Размер шрифта:

Интервью Министра иностранных дел Беларуси В.Макея газете «СБ. Беларусь Сегодня» (№31 (24913), 18 февраля 2016 года)

Жить в мире и с миром

Журналистов на Мюнхенской конференции по безопасности больше, чем политиков: 700 против 600. Так что на сцену для участия в панельных дискуссиях попадают от силы два десятка политиков, остальные работают, что называется, «за сценой». Это, кстати, одна из причин, почему Мюнхен называют закулисьем мировой политики. Это уникальная площадка, где в один день можно провести переговоры с представителями всех континентов. Беларусь такой площадкой пользуется активно: министр иностранных дел Владимир Макей провел почти 20 двусторонних встреч и прислушался к дискуссии. А мы поговорили с ним о Мюнхене, пугающем европейских политиков вакууме власти и о торговле, конечно.

Начали с того, что отношение к Беларуси изменилось — не только в Мюнхене, но в Европе и мире. Я сама сталкиваюсь с тем, что коллеги–журналисты (а рабочие залы в пресс–центре — настоящий Вавилон: справа коллега строчит на арабском, слева корреспондент Польского радио кричит прямо в эфир, бодро игнорируя осуждающие взгляды коллег), узнав, что я из Беларуси, кивают одобрительно: «О, Минск! Минск!» Так посмотрел ли на нас Запад другими глазами, спрашиваю у Владимира Макея.

В.Макей: Коллеги о роли Беларуси в урегулировании украинского кризиса отзываются, конечно, положительно. И, на мой взгляд, оценка Беларуси по сравнению с прошлым годом улучшилась. Как мне кажется, многие стали лучше понимать мотивы поведения нашей страны, мотивы принятия тех или иных решений. И это становится основой для объективного отношения к Беларуси.

Вопрос: Я внимательно слушаю дискуссии, которые ведутся на Мюнхенской конференции. В этом году много говорят о том, что одна из основных причин возникновения региональных конфликтов — вакуум власти. Самый яркий пример — Ближний Восток. И здесь, в Мюнхене, часто звучит мысль о важности стабильной власти. Нет ли здесь прямой связи с тем, что отношение к Беларуси меняется?

В.Макей: Я думаю, что наши партнеры активно размышляют над этим — что нужно для того, чтобы обеспечить меры безопасности, в частности, в европейском регионе. Мы всегда говорили, что самое главное в такой турбулентный период истории — обеспечить стабильность развития страны, общества, стабильное экономическое развитие, параллельно работая над улучшением ситуации в таких чувствительных для наших партнеров сферах, как права человека и демократия. В нестабильном обществе не может быть подлинного обеспечения прав человека и подлинной демократии. В определенной мере это понимают уже и в Европе, в частности, в предложениях по пересмотру европейской политики соседства на первом месте стоит уже не мысль о необходимости обеспечения прав человека, а задача обеспечения стабильности в регионе. Как нам кажется, это имеет принципиальное значение. Мы всегда говорили о том, что сложный переходный период может быть обеспечен только в рамках сильного государства, четкой управляемости. Вы посмотрите, когда в 2008 году случился финансово–экономический кризис, все заговорили о том, что государство должно играть большую роль в управлении экономическими процессами. Мне кажется, эти мысли волнуют и наших европейских партнеров, они начинают осознавать, что нельзя искусственно заставить общество перепрыгнуть через какой–то этап развития. Должны быть спокойные эволюционные этапы. Это было одним из наших принципиальных расхождений в прошлом. Сейчас, мне кажется, есть больше понимания на этот счет. Но это не означает, что Беларусь является идеальной страной. Нет идеальных стран в мире. Мы должны что–то где–то подшлифовать, усовершенствовать, мы к этому готовы и готовы разговаривать с нашими партнерами об этом. Но они также должны учитывать менталитет и традиции нашего общества и не торопить события. Мы видим на примере ряда соседних стран, к чему привело чрезмерно ускоренное движение в направлении Европейского союза.

Вопрос: Накануне Мюнхенской конференции был издан доклад о ситуации с безопасностью в мире. В нем содержится достаточно пессимистичный прогноз на 2016 год. Действительно все так плохо или есть надежда?

В.Макей: Да, оценка нынешней ситуации является достаточно пессимистичной. Все констатируют наличие значительных расхождений во взглядах между ведущими геополитическими игроками. И в ближайшее время уменьшение этих расхождений не предвидится. Вместе с тем дискуссии на этой конференции позволяют, на мой взгляд, более оптимистично посмотреть в будущее. Потому что сейчас из уст представителей многих мировых держав звучит мысль о необходимости поиска взаимоприемлемых решений, разрешения конфликтов путем диалога и переговоров. Подобные подходы, мысли и рассуждения внушают определенный оптимизм. Хотелось бы надеяться, что эти пожелания будут реализованы.

Вопрос: Год назад мы с вами здесь, на Мюнхенской конференции, говорили о необходимости диверсифицировать наш экспорт. Но за прошлый год внешнеторговый оборот Беларуси просел почти на треть. Какие у нас перспективы на этот год?

В.Макей: Мы хотим уйти от зависимости от какого–то одного направления, и это четкая установка Президента. Почему? Потому что в мире периодически возникают кризисные ситуации, которые оказывают негативное влияние на экономику Беларуси. Наша экономика открытая, мы зависим от ситуации на внешних рынках, от того, сколько продадим и сколько за это получим. А это, в свою очередь, сказывается на благосостоянии наших людей. Для того чтобы застраховаться от кризисов, нужно иметь нормальные отношения с максимально возможным количеством государств. Все рынки не проседают одновременно. Одни страны развиваются нормально, ВВП и экспорт растут, а в других ситуация хуже. Наша задача сделать так, чтобы мы, понимая, что российский рынок для нас основной, одновременно имели бы возможность осуществлять внешнеэкономическую деятельность со всем остальным миром. Тогда мы будем застрахованы от негативных последствий в случае нового финансово–экономического кризиса.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by