Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Индонезии В.Колесника журналу «Конъюнктура рынков» (№6, 2018 год)

На первый взгляд может показаться, что Беларусь и Индонезия в силу географической удаленности, устоявшихся торгово-экономических связей Джакарты с другими странами Юго-Восточной Азии, а также Китаем, Японией, Республикой Корея, США не имеют предпосылок для существенного развития двусторонней торговли. Тем не менее рост белорусско-индонезийского товарооборота с отметки в $ 1,8 млн в 1995 г. до $ 158,3 млн в 2017 г. говорит о том, что точки взаимного интереса у стран все же имеются. О перспективных позициях белорусского экспорта, успешно реализованных проектах промышленной кооперации, расширении взаимодействия в сельскохозяйственной сфере и рецепте удачного продвижения товаров и услуг на индонезийском рынке рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Республике Индонезия Валерий КОЛЕСНИК.

— Валерий Георгиевич, в июне 2018 г. исполнится 25 лет с момента установления дипломатических отношений между Беларусью и Индонезией. Какого прогресса за этот период удалось достичь в развитии двустороннего сотрудничества, в том числе в торгово-экономической сфере?

— Для начала отмечу, что на момент установления дипломатических отношений наши страны уже имели определенный опыт сотрудничества. Так, Беларусь была представлена в ООН, где Индонезия играла и по сей день продолжает играть заметную роль.

Взаимодействие двух государств в рамках ООН продолжает носить конструктивный характер, как, например, и их сотрудничество в качестве  членов Движения неприсоединения и иных международных организаций. Позиции двух стран совпадают по основным вопросам мировой повестки дня. Беларусь и Индонезия выступают за многополярное мироустройство, не приемлют диктата в международных отношениях.

Активизация нашего сотрудничества началась с момента открытия в 2011 г. белорусского Посольства в Индонезии. В 2012 г. Индонезию впервые посетил Министр иностранных дел Республики Беларусь, а уже в марте 2013 г. состоялся первый в истории двусторонних отношений официальный визит Президента Республики Беларусь в Индонезию. Это, безусловно, было значимое событие, которое оказало существенное влияние на развитие нашего взаимодействия.

Сегодня между нашими странами подписано 25 договоров, которые охватывают основные сферы взаимодействия — экономику, торговлю, инвестиции и налогообложение. Заключены соглашения о сотрудничестве как между государственными органами, так и между крупными белорусскими и индонезийскими компаниями, а также вузами. Мы ведем работу по налаживанию прямых контактов органов госуправления и субъектов хозяйствования. В 2012-2018 гг. состоялись визиты в Индонезию делегаций Министерства промышленности, Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Государственного военно-промышленного комитета, Национальной академии наук, Государственного комитета по науке и технологиям Беларуси и др.

Налажен диалог Беларуси и Индонезии по линии внешнеполитических ведомств. В мае этого года в Минске прошли политические консультации сторон. Активно развивается межпарламентское сотрудничество. Состоялся обмен визитами на уровне руководителей парламентов двух стран. Законодательными органами созданы парламентские группы дружбы. В сентябре нынешнего года ждем в Беларуси с официальным визитом индонезийскую делегацию.

Большой вклад в развитие торговли и кооперации вносят торгово-промышленные палаты Беларуси и Индонезии. Благодаря организованным в Минске и Джакарте бизнес-форумам растет взаимный интерес к сотрудничеству у делового сообщества, появляются новые перспективные проекты, открываются новые возможности для развития бизнеса. Успешно действует и Межправительственная Белорусско-Индонезийская совместная комиссия по торговому, экономическому и техническому сотрудничеству. К сведению: товарооборот между нашими странами с $ 1,8 млн в 1995 г. вырос до $ 158,3 млн в 2017 г.

Существенный потенциал для сотрудничества двух стран, расположенных на расстоянии почти 10 тыс. км друг от друга, может представлять сектор услуг. В этом направлении уже ведется работа в рамках межправительственного соглашения о научно-техническом сотрудничестве. Так, Государственный комитет по науке и технологиям Беларуси и Министерство исследований, технологий и высшего образования Индонезии работают над организацией конкурса совместных белорусско-индонезийских научно-технических проектов по ряду приоритетных направлений. В II полугодии 2018 г. в Минске запланировано проведение второго заседания Белорусско-Индонезийской совместной рабочей группы по сотрудничеству в области науки, технологий и высшего образования, ориентированного также на коммерциализацию совместных проектов.

