Размер шрифта:

Статья Министра иностранных дел Республики Беларусь Владимира Макея «Внешняя политика на службе народа» в журнале «Беларуская думка» (№ 9, сентябрь 2015 г.)

Внешняя политика на службе народа

Традиции белорусской государственности, опирающиеся на многовековой опыт выстраивания взаимоотношений с соседями как на Востоке, так и на Западе, во многом предопределили многовекторность белорусской внешней политики, генетическую толерантность и предрасположенность нашего народа к миру и согласию.

С первых дней обретения независимости Беларусь проводит самостоятельную внешнюю политику, вносит существенный вклад в укрепление международной безопасности. За прошедшие десятилетия мы смогли выстроить устойчивую, взаимовыгодную модель сотрудничества с большинством стран мира, научились оптимально балансировать свои интересы между различными полюсами силы.


Экономическая дипломатия – веление времени

Устойчивая экономика – основа независимости любого государства. Поэтому приоритетным направлением работы белорусской дипломатии является обеспечение эффективной внешнеэкономической деятельности, особенно с учетом открытого характера нашей экономики.

Буквально за последние два десятилетия Беларусь прошла путь масштабных преобразований – от «сборочного цеха» в составе СССР до социально ориентированной экономики, нацеленной на экспорт. Наша страна смогла не просто сохранить свой потенциал и известные бренды, но и сумела развить их, создать новые производства высококонкурентной продукции. Знак «Made in Belarus» стал узнаваем на многих зарубежных рынках.

За эти годы мы на практике доказали свою экономическую состоятельность. Взяв за основу эволюционный путь развития, отказавшись от шоковых реформ и обеспечив поэтапный переход к рыночным принципам хозяйствования, страна избежала глубоких потрясений, выпавших на долю многих государств постсоветского пространства.

Сегодня Беларусь имеет открытую, экспортно ориентированную экономику. Мы поддерживаем торговые связи с 205 государствами мира. Отечественная продукция присутствует на всех континентах.

Многие эксперты признают, что так называемая «экономическая дипломатия» – это своего рода визитная карточка современной Беларуси. Жизнь подтвердила правильность принятого в конце 1990-х годов решения о возложении на МИД координации внешне¬экономической деятельности. Не все верили, что это получится. Но глобальные кризисные явления заставили многие страны прагматично посмотреть на наш опыт, который в определенной степени уникален.

Свыше 90 % белорусского экспорта идет именно в те страны, где мы имеем свои диппредставительства. Посольства Республики Беларусь стали настоящими опорными точками, позволяющими реально продвигать национальные интересы в том или ином регионе.

Необходимость дальнейшей реализации экономической дипломатии как особого направления международной деятельности продиктована развитием процессов глобализации и ростом взаимозависимости экономик государств мира, неравномерностью распределения издержек и благ, дифференцированными условиями участия стран в мировых хозяйственных связях. Для себя мы определили следующие магистральные направления этой деятельности:

– формирование внешних стабильных и предсказуемых условий для экономического и социального развития Республики Беларусь;

– обеспечение экономической безопасности, в том числе в многостороннем формате в связке с другими иностранными государствами-партнерами;

– снижение угроз и рисков от истощения природных ресурсов, деградации окружающей среды;

– формирование стабильного и долгосрочного снабжения природными ресурсами и источниками энергии;

– получение доступа к научным разработкам, информационным и технологическим ресурсам зарубежных государств;

– укрепление экспортного потенциала за счет объединения усилий частного и государственного секторов, оказание содействия экспортерам в доступе к каналам дистрибуции на целевых рынках.

Экспорт Беларуси составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране. На государственном уровне в целом завершено формирование системы стимулирования и поддержки экспорта, основанной на эффективной международной практике.

В настоящее время предлагаемый нашей страной спектр товаров достаточно разнообразен. Среди крупнейших экспортных позиций – нефтепродукты, калийные и азотные удобрения, металлопрокат, тракторы, грузовые автомобили, автобусы, холодильники и морозильники, химические волокна и нити, капролактам, шины, древесина и изделия из нее, мебель, одежда, обувь, мясная и молочная продукция, сахар. Беларусь – третий в мире экспортер калийных удобрений, занимает 30 % мирового рынка карьерных самосвалов, 10 % рынка тракторов и 7 % рынка комбайнов.

