Размер шрифта:

Интервью начальника главного управления многосторонней дипломатии Министерства иностранных дел Беларуси Юрия Амбразевича белорусскому интернет-порталу TUT.BY (27 апреля 2015 г.)

Ровно 70 лет назад, 27 апреля 1945 года, БССР стала страной-основательницей ООН. О том, что значил этот шаг для страны, почему отстаивание традиционной семьи в ООН — один из наших сегодняшних приоритетов, зачем вообще нам эта организация и почему мы не признаем мандат спецдокладчика по Беларуси Совета ООН по правам человека, TUT.BY поговорил с начальником главного управления многосторонней дипломатии МИД Беларуси Юрием Амбразевичем.

- 70 лет назад БССР стала одной из стран — основательниц ООН. По этому поводу есть много скепсиса. Говорят, что советское руководство пролоббировало наделение нас и Украины таким статусом, чтобы иметь лишние голоса, ведь своей независимой внешней политики у Минска не было. Так что Беларуси и ее дипломатии дал статус сооснователя ООН?
 
 — Я бы все-таки оставил историю историкам. Вы упомянули, и наверняка это справедливое замечание, что руководство СССР при всей популярности нашей страны в мире тогда, после победы в Великой Отечественной войне, стремилось упрочить свои позиции в создаваемой послевоенной архитектуре. Вместе с тем ключевым аргументом в пользу того, чтобы Беларусь и Украина стали самостоятельными членами ООН, послужила роль двух народов в победе над гитлеровской Германией.
 
С точки зрения практических последствий этого решения для нашей страны следует выделить его прямой вклад в становление национальной дипломатической школы. Беларусь получила возможность непосредственно работать на международных форумах, даже несмотря на то, что мы находились в составе делегации СССР. В стране появились люди, которые по сей день называются белорусскими дипломатами.
 
Важно, что международное сотрудничество в рамках ООН, других организаций, куда Беларусь также вступила, будучи в составе Советского Союза, на мой взгляд, серьезно влияло на формирование белорусской общественной элиты. Не только дипломаты, но и представители политической, творческой и даже технической интеллигенции получили доступ к международному опыту, к реальной информации о событиях и образе жизни людей за пределами СССР.
 
Это в какой-то степени влияло на подход к Беларуси внутри СССР – наша страна зачастую рассматривалась и позиционировалась для зарубежных гостей как витрина советского социализма.
 
Если приводить совсем простой и понятный пример о роли ООН для Беларуси в самом начале существования организации, то отмечу, что в 1946 году в нашу страну по линии ООН пришли очень важные деньги. Администрация помощи и восстановления объединенных наций работала в Минске и оказала финансовую поддержку нашей стране в размере 61 млн долларов США, большая часть из которых была вложена в строительство и оборудование первого в Беларуси пенициллинового завода. Родная сестра моей мамы не умерла от туберкулеза в начале 50-х только потому, что этот завод был построен.
 
- Сегодня ООН подвергается критике, говорят, что и члены Совбеза часто действуют без его санкции. Многие считают, что ООН нужна реформа. В Минске есть какое-то свое видение: нужна ли ООН реформа и какая, если да?
 
 — ООН создавалась прежде всего для сохранения мира и безопасности на планете. При всем пафосе этих слов и локальных исключениях, по большому счету, эта организация с поставленной задачей справилась. 70 лет мир живет без глобальной войны и даже без открытых вооруженных конфликтов между мировыми державами.

Но не стоит идеализировать ООН. Это площадка для работы государств, это не самостоятельный игрок, как многие ошибочно думают. Способность ООН решать свои задачи зависит от способности государств договариваться. ООН – это механизм. Чтобы он работал, его нужно смазывать, глубоко изучать. Не будешь изучать – не будешь уметь пользоваться. Это касается и нас, что предопределяет постоянное присутствие и активную работу Беларуси в ООН.
 
В отношении реформы ООН, да, у нас есть понимание, что организация должна изменяться. Реформа ради реформы – это неправильная постановка вопроса. Скорее, речь идет о пересмотре методов, форм работы, но содержание, принципы, которые записаны в Уставе ООН, наверняка останутся неизменными: один голос – одна страна, невмешательство во внутренние дела, мирное решение споров. Если кто-то будет в привилегированной позиции без сдержек и противовесов, то это уже будет не универсальная организация, а, говоря бытовым языком, — «стенка на стенку».
 
