Стенограмма интервью Министра иностранных дел Республики Беларусь В.Макея телеканалу «Беларусь 1» (программа «Актуальное интервью»), 9 апреля 2013 г.
Корреспондент: По итогам встречи министров иностранных дел государств-участников СНГ в Ташкенте подписан ряд документов и затронуты такие принципиальные, на наш взгляд, вопросы, как пограничная безопасность, образование, формирование единого пространства. Что можно выделить особенно?
В.Макей: Прежде всего, мне бы хотелось отметить, что заседание Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ прошло в конструктивной, деловой, насыщенной атмосфере. И это не пустая фраза, а констатация реального факта. Наши узбекские коллеги постарались создать все условия для нашей работы.
Что касается содержательной части прошедшего заседания. По мнению белорусской стороны, критерием сотрудничества стран в любом интеграционном образовании, в том числе в СНГ, должна являться нацеленность всех решений непосредственно на конкретного гражданина, на конкретного человека. Именно из этого мы исходим и в рамках нашего председательства в СНГ. В таком ключе проходило и обсуждение всех вопросов повестки дня.
Был одобрен весьма важный, как нам представляется, документ – проект Соглашения о признании документов о высшем и высшем профессиональном образовании. Фактически он предоставляет еще больше возможностей для конкретизации работы по формированию единого образовательного пространства СНГ. Для Беларуси это очень выгодно – наше образование пользуется популярностью не только, кстати, на просторах СНГ, но и в других странах. У нас сейчас обучается порядка 15 тысяч зарубежных студентов, и эта тенденция усиливается, поэтому для нас этот документ был чрезвычайно важен.
Корреспондент: Как Вы считаете, сделает ли это рынок труда более свободным в русле интеграции на постсоветском пространстве?
В.Макей: Конечно же, это предоставит больше возможностей для получения образования в тех странах, которые являются более предпочтительными. Белорусские студенты тоже смогут получить право выбирать место для обучения в той стране, где они хотят это сделать.
Следующий блок вопросов касался сферы безопасности и правоохранительной сферы. Был одобрен проект соглашения о совместных группах пограничных ведомств для быстрого реагирования на угрозы пограничной безопасности, которые могут возникать на внешних границах государств-участников СНГ. Вы знаете, что протяженность границы Республики Беларусь со странами, не являющимися членами СНГ, составляет более 1200 км, и для нас этот вопрос является достаточно актуальным.
Следующий блок вопросов касался информационной безопасности. Сегодня мы живем в век бурного развития интернета, бурного развития информационных технологий. С одной стороны, это – благо. Мы работаем над созданием электронного правительства, которое позволит более эффективно управлять государством, как это делают, например, Сингапур и другие страны.
Корреспондент: Это позволит, наверное, сделать систему более открытой.
В.Макей: Совершенно верно. Мы работаем над тем, чтобы для каждого конкретного человека сделать систему более открытой, прозрачной, уменьшить количество административных процедур. Мы хотим, чтобы как можно больше этих процедур осуществлялось посредством интернета. Это тоже благо.
Положительным моментом интернета является и то, что буквально в течение секунды можно оказаться в другом конце мира, узнать о той или иной стране или о какой-нибудь новинке, вышедшей в той или иной стране.
Но есть и другая сторона медали. Это и распространение порнографии, различного рода неприемлемых для человечества идей, таких как нацизм, расизм, шовинизм. Всё это оказывает негативное, пагубное воздействие, в первую очередь, на молодое поколение. Сейчас практически у каждого есть компьютер, молодые люди привыкли «сидеть» в интернете, общаться и неизвестно, какую информацию они могут почерпнуть. Поэтому мы за свободу интернета, но эта свобода не должна привести к тому, что некоторые участники этого общения будут вести себя разнузданно и могут открыто проповедовать те идеи, которые являются абсолютно неприемлемыми для человечества.
Корреспондент: Что конкретно предлагаем мы странам СНГ в совместной борьбе с этими преступлениями?
В.Макей: Конкретно речь идет пока об одобрении проекта концепции сотрудничества в борьбе с преступлениями, которые совершаются с использованием информационных технологий. Эта концепция должна быть одобрена на предстоящем заседании глав правительств. Впоследствии будут выработаны конкретные меры по борьбе с преступлениями, о которых я упомянул. Это будет касаться и согласованных действий в правовой сфере, взаимодействия между правоохранительными структурами. У нас сейчас уже имеется ряд положительных моментов взаимодействия наших правоохранительных структур, когда раскрываются преступления, совершаемые с помощью интернета или информационных технологий. Нам предстоит еще выработать конкретные меры, потому что мы считаем это направление очень важным. Не только мы, все мои коллеги подписали проект этого соглашения и считают, что оно является очень важным для совместного противодействия тем вызовам и угрозам, которые таит в себе быстрое развитие интернета.