С 2011 по 2014 год экспорт нашей наукоемкой и высокотехнологичной продукции вырос более чем в три раза и превысил 10 млрд долларов. Приоритетным направлением в сфере услуг является создание условий для ускоренного развития информационных технологий, привлечения заказов по разработке ИT-продукции. Один из самых успешных примеров в этой сфере – деятельность Парка высоких технологий.

В Беларуси созданы благоприятные условия для крупных иностранных инвесторов. Так, швейцарский «Штадлер» уже стал своего рода примером истории успеха на нашей земле для других крупных компаний. «Штадлер» не только создает в Беларуси рабочие места, но и иници¬ирует строительство новых предприятий. О многом говорит и решение таких производственных гигантов, как «Дженерал Моторз» и «Пежо-Ситроен», прийти в нашу страну. Формированию высокотехнологичных и конкурентоспособных производств будет способствовать деятельность Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий Камень».

По данным доклада Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса – 2015» (Doing Business – 2015), Беларусь занимает 57-ю позицию, опережая другие постсоветские государства. Наша стратегическая задача – войти в число первых 30 стран по условиям ведения бизнеса.

Республика Беларусь обладает большим потенциалом в качестве транспортного коридора, связывающего Запад и Восток. Поэтому серьезная ставка делается на развитие логистики, совершенствование системы грузоперевозок. Принята соответствующая отраслевая Программа развития на период до 2015 года, в рамках которой уже завершено строительство 18 транспортно-логистических центров. Суммарный объем обработки грузов в таких центрах может составить около 30 млн т в год.

Резкие изменения внешнеэкономической конъюнктуры заставляют многие страны двигаться в направлении диверсификации экспорта. И Беларусь не является исключением, активно продвигая свою продукцию на новые перспективные рынки стран Африки, Азии, Южной Америки.


На двусторонней основе

Двустороннее сотрудничество по-прежнему образует содержательную основу, «ткань» международных контактов. Основные усилия белорусской дипломатии концентрируются на эффективной реализации определенной главой государства многовекторной внешней политики, наращивании взаимовыгодных связей с различными государствами мира при безусловном соблюдении национальных интересов, формировании условий для стабильного развития экономики и повышения уровня жизни граждан нашей страны.

Если 20 лет назад Беларусь была представлена за рубежом 23 загранучреждениями, то на сегодняшний день это 67 диппредставительств и консульских учреждений в 56 государствах мира. Особенно важно, что каждый из векторов нашей внешней политики развивается не в ущерб отношениям с другими ключевыми партнерами, а органично дополняет их.

Российская Федерация – главный внешнеполитический и внешнеэкономический партнер Республики Беларусь. Достигнутый стратегический и взаимовыгодный характер взаимодействия между двумя государствами, экономиками, народами на данный момент не имеет аналогов на постсоветском пространстве.

Политическая воля руководства наших стран в середине 1990-х годов позволила преодолеть господствовавшие после распада СССР центробежные тенденции. Курс на экономическую интеграцию был всецело поддержан белорусским народом на референдуме.

В процессе строительства Союзного государства удалось не только сохранить взаимодополняемость экономик, открытость рынков, эффективные производственные цепочки, но и реализовать множество ко¬операционных проектов, расширить взаимодействие на межрегиональном и отраслевом уровнях, обеспечить взаимовыгодные условия для частного бизнеса и инвестиций.

По итогам 2014 года двусторонний товарооборот составил 37,6 млрд долларов. На долю России приходится 48,8 % объема внешней торговли товарами нашей страны. Беларусь, в свою очередь, вошла в пятерку основных торговых партнеров России, уступив лишь Китаю, Нидерландам, Германии и Италии.

Особенно следует отметить, что в кризисных ситуациях мы всегда действуем в отношении друг друга как ответственные партнеры. Так, при помощи белорусских нефтеперерабатывающих мощностей неоднократно разрешались проблемы нехватки топлива в отдельных российских регионах. В соответствии с существующими договоренностями наши производители во многом покрывают дефициты, возникшие в результате введения запрета на поставки продовольствия из ряда западных стран. Со своей стороны, российское руководство осознает растущую значимость белорусской экономики и в случае необходимости оказывает кредитно-финансовую поддержку нашей стране для борьбы с последствиями турбулентности на глобальных рынках.