Если касаться конкретно реформы Совета Безопасности ООН, то Беларусь выступает за расширение числа его членов: как постоянных, так и непостоянных.
 
- Есть какая-то конкретная позиция по этому вопросу? Например, Совбез должен включать не 15 членов, а 25…
 
 — Нет, такой позиции у нас нет. И, насколько нам известно, такой позиции нет ни у одной страны. Это процесс консенсусный. Дискуссия о реформе Совета Безопасности идет уже многие годы, но мы очень сомневаемся, что в ближайшем будущем она получит практическое решение, потому что интересы целого ряда стран противоречат друг другу.
 
- Если определять лаконично, для Беларуси ООН – это, в первую очередь, что? Какова главная функция для нас этой организации?
 
 — Инструмент национальной внешней политики. Он позволяет решать ряд задач. Это, во-первых, содействие двусторонним отношениям с другими странами, что в итоге приводит к росту экономических связей и контактов между людьми.
 
Во-вторых, это отстаивание наших национальных интересов в отношении тех идей, которые продвигаются другими странами в ООН. То, что 10 лет назад начинало обсуждаться в Нью-Йорке, сейчас мы имеем у себя, условно говоря, на столе.
 
- Например?
 
 — Например, в последние годы очень активно и серьезно в ООН рядом делегаций продвигается вопрос о том, чтобы однополые семьи были во всем приравнены в правах к традиционной семье из мужчины и женщины.

Для нас такой подход неприемлем, при том, что речь не идет о том, что в Беларуси какая-то фобия однополых браков. Но мы исходим из отношения к этим вопросам нашей общественной морали, наших традиций. Более того, наша страна исходит из необходимости поддержки традиционных семейных ценностей еще и потому, что именно в этой поддержке лежит решение задач демографической безопасности страны.
 
Если не работать в ООН, то в итоге через 10-15 лет мы получаем ситуацию, когда кем-то предложенная идея помимо вашей воли становится нормой на глобальном уровне.
 
- Так, может быть, это естественная эволюция мира?
 
 — С этим можно было бы согласиться, если бы это действительно было глобально согласованным подходом. К подобным изменениям каждая страна должна прийти самостоятельным путем, опираясь на национальную эволюцию. 
 
Но проблема заключается в том, что некоторые вопросы, сложные, очень чувствительные для определенных стран, прямо скажем разъединяющие вопросы, продвигаются в ООН отдельными группами государств, как правило, при очень серьезной финансовой поддержке в рамках двусторонних треков отношений. И бороться с ними крайне сложно. Для многих легче закрыть глаза. Так случилось в свое время сразу после распада СССР с концепцией прав человека, когда в ООН был закреплен западный максимально либеральный и сугубо индивидуалистский подход к этой теме, на наш взгляд, в ущерб общественному благу в переходных и развивающихся обществах.
 
- А зачем с этим бороться? Нас же никто не заставляет разрешать однополые браки…
 
 — Вот то, о чем вы сейчас сказали, это самый главный момент. Когда это будет воспринято как норма, условно говоря, в каких-то документах ООН, после этого начинается совсем другой этап. Те, у кого есть деньги и кто стоял за этими решениями, начинают указывать другим странам, ссылаясь на эти документы, что, мол, вы, коллеги, не следуете решениям, которые были приняты, что вы идете против цивилизации, развития, что вы отсталые, изгои, и вас нужно обучить, цивилизовать и даже наказать.
 
Одна из самых свежих концепций, которые продвигаются в ООН – «ответственность за защиту». Речь идет о том, что необходимо предусмотреть возможность оправдать внешнее военное вмешательство в дела абсолютно любого государства, если государство ведет себя как-то не так по отношению к гражданскому населению. Речь идет о размывании концепции государственного суверенитета.
 
- И мы считаем своим долгом противостоять этим нововведениям?
 
 — Мы считаем своим долгом работать так, чтобы эти решения соответствовали нашим национальным интересам. А национальные интересы определяются политическими лидерами государств.
 