Помимо этого были обсуждены также вопросы взаимодействия в сфере развития туризма, спорта. Следующий год объявлен международным годом туризма на пространстве СНГ, и для нас это очень важно, потому что в нашей стране мы тоже уделяем большое внимание развитию туристической сферы. С учетом того, что в следующем году планируется проведение Чемпионата мира по хоккею в нашей стране, принятие этого решения для нас было тоже весьма важно.
В рамках закрытого заседания прошел очень живой, насыщенный, деловой обмен мнениями по ситуации в ряде «горячих точек» планеты. Мы сошлись в том, что такие консультации нам необходимо продолжать и в дальнейшем. Было высказано мнение о выработке согласованных действий для реагирования на те или иные ситуации, которые возникают в «горячих точках». Это важно и для нас, потому что нацелено на обеспечение безопасности наших граждан, которые могут находиться в тех или иных «горячих точках» планеты. Предложения по выработке конкретных согласованных действий прозвучали из уст наших коллег, в первую очередь, из центрально-азиатских стран.
Важно также, что было принято решение о проведении очередного заседания Совета министров иностранных дел государств-участников СНГ. Мы договорились, что оно пройдет осенью этого года в Минске в преддверии заседания Совета глав государств СНГ. Конкретные даты сейчас прорабатываются.
Корреспондент: Как Вы уже сказали, мы председательствуем в СНГ. Со стороны очень хорошо заметно, что мы председательствуем не просто протокольно. За Беларусью закрепился имидж страны, которая активно выдвигает свои инициативы. Вы уже сказали, что концепция у нас под девизом – «интеграция на благо человека». А что еще конкретно стоит за этими словами?
В.Макей: Действительно, как Вы правильно сказали, за нашей страной закрепился имидж инициатора новаторских конструктивных идей на пространстве СНГ, и это неоднократно повторяли мои коллеги на состоявшемся заседании Совета министров иностранных дел в Ташкенте.
Мы в нашем государстве проводим социально ориентированную политику. В центре внимания стоит гражданин, конкретный человек. Этот принцип мы попытались перенести и на алгоритм нашего председательства в рамках СНГ. Поэтому мы и девизом избрали: «Интеграция во благо человека: укрепление добрососедства, развитие экономического сотрудничества, содействие повышению доступности экологических «зеленых» экономик, расширение диалога культур». Так звучит официальный девиз, и он раскрывает, в принципе, суть нашего председательства, раскрывает основные направления нашей деятельности. Мы хотели бы, чтобы внедрение в жизнь девиза стало доброй практикой для других государств, потому что уже в самом девизе раскрывается суть председательства.
В первом квартале текущего года мы провели уже двадцать мероприятий из 70, которые включены в соответствующий план по реализации концепции нашего председательства. Буквально в ближайшее время, в конце мая, состоится заседание Совета глав правительств государств-участников СНГ в Минске, на котором будут приняты конкретные решения по дальнейшей активизации сотрудничества на пространстве СНГ. Решения направлены опять-таки на конкретного гражданина, конкретного человека. В ближайшее время, уже буквально через месяц, состоится празднование очередной годовщины Великой Победы. На эту годовщину в Беларусь приедут представители других государств-членов Содружества. Отрадно, что в подготовке к этому празднику принимают участие и учебные заведения, и ветеранские, и общественные, и молодежные организации ряда стран Содружества, в том числе Беларуси.
Мы считаем, что очень большое значение будет иметь международный молодежный форум «Дружба без границ», который пройдет во втором квартале этого года в Беларуси. Это важно потому, что у стран СНГ есть общая история. Как говорят, из песни слов не выбросишь. Но, к сожалению, молодое поколение наших стран мало знает о том, что происходит в других странах. Они не живут тем духом дружбы и сотрудничества, которое было свойственно атмосфере жизни в бывшем Советском Союзе, атмосфере, которую еще помнит более старшее поколение.
Корреспондент: Этот форум может стать хорошей информационной площадкой…
В.Макей: Форум действительно может стать хорошей информационной площадкой, но, более того, хорошо то, что он ложится на благодатную почву, потому что среди молодежи присутствует интерес к тому, что происходит в других странах. Мы это явственно ощущали и во время пребывания в Узбекистане.