С момента создания Союзного государства его характерной особенностью было приоритетное внимание «человеческому измерению». За годы кропотливой совместной работы законодателей, правительств наших стран, постоянно действующих органов Союзного государства воссоздано общее пространство от Бреста до Владивостока без границ и бюрократических препон. На всем его протяжении белорусы и россияне имеют в целом равные права в сферах образования, социального обеспечения, медицины, в вопросах приобретения жилья, ведения бизнеса.

Союзное государство по-прежнему остается «локомотивом» интеграции на постсоветском пространстве и примером успеха для государств региона. Фактически, сегодня мы имеем возможность реализовывать модель двухскоростной интеграции, которую отдельные европейские страны предлагают в качестве ответа на текущий кризис ЕС. Наработанный в рамках «двойки» опыт плодотворного интеграционного взаимодействия используется в ЕАЭС. В то же время инициативы, не находящие сегодня консенсусной поддержки в «пятерке», рассматриваются для реализации в качестве пилотных в формате Союзного государства.

Традиционно важным направлением нашей внешней политики остается регион СНГ. Отношения практически со всеми странами – членами Содружества характеризуются активным политическим диалогом и насыщенной экономической повесткой.

Наиболее значимым торгово-эконо¬мическим партнером в СНГ для нас остается Украина. Взаимный товарооборот в 2014 году составил 5,8 млрд долларов, то есть более 7 % процентов от всего объема белорусской внешней торговли. Несмотря на известные проблемы у наших соседей, успешно функционируют сборочные производства тракторов, комбайнов и лифтов, отмечается тенденция увеличения количества совместных предприятий на территории Беларуси. Нас связывают общность истории и культуры, многочисленные родственные узы. Поэтому предоставление переговорной площадки по урегулированию украинского кризиса – не конъюнктурный шаг, а желание добиться скорейшего установления мира и спокойствия в братской нам стране. Минские договоренности являются на сегодняшний день, по сути, единственным действенным механизмом в разрешении ситуации на востоке Украины.

Поступательно укрепляется двустороннее взаимодействие с Казахстаном, органично дополняя сотрудничество наших стран в интеграционных объединениях, прежде всего в Евразийском экономическом союзе. На сегодняшний день в этой стране собирается белорусская карьерная и шахтная техника, тракторы, комбайны, двигатели, лифты, прицепная сельскохозяйственная техника.

Пример масштабного входа на зарубежные рынки через совместные проекты, производственную кооперацию и Азербайджан. Здесь налажена совместная сборка тракторов, грузовых автомобилей, автокранов, тягачей, коммунальной техники, оптического оборудования, лифтов и светодиодных светильников. Лидер в области производственной кооперации – Гянджинский автозавод, который постоянно расширяет линейку собираемой белорусской техники.

Практика ежегодных взаимных визитов придает значительный импульс белорусско-туркменскому взаимодействию. Наиболее значимый совместный проект – строительство белорусскими специалистами под ключ Гарлыкского горно-обогатительного комплекса по выпуску калийных удобрений (оценочная стоимость – 1 млрд долларов). В текущем году уже извлечена первая тонна калийной руды. Возведение комбината, в свою очередь, стимулировало интерес к сотрудничеству в сфере образования. На сегодняшний день в Беларуси обучается более 9 тыс. представителей Туркменистана, и это самый представительный «отряд» иностранных студентов в нашей стране.

Динамично развивается двусторонний диалог с партнерами по ОДКБ – Арменией, Кыргызстаном и Таджикистаном. Совместно решая вопросы безопасности, мы также уделяем значительное внимание наращиванию взаимной торговли. Новые перспективы взаимодействия на двустороннем уровне открываются в контексте вступления Армении и Кыргызстана в Евразийский экономический союз.

Беларусь с пониманием относится к выбору Грузии и Молдовы в пользу более тесной экономической интеграции с Европейским союзом, видя в этом дополнительные возможности для создания совместных предприятий с прицелом на экспорт продукции на рынки ЕС и ЕАЭС. Заинтересованность в активизации сотрудничества подтвердили недавние визиты главы белорусского государства в Грузию и президента Молдовы в Беларусь.

