Размер шрифта:

Интервью Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Беларусь в Республике Казахстан Анатолия Ничкасова казахстанскому информационному агентству «Хабар» (11 июня 2014 г.)

«Хабар»: Каковы на сегодня основные точки соприкосновения во взаимодействии Беларуси со странами-партнерами по ЕАЭС?

А.Ничкасов: Прежде всего, хочу подчеркнуть, что основным принципом создания Евразийского экономического союза, является взаимная выгода, то есть преимущества от интеграции в той или иной мере получает каждый из ее участников. При этом совместно мы работаем на один результат – обеспечение устойчивого социально-экономического развития каждого из трех государств и улучшение качества жизни их граждан; обеспечение свободного движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза; всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобального экономического кризиса.

С точки зрения уже пройденного этапа могу отметить, что Беларусь достаточно эффективно использовала преимущества, предоставляемые Таможенным союзом и ЕЭП. В последние годы наблюдается тенденция роста белорусского экспорта в Казахстан и Россию на фоне сохранения относительно стабильной динамики присутствия казахстанских и российских товаров на белорусском рынке.

Вместе с тем нельзя прямо увязывать данную тенденцию с якобы имеющим место извлечением Беларусью односторонних экономических выгод от интеграции. Внимательный анализ структуры внешней торговли между государствами-участниками Таможенного союза и ЕЭП указывает на то, что возникновение этой тенденции вызвано главным образом спецификой структур экономик трех государств. Отсюда складывается ситуация, при которой Беларусь в большей степени торгует готовой продукцией, в то время как Казахстан и Россия – энергетическими и другими минеральными ресурсами, продукцией металлургической промышленности. К примеру, увеличение в последние годы белорусского экспорта в Казахстан связано преимущественно с результатами совместной работы по развитию производственной кооперации, созданием в Казахстане белорусско-казахстанских производств, отвечающих целям и задачам Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития. Развивая производственную кооперацию, мы не только приблизили качественный и относительно недорогой белорусский товар к казахстанскому потребителю, но и способствовали созданию в Казахстане дополнительных рабочих мест, предпосылок для развития локализации. Поэтому в этой ситуации выигрывают все.

«Хабар»: Как Вы оцениваете перспективы дальнейшего развития ЕАЭС?

А.Ничкасов: Этот процесс – взгляд в будущее.

В основе решения о создании Союза лежит понимание  того, что  вместе три страны смогут не только снизить негативные последствия глобальной нестабильности, но и активно позиционировать себя на внешних рынках. Евразийский экономический союз открыт для участия в нем других государств, которые разделяют цели этого объединения и готовы принять на себя требуемые обязательства.

Евразийский экономический союз создает дополнительные условия для модернизации и устойчивого развития экономик государств-участников за счет свободного движения товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала инвестиций, увеличения емкости общего рынка, восстановления и развития кооперационных связей, реализации совместных инновационных проектов, единых правил конкуренции, стандартов и требований к товарам и услугам, доступа к услугам естественных монополий и рынку государственных закупок.

ЕАЭС может принести определенные выгоды не только его участникам, но и другим странам евразийского континента.

Вскоре после запуска Союза сможет стать его полноценным, полноправным участником Армения.

Предстоит колоссальная работа по подготовке соответствующих документов, но у Кыргызстана есть все шансы присоединиться к Союзу в ближайшее время.

Достигнута договоренность активизировать переговоры с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли, в планах – запуск экспертных консультаций по выработке преференциальных режимов торговли с Израилем и Индией, а также переговоры с Китаем по соглашению об обмене таможенной информацией по товарам и транспортным средствам международной перевозки.

На данном этапе необходимо создать все экономические предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества между создаваемым Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом для реализации великой идеи той «интеграции интеграций», о которой неоднократно говорил Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко.

Нельзя допустить сценария изолированного развития двух экономических союзов в бурно развивающемся и многополярном мире.

Европейский союз является одним из основных торгово-экономических партнеров, а также стратегическим источником иностранных инвестиций и инноваций не только для Беларуси, но и для всех стран-участниц  «тройки». Наши страны в равной степени заинтересованы в создании совместных с европейскими компаниями  наукоемких и высокотехнологичных производств, внедрении в производство продукции современных, аналогичных европейским стандартов, в целях повышения их качества и конкурентоспособности.

С учетом перспективы вступления в ВТО Казахстана, а в дальнейшем и Беларуси, нам предстоит выработать алгоритм взаимовыгодного долгосрочного сотрудничества между Евразийским экономическим союзом и Европейским союзом, а также экономическими объединениями  на Востоке и, прежде всего, с Китаем и Индией.

Для наших стран приобретает особую актуальность вопрос формирования экономической платформы, которая будет служить максимальному использованию торговых, инвестиционных и инновационных потенциалов стран  от Тихого  до Атлантического океанов.