Кстати, я 25 лет не был в Узбекистане, последний раз был где-то в 1988 году. Меня приятно удивили дружелюбность, открытость узбекских граждан по отношению к иностранцам, к незнакомому человеку. Когда мы вечером гуляли по центральной площади, нам встречались местные граждане, они здоровались или на узбекском, или на русском языке. Это было очень приятно. У нас, кстати, такая традиция присутствовала, но в последнее время она немножко, по-моему, утрачивается.
Корреспондент: Просто все, наверное, привыкли, что Беларусь и так своим радушием славится…
В.Макей: Беларусь славится своим радушием, и об этом тоже все говорили и подчеркивали в ходе нашего пребывания в Узбекистане. Все говорили о том, что с нетерпением ждут приезда в Беларусь, чтобы еще раз побывать в этой атмосфере.
Но некоторые моменты мы могли бы перенять и еще больше укрепить имидж Беларуси как гостеприимной, дружелюбной страны. И этот молодежный форум будет иметь очень большое значение в плане развития контактов, общения друг с другом.
Следующий важный аспект прикладного характера нашего председательства в СНГ – это развитие взаимодействия в сфере здравоохранения. Мы планируем во втором квартале провести Второй межгосударственный форум «Здоровье населения – основа процветания стран Содружества». С учетом того, что здоровье является одним из главных приоритетов развития нашей страны, мы перенесли этот принцип и на наше председательство в СНГ. Мы считаем, что в ходе этого форума будет много возможностей для обмена мнениями об основных направлениях развития здравоохранения на пространстве СНГ и об укреплении взаимодействия в этой сфере.
В последнее время наши врачи совершили ряд операций в сфере трансплантологии в странах Центральной Азии. Это реальное проявление нашего сотрудничества в данной сфере. Мы намерены и дальше продолжать подобного рода обмен опытом на пространстве СНГ. Есть и ряд других направлений и мероприятий, которые очень важны для конкретного человека.
Корреспондент: Если говорить об экономике, на встрече в Ташкенте Вы заявили, что Беларусь намерена продолжить шаги по формированию зоны свободной торговли между странами СНГ. Не секрет, что сейчас еще есть какие-то проблемы в этом плане, существуют барьеры, хотя многие страны подписали договор о зоне свободной торговли. Что нужно сделать, чтобы этот договор хорошо заработал, как задумывалось?
В.Макей: Если говорить в общем, то, действительно, развитие и укрепление зоны свободной торговли должно стать основой для взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества всех стран-участниц СНГ. Договор, как Вы знаете, был подписан в 2011 году, но ратифицировали его пока лишь шесть стран: Армения, Беларусь, Казахстан, Молдова, Россия и Украина. Действительно, там существуют изъятия из свободной торговли в части применения национальных режимов и субсидий. Но эти изъятия существуют временно, в приложениях к договору определено, что часть этих изъятий будет устранена после присоединения соответствующих государств к Всемирной торговой организации, а другие изъятия будут отменены к 2021 году.
Самое главное, что должна быть политическая воля руководителей соответствующих государств и настроенность государств на устранение этих препятствий, мешающих более активному торгово-экономическому сотрудничеству в рамках СНГ. Я думаю, что эти вопросы решаемы, и все государства исходят из того, что применение этого договора взаимовыгодно. Мы намерены и дальше активно работать в этом направлении.
В период нашего председательства мы намерены активно работать над подготовкой Договора о зоне свободной торговли услугами, ведь первый Договор касается зоны свободной торговли товарами.
Корреспондент: Что касается экологии и внедрения «зеленых» технологий, здесь речь идет о каких-то инновациях либо совместных разработках, инвестициях?
В.Макей: Экологическая тематика является очень важной. Особенно в наше время, когда мы видим, какое пагубное воздействие оказывает загрязнение окружающей среды и на человека, и на природу. В конечном итоге это выливается в проблемы для всей планеты. Поэтому не зря этот год объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды на пространстве СНГ. Запланировано 38 мероприятий, ряд из них инициирован белорусской стороной. Это проведение конкретных научно-практических конференций, таких, например, как по совместному природопользованию. Запланирована также студенческая олимпиада «Экологическая безопасность» и ряд других мероприятий.
В плане по реализации Концепции белорусского председательства предусмотрена отдельная глава, посвященная экологии, где тоже предусмотрен ряд мероприятий. Это и форумы, и выставки, и конкретные действия, которые направлены на дальнейшее развитие экологической тематики на пространстве СНГ.
Мы считаем, что в рамках запланированных мероприятий под нашим председательством мы достигнем и заключения новых контрактов, и выработки новых идей со стороны ученых, научных коллективов, которые позволят нам еще более активизировать сотрудничество в этой сфере.