Перспективным партнером в регионе СНГ для нас является Узбекистан. Серьезный экономический и демографический потенциал этой страны – хороший стимул для налаживания и развития многопланового двустороннего взаимодействия.

Исторически сложившиеся дружественные отношения, взаимная поддержка на международных площадках, тесные экономические связи и серьезные перспективы в наращивании взаимной торговли будут и далее сохранять значимость вектора СНГ в системе внешнеполитических и внешне-экономических приоритетов белорусского государства.

Европейский союз – наш непосредственный сосед, второй по значимости, после России, экономический партнер. Беларусь расположена в центре Европы, ее неотъемлемая часть – географически, исторически и культурно. Мы находимся на пересечении значимых транспортных и торговых путей Европейского континента, вносим ощутимый вклад в укрепление безопасности, обеспечивая надежный заслон наркотрафику и нелегальной миграции, успешно противодействуя торговле людьми.

За последние 20 лет взаимный торговый оборот вырос в 40 раз и по итогам 2014 года превысил 20 млрд долларов. Причем Беларусь – одна из немногих стран, которые имеют положительное сальдо с ЕС. Основными торгово-экономическими партнерами среди европейских стран для нас являются Великобритания, Нидерланды, Германия, Литва, Италия, Польша, Латвия.

В последние годы заметно продвинулся политический диалог с ФРГ, «разморожен» ряд механизмов межведомственного взаимодействия, расширена двусторонняя повестка. Подвижки в отношениях с Францией позволили учредить двустороннюю межправительственную комиссию по торгово-экономическому сотрудничеству и в 2015 году провести ее первое заседание, начать реализацию совместных инвестиционных и производственных проектов. Положительной динамикой характеризуется прагматичное взаимодействие Беларуси со странами Балтии, подкрепленное серьезным экономическим сотрудничеством. Позитивно развиваются отношения с Вышеградской четверкой – Венгрией, Словакией, Чехией и Польшей.

С 2009 года Беларусь – активный участник многостороннего измерения инициативы ЕС «Восточное партнерство» (ВП), которую мы рассматриваем в качестве важного инструмента развития отношений с Европейским союзом. При этом особое внимание уделяется практической, ориентированной на проекты деятельности. Неслучайно наша страна стала инициатором бизнес-измерения «Восточного партнерства» и выступила с предложением о создании новой флагманской инициативы по гармонизации цифровых рынков ЕС и ВП. В таком подходе, в стремлении сделать «Восточное партнерство» максимально узнаваемым и полезным для простых граждан, мы видим залог дальнейшего успеха.

Новыми механизмами взаимодействия Минска и Брюсселя стали стартовавшие в 2014 году консультации по вопросам модернизации и переговоры об упрощении визовых процедур и о реадмиссии. В качестве позитивных шагов в наших отношениях в 2015 году можно назвать принятие Беларуси в Болонский процесс, а также получение статуса наблюдателя в Северном измерении.

Однако сохраняющиеся в повестке дня проблемные вопросы, в том числе действие многолетних санкций и ограничений ЕС в отношении нашей страны, отсутствие доступа для Беларуси к торговым преференциям и финансовым ресурсам Евросоюза, неразвитость договорно-правовой базы препятствуют нормализации отношений. Наша страна готова пройти свою часть пути и ожидает от европейских партнеров такого же открытого, честного и конструктивного подхода.

В последнее время заметно активизировались контакты с США, включая обмен визитами официальных и деловых делегаций. Республика Беларусь всегда была заинтересована в поддержании с Соединенными Штатами полноценных партнерских отношений. Даже в самые сложные для белорусско-американского взаимодействия годы наши государства не прекращали сотрудничества по вопросам обеспечения глобальной и региональной безопасности, предотвращения незаконного транзита ядерных материалов.

Наметившиеся позитивные изменения предоставляют сторонам возможность активизации взаимодействия в торгово-инвестиционной сфере. Белорусская сторона заинтересована в получении доступа к платежеспособному и емкому американскому рынку, а также возможности привлечения инвестиций, развития производственной кооперации и получения кредитных ресурсов. Американские корпорации, в свою очередь, проявляют растущий интерес к нашей стране в связи с определенными преимуществами после создания Евразийского экономического союза. Сегодня в Беларуси уже работают около 400 предприятий с американским капиталом, однако потенциал двустороннего экономического сотрудничества значительно больше.

