Размер шрифта:

Интервью заместителя Министра иностранных дел Беларуси Ю.Амбразевича телеканалу «ОНТ» (5 мая 2022 г., г.Минск)

 

ОНТ: Юрий Георгиевич, начну с метафоры, Вы, безусловно, помните знаменитую метафору, которую придумали американские физики – «часы судного дня», которые в разные годы показывали разное время. У Вас нет ощущения, что вся эта нынешняя ситуация в мире, вся эта геополитическая обстановка как-то неминуемо подталкивает нас к той самой страшной полуночи? Или же нет?  

Ю.Амбразевич: Очень хотелось бы, чтобы этого не произошло. Хотя многие аналитики и политики за последние годы неоднократно об этом предупреждали и, в том числе, о сходстве нынешней ситуации с преддверием начала и Первой мировой войны, и Второй мировой войны. Безусловно, опасаться этого необходимо. Нужно остерегаться, нужно работать над тем, чтобы этого не случилось. Собственно, белорусская сторона занимается этим на ежедневной основе. 

ОНТ: По Вашим ощущениям, опираясь на эту метафору, который сейчас час? 

Ю.Амбразевич: Я думаю, что за минуту до большого взрыва. Не хочется, чтобы я стал пророком. 

Я уверен, что у человека, у человеческой цивилизации есть все возможности, чтобы избежать катастрофы и выстроить систему, которая в итоге позволила бы получить гарантии безопасности для всех без исключения государств: малых и больших, глобальных лидеров и региональных лидеров, просто стран, которые хотят жить в мире и успешно развиваться. 

ОНТ: Очевидно, что мы живем в период глобального переустройства мира: исчезает однополярный мир, появляется многополярный, новые центры силы. На Ваш взгляд, на этой новой карте мира, где место Беларуси, где место России и где место нашего Союзного государства? 

Ю.Амбразевич: На мой взгляд, здесь нужно видеть три контекста этого вопроса: глобальный, региональный и национальный. Безусловно, каждый из этих аспектов мы рассматриваем сквозь призму белорусских государственных интересов.

Глобально как мы видим сейчас и как Вы правильно отметили, идет деградация системы, сложившейся после Второй мировой войны. Не работает международное право благодаря действиям западных государств. Оно применяется только тогда, когда им это выгодно, тогда, когда они о нем вспоминают.

Не работают многие международные учреждения. Там предпринимаются попытки по исключению Российской Федерации, прицепом иногда это касается и Беларуси.

Все это ведет на самом деле к уничтожению той системы международных отношений, которая сложилась и является гарантом современной безопасности в мире. 

Стало это возможным по целому ряду причин. Однополярный мир, который сложился после окончания холодной войны, уверил наших западных партнеров, что им все позволено. Сила инерции до последнего момента каким-то образом убеждала их, что они могут игнорировать законные интересы, озабоченности целого ряда государств, прежде всего, Российской Федерации, в сфере безопасности. Почему я выделяю Российскую Федерацию? Россия – единственный соперник в классификации и США, и целого ряд других западных государств, противник этих стран на международной арене, который способен уничтожить эти страны физически. Именно поэтому Россия является их первой нынешней целью, хотя и не является самой мощной экономикой мира.

Далее, безусловно, на этой шкале интересов и США, и их союзников по НАТО стоит Китайская Народная Республика. 

Неуважение законных озабоченностей тех стран, которые на данном этапе говорят, что «мы можем сами, мы хотим уважения, мы требуем уважения наших сфер интересов, наших законных озабоченностей», привело к тому, что мы имеем сейчас в нашей соседней Украине. В моем понимании, в нашей соседней Украине против России воюет весь Запад руками украинцев. Как метко было сказано устами одного из западных политиков: «до последнего украинца». 

Если мы возьмем региональный контекст, то мы с Вами, безусловно, находимся в Европе, в Евразийском пространстве, в том числе. В Европе, в Западной Европе, прежде всего, безраздельно властвует НАТО. Европейский союз – это придаток США в части его возможностей в Европе в сфере безопасности и всех военных составляющих. Многолетние дискуссии в Брюсселе, Париже, Берлине о том, что необходимо Европе создавать собственную систему защиты, на данном этапе стремятся к нулю, особенно на фоне текущего контекста.

