. т в год, снизить себестоимость производства электрической энергии, вывести из эксплуатации устаревшие и неэффективные генерирующие мощности. 
 
Кроме этого, развитие технологий атомной энергетики – это новый качественный интеллектуальный и технологический импульс в развитии страны, обеспечение дополнительных гарантий укрепления государственной независимости и экономической самостоятельности Беларуси. 
 
Что касается сотрудничества в сфере энергетики между Беларусью и Латвией, то оно является весьма актуальным направлением развития экономических отношений между двумя странами. Несмотря на то, что между нами в настоящее время нет межгосударственных линий электропередачи, электрические сети наших стран являются частью большого электрического кольца Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ) и совместно обеспечивают надежность электроснабжения потребителей всего региона, в том числе потребителей своих стран.
 
С целью повышения надежности электроснабжения между ГПО «Белэнерго» и латвийским системным оператором AS «Augstsprieguma tīkls» заключен договор на поставку электроэнергии в рамках аварийной взаимопомощи. В период 2010-2012 гг. белорусская энергосистема неоднократно оказывала аварийную помощь энергосистеме Латвии в объемах до 2,5 млн.кВтч в год. 

– Приграничное сотрудничество с Россией затягивается уже год, однако упрощен режим пересечения границы для жителей приграничных территорий Беларуси и Латвии. Улучшило ли это приграничное сотрудничество?
 
 Еще 1 декабря 2011 года вступило в силу межправительственное Соглашение об упрощенном порядке взаимных поездок жителей приграничных территорий Беларуси и Латвии. Новый порядок относится к жителям приграничных районов Беларуси и Латвии, проживающим в 30-50-километровой приграничной зоне.  Жители приграничных территорий для взаимных поездок в Беларусь или Латвию вместо виз могут оформить соответствующее разрешение со сроком действия до пяти лет. За первый год с момента действия упрощенного режима пересечения границы было выдано почти 12 тысяч разрешений с обеих сторон, что свидетельствует об устойчивом интересе приграничного населения к взаимным контактам.
 
Данный интерес содействует расширению и улучшению пунктов пропуска на латвийско-белорусской границе. Сегодня прорабатывается вопрос о возобновлении работы ранее функционировавшего упрощенного пункта пропуска «Друя- Пиедруя», а в 2013 году в рамках европроекта «Соседская дорога» будет реконструирован действующий упрощенный пункт пропуска на белорусско-латвийской границе «Плюсы-Каплава».
 
В качестве большого достижения двустороннего приграничного сотрудничества можно назвать сотрудничество в рамках проекта «Третий шаг развития стратегии Еврорегиона «Озерный край». В данной организации участвует 30 приграничных самоуправлений из Беларуси, Латвии и Литвы и она имеет большой потенциал для сотрудничества в области туризма, образования, культуры, спорта и развития пограничной инфраструктуры.
 

 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by