Интервью Генерального консула Республики Беларусь в г.Белостоке В.Савчука газете «Гродзенская праўда» (19 октября 2022 г.)
Белорусские дипломаты прилагают максимум усилий для отстаивания интересов государства на международном уровне
В специальном интервью для «Гродзенскай праўды» Генеральный консул Генерального консульства Республики Беларусь в Белостоке Виктор Савчук рассказал, какие задачи решает сегодня диппредставительство Беларуси за границей, как ведут себя «беглые» в Польше и какой вектор взяла официальная Варшава в диалоге с собственными гражданами.
Мы находимся на передовой
– Виктор Владимирович, геополитическая ситуация в мире за последние годы существенно изменилась. Очевидно, что и задачи, возложенные на белорусских дипломатов за границей, стали несколько иными. В каких условиях теперь приходится выстраивать работу?
– Действительно, мы работаем в весьма непростых, можно даже сказать жестких условиях, вызванных геополитической турбулентностью, военным конфликтом в Украине, беспрецедентным санкционным давлением на Беларусь со стороны западных стран, пандемией коронавируса.
Отличительной особенностью функционирования Генерального консульства являются непрекращающийся, по мнению польских властей, миграционный кризис, закрытие по инициативе польской стороны ряда наземных международных пунктов пропуска на территории консульского округа, возведение на границе с Беларусью заградительной стены, приостановка Подляским воеводством сотрудничества и всех региональных контактов с Гродненской и Брестской областями, осуществление деструктивной белорусской оппозицией ряда провокационных акций в отношении загранучреждения.
Резюмируя, можно образно выразиться, что белорусские дипломаты, особенно на западном направлении, с учетом нынешних условий находятся на передовой и прилагают максимум усилий для отстаивания интересов нашего государства на дипломатическом фронте.
В Польше – рост инфляции, безработица, социальные протесты
– Благодаря грамотной позиции руководства Беларуси нам удается сохранять мир и стабильность, безопасность в стране. Наш народ чувствует себя защищенным. Можете ли Вы сказать то же самое о наших соседях?
– Польское руководство на всех международных площадках, равно как и внутри страны, в контексте упреждения якобы угрозы дальнейшей экспансии «российской агрессии» с территории Украины на территорию всей Центральной Европы неустанно заявляет, что безопасность Польши и восточного фланга Североатлантического альянса является приоритетом внутренней и внешней политики государства. По-видимому, с этой целью в Польше недавно был принят Закон «Об обороне Родины», ставший основой для ускорения темпов наращивания вооруженных сил за счет планируемого увеличения численности армии со 111,5 до 300 тысяч военнослужащих.
Уже подготовлен бюджет Министерства обороны Польши на 2023 год, который составляет почти 100 миллиардов злотых, то есть более 20 миллиардов долларов США. Наряду с этим польские власти неоднократно заявляли о необходимости усиления восточного фланга за счет расширения присутствия блока НАТО на территории Польши и публично подтверждали принципиальную готовность к этому.
На этом фоне ряд политологов и аналитиков предвещают в стране «жаркий» осенне-зимний период из-за набирающего обороты экономического кризиса, который, по их убеждению, обусловлен действиями польских властей. Прогнозируется волна социальных протестов из-за того, что пандемия и ситуация вокруг Украины спровоцировали «крах экономики и семейных бюджетов поляков». Все чаще в информационном пространстве Польши будируется тема о грядущих ограничениях в поставках энергоносителей и частичном дефиците на рынке продовольствия. В обществе назревают опасения массовых увольнений и потери работы, попадания в кредитно-долговую яму, краха малого и среднего семейного бизнеса. Вместе с тем в стране наблюдается существенный рост инфляции, которая в 2022 году составила 16,1 процента и стала рекордным показателем за последние 25 лет. Последние прогнозы уже свидетельствуют о том, что показатель инфляции достигнет 18 процентов, а заявления правительства уже говорят о значениях до 20 процентов.
Что касается консульского округа Генерального консульства, практически все польские предприниматели в приграничной зоне, особенно в сфере туризма и ведения фермерского хозяйства, пострадали и понесли убытки. Впечатляют и масштабы разрушений дорожной и другой инфраструктуры в приграничной зоне из-за стягивания туда тяжелой военной спецтехники. По предварительным подсчетам, для восстановления разрушенной военной техникой инфраструктуры только в одной приграничной зоне необходимо более 4,6 миллиона злотых (порядка 1 миллиона долларов США), в то время как введенные ЧП и запрет на въезд охватывали 183 населенных пункта Подляского и Люблинского воеводств.
Безусловно, все эти факторы будут иметь ощутимые негативные последствия для различных сфер социальной жизни и деятельности в Польше.
Проявление агрессии – слабость «беглых»
– К сожалению, встречаются случаи, когда политика, проводимая Западом, оборачивается откровенными нападками на белорусских дипломатов. Все помнят о случае, когда в Великобритании был избит белорусский консул. Почему, на ваш взгляд, ярые «борцы за справедливость» не принимают во внимание подобные вопиющие факты? О чем в целом говорит желание отдельных личностей решать вопросы насильственным путем?