Мы видим и нереализованный потенциал в межрегиональном сотрудничестве. Пока делаются только первые шаги в этом направлении, например, между Брестской областью и провинцией Западная Суматра, Могилевской областью и провинцией Южная Суматра, Минской областью и провинциями Восточный Калимантан и Восточная Ява, а также городами Минском и Джакартой.

Другими словами, в настоящее время есть как значительные успехи в укреплении двустороннего взаимодействия, так и потенциал для его расширения. Наша задача — реализовывать имеющиеся возможности на благо двух государств.

— Беларусь прилагает усилия по продвижению на индонезийский рынок калийных удобрений, которые являются основной позицией белорусского экспорта в эту страну. Какова ситуация с поставками данной продукции в 2017 г. и I квартале 2018 г.?

— В 2017 г. на индонезийский рынок поставлен рекордный за последние три года объем — 642 тыс. т хлористого калия на сумму более $ 126 млн. Положительная динамика наблюдается и в 2018 г., то есть имеются все предпосылки для обновления прошлогоднего достижения.

Индонезия стала четвертым стратегическим рынком в мире после Китая, Бразилии и Индии для реализации белорусского хлористого калия. Доля данной отечественной продукции в совокупном импорте Индонезии оценивается приблизительно в 20 %, и это достаточно высокий показатель. Надеемся, что благодаря слаженной работе Белорусской калийной компании и всех заинтересованных удастся и дальше успешно развивать бизнес на индонезийском рынке.

Уточню, что значительные объемы поставок белорусских калийных удобрений в Индонезию в последние пять лет являются конкретным результатом выполнения договоренностей, достигнутых лидерами двух стран. Это практический вклад Беларуси в реализацию стратегической задачи Индонезии по увеличению объемов производства и экспорта сельскохозяйственной продукции.

— Вследствие активного развития горнодобывающей промышленности в Индонезии имеется потребность в соответствующей технике. Какова динамика поставок продукции белорусского машиностроения на этот рынок?

— Учитывая промышленный потенциал Беларуси, мы можем в определенной степени удовлетворять потребности горнодобывающей отрасли Индонезии в карьерной технике. Это направление сотрудничества является стратегическим для нас. И уже имеются положительные примеры взаимодействия.

Так, с 2012 г. в индонезийской провинции Восточный Калимантан успешно эксплуатируется партия из девяти карьерных самосвалов БелАЗ грузоподъемностью 45 т. В 2016—2017 гг. в провинцию Южная Суматра поставлено 40 карьерных самосвалов грузоподъемностью 110 т для нужд крупнейшей государственной угледобывающей компании PT Bukit Asam. Последнее событие стало важным шагом в развитии белорусско-индонезийского взаимодействия в горнорудной отрасли. Не могу не сказать о том, что 110-тонники марки БелАЗ в 2017 г. обеспечили высокие технико-экономические показатели, превосходящие результаты конкурентов.

 Удачные примеры сотрудничества и активная работа БелАЗа с региональным торговым домом заложили основу для заключения и выполнения в 2018 г. нового контракта по отгрузке семи карьерных самосвалов грузоподъемностью 130 т в адрес частной угледобывающей компании РТ Tambang Raya Usaha Таmа. Эта абсолютно новая для индонезийского рынка модель имеет хорошие перспективы и в других странах Юго-Восточной Азии. Также мы продвигаем карьерные самосвалы БелАЗ для использования на месторождениях никеля на острове Сулавеси.

— Белорусская сторона заявила о своей готовности к развитию промышленной кооперации и созданию совместных предприятий. Обсуждаются ли конкретные варианты такого взаимодействия?

— С учетом непростой мировой и региональной конъюнктуры, участившихся кризисных явлений в экономике, в настоящее время следует очень внимательно подходить к принятию решений о создании совместных предприятий. Мы не сводим промышленную кооперацию с индонезийскими партнерами к проработке вопросов о создании сборочных производств нашей техники, а рассматриваем ее скорее как комплексный процесс трансфера технологий. И уже есть конкретные результаты в этой сфере.

Например, одним из успешно реализованных долгосрочных проектов промышленной кооперации можно назвать поставку белорусского хлористого калия в Индонезию для его использования при производстве внутри страны комплексных удобрений. Индонезийский каучук, получаемый с использованием наших удобрений, является одним из важнейших компонентов при производстве продукции ОАО «Белшина» и возвращается на родину в виде белорусских шин, широко востребованных в горнорудной отрасли Индонезии. Наконец, поставка в Индонезию 56 БелАЗов и налаживание их обслуживания с обучением индонезийских специалистов в Беларуси — еще один пример успешной совместной работы в промышленной кооперации.

