Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Государстве Израиль В.Скворцова порталу «Израиль в лицах» (5 мая 2016 г.)

Посольство Беларуси в Израиле пережило очень непростые времена. После того, как израильская сторона приняла решение о закрытии своего диппредставительства в Минске, в качестве ответного шага планировалось свернуть работу посольства Беларуси в Израиле. На протяжении всего прошедшего периода сотрудники посольств, МИДа, депутаты и общественность старались повернуть колесо вспять и сохранить работу диппредставительств в дружественных странах. Результатом этих совместных усилий стала радостная новость о том, что деятельность посольств в Тель-Авиве и Минске продолжится в полном объеме.

О том, как досталось эта трудная победа, о реакции общественности на сохранение посольств и о планах двустороннего сотрудничества на перспективу Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь Владимир Скворцов рассказал главному редактору проекта «Израиль в лицах» Элеоноре Гройсман.


После объявления в начале года о закрытии по финансовым соображениям ряда израильских диппредставительств за рубежом, в т.ч. в Вашей стране, решение в отношении Минска премьер-министром Нетаньяху несколько позднее было пересмотрено. Как в Беларуси был воспринят этот шаг?

Если коротко, то с удовлетворением. То, что израильская сторона все же изыскала ресурсы для сохранения своего дипломатического присутствия в Минске, представляется нам логичным решением, поскольку оно объективно отвечает достигнутому уровню и духу наших отношений. При этом, разумеется, нельзя было игнорировать и их мощный исторический аспект. Мы ценим ту роль, которую сыграли в разрешении посольского вопроса политические круги, представители заинтересованных ведомств, депутаты кнессета, создатели и члены парламентского русскоязычного лобби.

Белорусская сторона приветствовала акценты, расставленные в заявлении канцелярии главы правительства, а затем и в ноте израильского внешнеполитического ведомства. В обоих документах подтверждено значение, которое придается Израилем наличию дипломатической миссии в Минске — «с учетом прочных связей, существующих между двумя странами». Такая оценка полностью соответствует и нашему видению актуального состояния отношений.

Этот шаг дал белорусской стороне основание также вернуться к теме полноценного дипломатического присутствия в Израиле.

Очевидно, эту историю с посольствами можно рассматривать как своего рода тест на способность сторон действовать совместно и находить позитивные развязки непростых ситуаций. В конечном итоге, опираясь на взаимное доверие, мы это испытание успешно выдержали.

Не менее важно и то, что в эти дни мы смогли особенно наглядно почувствовать дружественное отношение к Беларуси со стороны многих и многих людей в разных слоях израильского общества, убедиться в том, какое значение придается ими развитию связей с нашей страной и ее гражданами.

В самом деле, вопрос о судьбе дипмиссии в Минске у нас в Израиле был предметом широкой и неравнодушной, а порой и эмоциональной дискуссии, сводившейся к тезису — «Посольство должно жить». Посольский формат, несомненно, важен для развития межгосударственных отношений…

Это в самом деле так. Из своей продолжительной дипломатической практики не припомню случая, чтобы два государства, не имеющих друг у друга посольств, достигали такого же уровня взаимоотношений, как в условиях полноценного дипломатического присутствия.

У меня нет сомнений — если бы оба посольства закрылись, несмотря на взаимное стремление и белорусской, и израильской сторон сохранить позитивную динамику сотрудничества, избежать деградации отношений нам бы не удалось. Естественным следствием стало бы не просто снижение эффективности взаимодействия, но и реальные потери в масштабах и качестве политических, экономических, культурных и межчеловеческих связей. Неизбежно замедлилась бы реализация ряда совместных проектов, курируемых двумя дипмиссиями. А это такие важные сферы кооперации, как высокие технологии, сельское хозяйство, строительство, информационно-коммуникационные технологии, в которых нам удалось в последнее время выйти на ощутимые результаты.

