Размер шрифта:

Выступление заместителя Министра иностранных дел Беларуси Ю.Амбразевича на 113-й сессии Комитета по ликвидации расовой дискриминации (15 августа 2024 г., г.Женева)

 

Беларусь представляет сегодня очередные периодические 24 и 25 доклады Беларуси о выполнении положений Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

Беларусь ответственно подходит к своим международным обязательствам по выполнению положений этой Конвенции и считает ее тематику одной из важнейших в государственной политике, способствующей развитию толерантности и гражданскому единству в обществе.

Наша страна добилась значительных успехов в области межнационального, межрелигиозного и межкультурного согласия. Этот факт подтверждается тем, что в рейтинге достижения Целей устойчивого развития согласно «Докладу об устойчивом развитии-2024», который готовит группа независимых международных экспертов, сегодня Беларусь досрочно выполнила Цель устойчивого развития 10 «Уменьшение неравенства». 

Сегодня на территории Беларуси мирно сосуществуют представители 156 национальностей. Согласно переписи населения 2019 года 84,9% жителей страны – белорусы, 15,1% населения представляют другие национальности, из них: 7,5% – русские, 3,1% – поляки, 1,7% – украинцы. По 0,1% от общей численности населения страны составляет доля евреев, армян, татар, рома, азербайджанцев, литовцев, туркмен. 

По состоянию на 1 января 2024 года в стране зарегистрированы 3592 религиозные организации 25 конфессий и религиозных направлений, в том числе 3419 религиозных общин и 173 религиозные организации общеконфессионального значения.

В стране зарегистрировано более 140 организаций граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, которые объединяют представителей 25 национальностей. Все объединения имеют значительный опыт культурно-просветительной, образовательной, информационной и благотворительной деятельности. При этом все этнокультурные объединения на равноправной основе, независимо от численности и национальной принадлежности, получают постоянную поддержку от государства – финансовую, правовую, организационную, методическую.

В стране последовательно проводится в жизнь политика, направленная на свободное развитие культур, языков, традиций всех национальных общностей, полного равенства, уважения и учета прав и интересов их представителей, а также поддержку со стороны государства в реализации данных прав и пресечение любых проявлений расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.

В Республике Беларусь государственная политика в сфере межнациональных отношений и защиты прав лиц, относящихся к национальным меньшинствам, основывается на положениях Конституции Республики Беларусь, Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, международных договорах по правам человека и человеческому измерению, к которым присоединилась наша страна, Законе Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» и ряде других актов законодательства.

Хотел бы проинформировать о некоторых совершенствованиях национального законодательства с момента внесения нашего доклада, которые направлены на более эффективное выполнение положений Конвенций.

В 2022 году решением республиканского референдума в Основной Закон Республики Беларусь внесены существенные изменения, в том числе направленные на обеспечение дополнительных гарантий равенства всех граждан. При этом незыблемым осталось декларирование политики государства в сфере межконфессиональных (статьи 16, 31) и межэтнических (статьи 15, 50) отношений, направленной на сохранение мира и согласия, а также исключения ущемления прав человека и гражданина, содействия их полной реализации вне зависимости от религиозной или национальной принадлежности.

В 2023 году в целях совершенствования правового регулирования в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также закрепления на законодательном уровне новых современных подходов во взаимоотношениях государства с религиозными организациями в Закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII ”О свободе совести и религиозных организациях” внесены изменения (Закон вступил в силу 6 июля 2024 г.) В частности, для недопущения вовлечения религиозных организаций в политическую деятельность Законом устанавливается запрет на занятие религиозными организациями политической деятельностью, на размещение в местах богослужений текстов и изображений, направленных на разжигание социальной, национальной, религиозной и расовой розни и вражды, а также запрет на такую деятельность религиозных организаций. Также запрещается размещение текстов и изображений, направленных на пропаганду социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, иной экстремистской деятельности, в том числе оскорбляющих религиозные чувства граждан. Закон разрабатывался в тесном взаимодействии с религиозными организациями и прошел общественное обсуждение.