В числе перспективных направлений промкооперации — рассмотрение вопроса о целесообразности создания в Индонезии совместной аутсорсинговой компании-контрактора для обслуживания горнодобывающих предприятий, закупающих технику БелАЗ. К слову, сейчас правительство Индонезии реализует проект по созданию крупного горнодобывающего холдинга.

Вместе с этим следует учитывать, что Беларусь уже создала сборочное производство техники МАЗ во Вьетнаме, имеющем Соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС. В Камбодже есть опыт сборки белорусских тракторов. Данные производства при достижении необходимого уровня локализации, а такая работа уже ведется, смогут свободно поставлять свою продукцию во все 10 стран — членов АСЕАН, в том числе в Индонезию, без взимания таможенных пошлин.

В последние годы Индонезия проявляет высокий интерес к продукции белорусского военно-промышленного комплекса. Отечественные предприятия успешно оказывают нашим партнерам услуги по капитальному ремонту и модернизации авиатехники. Индонезийцы также заинтересованы в закупке высокотехнологичных систем и в создании собственного производства аналогичной продукции. Мы со своей стороны открыты к диалогу, у отечественного ВПК есть перспективные и конкурентные разработки.

Имеются у наших стран и другие темы для промышленного сотрудничества. В частности, ведется диалог по возможному совместному обслуживанию гражданских самолетов на базе ОАО «Минский завод гражданской авиации № 407».

Для систематизации и сопряжения подходов Беларуси и Индонезии к вопросу расширения промышленной кооперации наша сторона в 2018 г. инициировала заключение меморандума о сотрудничестве в сфере промышленности между профильными министерствами двух стран. Министерство промышленности Индонезии в целом поддержало инициативу. Ожидаем встречные предложения.

— Быстрые темпы роста населения Индонезии ставят правительство перед необходимостью интенсивного развития сельскохозяйственной отрасли и производства продуктов питания. Что могут предложить белорусские производители индонезийским партнерам?

— Сельское хозяйство традиционно играет важную роль в экономике Индонезии. Доля АПК в валовом внутреннем продукте страны по итогам 2017 г. составила около 13 %, или $ 130 млрд. Добавлю, что развитие и поддержка сельского хозяйства здесь — важный инструмент социальной политики. В настоящее время отрасль обеспечивает занятость около 40 млн человек, или примерно 33 % трудоспособного населения, большая часть которого имеет невысокий уровень доходов и работает в экономически менее развитых регионах. В этой связи активно реализуются соответствующие программы поддержки фермерского хозяйства, улучшения транспортной инфраструктуры, повышения уровня технического оснащения отрасли и др.

Беларусь и Индонезия не являются конкурентами в сельскохозяйственной отрасли, поэтому расширение взаимодействия в данной сфере весьма перспективно. В приоритете — продвижение на индонезийский рынок белорусской сельхозтехники. К сведению: в 2016—2017 гг. индонезийскому дилеру поставлены пилотные партии из 30 отечественных тракторов, в том числе адаптированная для рынка рисоводческая модификация трактора «Беларус-320Р».

Для активного продвижения техники организовано экспонирование в Джакарте тракторов «Беларус» в рамках крупнейших международных сельскохозяйственных выставок, проведены переговоры с потенциальными потребителями. Трактор «Беларус-892.2» включен в электронный каталог госзакупок Индонезии, что позволяет участвовать в сельхозпроектах на бестендерной основе. Планируется приступить также к продвижению на индонезийский рынок специальной модели колесного трактора «Беларус-451» мощностью 45 л. с., разработанной для эксплуатации в климатических условиях стран Юго-Восточной Азии. В этом году во Вьетнаме завершаются испытания данной модели.

Впрочем, несмотря на имеющиеся результаты, нам все же хотелось бы видеть большую активность холдинга «МТЗ-Холдинг» на емком рынке Индонезии.

С учетом значительных достижений Беларуси в производстве сельскохозяйственной продукции перспективным является развитие сотрудничества и в продовольственной сфере. На сегодняшний день Беларусь аккредитована в качестве поставщика молочной продукции на рынок Индонезии. Соответствующие разрешения имеют ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Бабушкина крынка», ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод».