Целенаправленные усилия по расширению нашего дипломатического присутствия, развитию связей с перспективными партнерами и союзниками в Азии, Африке и Латинской Америке, формирующими т.н. «дальнюю дугу» белорусской внешней политики, позволили достичь высокого уровня взаимодействия с большинством государств указанных регионов. Наша внешнеполитическая логика состоит в выстраивании равноправного и взаимоуважительного диалога со всеми государствами независимо от того, в какой части света они находятся.

На новые рубежи всестороннего стратегического партнерства выведено сотрудничество с ключевым партнером Беларуси в Азиатском регионе – Китаем. Официальный визит в Минск Председателя КНР Си Цзиньпина в мае 2015 года открыл новый исторический этап в двусторонних отношениях. Подписано более шестидесяти документов, условная оценочная стоимость которых превышает 11 млрд долларов, не считая рамочных договоренностей по новым кредитным линиям на сумму 7 млрд долларов.

Согласована масштабная «дорожная карта» наращивания взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества с Индией, определенные перспективы мы связываем с Пакистаном, Ираном.

Общность подходов по проведению социально ориентированной внутренней политики с такими странами, как Аргентина, Бразилия, Боливия, Венесуэла, Куба, Никарагуа, Уругвай, Эквадор создает предпосылки для налаживания долгосрочного политического партнерства.

В частности, в Венесуэле при участии белорусской стороны построены и введены в эксплуатацию совместные предприятия по сборке тракторов, грузовых автомобилей, тяжелой дорожно-строительной техники. Расширение этих производственных связей позволит не только покрыть потребности Венесуэлы, но и даст возможность поставлять нашу технику в страны МЕРКОСУР, Карибского бассейна и другие государства Южной и Центральной Америки.

Еще одной важной тенденцией становится наращивание Беларусью сотрудничества с латиноамериканскими партнерами в сфере услуг, особенно строительных, а также в областях нефтедобычи и сейсморазведки. В ряде стран региона успешно действуют представительства отечественных компаний ПО «Белоруснефть» и ЗАО «Белзарубежстрой».

Мы сохранили и продолжаем наращивать установленные в советский период связи с ближневосточными партнерами – Египтом, Сирией, Ираком. Развитие двустороннего взаимодействия не прекращается, несмотря на весьма сложную военно-политическую обстановку в этих государствах.

В качестве перспективного направления определено сотрудничество с арабскими государствами Персидского залива, обладающими значительным ресурсным потенциалом и инвестиционными возможностями, демонстрирующими высокие темпы экономического роста. Визиты главы белорусского государства в страны Залива – ОАЭ, Катар, Бахрейн, Кувейт и Оман – придали импульс двусторонним торгово-экономическим связям и обеспечили возможность успешной реализации ряда инвестиционных проектов.

Достаточно стабильно и интенсивно развиваются отношения Республики Беларусь с Государством Израиль.

В странах Африки мы делает акцент на взаимодействии с крупнейшими экономиками – ЮАР, Нигерией, Эфиопией, Суданом. Это осуществляется как на двусторонней основе, так и посредством контактов с региональными интеграционными структурами – Общим рынком Восточной и Южной Африки, Восточноафриканским сообществом, Сообществом развития Юга Африки, а также Трехсторонней африканской зоной свободной торговли, заявление о формировании которой было сделано в июле 2015 года. Перспективными партнерами для Беларуси являются Ангола, Зимбабве, Мозамбик, Марокко, Алжир.


«Интеграция интеграций» как своевременная и перспективная инициатива Беларуси

Идея создания общего континентального геополитического пространства как альтернативы противостоянию капиталистического и социалистического лагерей рассматривалась экспертным сообществом еще в прошлом веке. Очевидно, что особую актуальность концепции создания экономического блока в рамках единой Европы придали процессы формирования на новой прагматичной основе мощного геоэкономического объединения – Евразийского экономического союза.
У Европейского и Евразийского союзов появились реальные возможности для преодоления контрпродуктивных атавизмов идеологического противостояния периода холодной войны. Движение к общему экономическому пространству на континенте, несомненно, будет иметь глобальный синергетический эффект в условиях формирования многополярного мира и усиливающейся мировой конкуренции.

