Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Казахстане Анатолия Ничкасова информационному агентству «Казинформ» (9 апреля 2015 г.)
В мае 2014 года главами трех государств — Казахстана, России и Беларуси был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе. С 1 января 2015 года ЕАЭС начал действовать, к нему присоединяются другие страны. О том, какие преимущества дает экономическая интеграция странам-участницам ЕАЭС и какие проблемы требуют решения для дальнейшего успешного развития Союза, в беседе с нашим корреспондентом говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Казахстане Анатолий Ничкасов.
- Анатолий Иванович, с начала этого года начал действовать Евразийский экономический союз, созданный в продолжение евразийской интеграции — от Таможенного союза и Единого экономического пространства. Чем отличается этот новый этап интеграции, и что даст народам стран-участниц ЕАЭС?
- Принципиальное отличие Евразийского экономического союза от Таможенного союза заключается в следующем. Таможенный союз упразднил внутренние таможенные границы между странами-участницами для свободного перемещения товаров, но ЕАЭС устанавливает свободу передвижения не только товаров, но и услуг, рабочей силы и капитала. Именно такую задачу поставили наши Президенты при подписании Договора о создании ЕАЭС. Конечно, если все будет реализовано в полном объеме, то промышленность, бизнесмены и предприниматели Беларуси, Казахстана, России, Кыргызстана и Армении только выиграют, поскольку их возможности существенно расширятся. Они смогут выходить на рынки ЕАЭС со своими товарами и услугами, участвовать в тендерах и конкурсах на госзакупки, а такие получат возможность свободного найма на работу в странах ЕАЭС.
- Как Вы оцениваете экономический эффект от Таможенного союза, Единого экономического пространства и чего ожидаете от ЕАЭС в ближайшем будущем, а также в перспективе?
- Уже в первый год работы Таможенного союза в 2010 году объем взаимной торговли вырос сразу почти на 40 процентов. А за 5 прошедших лет общий товарооборот между Беларусью и Казахстаном вырос более чем в 3 раза. Так, товарооборот между Беларусью и Казахстаном по итогам 2014 года достиг 1,2 миллиарда долларов. Считаю, что достаточно высокая динамика роста говорит об эффективности экономической интеграции.
Следует отметить, что в экономическом пространстве бывшего Таможенного союза в настоящее время качественно меняются товарные потоки. При этом остро стоит вопрос конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей в условиях общего рынка. Безусловно, это также связано с ожиданиями населения увидеть на своем рынке изобилие и разнообразие качественных и недорогих товаров. Это также связано с политикой импортозамещения и экспортной политикой наших государств в отношении третьих стран, особенно наших соседей. Нам необходимо уже сегодня рассчитать формулы взаимодействия с крупными экономическими регионами, такими, как ЕС, МЕРКОСУР, НАФТА, странами юго-восточной Азии, Китаем и другими.
Экономический эффект от интеграции России, Беларуси и Казахстана в рамках ЕАЭС уже создается, благодаря уменьшению издержек на перевозку сырья и готовой продукции, а также за счет стимулирования здоровой конкуренции на общем рынке ТС, создания равных условий для всех видов экономической деятельности. Он достигается, кроме того, благодаря вхождению на рынок ЕАЭС новых стран; повышению производительности труда; наращиванию местного производства; благодаря увеличению внутреннего спроса на товары, повышению занятости населения; внедрения инновационных технологий.
- Несмотря на обширную договорную базу ТС, ЕЭП и ЕАЭС, то и дело возникают проблемы, требующие вмешательства руководства наших стран, вплоть до глав государств. В чем, на Ваш взгляд, причина возникающих противоречий?
- После вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе существенно возросла конкуренция между предпринимателями наших стран. Естественно, каждая страна старается создать наиболее выгодные условия ведения бизнеса для своих компаний. В то же время, нельзя говорить о противоречиях между нашими странами, так как каждое интеграционное объединение должно пройти свой эволюционный путь, в процессе которого отшлифовываются все грани взаимодействия между странами-участницами объединения. Проблема «защиты своих рынков» в ходе интеграции — это тонкая наука. Чтобы ответить на все вопросы и найти взаимовыгодные решения, нужно время. Сегодня, когда ЕАЭС находится в активной фазе становления, прямое участие руководства наших стран в формировании внутрисоюзных отношений, правовой базы Союза определяет заданный темп интеграционной работы. Президенты наших стран уже показали, что умеют вырабатывать и принимать эффективные решения, показывая нашим правительствам примеры наилучшей практики достижения консенсуса в самых сложных вопросах повестки дня.
- Какие совместные антикризисные меры могут быть приняты государствами-членами ЕАЭС?