Принимая во внимание прочные позиции новозеландских, австралийских, североамериканских производителей молочной продукции в Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии, полагаем, что белорусским поставщикам на начальном этапе выхода на рынок важна поддержка правительства в организации поставок фиксированных объемов молочной продукции по конкурентоспособным ценам. Прорыв на китайском направлении это подтверждает.

— Насколько известно, обеими сторонами обсуждалось налаживание сотрудничества в области здравоохранения, поставок белорусской медицинской техники и оборудования. Имеются ли уже видимые результаты в данной области?

— Мы достигли определенных результатов в продвижении белорусской высокотехнологичной медицинской продукции. В частности, налажены пилотные поставки рентген-оборудования «Адани», а также медицинской мебели, выпускаемой ИП «Мединдустрия Сервис».

В настоящее время белорусская и индонезийская стороны рассматривают возможность заключения соглашения о сотрудничестве между министерствами здравоохранения. Подписание этого документа откроет новый этап взаимодействия и позволит увеличить поставки белорусских товаров и услуг на индонезийский рынок.

— Индонезия сегодня уделяет большое внимание инфраструктурным проектам. На Ваш взгляд, могут ли белорусские специалисты принять участие в их реализации?

— Нужно понимать, что реализация инфраструктурных проектов подразумевает привлечение значительных инвестиций. Правительство Индонезии заинтересовано именно в приходе стратегических инвесторов. Беларусь придерживается таких же подходов, поэтому у нас есть определенные лимиты для участия в подобных проектах. Тем не менее наша страна уже косвенно участвует в развитии горнорудной, строительной, цементной, сельскохозяйственной, оборонной отраслей Индонезии путем поставок карьерной, автомобильной, тракторной и специальной техники.

Посольство внимательно следит за форсированной реализацией в Индонезии крупных инфраструктурных проектов, включая строительство энергообъектов в рамках госпрограммы по наращиванию к 2024 г. энергомощностей страны до 35000 МВт. В последние два года активно обсуждалась возможность участия компании «Белзарубежстрой» в реализации соответствующих проектов на территории Индонезии, например, путем оказания субподрядных функций и осуществления поставок строительных материалов, техники и оборудования. Однако высокая конкуренция не позволила нам выйти на рынок.

Вместе с тем есть и удачные примеры сотрудничества. ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» успешно поучаствовало в проекте индонезийско-российской компании Black Space, занимающейся строительством первой в стране частной железной дороги на острове Калимантан. В 2016—2017 гг. завод поставил белорусские шпалы на сумму почти $ 2 млн. А в недавно открытом третьем терминале аэропорта Джакарты использованы высокотехнологичные считыватели паспортов белорусского производителя «Регула».

Могут достичь определенных успехов на индонезийском рынке при большей активности белорусские производители городского электротранспорта, в первую очередь электробусов. Сегодня крупные города Индонезии начинают заниматься обновлением общественного транспорта, и мы можем предложить им конкурентный товар.

— Вы упомянули о том, что Индонезия заинтересована в приходе в страну стратегических инвесторов. А ищут ли индонезийские бизнесмены возможности для выгодного вложения своего капитала за рубежом? Проявляют ли интерес к Беларуси?

— Индонезия не является в общепринятом понимании мировым инвестиционным донором. Правительство страны проводит политику по стимулированию местных компаний вкладывать средства в национальную экономику. К тому же в условиях неустойчивости глобальной экономики индонезийские деловые круги в значительной степени ограничивают свою зарубежную инвестиционную деятельность соседними странами, прежде всего государствами Юго-Восточной Азии, а также отдельными емкими рынками для реализации своей продукции.

Все это затрудняет привлечение крупномасштабных индонезийских инвестиций в Беларусь. По итогам 2017 г. из Индонезии в экономику нашей страны поступил $ 1 млн прямых иностранных инвестиций на чистой основе. Тем не менее мы постоянно проводим работу с потенциальными инвесторами: информируем о преимуществах инвестиционного сотрудничества с Беларусью, в том числе с учетом возможностей евразийской интеграции и белорусско-китайских проектов. Посольство активно стимулирует индонезийские компании точечно инвестировать в белорусскую экономику, например в фармацевтическую и масложировую отрасли.