– На сей счет есть очень хорошее изречение: «Когда кончаются аргументы, в ход идут камни». К сожалению, подобные провокационные поступки и поведение со стороны «ярых борцов за справедливость» по отношению как к белорусским, так и российским дипломатам и диппредставительствам носят не единичный характер. Только по фактам агрессии и актов вандализма в отношении нашего загранучреждения в Белостоке полицией было возбуждено 3 уголовных дела, 2 из которых впоследствии были закрыты польской стороной в связи с причинением якобы незначительного материального ущерба и невыявлением злоумышленников. При этом причиненный Генконсульству общий материальный ущерб составил порядка 10 тысяч долларов США. По моему глубокому убеждению, такого рода проявления агрессии являются ярким свидетельством не силы так называемых «беглых», а их слабости и бессильной злобы. Как гласит народная пословица: «Собака лает – караван идет». В Беларуси сохраняется стабильная социально-политическая и экономическая ситуация вопреки многочисленным попыткам дестабилизировать ее как со стороны коллективного Запада, так и самих же «беглых».
– О «беглых». После событий 2020 года некоторые бросились за границу в поисках так называемого политического убежища, хотя понятно, что многие из них использовали это лишь как предлог, чтобы пробраться, как им казалось, в сытую Европу. А как себя сейчас чувствуют эти люди, были ли случаи, когда в итоге им приходилось обращаться в консульство за помощью?
– После августа 2020-го «беглые» белорусы, осевшие в Польше, стали активно объединяться в деструктивные «диаспоральные» формирования и создавать организации экстремистской направленности. И деятельность их вылилась в многочисленные попытки дестабилизировать обстановку в близости от белорусских загранучреждений. Фиксировались случаи угроз и оскорблений в адрес сотрудников наших дипмиссий в Польше, попытки психологического давления, проводились провокационные и хулиганские пикеты, манифестации, так называемые акции «солидарности» и флешмобы с широким освещением в польских СМИ. Только в Белостоке за этот год у здания Генконсульства и в городе с учетом ситуации вокруг Украины проведено 27 акций антибелорусской и антироссийской направленности. Всего более 100 за период с августа 2020 года по сегодняшний день. Нам удалось добиться от польской стороны круглосуточной охраны наших загранучреждений. Это заметно снизило «градус напряженности» и практически свело к нулю попытки хулиганских выходок и актов вандализма.
В то же время в практической работе мы часто сталкиваемся со случаями, когда осевшие в Польше «беглые», в том числе и ярые «активисты», невзирая на свои «принципиальные» политические взгляды и убеждения, не гнушаются обратиться в Генеральное консульство за содействием в решении вопросов консульского характера.
Простые поляки за безвиз благодарят
– Введение безвизового режима в Беларуси для поляков и литовцев обычные граждане оценили с очень хорошей стороны. Мы не раз общались с иностранцами, которые приезжают к нам по безвизу, и реакция у них одна –благодарность. Ведь, несмотря на проводимую Западом политику, люди хотят налаживать дружеские связи. Что в действительности думают о таком решении в Польше?
– Официальную позицию польских властей по этому поводу ясно озвучил заместитель министра иностранных дел Польши Павел Яблонский, который посоветовал «быть очень осторожными и избегать поездок в Беларусь». По его убеждению, необходимо продолжать «оказывать международное давление как на Россию, так и на Беларусь». Несмотря на такую официальную риторику в ходе рабочих контактов и двусторонних встреч представители органов местного самоуправления, бизнес-сообщества и простые граждане приветствуют такую инициативу белорусского руководства и оценивают ее как демонстрацию искреннего стремления Беларуси к конструктивному сотрудничеству с Польшей во всех сферах деятельности. Сразу после введения безвиза и до сих пор в Генконсульство продолжают поступать звонки со словами благодарности. Такая инициатива от простых поляков говорит сама за себя: люди отнюдь не стремятся к жизни за «стенами и колючей проволокой вдоль границы» и к визовым барьерам. Они хотят мирно жить, развивать нормальные межчеловеческие контакты и добрососедские отношения.
Искажают прошлое для оправдания своих действий
– Белорусы с ужасом и болью наблюдают за тем, как руководство соседних европейских стран отдает приказы об уничтожении памятников воинам-освободителям, которые в годы Великой Отечественной войны погибали, сражаясь не только за свою Родину, но и за те самые страны, где сегодня их подвиг пытаются очернить. Зачем, на ваш взгляд, это делается?
