Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея приложению «Союз-Евразия» к газете «Звязда», 1 апреля 2014 г.

«Расширение Таможенного союза отвечает интересам всех государств участников»



Сегодня Беларусь, Казахстан и Россия активно движутся в направлении образования Евразийского экономического союза. Как участие наших стран в евразийских интеграционных процессах влияет на динамику белорусско-российских отношений? Ответы на эти и другие вопросы для «Союз-Евразия» дал министр иностранных дел Республики Беларусь Владимир Макей:

 — Сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Таможенного союза и Союзного государства носит взаимодополняемый характер. При этом Союзное государство представляет собой такую форму интеграции, которая, кроме вопросов экономического сотрудничества, охватывает взаимодействие в политической, военной и социальной сферах.

Мы рассматриваем Союзное государство как локомотив интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Ведь по целому ряду направлений, которые не включены в формат ЕЭП, в рамках Союзного государства имеются значительные наработки.

Так, центральными темами союзного строительства являются укрепление безопасности и обеспечение равенства прав наших граждан. белорусов и россиян практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения образования, что является особенностью именно формата «двойки».

В экономической сфере перспективным направлением сотрудничества является реализация конкретных совместных программ и проектов, нацеленных, в первую очередь, на модернизацию и переход к инновационному пути развития наших экономик. В приоритетных сферах энергетика и энергоэффективность, информационные технологии, космос и медицина, развитие регионального сотрудничества. Наша задача — выйти на оптимальные формы промышленной и научно-технической интеграции, задействовать весь потенциал для производства высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции.

Думаю, опыт и механизмы союзного строительства весьма востребованы в многостороннем формате. Важно, чтобы и далее Союзное государство и ЕЭП дополняли друг друга, гармонично работали на благо наших народов.

 — У наших стран есть как общие позиции, так и расхождения по повестке дня: довольно сложно продвигается процесс интеграции промышленных активов и формирования единых корпораций. Данное направление по-прежнему в фокусе пристального внимания Москвы? Как учитывается белорусская точка зрения?

 — В настоящее время ведется работа по пяти интеграционным промышленным проектам: автомобильный холдинг «РОСБЕЛАВТО» (ОАО «МАЗ» — ОАО«КАМАЗ»); ОАО «Интеграл» иОАО «Российская электроника» ГК«Ростехнологии»; ОАО «МЗКТ» и ГК «Ростехнологии»; ОАО «Пеленг» и Федеральное космическое агентство «Роскосмос»; ОАО «Гродно-Азот» и ОАО «МХК «ЕвроХим» либо ООО «Газпром Инвестпроект».

По каждому направлению созданы белорусско-российские рабочие группы из представителей предприятий, руководства Минпрома, Госкомвоенпрома Беларуси, концерна «Белнефтехим» и Минпромторга, Минобороны России, Федерального космического агентства «Роскосмос». Общий ход реализации проектов курируется на уровне заместителей глав правительств Беларуси и России.
 
Белорусская сторона твердо отстаивает свои подходы к условиям интеграции, основанные на необходимости обеспечения конкурентоспособности и успешного функционирования наших предприятий в средне- и долгосрочной перспективе. Особый расчет делается на обеспечение выхода совместной продукции на рынки третьих стран.

Импульс переговорному процессу по данным проектам придали договоренности глав двух государств в рамках заседания Высшего Госсовета Союзного государства 25 декабря прошлого года.

Следует отметить, что с обеих сторон в интеграции участвуют крупные предприятия, имеющие серьезное значение для национальных экономик. Скоропалительные решения здесь не проходят, необходимы тщательные расчеты на долгосрочную перспективу. Обе стороны заинтересованы в реализации данных интеграционных проектов. Успех напрямую зависит от качественного проведения подготовительной стадии. Такая работа нами уже ведется, и белорусская сторона считает, что она ведется в нормальном ритме.

Мы рассчитываем на то, что с созданием Евразийского экономического союза процесс интеграции промышленных активов и формирования единых корпораций ускорится.

Как вы знаете, наиболее экспортоориентированными в Беларуси являются химические и нефтеперерабатывающие производства, автотракторное машиностроение, предприятия пищевой промышленности, в Казахстане — производства энергоресурсов и металлов, химические предприятия, в России — предприятия топливно-энергетического комплекса, металлургические и химические компании.

На принципах кооперации можно объединить усилия химических предприятий Беларуси и Казахстана, предприятий по выпуску металлов Казахстана и России, а нефтедобывающие компании и нефтеперерабатывающие предприятия ТС интегрировать в единую систему.

Те отрасли, где взаимопроникновение возрастает, могут стать основой для создания совместных предприятий и промышленной кооперации. В Казахстане уже создан ряд СП по производству белорусской техники (тракторы, комбайны, карьерная техника, двигатели, лифты и др.). Аналогичные предприятия успешно работают и в РФ.