Сейчас разрабатывается ряд новых документов, которые касаются приграничного и межрегионального взаимодействия. Мы уже внесли конкретные предложения, которые, как предполагается, будут включены в эти документы. Это такие, например, предложения, как проведение акции «Марш парков», зарыбление трансграничных водотоков редкими и ценными породами рыб, внедрение системы мониторинга подземных вод, внедрение системы управления ресурсами Верхнего Днепра и ряд других важных вещей с точки зрения конкретного, прикладного значения.
Конечно, для ряда стран выгодно использование традиционных углеводородов. Но мы считаем, что мы должны думать и о будущем, о том, что мы оставим новым поколениям. Земные недра рано или поздно иссякнут и традиционные углеводородные источники энергии тоже иссякнут. Уже сейчас наши ученые плотно работают над выработкой альтернативных видов энергии. Мы должны оставить следующим поколениям достаточно источников энергии по доступной цене. Это главный принцип, которым мы руководствуемся при работе в данной сфере. Мы предложили уже конкретный перечень региональных низкоуглеродных проектов, которые нацелены именно на то, чтобы способствовать поиску и выработке альтернативных источников энергии, поиску финансирования этих проектов, которые устремлены в будущее.
Корреспондент: Внедрение этих технологий не всегда сочетается с интересами крупных компаний, которые занимаются традиционными углеводородами. Но мы хотим как-то преломить эту ситуацию?
В.Макей: Конечно, есть определенные проблемы и разногласия в подходах со стороны тех или иных государств, но в любом случае, осознание того, что нам необходимо думать о будущем, о том, что мы оставим будущем поколениям, в конечном итоге будет доминирующим. Мы должны прийти к выработке тех мер, которые будут приемлемы для всех стран.
Корреспондент: Сложилась такая практика в политике: сто дней, полгода, пора подводить итоги. Вы возглавляете внешнеполитическое ведомство уже восемь месяцев, понятно, что у Вас давно сложилась своя картина видения Беларуси на карте мира. Последнее время много говорят об имидже Беларуси, как Вам кажется, в копилку этого имиджа в последнее время удалось много добавить?
В.Макей: Что касается подведения итогов, то я думаю, не стоит «зацикливаться» на том, как ты будешь выглядеть через сто дней, через двести дней и так далее – важны результаты работы в принципе.
МИД, как республиканский орган государственного управления, по оперативным вопросам подчиняется Правительству, а по концептуальным вопросам внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности подчиняется Президенту. Поэтому оценку работы Министерства вправе давать Глава государства и Глава Правительства. Кстати, в июле этого года планируется совещание в Министерстве иностранных дел с участием руководителей загранучреждений, в этом совещании будет принимать участие Глава государства, который непосредственно даст оценку работы МИД.
Что касается имиджа, конечно, имидж государства очень важен и работа в этом плане тоже очень важна. Главенствующую роль в этом плане играет МИД, но я не думаю, что нужно работать над имиджем ради самого имиджа. В конечном итоге все должно быть направлено на то, чтобы конкретному человеку, народу, государству жилось лучше. Думаю, МИД в этом плане вносит свою посильную лепту. Мы отвечаем за координацию действий во внешнеэкономической сфере, в сфере экспорта и инвестиций. Внешнеэкономическая деятельность занимает практически две трети всех мероприятий и всего внимания в Министерстве. Вы знаете требования Главы государства на сей счет.
Мы активно работаем над укреплением интеграционных процессов на пространстве СНГ, участвуем в Таможенном союзе, в Едином экономическом пространстве, работаем над созданием будущего Евразийского экономического союза. Очень активно Беларусь присутствует и в ОДКБ, и в СНГ, которое является, кстати, самой большой региональной организацией на пространстве бывшего Советского Союза. Мы активно развиваем новые рынки.
Корреспондент: Беларусь в последнее время вернулась на страницы зарубежных газет. Мы бываем в разных странах, открываем новые рынки, о нас в последнее время опять много говорят…
В.Макей: В некоторых странах совершенно искусственно, надуманно демонизируют Беларусь. Для нас это абсолютно неприемлемо, мы пытаемся противодействовать подобного рода попыткам.
