Размер шрифта:

Интервью директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси И.В.Назарука бюллетеню БелТПП “Меркурый” (июнь 2014 г.)

1. Белорусская торгово-промышленная палата совместно с рядом органов государственного управления, организаций и общественных объединений подвела итоги конкурса “Лучший экспортер 2013 года”. Как Вы расцениваете успехи белорусских предприятий в продвижении своей продукции за рубеж в 2013 году?

Прошлый 2013 год, был непростым для белорусского экспорта товаров и услуг, объем которого составил 43,9 млрд. долларов, снизившись не только по сравнению с уровнем 2012 года, но даже и с уровнем 2011 года.

Хочу напомнить, что Национальной программой развития экспорта на 2011 – 2015 годы предусматрено увеличение экспорта товаров и услуг к 2015 году по сравнению с 2010 годом в 2,18 – 2,22 раза, то есть с 29,8 млрд. долларов в 2010 году до 66,2 млрд. долларов в 2015 году.

Динамика прироста экспорта: в 2011 году объем экспорта товаров и услуг составил 46,6 млрд. долларов, темп роста к 2010 году – 56,4 процента, в 2012 году объем экспорта составил 51,9 млрд. долларов с темпом роста к 2010 году – 74,2 процента и к предыдущему году – на 11,4 процента.

Первые два года реализации Программы дали ощутимые результаты, однако, этот тренд не удалось сохранить в 2013 году. Правда, по сравнению с 2010 годом, базовым для расчета параметров Программы, объем экспорта товаров и услуг в прошлом году увеличился в 1,5 раза.

В стоимостном выражении в сравнении с 2012 годом мы “потеряли” порядка 9 миллиардов долларов экспорта товаров и нарастили около 1 миллиарда долларов экспорта услуг.

Из анализа товарной структуры экспорта товаров следует, что основное снижение объема экспорта – более 8 миллиардов долларов – приходится на товары нефтехимического комплекса. Главные причины снижения поставок нефтепродуктов и других товаров этой категории связаны с конъюнктурой внешних рынков. Не по нашей вине также произошло сокращение экспорта калийных удобрений. Совместными усилиями оперативно приняли возможные меры по исправлению ситуации, но полностью ликвидировать отставание не удалось.

Но я хочу заострить внимание и на другом.

Более 1 миллиарда долларов экспорта мы потеряли в промышленном комплексе, в основном, в автомобиле- и тракторостроении. Это серьезный вызов конкурентоспособности белорусским предприятиям.

Для белорусского экспорта сохраняются такие внешние ограничители, как:

падение спроса на основных рынках сбыта (Россия, Китай, Украина);

усиление конкуренции на российском рынке со стороны как российских, так и европейских и китайских производителей (в части качества, цены, гибких условий поставки, сервисного обслуживания);

общее ужесточение конкуренции на интересующих нас рынках.

Анализ состава номинантов конкурса “Лучший экспортер 2013 года” показал, что практически все крупные промышленные флагманы (МТЗ, МАЗ, БелАЗ, БМЗ, Гомсельмаш и др.) не сумели в 2013 году обеспечить базовые условия для участия в этом конкурсе.

Среди отраслевых министерств и концернов доведенные параметры по росту экспорта обеспечили Минсельхозпрод, Минсвязи, Мининформ и Белгоспищепром, среди регионов – Брестская, Гродненская и Могилевская области.

Результаты внешней торговли тщательно проанализированы на отраслевом и региональном уровнях, а также с точки зрения динамики наращивания экспорта в страны пребывания белорусских загранучреждений. Совместными усилиями выработаны и утверждены на 2014 год дополнительные меры по активизации экспортной деятельности. 

2. Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. Каковы, на Ваш взгляд, тенденции развития белорусского экспорта?

То, что экспорт – один из наших приоритетов, является следствием сложившейся структуры и открытости белорусской экономики, которая чрезвычайно зависима от тенденций развития международных рынков.

На уровне Правительства, МИД, Минэкономики и других органов государственного управления выработаны основные приоритеты для динамичного развития экспорта – это географическая и товарная диверсификация, опережающий рост экспорта услуг, повышение доли наукоемкой и инновационной продукции, совершенствование работы товаропроводящей сети белорусских предприятий за рубежом и некоторые другие. Для решения каждой из перечисленных задач имеются свои механизмы, которые комплексно прописаны в Национальной программе развития экспорта на 2011 – 2015 годы.

