Интервью начальника управления международных организаций Владимира Павловича агентству БелТА об участии белорусских экспортеров в тендерах ООН
Участие в тендерах ООН открывает новые возможности для белорусских экспортеров
Система международных закупок по линии ООН открыта для сотрудничества с поставщиками из всех стран мира. Как гласит Устав Организации Объединенных Наций, ее главная цель — содействовать повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития. Согласно резолюциям Генеральной ассамблеи ООН, все организации-члены должны прилагать максимум усилий для выявления новых источников закупок и тем самым содействовать увеличению их количества и созданию равных конкурентных условий для всех поставщиков, независимо от их местонахождения. В качестве такого поставщика может выступить и Беларусь. О системе тендеров, которые проводят различные институты ООН, а также о возможностях, которые открываются при участии в них белорусских предприятий, в интервью БЕЛТА рассказал начальник Управления международных организаций Министерства иностранных дел Беларуси Владимир ПАВЛОВИЧ.
- Владимир Станиславович, что дает белорусским предприятиям участие в тендерах ООН?
- Участие белорусских компаний в закупочной деятельности этой авторитетной международной организации имеет большие плюсы как для отечественных фирм, так и для национальной экономики в целом. В масштабе страны это перспективный путь развития отечественного экспорта, его диверсификация. Кроме того, это еще и международное признание белорусских производителей. Участие в тендерах, объявленных ООН, представляет собой выход на огромный рынок сбыта товаров, работ и услуг. Причем емкость этого рынка стабильно растет. Так, в 2009 году через систему закупок ООН приобретено товаров и услуг на $3,5 млрд.
Для конкретного предприятия Беларуси участие в такой деятельности — это, прежде всего, престиж, формирование положительного имиджа компании, которая участвует в оказании помощи нуждающимся в мире. Это возможность подтвердить лидирующее положение в своем секторе производства среди ближайших конкурентов. Кроме того, участвуя в тендерах ООН, предприятие приобщается к международным стандартам в области менеджмента, бухгалтерской отчетности, аудита. Имея опыт участия в тендерных закупках ООН, предприятие может выходить в дальнейшем на экспортные поставки в любую страну Евросоюза. Международный авторитет ООН компания может использовать для координации своих действий с другими игроками на местном и глобальном уровне.
- Был ли у белорусских предприятий опыт сотрудничества с организациями ООН по линии закупок?
- К сожалению, до сих пор белорусские производители практически не использовали возможности участия в тендерных закупках ООН. И все же небольшой опыт есть. Еще несколько лет назад на сайте ООН были зарегистрированы лишь несколько белорусских предприятий. В 2007 году Министерство иностранных дел инициировало проведение семинара, который прошел на базе Белорусской торгово-промышленной палаты. В результате на сегодняшний день в качестве потенциальных поставщиков этой организации зарегистрировано 78 предприятий. Однако это только первый шаг, после которого необходимо непосредственно участвовать в тендерах ООН, чтобы получить практический результат.
- Почему, на ваш взгляд, белорусские предприятия мало участвуют в этом процессе?
- Причины разные. Например, инертность мышления: зачем создавать себе лишние трудности, если все можно делать по уже известной схеме. Участие в тендерах ООН — это конкурс, и никто не гарантирует победы в нем. Нам не будут помогать, нас не будут продвигать — здесь работают чисто рыночные механизмы. Но это отличная возможность проанализировать свой опыт в экспортной деятельности, понять, что необходимо исправить в своей маркетинговой политике. Мы хотим рассказать нашим предприятиям об одном из инструментов экспорта. Игнорировать его в условиях, когда перед нами ставятся задачи по расширению географии и увеличению поставок белорусских товаров и услуг, на мой взгляд, нельзя. Кроме того, не все предприятия имеют международные стандарты качества на свою продукцию. И наконец, незнание иностранного языка. Все эти факторы тормозят выход белорусских компаний на рынки ООН.
- А как организована структура закупок в ООН?
- Основной участник в системе закупок — Отдел закупок ООН. Эта служба отвечает за приобретение самых различных товаров и услуг для учреждений ООН в Нью-Йорке и Женеве, для миссий и программ по поддержанию мира, региональных комиссий, трибуналов, специальных миссий и ряда других структур системы Организации Объединенных Наций. В перечне приобретаемых товаров и услуг — воздушные перевозки, автотранспортные средства, продовольствие и услуги в области общественного питания, компьютеры и обработка данных, типографские услуги, конторские принадлежности и материалы, а также многое другое.
Следует отметить, что закупки товаров и услуг проводятся в том числе для стран, где осуществляются операции по поддержанию мира. Участвуя в постконфликтном восстановлении и получая по результатам тендера право на поставку того или иного товара или услуги, компания может закрепиться на этом рынке и таким образом расширить свои экспортные возможности.