Нормы о недопущении дискриминации по любым признакам нашли свое развитие и в законодательстве о политических партиях и общественных объединениях. Так, статьей 7 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. № 3266-XII ”О политических партиях” и статьей 7 Закона Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. № 3254-XII ”Об общественных объединениях” соответственно с 2023 года уточнен запрет на создание и деятельность политических партий, союзов, а также общественных объединений, союзов в том числе в целях пропаганды социальной, национальной, религиозной и расовой вражды.

Важной новацией в национальном законодательстве является принятие Закона Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З ”О защите персональных данных”, направленного на обеспечение защиты персональных данных, прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных. В частности, персональные данные, касающиеся расовой либо национальной принадлежности, политических взглядов, членства в профессиональных союзах, религиозных или других убеждений, здоровья или половой жизни, привлечения к административной или уголовной ответственности наряду с биометрическими и генетическими персональными данными отнесены к категории специальных персональных данных, в отношении которых предусмотрен особый порядок обработки и защиты. Так, по общему подходу запрещена обработка специальных персональных данных без согласия субъекта персональных данных.

В целях реализации конституционных положений в 2023 году принят Закон Республики Беларусь от 14 февраля 2023 г. № 250-З ”Об основах гражданского общества”, которым предусмотрено взаимодействие государственных органов (организаций) и гражданского общества на принципе равенства прав граждан и запрещения дискриминации. При этом одной из основных задач взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества декларируется ”укрепление единой общности ’’белорусский народ“, воспитание уважения ко всем национальностям, религиям и культурам“. 

Претерпело изменения и законодательное регулирование сферы распространения массовой информации. Так, согласно внесенным в 2021 году изменениям в Закон Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З ”О средствах массовой информации” установлен запрет на использование журналистом средств массовой информации своих прав в целях опорочить посредством распространения недостоверной информации гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и (или) работы, в связи с их политическими убеждениями.

В 2023 году в Закон Республики Беларусь от 28 октября 2008 г. № 433-З ”Об основах административных процедур” внесены комплексные изменения, направленные на обеспечение доступности и оперативности осуществления административных процедур. В частности, в работе государственных органов закреплен принцип экстерриториальности, а также проактивный формат их осуществления. В случаях, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, заявление заинтересованного лица об осуществлении административной процедуры может быть подано также на иностранном языке, а не только на белорусском и (или) русском языках.

Все эти изменения направлены на комплексную работу в Беларуси по предотвращению дискриминации в обществе, в том числе по религиозному, национальному или языковому признаку.

Законом Республики Беларусь «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (в редакции Закона Республики Беларусь от 5 января 2004 года) гражданам Республики Беларусь, относящим себя к национальным меньшинствам, гарантируются равные политические, экономические и социальные права и свободы. 

Действующее законодательство также создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться. При этом государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии.

В стране созданы институциональные механизмы, которые обеспечивают возможность всем национальным общностям и религиозным конфессиям участвовать в выработке совместных решений по основным, наиболее важным, вопросам, касающимся их деятельности. При Уполномоченном по делам религий и национальностей действуют Консультативный и межэтнический совет, а также Консультативный межконфессиональный совет. В настоящее время в составе Совета 19 членов – представители национально-культурных общественных объединений и их союзов, в том числе общественное объединение «Ромская диаспора», общественное объединение «Союз поляков на Беларуси», общественное объединение «Минское городское армянское культурно-просветительское общество «Айастан», Международное общественное объединение «Конгресс азербайджанских общин», Международное общественное объединение «Палестинская община», Белорусское общественное объединение украинцев «Ватра», Союз белорусских еврейских общественных объединений и общин и другие.

Еще одним подтверждением системности работы государства в данном направлении является реализация республиканской Программы развития конфессиональной сферы, национальных отношений и сотрудничества с соотечественниками за рубежом. Программа обновляется каждые пять лет. Действующая Программа на 2021 – 2025 годы является уже четвертой и позволяет вовлекать религиозные организации в решение различных вопросов в сферах образования и науки, культуры, туризма, благотворительной деятельности, сохранения и развития историко-культурного наследия, физической культуры и спорта; способствует сохранению и развитию национальных культур и языков национальных общностей в Республике Беларусь; содействует развитию сотрудничества государства с соотечественниками в решении задач социально-экономического развития страны, расширения связей с регионами зарубежных стран.