Абсолютно прав Президент, когда говорит о том, что мы должны идти туда, где нас ждут. Понятно, что ждут нас не всегда с распростертыми объятиями, но есть еще неосвоенные рынки, где мы можем активно работать и присутствовать. Последняя поездка Главы государства в Юго-Восточную Азию, в район Персидского залива подтвердила это. У нас есть четкая программа действий по освоению новых рынков. Мы намерены активно работать в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. Министерством подготовлены уже конкретные предложения по открытию новых загранучреждений в этих новых регионах, по расширению нашего дипломатического присутствия, чтобы создать опорные точки для дальнейшего развития нашего торгово-экономического сотрудничества с новыми странами. Это в конечном итоге приведет к увеличению поступления валюты в страну в результате увеличения экспорта, что послужит пополнению бюджета страны, принесет пользу конкретному человеку.
Корреспондент: Насколько нам стало известно, завтра с рабочим визитом в Беларусь прибывает Ваш коллега из Латвии, мы будем широко представлены на белорусско-литовском экономическом форуме, говорят, что готовится поездка в Брюссель. О чем это говорит? С Европы «подуло теплым ветром»?
В.Макей: Обычно с Атлантики дует холодный ветер…
Мы настроены на то, чтобы развивать спокойный, конструктивный диалог со всеми государствами. Диалог без принуждения, без понукания, без шантажа и без угроз. Этот диалог должен быть равноправным и взаимоуважительным. Мы настроены на такой диалог абсолютно со всеми странами и, в первую очередь, со странами Европейского союза.
Не знаю, теплым или холодным ветром повеяло, но в наших взаимных интересах наладить открытый, спокойный диалог между обеими сторонами. Есть определенное понимание того, что это должно быть и со стороны наших европейских партнеров. Действительно есть ряд контактов, официальных и неофициальных, которые осуществляются в последнее время между Министерством иностранных дел Республики Беларусь и соответствующими внешнеполитическими ведомствами других стран, в первую очередь, членов Европейского союза. Мы настроены на то, чтобы продолжать этот диалог, об этом говорят и те факты, о которых Вы упоминали. В настоящее время в Брюсселе находится заместитель Министра иностранных дел Елена Купчина, которая проводит ряд встреч с руководством, скажем так, «брюссельского офиса». Я думаю, что подобного рода встречи способствуют восстановлению утраченного на каком-то этапе доверия между всеми партнерами, участниками этого процесса, и в конечном итоге должны привести к тому, чтобы снять все недоразумения, которые пока еще существуют.
Корреспондент: Можно ли в нескольких словах анонсировать завтрашнюю встречу? О чем пойдет речь?
В.Макей: Речь пойдет обо всем блоке наших двусторонних отношений, двустороннего сотрудничества с Латвией. Мы намерены обсудить все вопросы, начиная с торгово-экономического, гуманитарного, приграничного сотрудничества и заканчивая перспективами политического взаимодействия. Спектр вопросов будет очень широким.
Мы намерены также обсудить итоги действия соглашения о малом приграничном движении, которое было заключено некоторое время назад. Уже есть определенные наработки, мы намерены обменяться мнениями, чтобы использовать этот опыт в отношении других стран.
Мы планируем также подписать договор о режиме государственной границы между Беларусью и Латвией, что является очень важным. Мы давно уже работали над этим договором и намерены его подписать в ходе визита Министра иностранных дел Латвии в Республику Беларусь.
Официальные интернет-ресурсы
Президент Республики Беларусь
www.president.gov.byСовет Министров Республики Беларусь
www.government.gov.byСовет Республики
www.sovrep.gov.byПалата представителей
www.house.gov.byОфициальный сайт Республики Беларусь
www.belarus.byМеждународный ИКТ-Форум ТИБО-2022
www.tibo.byНациональный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь
www.center.gov.byПортал информационной поддержки экспорта Export.by
www.export.byБелорусская торгово-промышленная палата
www.cci.byЭлектронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ
www.торги.белПравовой форум Беларуси
www.forumpravo.byНациональное агентство инвестиций и приватизации
www.investinbelarus.byНациональное агентство по туризму
www.belarustourism.byБелорусская универсальная товарная биржа
www.butb.byИнформационно-аналитический портал Союзного государства
www.soyuz.byТелеканал «Беларусь-24»
www.belarus24.byРадиостанция «Беларусь»
www.radiobelarus.byДипсервис
www.dipservice.byГлавное хозяйственное управление
www.bc.byЭлектронная торговая площадка TradeBel
www.tradebel.comНациональная академия наук Беларуси
www.nasb.gov.byМинистерство образования Республики Беларусь
www.edu.gov.byМинистерство природных ресурсов Республики Беларусь
www.minpriroda.gov.byМинистерство здравоохранения Республики Беларусь
www.minzdrav.gov.byМинистерство экономики Республики Беларусь
www.economy.gov.by