Мы предлагаем ускорить становление общего рынка стран — участниц ЕЭП, проведение скоординированной промышленной и сельскохозяйственной политики. Это позволит в более согласованном режиме работать с крупными инвестиционными проектами, включая и привлечение иностранных инвестиций, избежать создания дублирующих мощностей, чрезмерной внутренней конкуренции и неэффективного использования ресурсов.

— Владимир Владимирович, недавно Президент Беларуси обсуждал с генеральным секретарем ОДКБ вопросы военного сотрудничества в рамках организации. Может ли фактор «Афганистан после 2014 года» способствовать новому измерению безопасности евразийской интеграции?

 — ОДКБ не является инструментом евразийской интеграции в чистом виде. Это самостоятельная международная региональная организация, со всеми необходимыми атрибутами (устав, секретариат, рабочие органы). Целью организации является обеспечение безопасности государств-членов в зоне ответственности, координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией и другими современными угрозами безопасности. Поскольку в ОДКБ входят и Россия, и Беларусь, и Казахстан, естественно, осуществляется тесное взаимодействие с ЕЭК.

Что же касается «фактора 2014 года», то хотел бы подчеркнуть, что ни для организации, ни для ее государств-членов афганская проблематика далеко не нова. Вызовы и угрозы, исходящие с территории Афганистана, тщательно и на регулярной основе анализируются нашими экспертами.  Ежегодно проводятся совместные операции по предотвращению наркотрафика и нелегальной миграции «Канал» и «Нелегал», регулярно проходят заседания рабочей группы по Афганистану при Совете министров иностранных дел.

Естественно, что  работы только прибавится. Ожидать резкого улучшения ситуации, связанной с наркотиками, транснациональной преступностью и терроризмом не приходится. И в этом отдают себе отчет все государства — члены ОДКБ вне зависимости от географической удаленности от Афганистана. Беларусь, к примеру, первой откликнулась на обращение Таджикистана об оказании помощи в укреплении таджикско-афганской границы, понимая, что если не преградить наркотрафик на границах ОДКБ, то серьезные проблемы будут уже у себя дома. Так что ОДКБ обеспечивает для стран-участниц безопасность, тем самым косвенно позитивно влияя на интеграционные процессы в евразийском регионе.

— Довольно стремительно важнейшим пунктом повестки дня евразийской интеграции стал «украинский вопрос». Влияют ли происходящие события на работу интеграционных органов, переговорный процесс в ТС? Беларусь по-прежнему заинтересована в присоединении Украины к Таможенному союзу?

 — Увеличение числа участников интеграционного объединения создает возможности для расширения внутреннего рынка ЕЭП,  интеграции в мировое хозяйство и повышения интереса со стороны зарубежных инвесторов.

Вступление Украины в ТС также принесло бы украинским партнерам неоспоримые экономические дивиденды, в том числе в части формирования дополнительных условий для роста товарооборота, расширения инвестиционного и инновационного сотрудничества. Кроме того, участие в ЕЭП не ограничивает право его членов осуществлять многовекторную политику и углублять взаимодействие с другими государствами.

Но расширение Таможенного союза не самоцель и полностью зависит от суверенного выбора стран — возможных кандидатов. Мы полагаем, что украинский народ должен сам выбирать интеграционный вектор развития. Каким бы он ни был, мы продолжим развивать взаимовыгодное сотрудничество с Украиной по всем направлениям, представляющим взаимный интерес.

— Как Беларусь воспринимает предложения о присоединении к ТС государств, находящихся за пределами постсоветского пространства, в частности, Турции? Как вы смотрите на расширение формата евразийской интеграции?

 — Мы приветствуем интерес зарубежных стран к Таможенному союзу. Считаем его закономерным, поскольку это одно из крупнейших в мире региональных интеграционных объединений с населением 170 млн человек. Интерес к ТС со стороны  мощных государств говорит, как минимум, об экономической притягательности, состоятельности и конкурентоспособности Таможенного союза.

Вместе с тем, инициатива должна исходить от стран-кандидатов на присоединение к ТС/ЕЭП, быть их суверенным выбором. Насколько мне известно, Турецкая Республика пока не направляла обращений и не делала официальных заявлений по вопросу о присоединении к ЕЭП.

Расширение Таможенного союза отвечает интересам всех государств-участников.  Республика Беларусь неоднократно подчеркивала, что двери интеграционного объединения открыты для наших партнеров, разделяющих его цели и готовых присоединиться к договорно-правовой базе ТС/ЕЭП. Новые страны — это новые возможности. Их приход будет означать расширение рынка, новый уровень для сотрудничества и взаимовыгодной кооперации.

Беседовал Юрий ЦАРИК, приложение «Союз-Евразия» к газете «Звязда»
 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by