Что мы видим? Мы видим раздрай внутри Европейского союза, в том числе по вопросам политики безопасности. Мы видим невозможность на определенном этапе договориться между «старой Европой» и «новой Европой». Ни для кого не секрет, что Польша и Литва являются проводниками Вашингтонской политики противодействия России по максимуму. Такое, знаете, своеобразное разделение труда, как в басне Крылова, Литве позволено очень многое говорить вслух, но при этом страны, которые имеют серьезный вес, не могут себе этого позволить.

Дальше в регионе мы видим наращивание группировок, различных воинских формирований вдоль границ Союзного государства, прежде всего, на Востоке от Беларуси. Это не может нами не учитываться при выстраивании нашей собственной внутренней военной конфигурации.

Национальный контекст очевиден: нам нужно адаптироваться к вызовам, которые есть на глобальном уровне, на региональном уровне, нынешней ситуации, связанной с Российской Федераций, с тем, как нас оценивают в этом контексте. 

Нами сделан давно и серьезно стратегический выбор в пользу союзных отношений с Российской Федераций. Наши военно-политические отношения закреплены на самом высоком уровне и являются гарантом нашей с вами безопасности, безопасности Беларуси как государства, так и каждого белорусского гражданина. Наше членство в Организации договора о коллективной безопасности является дополнительным евразийским региональном элементом нашей с вами безопасности. Мы совсем недавно имели возможность убедиться в ее дееспособности на казахстанском примере.

Поэтому вот это все встраивает нас в новую карту мира – Союзное государство, ОДКБ, Беларусь, – если мы берем именно политическое переустройство.

ОНТ: Мне кажется, в этом контексте мы очень вовремя и дальновидно в свое время присмотрелись к Китаю… 

Ю.Амбразевич: Безусловно, Китай для нас имеет очень важное значение как страна-партнер, стратегический всепогодный партнер. 

Да, чуть дальше географически, но это серьезная стратегическая альтернатива в условиях наших нынешних передряг на Западе, тому санкционному давлению, которое против нас создается западными странами…  Нужно помнить, что их меньшинство от глобального числа государств. Ни о какой изоляции Беларуси в этом контексте речи не идет. У нас есть Китай, Вьетнам, Иран, Индия, Индонезия. Огромное количество государств, с которыми мы можем и с которыми мы уже работаем…

ОНТ: По количеству населения, половина планеты фактически!

Ю.Амбразевич: Думаю, что даже больше, если посчитать реально те страны, которые не ввели, как минимум, против нас санкции, которые с нами готовы работать и продолжают работать. В этом направлении той же белорусской дипломатией делаются серьезные шаги по увеличению нашего присутствия в этих странах. Принято решение об открытии дополнительных загранучреждений и в Индии, и во Вьетнаме, и в Китае, и в Российской Федерации... 

ОНТ: Это и есть те самые новые возможности, про которые говорил и Президент Лукашенко, и Президент Путин. Новые возможности, которые нам фактически открывает, и к которым нас подталкивает санкционная волна.

Ю.Амбразевич: Новые возможности – это достаточно многогранный в этой конкретной ситуации вопрос. 

Когда мы вкладываем дополнительные ресурсы в работу с нашими партнерами, то это позволяет открывать нам новые ниши. Будь то для нашего экспорта, будь то для нашего импортозамещения. 

В части импорта, если есть какие-то товары, которые перестали или перестанут к нам поступать из западных государств, то нам нужно их замещать, поскольку мы их используем либо в производстве, либо потому, что это товары конечного потребления для наших граждан.

Если мы для такого замещения выходим на собственное производство, то это замечательно. Это огромное поле для работы внутри страны: для Правительства, для наших производителей, для наших экспортеров как по вопросу совершенствования технологий, так и по новой экспортной линейке, по адаптированию того, что мы производим под новый спрос на новых рынках. Для этого нужны инвестиции в научные исследования, в наших людей, исследователей, в бизнес. Для этого нужен определенный риск, потому что любое новое начинание – это всегда экономический риск. 

Здесь также большое поле для деятельности дипломатов на экономической ниве, для поиска новых партнеров будь то для экспорта, будь то для импорта. 

На данный момент в правительстве Беларуси действует штаб, который анализирует все санкции, вырабатывает алгоритмы ответов, оказывает полноценное содействие всем отечественным экспортерам, производителям. Штаб определил и установил, каким образом и производителям, и экспортерам при сотрудничестве с белорусскими дипломатическими загранучреждениями перераспределить те объемы нашего экспорта и импорта с западного направления на, прежде всего, страны «дальней дуги». 