В концептуальном плане идея «интеграции интеграций» была сформулирована Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в статье «О судьбах нашей интеграции» в газете «Известия» в октябре 2011 года. При этом глава государства уже тогда указал на то, что евразийская интеграция не должна ограничиваться только западным направлением – важнейшей задачей должно стать тесное взаимодействие с государствами и экономическими объединениями на Востоке, в том числе с Китаем, государствами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), другими партнерами.

Дальнейшее развитие мировых экономических и геополитических процессов подтвердило своевременность белорусской инициативы. Кризисные явления в мировой экономике, возрастающая роль стран АТР и таких экономических блоков, как БРИКС и ШОС, красноречиво свидетельствуют об актуальности «интеграции интеграций», причем не только в ее классическом понимании – сотрудничестве с ЕС, но и в части развития экономического взаимодействия по линии ЕАЭС – ШОС,

ЕАЭС – БРИКС, сопряжения евразийского проекта с китайской инициативой «Экономический пояс Шелкового пути».

На сегодняшний день все эти направления находятся в числе приоритетов. Причем в силу ряда причин азиатский вектор белорусской инициативы «интеграции интеграций» получил больший практический импульс для развития. В частности, заключено соглашение о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом, принято решение о начале переговоров над аналогичным документом между ЕАЭС и Китаем.

К сотрудничеству с Евразийским экономическим союзом проявили интерес уже более 40 стран и экономических объединений.

С целью активизации западного направления в год своего председательства в ЕАЭС Беларусь неоднократно информировала ЕС о готовности Евразийского экономического союза к началу активного диалога по практической реализации идеи «интеграции интеграций». Следует отметить, что понимание эффективности и востребованности данного процесса растет и среди наших западных партнеров.


Многосторонняя дипломатия

С обретением независимости Республика Беларусь существенно расширила возможности своего участия в международном многостороннем сотрудничестве по обеспечению мира и устойчивого развития, в первую очередь в рамках ООН. Мы неоднократно демонстрировали всему миру готовность и способность внести реальный вклад в этот процесс.

Беларусь – одно из государств – учредителей Организации Объединенных Наций. Само предоставление советской республике членства в ООН является беспрецедентным историческим фактом и стало результатом признания той огромной роли, которую белорусский народ сыграл в победе над фашизмом.

Независимая Беларусь была первым государством из преемников бывшего СССР, которое добровольно отказалось от обладания ядерным оружием и завершило его вывод со своей территории в конце 1996 года. Наша страна неизменно поддерживает все существующие инициативы, направленные на предотвращение распространения ядерного оружия.

Крупной инициативой в области поддержания международного мира и безопасности стало предложение Президента Рес¬публики Беларусь А.Г. Лукашенко создать в Центральной и Восточной Европе пространство, свободное от ядерного оружия. Инициатива была вынесена на рассмотрение мирового сообщества на 53-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН), и в декабре 1998 года Генассамблея приняла соответствующую резолюцию.

Являясь твердым приверженцем принципов, заложенных в Уставе ООН, исходя из постулата невмешательства во внутренние дела других государств, Беларусь с уважением относится к выбору систем государственного управления и общественно-политического устройства. Наше государство считает, что любой народ, от которого не исходит угроза международной безопасности и чье правительство работает над развитием собственной нации, должен иметь право беспрепятственно пользоваться всеми преимуществами международного сотрудничества без ограничений, санкций и предварительных условий.

В связи с этим с трибуны Саммита ООН 2005 года Президентом Республики Беларусь предложено признать многообразие путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации. Эта инициатива гармонично дополняет усилия нашего государства и большинства стран – членов ООН по построению более справедливого мирового порядка, укреплению международного права.