Кстати сказать, с учетом рассмотрения вопроса о заключении Соглашения о свободной торговле между ЕАЭС и Индонезией, перспективность инвестиционного взаимодействия в значительной степени возрастет, в том числе в части продвижения белорусских товаров через Индонезию на рынки 10 стран АСЕАН, а индонезийских товаров через Беларусь — на рынки стран ЕАЭС.

— Могли бы Вы подробнее рассказать о перспективах сотрудничества Беларуси с государствами — членами АСЕАН?

— Емкий рынок стран — членов АСЕАН с более чем 650 млн потребителей и совокупным ВВП около $ 2,5 трлн представляет значительный интерес для экспортно ориентированных белорусских предприятий. В качестве основных торговых партнеров Беларуси в регионе выступают Индонезия, Вьетнам, Малайзия, Таиланд. Не стоит забывать, что АСЕАН имеет соглашения о свободной торговле с Китаем, Индией, Японией, Австралией, Кореей и Новой Зеландией. В этой связи, когда мы говорим о сотрудничестве с одной из стран Ассоциации, мы должны помнить о возможностях, которые могут открыться на глобальном рынке АСЕАН и рынке ее партнеров.

Очевидно, что Беларуси интересен опыт экономических реформ в АСЕАН, практика поддержки малого и среднего бизнеса, экспорта, внедрение новых технологий и решений, например, системы безбумажной торговли и т. д. Широкое поле для сотрудничества открывается по линии бизнес-ассоциаций, технопарков, промышленных кластеров, стартапов.

Успешное функционирование зоны свободной торговли между странами АСЕАН создает предпосылки для налаживания сотрудничества и через «интеграцию интеграций» (ЕАЭС — АСЕАН). Перспективным является создание на территории стран Ассоциации совместных сборочных предприятий с организацией сервисного обслуживания выпускаемой продукции.

— Что Вы можете посоветовать бизнесменам, рассматривающим Индонезию в качестве потенциального рынка сбыта? Какие особенности местного менталитета необходимо учитывать?

— Индонезия является очень перспективным и емким рынком для сбыта продукции, с высочайшим уровнем конкуренции почти во всех его сегментах. Политика правительства Индонезии, суть которой можно передать в краткой формулировке «приоритетный допуск иностранных поставщиков техники, оборудования, товаров и услуг в экономику страны при условии инвестирования, создания рабочих мест, локализации производства и передачи технологий», имеет долгосрочный характер. И эта политика в определенной степени расслабляет индонезийские компании, которые ожидают прихода на рынок западных партнеров, в том числе из  Беларуси, с готовыми бизнес-решениями, подкрепленными серьезными финансовыми ресурсами, сервисом, технологиями, современным менеджментом.

Белорусским компаниям, заинтересованным в выходе на индонезийский рынок, целесообразно активнее принимать участие в выставочных мероприятиях, проводимых на территории страны, в ходе которых, как показывает практика, устанавливаются прямые контакты. Путем удаленного общения это сделать проблематично.

Важным моментом является получение наиболее полной информации о потенциальных партнерах. При этом с ними следует встречаться лично. Индонезийцы, как и белорусы, трудолюбивы и общительны, что помогает найти общий язык. Однако нужно учитывать этнические и религиозные особенности партнеров — более 90 % населения Индонезии исповедуют ислам, одновременно значительная часть представителей бизнес-элиты — индонезийские граждане с китайскими корнями.

Ведущие индонезийские компании работают на общих для деловых кругов всего мира принципах. Западное образование менеджеров высшего и среднего звена позволяет им свободно общаться на английском языке. Компании здесь соблюдают строгую иерархию: пока предложение о сотрудничестве или проект не будут представлены руководству, решение о сотрудничестве не будет принято. Не следует надеяться на ответ в сжатые сроки.

Универсальным рецептом для успешного продвижения товаров и услуг на высококонкурентном рынке Индонезии является работа по общепринятым в мире правилам международного бизнеса с реальной оценкой собственных сил, возможностей и имеющихся ресурсов.

В целом работать белорусским предприятиям на рынке Индонезии можно и нужно, что, в частности, подтверждается присутствием в регионе собственных субъектов товаропроводящей сети ведущих белорусских экспортеров (ОАО «Белорусская калийная компания», ОАО «БелАЗ», ОАО «Белшина», ОАО «МТЗ»), а также налаженными поставками их продукции.

Посольство готово оказывать белорусским предприятиям всестороннее содействие при выходе на индонезийский рынок, в том числе при информационной поддержке Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен.

№ 6/2018. Конъюнктура рынков. Индонезия

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by