Экономике, конечно, понадобится время, чтобы перестроиться. Но уверенность в правительстве в том, что это получится, абсолютная. Я уверен, что существует значительный потенциал для того, чтобы найти нужную нам замену западным партнерам на восточных рынках. 

ОНТ: Может быть, и лучше, что ситуация так нас подтолкнула выйти из зоны комфорта и мы станем от этого еще сильнее? 

Ю.Амбразевич: Выход из зоны комфорта - это замечательный инструмент для того, чтобы получить новое качество работы как экономики, так и человеческого потенциала. 

Я думаю, что это, безусловно, сыграет определенную роль и в переходе к новым технологиям и материалам, а также получении независимости в их производстве и использовании.

Все это возможно, особенно если мы объединим наши усилия с Российской Федерацией. И это уже делается. Наш ответ на эти санкции - это в том числе наше дальнейшее развитие союзной интеграции, 28 союзных отраслевых программ, наша работа со странами ЕАЭС в экономическом блоке. Огромный потенциал для кооперации и сотрудничества между всеми евразийскими структурами, который позволит Беларуси получить новые качества. 

ОНТ: Кстати, говоря по поводу Союзного государства, неоднократно наш Президент говорил, что союз Минска и Москвы становится все более притягательным для других государств. Как Вам видится, кого мы можем заманить? 

Ю.Амбразевич: Я думаю, что этот вопрос в нынешнем контексте адресован, прежде всего, членам Евразийского экономического союза. Страны СНГ, которые так или иначе, прежде всего, экономическими, но и гуманитарными и человеческими связями, также связаны с Беларусью и Россией. Этот потенциал далеко не исчерпан.

Союзное государство действительно является наиболее продвинутой формой интеграции на постсоветском пространстве. Но нам нужно понимать, и об этом уже говорили в том числе политические лидеры наших стран, что даже если сравнивать союзную интеграцию Беларуси и России с интеграцией в рамках ЕС, то нам еще нужно очень много серьезно двигаться вперед, чтобы уровень взаимодействия, интеграции (например, в части внешней политики и в целом ряде других вопросов) довести до того уровня, который сейчас имеют европейские страны между собой.

Не нужно бояться этого. На самом деле, когда говорят, что интеграция с Россией - это прямой путь к потере белорусского суверенитета, да ничего подобного. В Беларуси никак не меньше суверенитета, чем у Бельгии, Чехии или еще у кого-то.

Возьмите, например, бельгийскую экономику. Огромная часть товарооборота приходится на Германию. О какой независимости, например, конкретно Королевства Бельгия с точки зрения его безопасности или достаточности вооруженных сил может идти речь? Все эти вопросы решаются благодаря «зонтику» НАТО. 

У нас с Россией точно так же это решается. У нас есть соответствующие договоры на самом высоком уровне. Мы осознанно, в случае необходимости, решаем эти вопросы через делегирование соответствующих полномочий, в частности, по линии Евразийского экономического союза, наднациональным органам.

ОНТ: На санкционной волне как МИД намерен отстаивать наши интересы в рамках международных организаций? Помнится, такое поручение было и от Президента страны.  

Ю.Амбразевич: Международные организации, прежде всего, интересны для нас с политической точки зрения, потому что санкции – это феномен, который касается не только Беларуси. 

Санкционная политика за последние 20 лет стала банальным элементом во внешнем инструментарии США и Запада в целом. И связано это, прежде всего, с тем, что у них нет других инструментов влияния. 

Парадоксальным образом наличие ядерного оружия сделало невозможным глобальные войны. И, соответственно, те, кто находится в союзе с государствами, обладающими значительным ядерным потенциалом, неуязвимы для каких-либо мелких военных конфликтов. 

И Беларусь осознанно пользуется этими возможностями ядерного зонтика с Российской Федерацией.

Последние два года, а может быть и более, ни одно выступление постоянных представителей Беларуси при ООН в Нью-Йорке или при международных организациях в Женеве не обходится без того, чтобы мы не упоминали о пагубном влиянии односторонних принудительных мер.

ОНТ: А слышат ли этот голос? 