– На примере Польши могу сказать, что действующая власть демонизирует Советский Союз, коммунистический строй и твердо отождествляет роль Красной Армии по освобождению Польши от немецко-фашистских войск в годы Второй мировой войны с захватническими целями и оккупацией. В недавних интервью различным зарубежным изданиям первые лица Польши перечислили все основные «грехи» советской стороны, прямо назвав СССР союзником Германии, обвинив в разделе и оккупации Польши. Исходя из этого, вырисовывается четкая картина того, как польская сторона использует искажение прошлого в качестве инструментария для навешивания ярлыков, обвинений и упреков, а самую кровопролитную в истории человечества войну – в целях обоснования своей политической позиции и оправдания своих действий. Именно поэтому под лозунгом искоренения памяти и напоминаний о «страшном» советском и коммунистическом прошлом и происходят акты вандализма и снос памятников советским воинам-освободителям, которые ценой своих жизней спасли Польшу и польских граждан от «коричневой чумы» и физического уничтожения.
Мы готовы к диалогу
– Президент Беларуси и глава МИД не раз подчеркивали: наша страна настроена на эффективное взаимодействие и открыта к взаимоуважительному диалогу. Но пока сложно говорить о том, что польское руководство готово протянуть руку для выстраивания конструктивных отношений. Почему так происходит?
– Ситуация в польско-белорусских отношениях обусловлена целым рядом факторов. Это и категорическое непризнание польским руководством итогов президентских выборов в Беларуси, и предоставление убежища сбежавшим из Беларуси так называемым «оппозиционерам», и открытая поддержка антибелорусских деструктивных центров и структур, основной целью которых является изменение конституционного строя в Беларуси и продвижение санкционной политики. Не перестают звучать из Варшавы и голословные обвинения Беларуси в участии в качестве «соагрессора» в спецоперации на Украине. При этом никто не хочет принимать во внимание предпринимаемые белорусской стороной шаги по мирному урегулированию конфликта. Это и надуманное и преднамеренное раздувание масштабов миграционного кризиса на белорусско-польской границе, и блокирование польской стороной движения на погранпереходе Кузница-Брузги и многое другое. С учетом этих абсурдных по своей сути факторов на Беларусь со стороны западных стран оказывается беспрецедентное санкционное давление и в институты ЕС (не без участия Польши) непрерывно вносятся предложения по его дальнейшему усугублению.
В качестве примера неприятия и нежелания польской стороны выстраивать конструктивное взаимодействие с Беларусью еще раз приведу факт, когда Подляское воеводство официально уведомило Генконсульство о приостановлении с 28 февраля этого года на неопределенный срок сотрудничества и всех региональных контактов с Гродненской и Брестской областями. Более того, Евросоюз приостановил финансирование как принятых к рассмотрению, так и находящихся на стадии реализации проектов трансграничного сотрудничества с Беларусью. В этих условиях любые попытки с нашей стороны по возобновлению и активизации контактов с руководством воеводства и властями города польской стороной блокируются, а зачастую банально игнорируются. Несмотря на такую откровенно контрпродуктивную позицию, при проведении в Генконсульстве встреч с представителями органов местного самоуправления и бизнеса мы постоянно подтверждаем готовность белорусской стороны к конструктивному диалогу и активизации эффективного и прагматичного двустороннего взаимодействия на принципах равноправия и взаимоуважения.
Главное – отстаивание государственных интересов
– Руководство Беларуси ставит перед своим диппредставительством задачу не просто сохранить независимую, экономически сильную, способную защитить свою территориальную целостность и интересы на международной арене страну, но и приумножать потенциал и работать на дальнейшее развитие белорусского государства. В чем Вы видите роль дипломатии в продвижении экономического сотрудничества, особенно в столь непростых современных реалиях?
– Роль белорусской дипломатии, как вы правильно заметили «в столь непростых современных реалиях», заключается прежде всего в отстаивании государственных интересов и укреплении позитивного имиджа Беларуси на международной арене. Необходимо прилагать максимум усилий и использовать действенный инструментарий для дальнейшего успешного продвижения внешнеполитического и внешнеэкономического курса нашей страны.
Главной задачей на западном направлении, как отметил министр иностранных дел Беларуси, является «минимизация негативных последствий деструктивной политики Запада для экономики и населения Беларуси». В связи с этим необходимо задействовать все имеющиеся ресурсы, чтобы донести до общественного мнения в странах аккредитации объективную информацию о политической и экономической ситуации в Беларуси. Люди должны знать о безосновательности, бесперспективности и деструктивном характере ограничительных мер западных стран. Кроме того, следует оказывать максимальное содействие белорусским субъектам хозяйствования в поиске альтернативных путей экспорта белорусской продукции и выстраивании новых товаропроводящих сетей и транспортно-логистических цепочек в условиях санкционного давления.
В свою очередь Генеральное консульство в сложившейся обстановке предпринимает все возможные усилия и задействует все имеющиеся механизмы для возобновления конструктивного диалога с властями консульского округа. Мы стремимся возобновить двустороннее межрегиональное и трансграничное сотрудничество. Единственное конструктивное взаимодействие фактически реализуется в поддержании действенных контактов с руководством местного самоуправления и деловыми кругами консульского округа, которое, тем не менее, в нынешних непростых условиях дает определенные позитивные результаты.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by