И соответственно, еще одна наша задача в ООН – продвижение своих национальных интересов.
 
- Исходя из этого какие направления сотрудничества с ООН для нас приоритетны?
 
Прежде всего, это наши имиджевые инициативы. Они нужны для того, чтобы Беларусь в мире узнавали за добрые дела. Это и признание права на разнообразие путей прогрессивного развития, и борьба с торговлей людьми, и тема сохранения традиционных семейных ценностей, и отстаивание интересов стран со средним уровнем дохода.
 
Для нас также важно привлечение в страну международного содействия по линии ООН и других международных организаций на цели развития: технологий, опыта, методологий, современных взглядов, веяний, течений, которые позволяют работать на модернизацию общества и государства.
 
В третьих – обеспечение своевременного прохождения нашим государством отчетов в органах, созданных для реализации положений международных документов в области прав человека.
 
И наконец – противодействие политически мотивированной критике нашей страны на международных площадках.
 
- Одним из таких примеров, насколько я понимаю, вы считаете назначение спецдокладчика по Беларуси в Совете ООН по правам человека. Если мы заявляем на всех уровнях, что спорные вопросы должны решаться через диалог, то почему не признаем мандата спецдокладчика, отказываемся с ним сотрудничать и не пускаем в страну?
 
 — Специальный докладчик по правам человека в отношении Беларуси — это не согласованный с нашим правительством институт. Наша позиция – это политически мотивированный пост, не нужный нам, на содержание которого ежегодно тратится полмиллиона долларов из бюджета ООН.
 
Для того чтобы убедиться в том, что ситуация с правами человека в Беларуси далека от той уникальности в регионе или в мире в целом, как ее пытаются представить в Совете ООН по правам человека страны Евросоюза, достаточно взять результаты прохождения универсального периодического обзора (УПО) в СПЧ ООН любой страной. Если руководствоваться логикой, применяемой к Беларуси нашими критиками, то можно по каждой стране назначать спецдокладчика.
 
Это не только моя точка зрения, но я уверен, что к нашей стране не было бы такого пристального внимания и такого отношения со стороны Запада по теме прав человека, не будь Беларусь в специфическом геополитическом положении.
 
- О чем вы?
 
 — О традиционном водоразделе, нашей судьбе между Европой и Россией. Я уж не говорю о том, что если бы у нас были нефть, газ или ядерное оружие, то совсем другое было бы отношение. Это не ностальгия или желание – это констатация факта из текущих международных отношений.
 
- То есть нас давят за то, что мы на стыке цивилизаций?

- Нас давят за наш выбор, политический и цивилизационный. Нас давят потому, что мы находимся на стыке интересов крупных игроков. И их задача – развивать собственное влияние, завоевывать себе политическое пространство, создавать себе союзников, иметь лояльных соседей.
 
- Возвращаясь к спецдокладчику, отказ от диалога с ним…
 
 — Это вопрос принципа. Нам представляется, что наличие спецдокладчика ООН по конкретной стране, в частности, по нашей, не только бесполезно, но и вредно с точки зрения концепции сохранения государственного суверенитета. ООН – консенсусная организация. Никто не имеет права нам что-либо навязывать.
 
Я же подчеркну, что решение о создании этого института было принято, во-первых, без согласия правительства Беларуси. Во-вторых – меньшинством от списочного состава Совета по правам человека. Даже из тех, кто мог голосовать, проголосовало меньше половины.
 
- Но так бывает в международных организациях…
 
 — Да, так бывает, потому что процедуры были придуманы для того, чтобы так бывало.
 
- То есть решение принято легитимно по внутренней процедуре?

- Да, принято легитимно по внутренней процедуре. Но нужно смотреть на вещи реально. Когда голосует меньше половины, оценивать легитимность в этом случае остается правом страны, в отношении которой это принимается.
 
Сейчас, например, в ходе дискуссии со спецдокладчиком по Беларуси в Генассамблее ООН большинство стран выступает в поддержку Минска и критикует само создание поста докладчика по нашей стране. Я уверен, что наша позиция об игнорировании этого учреждения абсолютно оправданна. Мы не считаем, что наличие института спецдокладчика по Беларуси могло бы даже в идеале принести какую-то добавленную стоимость к развитию ситуации с правами человека в нашей стране.
 