Ю.Амбразевич: Слышат, безусловно. Целый ряд докладов, особенно в последнее время, связанных, например, с продовольственной безопасностью, отметили тот факт, что санкции, которые введены на транзит белорусских удобрений напрямую затрагивают вопросы роста цен на удобрения, на конечные продукты сельского хозяйства. Буквально вчера Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш упомянул о том, что белорусские удобрения и продукция сельского хозяйства Беларуси, России и Украины необходимо вернуть на международный рынок. Потому что их отсутствие ставит на грань голода целый ряд наименее развитых стран. 

Белорусские загранучреждения постоянно доносят до наших партнеров из развивающихся стран правду о неизбирательном действии санкций, о том, что они не точечные и не умные. 

ОНТ: Но придумывают же их люди, далекие от экономики…

Ю.Амбразевич: Мы говорим это не только в ООН. Это задача наших послов во всех столицах. Мы бы очень хотели, чтобы наши СМИ через свои каналы, в том числе российские, казахстанские СМИ, китайские, т.е СМИ в странах наших партнеров, доносили эту правду до обычных людей.

ОНТ: Говоря о международных организациях и об ООН в частности, нет ли у Вас ощущения, что они могли бы работать более эффективно, особенно в нынешней ситуации вокруг Украины? 

Ю.Амбразевич: ООН или любая другая международная организация – это отражение, прежде всего, соотношения сил и атмосферы взаимодействия между странами – членами этой Организации. 

Да, международные организации создавались и существуют, прежде всего, для сотрудничества. Но если между странами – членами нет атмосферы сотрудничества, то никак это сотрудничество не будет работать ни в ООН, ни в любой другой международной организации.

Повторюсь: международные организации могут работать только в том случае, если все страны – члены привержены исполнению мандата этой структуры.

Вряд ли это возможно прежде, чем наступит период, когда действительно, прежде всего, большие страны в партнерстве со всеми остальными заинтересованными сядут за стол переговоров и не начнут договариваться о том, как же нам жить в этом новом миропорядке, где вырисовываются региональные центры силы, где растут государства, которые не желают, чтобы у них были некие «кураторы», которым не нужны гегемоны. Все страны должны чувствовать себя в безопасности. Гарантии должны быть прописаны в соответствующих юридических документах. Видимо, только после этого мы сможем полноценно вернуться к сотрудничеству в международных организациях. 

ОНТ: Возвращаясь к конфликту России и Украины, может ли в этом случае все-таки сработать язык дипломатии? Как Вам видится роль Беларуси? Наша страна уже себя проявила, предоставив площадку для переговоров, а что дальше? 

Ю.Амбразевич: Я думаю, что язык дипломатии должен превалировать в любом случае.

Однажды у моего брата спросили, чем занимается его брат в МИД. Он ответил: «чем бы не занимались, лишь бы не воевали». Для этого и существует дипломатия. 

И Беларусь в последние годы неоднократно предупреждала о деградации и глобальной, и европейской систем безопасности. Нас не услышали. Мы получили то, что получили сейчас.

ОНТ: Хельсинки-2 предлагали! 

Ю.Амбразевич: Мы предлагали "Хельсинки-2".

Думаю, что "Хельсинки-2" – это уже мало на нынешнем этапе. Потому что уровень недоверия между странами, уровень деградации многосторонней системы, которую мы имели после Второй мировой войны, которая благополучно существовала в последние годы, но в таком коматозном состоянии, когда Совет Безопасности не работает, когда международное право не работает, требуют от международного сообщества некоего глобального процесса по тематике глобальной безопасности в духе Сан-Франциско. На всех континентах появились серьезные региональные центры силы. Достаточно вспомнить БРИКС. 

ОНТ: Возвращаясь к метафоре, с котором мы начинали, что нужно сделать, в том числе здесь у нас в Минске, чтобы эту стрелку немного оттащить назад? 

Ю.Амбразевич: Я думаю, что Минску, как минимум, необходимо продолжить искреннюю политику в отношении наших соседей, продолжить искреннюю политику миролюбивости. 

Вся наша история говорит об этом, позволяет нам обращаться с таким политическим призывом как к странам-соседям, так и вообще к международному сообществу. 

Безусловно, мы должны быть реалистами в нашей внешней политике. И где необходимо, искать возможности и компромиссы. Но где необходимо, мы должны проявлять принципиальность. Для нас эта принципиальность заключается в твердой приверженности неделимости безопасности. Нельзя строить свою безопасность за счет других. Это краеугольный камень белорусских подходов в этой сфере. 

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by