Еще одной инициативой, выдвинутой главой белорусского государства в рамках упомянутого Саммита ООН, стал призыв к международному сообществу предпринять действенные меры в борьбе с торговлей людьми. В развитие этой темы в ходе 60-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Беларусь выступила с предложением о создании под эгидой Организации «Глобального парт¬нерства против рабства и торговли людьми в XXI веке» в целях объединения усилий государств, международных организаций, гражданского общества и частного сектора в деле борьбы с современной работорговлей. В итоге, начиная с 2006 года, ГА ООН регулярно принимает инициируемую нами резолюцию об улучшении координации действий в борьбе с этим злом. В июле 2010 года благодаря усилиям нашей страны был одобрен Глобальный план действий по борьбе с торговлей людьми. Кроме того, Беларусь выступила с предложением создать в Нью-Йорке и в отделениях ООН в Вене, Женеве и Париже Группу друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми, которая на сегодняшний день включает 22 государства.
Беларусь является инициатором чернобыльского направления в деятельности ООН. В 1990 году на 45-й сессии ГА ООН одобрена выдвинутая нами резолюция «Укрепление международного сотрудничества и координации усилий в деле изучения, смягчения и минимизации последствий чернобыльской катастрофы». Был создан «чернобыльский» секретариат ООН, организована работа Межучережденческой группы Организации. В дальнейшем Генеральная Ассамблея подтверждала и развивала положения указанной резолюции на своих очередных сессиях.

Важным региональным форумом для продвижения наших внешнеполитических инициатив и ведения диалога с ключевыми европейскими структурами является Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Беларусь полностью поддерживает закрепленную в Хартии европейской безопасности приоритетную роль ОБСЕ в урегулировании конфликтов в регионе ее ответственности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности государств-участников. При этом мы последовательно выступаем против применения санкций и мер экономического и политического давления на суверенные государства.

Беларусь демонстрирует ответственный подход к военно-политической безопасности в регионе ОБСЕ и выполнению обязательств в указанной сфере – по международным договорам и соглашениям в области контроля над обычными вооружениями и укрепления мер доверия и безопасности, такими как Договор об обычных вооруженных силах в Европе, Договор по открытому небу, Венский документ 2011 года, Документ ОБСЕ о легком и стрелковом оружии.

Подчеркнем, что важным вкладом Беларуси в антикризисные усилия ОБСЕ в Украине стало предоставление площадки для проведения переговоров Трехсторонней контактной группы, что в значительной мере способствовало укреплению имиджа нашей страны как нейтрального государства с серьезным миротворческим потенциалом.

В качестве одного из основных элементов обеспечения национальной безопасности Беларусь рассматривает Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Реализация белорусских инициатив позволила сформировать парламентское измерение ОДКБ, а также систему реагирования на чрезвычайные ситуации и незаконную миграцию. На сегодняшний день ОДКБ – полноценное военно-политическое объединение, действенный инструмент обеспечения региональной безопасности. Беларусь как активный участник Организации выступает за совершенствование ее деятельности, наращивание потенциала по реагированию на угрозы и вызовы современности, повышение эффективности взаимодействия государств-партнеров.


***

Естественно, в рамках данной статьи невозможно охватить все направления внешней политики Республики Беларусь. Здесь приведены лишь наиболее яркие примеры работы белорусской дипломатии, приносящей конкретные, осязаемые для нашей страны и народа результаты.

Масштабные и многогранные задачи, стоящие перед внешнеполитическим ведомством, требуют и соответствующей квалификации его представителей. Сегодня костяк белорусской дипломатической службы, кропотливо сформированный за годы независимости, составляют относительно молодые, но уже обладающие солидным и даже уникальным опытом сотрудники, которых отличает высокий профессионализм, преданность Родине, способность решать самые сложные задачи. Многие их них имеют несколько высших образований. В системе МИД трудятся 5 докторов и 39 кандидатов наук. А знание двух и более иностранных языков давно стало абсолютно естественным и обязательным квалификационным требованием для всех сотрудников. При этом двери МИД всегда открыты как для новых идей и предложений, так и людей, готовых эффективно претворять в жизнь белорусскую внешнюю политику.

Все ли нам удалось сделать на внешнем контуре для устойчивого развития нашего государства? Полагаю, ответ на этот вопрос даст время. Однако уже сегодня можно с уверенностью констатировать, что за годы независимости Беларусь стала узнаваемой в мире как состоявшееся суверенное и независимое государство, современная миролюбивая европейская страна, донор безопасности и стабильности в регионе. В этот результат, без сомнений, внесло значимый вклад и белорусское внешнеполитическое ведомство.

Мы выстроили систему взаимовыгодных международных отношений, охватывающую все континенты. Особенно важно, что в условиях динамичных геополитических и экономических трансформаций в мире Беларусь демонстрирует устойчивость своей общественно-политической системы, способность адекватно реагировать на новые вызовы, эффективно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by