- Могут ли принять участие в тендерных закупках небольшие компании или это прерогатива крупных предприятий?
- Основными поставщиками товаров и услуг являются не транснациональные корпорации мира, а как раз предприятия малого и среднего бизнеса. Это в полной мере соответствует проводимой ООН политике защиты прав и интересов таких предприятий, препятствующей оказанию давления на них со стороны крупных участников мирового рынка. Стоимость подавляющего большинства заключенных контрактов невелика — всего $20 тыс. каждый. Ежегодно таких контрактов заключается примерно 135 тыс. Крупные закупки — на сумму свыше $1 млн. — составляют не более 2% заказов.
- Что нужно для того, чтобы участвовать в тендерах ООН?
- Для участия в торгах необходимо заполнить анкету на сайте www.ungm.org, которая содержит предварительные данные для регистрации в базе поставщиков ООН (United Nations Common Supplier Database). Приглашения принять участие в торгах, проводимых ООН, направляются только зарегистрированным продавцам.
Пакет заполненных регистрационных документов нужно отправить по электронной почте на адрес Отдела закупок ООН rеgistеr@un.оrg. При положительном решении предприятие вносится в реестр поставщиков и ему присваивается идентификационный номер.
В частности ООН предъявляет следующие требования к поставщикам: соответствие товаров и услуг потребностям Организации Объединенных Наций, опыт в сфере международной деловой практики и финансовая стабильность компании.
25 октября в Минске в Национальном центре маркетинга и конъюнктуры цен при содействии Министерства иностранных дел пройдет международный семинар о правилах и требованиях участия в тендерных закупках ООН. Цель мероприятия — представить нашим производителям товаров и услуг особенности закупок ООН, рассказать о тех изменениях, которые произошли в этой системе за последние годы. Например, с 2009 года можно подписаться на новую услугу — годовую подписку на рассылку объявлений о тендерах ООН. Это позволит оперативно получать всю необходимую для конкретного предприятия информацию. На все вопросы специалистов, заинтересованных в таких закупках, ответит приглашенный представитель Отдела закупок ООН.
- Как проходят закупки?
- Процедура участия в закупках ООН является открытой, так же как и доступ к информации о проводимых торгах. В зависимости от сложности запроса и ожидаемой цены товара, который планируется для закупки, предусмотрены три формы предложений заказчика: запрос предложения, запрос ценового предложения, запрос котировок.
Как правило, большинство закупок, стоимость которых превышает $25 тыс., осуществляются посредством подачи участниками запросов предложений или запросов ценовых предложений.
Что касается порядка проведения закупок, то они осуществляются на основе конкурсных торгов. Вся информация о планируемых закупках, а также о ранее опубликованных запросах предложений и запросах ценовых предложений размещается на официальном сайте службы закупок ООН.
- Владимир Станиславович, какие товары и услуги могут предложить белорусские компании для участия в тендерах ООН?
Например, продукцию сельского хозяйства, ведь наша страна занимает лидирующие позиции по некоторой продукции в этой сфере. В первой десятке Беларусь находится по экспорту обезжиренного сухого молока и коровьего масла. Мы можем поставлять также мясо крупного рогатого скота, сыры и другие молочные продукты, куриные яйца, овощи, консервную продукцию и многое другое. Таким образом, у белорусских сельхозпроизводителей есть возможность не только продемонстрировать свое желание бороться с голодом в рамках Всемирной продовольственной программы ООН, но и расширить географию экспорта своей сельхозпродукции.
Разнообразен и рынок услуг, востребованный Организацией Объединенных Наций. Он включает грузовые, морские, железнодорожные перевозки в Восточную Европу и Центральную Азию, экспедиторские услуги, складирование и логистику, а также страховые, юридические, финансовые услуги и многое другое.
Приведу небольшой пример: лидером по поставкам товаров и услуг для нужд миротворческих миссий ООН по итогам 2009 года была Россия. На ее долю пришлось почти 16% всего объема поставок. Второе место заняли США — 12,4%, третье — Судан (чуть менее 12%). Помимо России среди государств СНГ наиболее активными поставщиками товаров и услуг являются Украина (в 2009 году было поставлено товаров и услуг на сумму около $71 млн.) и Казахстан ($23 млн.). Коммерческие организации из этих стран уже успели оценить выгоды выхода на данный рынок международной торговли.
Выйти на международный рынок через закупки ООН могут и наши фармацевтические предприятия — объемы мировых закупок в этой сфере стремительно растут.
Большой спрос отмечается на компьютерную технику, офисное оборудование, мебель, проектные услуги, инженерные работы, информационные технологии.
Это лишь малая толика проблем и потребностей, которые испытывает население земного шара и в обеспечении которых участвуют структуры ООН. Для потенциальных поставщиков система закупок Организации Объединенных Наций — обширный всемирный рынок, на котором есть спрос на все виды товаров и услуг.