- Сегодня всех интересует, как в условиях мирового кризиса экономики наших стран могут конкурировать и развиваться. В рамках Союза уже принимаются необходимые меры для минимизации последствий новой волны мирового экономического кризиса. Как нам видится, основными антикризисными мерами стран Союза могут стать реализация единой торговой политики, а также проведение согласованной промышленной политики. Важнейшей мерой представляется создание совместного бренда, единой торговой марки товаров Евразийского экономического союза «Сделано в ЕАЭС».
Такой бренд может быть создан за счет участия союзных транснациональных компаний и предприятий в совместных цепочках формирования высокой добавленной стоимости. Это будет стимулировать процессы импортозамещения и обеспечивать рост экспорта в третьи страны. Чем больше союзных предприятий будет задействовано в кооперации по производству конечного продукта, тем быстрее произойдет переход от сырьевой экономики к инновационной.
- Ваша оценка состояния и перспектив двустороннего экономического сотрудничества между Казахстаном и Беларусью?
- В последние годы удалось существенно изменить архитектуру двусторонних экономических отношений в рамках научно-технической и производственной кооперации, создания совместных производств и проектов. Мы выходим на новые направления двустороннего сотрудничества за счет перехода от взаимодействия в традиционных отраслях к наукоемким.
Сегодня в Казахстане успешно работают 15 совместных производств по сборке карьерной, шахтной техники, тракторов, зерно- и кормоуборочных комбайнов, грузопассажирских лифтов, строительной и коммунальной техники. Реализуется проект по созданию белорусско-казахстанского технологического парка сельскохозяйственной техники. Перспективы дальнейшего развития нашего сотрудничества мы видим в производственной кооперации — в создании совместных предприятий по выпуску комбайнов на базе нашего предприятия «Гомсельмаш» с машиностроительными предприятиями Казахстана. Мы видим большие перспективы в завершении реформирования очень важного для нас совместного предприятия «КазБелАЗ». Беларусь передает своим партнерам эксклюзивное право на производство самосвала модели «БелАЗ-7547». Планируется запустить очередное сборочное производство на базе Казахстанско-Белорусского индустриально-технологического парка сельскохозяйственной и коммунальной техники нового поколения.
Реальным резервом сотрудничества является активизация инвестиционного взаимодействия. Беларусь готова создавать благоприятные условия для казахстанского бизнеса. На правительственном уровне мы готовы поддержать перспективные проекты в самых различных областях: в недвижимости, в промкооперации, нефтехимии, транспорте и логистике, а также в новых технологиях. Убежден, что потенциал для развития торгово-экономических отношений между нашими странами еще далеко не исчерпан. Преимущества интеграции создают предпосылки для увеличения товарооборота в разы.
- Как в Беларуси оценивают принятую в Казахстане антикризисную контрциклическую программу «Нурлы жол»?
- Мы видим, что в Казахстане развернута большая антикризисная работа в целях формирования условий для стабильного экономического развития в регионе Центральной Азии. Отрадно, что Казахстан и Беларусь прошли испытание временем, сохранили незыблемые принципы двусторонних отношений, взаимного уважения, расширили открытый диалог, нарастили стратегическое партнерство. Благодаря трудолюбию, глубокому патриотизму и целеустремленности народа ваша страна достигла впечатляющих результатов в социально-экономическом развитии, стала полноправным и авторитетным членом международного сообщества.
Провозглашение новой экономической политики «Нурлы жол» — это превентивный, современный, прагматичный и четкий ответ Казахстана на реальные вызовы и угрозы современности. Как отметил Нурсултан Абишевич в своем Послании, этот рубеж пройдут только сильные государства и сплоченные народы. «Нурлы жол» — это масштабная программа развития и своеобразная дорожная карта для достижения целей и задач Стратегии «Казахстан-2050». Как заявил Президент Н.Назарбаев, Казахстан не свернет свои социальные программы, несмотря на то, что мировую экономику ждут большие испытания. Стержнем новой экономической политики является План инфраструктурного развития и модернизации экономики Казахстана, в котором идет речь о реализации масштабных проектов по строительству региональной и межрегиональной транспортно-логистической инфраструктуры, модернизации отраслей народного хозяйства, создании инновационных энергетических мощностей и иных актуальных проектов. И в их реализацию Республика Беларусь готова внести свой достойный вклад, задействовать имеющийся промышленный и научный потенциал страны.
- Как Вы знаете, в Казахстане назначены внеочередные президентские выборы…
- В Беларуси с большим вниманием отнеслись к инициативе казахстанского народа о проведении внеочередных выборов Главы государства. На встрече наших президентов в марте этого года в Астане Александр Григорьевич Лукашенко очень тепло высказался в поддержку кандидатуры Нурсултана Абишевича Назарбаева, который выдвинут от партии «Нур Отан».
Беларусь уважает выбор народа Казахстана и от всего сердца желает победы его Лидеру.