Таким образом, тенденции развития белорусского экспорта – это запрограммированный результат, который достигается совместными усилиями предприятий-экспортеров, отраслевых и региональных структур, органов государственного управления.

Результаты внешней торговли формируются на основе внешних и внутренних факторов, что порой осложняет достижение прогнозируемых результатов в каждом планируемом периоде. Вместе с тем, в целом можно отметить позитивную динамику экспорта, который вырос в 5 раз по сравнению с 2000 годом (год, в котором начался этап системных преобразований в экспортной деятельности).

3. За годы развития экономики Беларуси в целом завершено формирование на государственном уровне системы стимулирования и поддержки экспорта, основанной на эффективной международной практике. Эта система постоянно развивается и совершенствуется, создаются условия для введения новых эффективных механизмов. Какова роль белорусской дипломатии в этой сфере?

Роль белорусской дипломатии в этой сфере – определяющая. Именно МИД является инициатором создания системы поддержки экспорта и используемых механизмов.

Действующие в Республике Беларусь механизмы поддержки экспорта в целом соответствуют классической международной практике: экспортное кредитование и страхование; международный лизинг; развитие товаропроводящей сети; участие в международных выставках; информационное и дипломатическое сопровождение экспортной деятельности белорусских предприятий по выходу на внешние рынки; участие в интеграционных процессах с основными торговыми партнерами; снятие действующих торговых барьеров, применяемых зарубежными странами по доступу белорусской продукции на внутренние рынки и другие.

На постоянной основе организована работа по совершенствованию этих механизмов, координацией которой занимается МИД в рамках реализации уже упомянутой выше Национальной программы развития экспорта, деятельности Межведомственного совета по развитию экспорта, поручений Главы государства и Правительства.

В течение последних лет МИД совместно с загранучреждениями всесторонне изучает зарубежный опыт поддержки и стимулирования экспорта как развитых, так и развивающихся стран. Наши систематизированные предложения регулярно вносятся в Правительство и изучаются заинтересованными органами госуправления. В результате этой работы удалось добиться реализации многих инициатив МИД, большинство из которых касаются совершенствования уже действующих классических механизмов стимулирования экспорта.

4. Развитие внешней торговли – одна из основных задач БелТПП. Насколько эффективно, на Ваш взгляд, сотрудничество МИД с БелТПП в этой сфере? В каком направлении следует развивать наше сотрудничество?

Я с удовлетворением хочу отметить конструктивизм нашего сотрудничества. Ежегодно мы формируем совместный план действий, имеющих прикладной характер и способствующих продвижению белорусских интересов на внешние рынки, повышению имиджа белорусской продукции, защите интересов белорусских производителей.

У нас есть несколько совместных традиционных проектов – это проведение конкурса “Лучший экспортер года”, ежегодное проведение семинара и контактной биржи для руководителей белорусских загранучреждений, организация национальных экспозиций и национальных выставок за рубежом. Мы ценим работу БелТПП и ее региональных отделений по организации визитов деловых кругов в зарубежные страны, благодаря чему расширяется партнерская база наших производителей, открываются перспективы для продвижения продукции на новые рынки.

Одним из основных приоритетов экспортной деятельности в настоящее время является географическая и товарная диверсификация, что требует изучения дополнительных возможностей для организации поставок белорусской продукции. Считаю это перспективным направлением для развития нашего дальнейшего сотрудничества.

Еще одна актуальная тема – повышение кадрового потенциала внешнеэкономических и маркетинговых служб белорусских предприятий. Совместные усилия в этой работе будут способствовать повышению эффективности семинаров, традиционно проводимых БелТПП для этой категории работников.

И, наконец, нам необходимо активизировать экспортную деятельность предприятий малого и среднего бизнеса, более активно вовлекать их в работу деловых советов, которые созданы БелТПП с зарубежными партнерами.

5. Что Вы можете пожелать сегодняшним и будущим экспортерам?

Хотелось бы пожелать благоприятной конъюнктуры на внешних рынках, но, увы, это от нас не зависит. Успешность экспортной деятельности в первую очередь зависит от производства конкурентоспособной продукции, ее качества, грамотно выстроенной стратегии выхода и закрепления на внешних рынках с использованием всего арсенала механизмов поддержки и стимулирования экспорта.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by