В целом, то, что для двусторонних отношений сегодня характерна конструктивная и открытая атмосфера, в существенной мере можно отнести на счет постоянного дипломатического присутствия, создающего условия для оперативного практического взаимодействия. Нашим Посольством поддерживается прямой рабочий контакт с МИД Израиля, другими ведомствами, бизнес-сообществом, некоммерческими структурами. И ряд вопросов благополучно решается фактически в начальной фазе их возникновения. Аналогично, насколько я знаю, обстоит дело и у наших израильских коллег в Минске, с которыми у нас действует постоянная «горячая линия».

Если говорить о конкретных примерах, иллюстрирующих состояние двустороннего диалога последнего времени, что бы Вы могли назвать в первую очередь?

В конце прошлого года состоялось событие, которое без преувеличения я бы назвал прорывным шагом в наших отношениях – взаимная отмена виз. Объективно она должна привести к серьезной активизации всех видов обменов. Будь-то межведомственное сотрудничество, бизнес-контакты, культурный диалог, взаимные поездки на отдых, паломнические туры, посещение родственников и друзей.

Если вести разговор категориями межведомственного взаимодействия, то только за последние месяцы можно назвать несколько рабочих визитов представителей руководства министерств нашей страны в Израиль, в частности, по линии МИД, Минфина и Минспорта. В их результате достигнут ряд принципиальных договорённостей, которые должны продвинуть наш диалог вперед. Подписан протокол к межправительственному финансовому соглашению, открывающий новые горизонты кредитно-инвестиционного сотрудничества. Инвесторы получили принципиально новый, гибкий механизм кредитования проектов, не требующий оформления правительственных гарантий и предоставляющий банкам обеих стран полномочия регулировать эти отношения между собой.

Туристические ведомства пришли к обоюдному пониманию необходимости возобновления работы совместного комитета по туризму. Начаты полеты израильской авиакомпании «Аркия» в Минск. Не менее насыщенна и совместная культурная программа. В декабре 2015 г. открыт памятный знак классику белорусской литературы Янке Купале в г. Ашдоде на одной из площадей города, названной в его честь. Вначале апреля в Иерусалиме состоялась уникальная выставка белорусского фотомастера Льва Дашкевича. В настоящее время проходят Дни культуры Израиля в Беларуси, которые завершатся в День независимости еврейского государства.

Но меня бы не поняли, если бы я умолчал еще об одном — я бы сказал, кульминационном, — событии двусторонней повестки, состоявшемся на прошлой неделе. Это традиционная встреча земляков, получившая название «Белорусский лес», которая ежегодно проводится Всеизраильским объединением выходцев из нашей страны в пасхальные каникулы в роще вблизи города Бен-Шемен. Разумеется, ни один такой форум не обходится без участия белорусского посольства и наших фирменных блюд. В специально оборудованном здесь «посольском уголке», украшенном национальной символикой, кроме дегустации национальной кухни у уроженцев нашей страны всегда есть возможность получить ответы на волнующие их вопросы, проконсультироваться по консульским и гражданским темам, да и в целом, узнать из «первых рук», чем сейчас живет белорусская земля, на которой они родились и выросли. Как обычно, на встрече и на сей раз присутствовали члены кнессета, представители муниципалитетов городов, родственных землячеств, СМИ.

И в самой Беларуси, насколько я знаю, в этом году происходит много событий, которые имеют важное значение для дальнейшего развития страны. Две недели назад Ваш Президент Александр Лукашенко выступил с Посланием к народу и парламенту. В чем, на Ваш взгляд, был основной месседж его выступления?

Прежде всего, по своему характеру и содержанию это была программная речь. Глава государства озвучил своего рода дорожную карту развития Беларуси, обозначил основные направления ее движения на ближайшую перспективу.

Если проанализировать тематику выступления, то обращает на себя внимание, что стержневым стал экономический блок. Президент назвал 10 факторов роста в экономике, определил основные задачи в этой сфере. При этом особый акцент был сделан на таких составляющих эффективной экономики как инновации, инвестиции, диверсификация экспорта, создание благоприятного бизнес-климата и совершенствование менеджмента.