Наша позиция в отношении спецдокладчика не означает, что мы не взаимодействуем с офисом Верховного комиссара по правам человека или что мы безответственно готовимся к УПО, который будет 4 мая, уже через неделю. Это не означает, что мы не работаем в нашей стране с гражданским обществом по вопросу прав человека. Это лишь означает, что мы считаем этот конкретный институт бесполезным, и это вопрос принципа.

- Как, по-вашему, это отражается на нашем имидже?
 
 — В данной ситуации – позитивно. Принципы свои нужно отстаивать. Очень часто нужно также быть гибкими на международных площадках, но пределы этой гибкости тоже должны очень четко осознаваться государством.
 
- Как объяснить простым белорусам, зачем им нужно членство страны в ООН?
 
 — Как бы это вновь пафосно ни звучало, но это прежде всего ради мира и развития. В моем детстве в СССР люди в поздравительных открытках писали: «Желаем мира и синего неба над головой». То, что сегодня происходит буквально в 1000 километров от Минска, возвращает нас к этим открыткам, к этим банальным словам, и мы понимаем, насколько они были важны для наших родителей и дедов.
 
- Мир – это заслуга ООН?
 
 — В значительной мере – да. Хотя и наличие ядерного оружия, взаимного сдерживания, имело определенное значение.

Для иллюстрации значимости ООН давайте также вспомним международное чернобыльское сотрудничество. Если бы мы не акцентировали тему Чернобыля в ООН, то такого массового внимания международного сообщества к ней не было бы, и, соответственно, не было бы такого массового содействия.
 
Важно также понимать, что ООН – это не только секретариат в Нью-Йорке, а достаточно сложная система с большим количеством органов, программ, фондов, учреждений. В числе специализированных учреждений ООН можно выделить, например, Международный валютный фонд. И определенное время назад мы получили от МВФ очень серьезный кредит, сейчас работаем над тем, чтобы получить новую программу.
 
Еще одна очень важная международная организация, входящая в систему ООН – МАГАТЭ. Это Агентство, в частности, содействует Беларуси в создании национальной программы подготовки специалистов для работы на строящейся Белорусской АЭС.
 
Людей, которые живут в нашей стране с ВИЧ/СПИД, деятельность ООН или, конкретнее, Программы развития ООН и ЮНЭЙДС касается ежедневно. Большая часть из них получает, во многом благодаря содействию этих организаций, регулярную антиретровирусную терапию. Успешное сотрудничество Беларуси с ПРООН и ЮНЭЙДС по теме ВИЧ/СПИД позволяет говорить о том, что в обозримой перспективе наша страна выйдет на создание национальной устойчивой системы действий в этом вопросе и первой из стран региона приблизится к решению задачи купирования эпидемии.
 
Назову еще одну тему, в реализации которой, как я знаю, заинтересованы все неправительственные организации Беларуси и в проработке которой партнером государства выступает ООН, а точнее — Европейская экономическая комиссия ООН. Это государственно-частное партнерство. Вопрос о том, как сделать, чтобы НПО любого характера имели в нашей стране очень ясные перспективы существования и рассматривались государством как партнеры, на которых можно положиться. И более того, которых государство может поддерживать. Здесь вопрос в значительной степени упирается в финансы. Но я думаю, что мы рано или поздно придем к тому, что наше государство будет финансово поддерживать неправительственный сектор.

- Каким же он тогда будет неправительственным, если он будет финансироваться государством?
 
 — А так во всех странах мира. Практически все НПО в любых западных государствах финансируются из бюджета. Да, там очень сильно развит сбор денег через частный бизнес, но этот бизнес никогда не был исключительно благотворительным. Как правило, любые пожертвования частного бизнеса помогают получить налоговые льготы.
 
- А государство не рассматривает свою помощь НПО как инвестицию в их лояльность?
 
 — Да, в том числе. Общество и государство в идеале должны работать в одном направлении. Никто же не запрещает при этом критиковать друг друга. Государство, по сути, это плод общественного договора, созданный, чтобы обеспечивать порядок и реализацию прав индивидов и юридических лиц.

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by