Осуществление указанных мер на государственном уровне позволяет не допускать внутри страны религиозных конфликтов и межэтнических столкновений, а также содействует созданию благоприятных условия для обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, деятельности религиозных организаций и национальных объединений. 

Сохранять стабильные межконфессиональные отношения и развивать конструктивный межкультурный диалог в стране удается благодаря сильной власти в стране и особому вниманию со стороны Президента Республики Беларусь к поддержанию единства в обществе. Например, 2023 год в Беларуси был объявлен Годом мира и создания.

Мы гордимся своими достижениями и целенаправленно вкладываем значительное количество ресурсов: человеческих, материальных, финансовых, интеллектуальных, чтобы обеспечивать достойный уровень жизни и социальной защищенности всех представителей населения страны.
Белорусское государство намерено поддерживать эти высокие стандарты и далее развиваться, несмотря на имеющиеся, такие как: 

  • незаконные односторонние принудительные, которые активно применяют западные страны в нарушение Устава ООН и норм международного права и которые нарушают права белорусских граждан, в частности, права на развитие и свободу передвижения;
  • внешние информационные войны и фейки, создание приграничной напряженности, провокации, которые направлены на подрыв национального суверенитета, стабильности и позитивного международного имиджа страны;

Я хотел бы обратить Ваше внимание на непростую ситуацию на западной границе Беларуси, наблюдаемую с 2021 года. Обвинения Запада нашей страны в интрументалицазии мигрантов не имеют под собой никаких оснований. Беларусь предприняла необходимые меры для минимизации негативных последствий, в том числе в интересах прав просителей убежища. Были организованы визиты на госграницу представителей профильных международных организаций и соответствующих структур ЕС, созданы на территории Беларуси соответствующие шелтеры для мигрантов, введены визовые ограничения и организованы рейсы в рамках программ на возвращение. В то же время в нынешнем контексте с учетом свернутого пограничного взаимодействия сопредельных стран Беларусь вынуждена, в первую очередь, обеспечить свою национальную безопасность и не может в полном объеме оказывать помощь странам Евросоюза в защите от потока мигрантов, как это было раньше. В складывающейся ситуации нас не может не беспокоить регулярная практика незаконной доставки к границе Беларуси и силовое выдавливание на белорусскую территорию просителей убежища. Многие случаи для мигрантов заканчиваются плачевно. По данным «Эмнести Интернешнл» смертельные случаи в результате выталкиваний достигли 55 жертв. 

Мы планируем провести в ноябре 2024 г. в г.Минске международную конференцию по противодействию нелегальной миграции в регионе. Надеемся, что все заинтересованы нормализации ситуации на границе примут участие в ней и мы сможем найти точки для взаимодействия во исполнение рекомендации Специального докладчика СПЧ по вопросу о правах человека мигрантов в адрес Беларуси, Польши и ЕС сесть за стол переговоров.

Надеемся, что члены Комитета беспристрастно рассмотрят эту тему, как этого предписано мандатом. 

Также надеемся, что Комитет не умолчит проблему контрпродуктивности санкций и призовет коллективный Запад отказаться от них в пользу диалога. 

Завершая свое выступление, я хотел бы призвать вас, уважаемые члены Комитета, выйти за рамки созданного Западом вокруг Беларуси политизированного и лживого информационного поля и не поддаваться влиянию негативного имиджа, который методично навязывается мировому сообществу.

Беларусь – развитое государство в центре Европы, с высоко образованным, трудолюбивым и гостеприимным народом. Не зря мы входим в число стран с высоким индексом человеческого потенциала по данным ООН.

Предлагаем руководствоваться сведениями, которые вы сегодня получите из первых рук от представителей государственных органов.

Мы заинтересованы в профессиональном и непредвзятом диалоге в духе сотрудничества и доброй воли по положениям Конвенции. 

Надеемся, что по итогам нашей дискуссии будут приняты конструктивные заключительные замечания Комитета, которые станут для Беларуси полезным руководством по дальнейшему совершенствованию национальных усилий в обеспечении развития белорусского общества на дискриминационной основе.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь

www.center.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by