Второй по насыщенности темой стала социальная сфера. Президент подробно остановился на пенсионной системе, модернизации здравоохранения, своем видении образовательной политики, оптимистичном «тренде» в демографии.

Значительное место в Послании было отведено вопросам сохранения мира и безопасности, актуальным международным вызовам и национальным внешнеполитическим приоритетам. Прозвучали конкретные сигналы для наших зарубежных партнеров.

Было также отмечено, что текущему году придается особое значение как началу нового пятилетнего этапа развития страны. А это у нас еще и важнейший политический год — год парламентских выборов, которые состоятся в сентябре. Официально же предвыборная кампания должна стартовать в июне.

Но ближайшим центральным событием в жизни государства станет V Всебелорусское народное собрание, которое пройдёт 22-23 июня в Минске и определит стратегию экономического и социального развития страны на ближайшие пять лет. В таких форумах обычно участвуют и зарубежные гости, в том числе представители Израиля.

Возвращаясь к треку двусторонних отношений — каковы ближайшие планы дипмиссии на фоне сохранения взаимного дипломатического присутствия?

Перед пасхальными каникулами у меня состоялись обстоятельные переговоры в МИД Израиля, на которых мы открыто, как между нами заведено, обсудили алгоритм совместных действий на ближайшую перспективу в условиях продолжения функционирования посольств. Наша краткосрочная повестка наполнена практическими темами, которые требуют тесной координации усилий. Среди прочего, они станут предметом углубленного обсуждения в рамках межмидовских консультаций. В этом году такие переговоры запланированы в пяти различных форматах и предполагают рассмотрение самого широкого комплекса вопросов – от политических, экономических, договорно-правовых до консульских и гуманитарных.

Первоочередная задача для меня как руководителя загранучреждения сейчас — поскорее восстановить его штат, выйти в режим полноформатного присутствия в вашей стране. А для израильской стороны, насколько мне известно, наиболее актуальным сейчас является вопрос назначения своего нового посла в Минске вместо убывшего в прошлом году моего коллеги Иосифа Шагала.

Интенсивные усилия предстоит сконцентрировать на сфере экономической дипломатии. Израиль мы рассматриваем как важного и перспективного партнера в ближневосточном регионе по самому широкому спектру взаимодействия, прежде всего, в области внешнеторговой и инвестиционной деятельности. Наши деловые контакты, взаимная торговля динамично развиваются. В подтверждение приведу следующую цифру: в течение пяти последних лет наш товарооборот удвоился. И мы, разумеется, продолжим вплотную заниматься этими вопросами с тем, чтобы сохранить набранные темпы.

Предстоит определиться по датам и повестке дня очередного заседания белорусско-израильской Межправкомиссии. Будем готовиться к нему всесторонне и тщательно с широким подключением всех заинтересованных участников двустороннего торгово-экономического сотрудничества — как по линии госструктур, так и бизнеса.

Перед нами стоит также такая серьезная задача, как скорейшее возрождение еще одного двустороннего механизма взаимодействия – совместного комитета по туризму. Руководители профильных министерств, как я уже упоминал, уже принципиально договорились на этот счет. Теперь предстоит перевести эту договоренность в практическое русло. Ведь отмена виз просто подталкивает нас к активизации контактов в данной сфере, и здесь у нас, несомненно, есть большие шансы по взаимному расширению туристических рынков.

Таким образом, мы видим перспективу взаимодействия, располагаем для этого необходимым потенциалом. Надеюсь, что наши совместные усилия при самой активной роли обеих дипмиссий материализуются в дальнейшее наращивание динамики взаимной торговли, инвестиционного сотрудничества, межведомственной кооперации, культурно-гуманитарных и туристических обменов. 

Хочется пожелать Вам дальнейших успехов на ниве укрепления двусторонних отношений Израиля и Беларуси.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by