«Хабар»: Какие вопросы в создании ЕАЭС являются особенно принципиальными для Беларуси?

А.Ничкасов: Республика Беларусь, как суверенное государство всегда выступала убежденным сторонником развития интеграционных процессов на Евразийском пространстве, формирования идеологии устойчивого многополярного мира и на различных уровнях заявляла о том, что евразийская интеграция является  приоритетом ее внешней  политики.

В тоже время, Беларусь последовательно отстаивает свои принципиальные интересы в интеграционном объединении. В частности, белорусская сторона ставит вопрос о необходимости создания с 1 января 2015 года полномасштабного таможенного союза без ограничений в движении товаров. Мы считаем, что это был  один из первых конкретных исторических рубежей, который стороны возьмут в евразийской интеграции. Однако, наши партнеры оказались к этому на данном этапе не готовы и предложили различные переходные периоды вплоть до 2025 года. 

Для Беларуси, не располагающей запасами  углеводородного сырья, бесспорно, особо принципиальны положения об интеграции энергетических рынков и координации деятельности в области электроэнергетики, газа, нефти, нефтепродуктов. Актуальны также  вопросы демонополизации перевозок грузов,  использование транзитного потенциала, фармакология и др.


«Хабар»: Каковы перспективы функционирования рынков транспортных и строительных услуг, фармацевтики в рамках ЕАЭС?

А.Ничкасов: Евразийский экономический союз – это экономически сплоченное объединение, развивающееся в условиях общего рынка при эффективном использовании совокупного потенциала. Этот межгосударственный союз обеспечит усиление сотрудничества во всех сферах – экономической, финансовой, торговой, инвестиционной, валютной, социально-культурной и других.

В настоящее время Евразийской экономической комиссией совместно с правительствами стран-участниц проводится работа по формированию единого рынка услуг, который предполагает взаимное признание лицензий, разрешений на осуществление предпринимательской деятельности, возможность осуществления этой деятельности без дополнительного учреждения в качестве юридического лица, предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования без изъятий. Причем по ряду направлений единый рынок услуг начнет работать с 1 января 2015 года, то есть уже в рамках ЕАЭС.

В Договоре зафиксированы основные принципы обращения лекарственных препаратов, конкретные параметры регулирования этой сферы.

В течение ближайших двух лет страны-участницы ЕАЭС способны создать общий энергетический рынок. А ожидаемое создание объединенной транспортно-логистической компании позволит увеличить в десятки раз долю транзитных перевозок из Китая в страны Европейского союза через территорию ТС-ЕЭП.


«Хабар»: Сегодня к РФ применяются экономические санкции… Как отразится возможный эффект от западных санкций на Казахстане и Беларуси, и вообще повлияют ли они на дальнейшее развитие Евразийского экономического союза?

А.Ничкасов: Страны-участники заинтересованы в том, чтобы вновь создаваемый союз стал признанным и равноправным участником международных экономических отношений, а не подвергся рискам международной изоляции в свете противостояния между Западом и Россией на фоне событий на Украине.

Поэтому, несомненно, вызывает нашу серьезную озабоченность применение санкционной политики, которая в глобальном масштабе отвергает принципы свободной торговли и рынка, ограничивает экономический рост, а также создает барьеры для формирования «справедливой глобальной энергетической системы».

У большей части иностранных деловых кругов и международных структур, несмотря на напряженность в отношениях Запада и России, имеется интерес развивать взаимовыгодные отношения с будущим ЕАЭС и участвующими в нем странами.

Став частью ЕАЭС, страны-участницы сохраняют свой суверенитет и  политическую независимость, а созданное интеграционное объединение – самодостаточно по ключевым природным ресурсам, гарантирующим экономическую независимость государств.

Справочно: На данной территории находится 25% основных видов полезных ископаемых мира, оценивающихся стоимостью 30-40 трлн. долларов). Из суммы мировых разведанных запасов на территорию ЕАЭС приходится порядка 40% природного газа, 20-25% нефти и каменного угля, около 25% лесных угодий, 10-12% пахотных  земель и пресной воды.

Благодаря своей многовекторной внешней политике, и Беларусь, и Казахстан сохраняют хорошие взаимоотношения со всеми действующими и потенциальными партнерами. К тому же наши страны продолжают  переговорный процесс по вступлению в члены Всемирной торговой организации. Это дает основания нам не опасаться какого-либо распространения санкций, которые США и ЕС ввели и могут дополнительно ввести в отношении союзной нам  России.


«Хабар»: Как согласно договору рассматривается вопрос привлечения иностранных инвестиций не из стран-участников ЕАЭС?

А.Ничкасов: Договор не предусматривает каких-либо условий, ограничивающих осуществление инвестиционной деятельности, свободу ведения бизнеса на территории государств-участниц.

Наоборот, создание Союза открывает дополнительные перспективы для свободного движения товаров, услуг, капитала инвестиций,  восстановления и развития кооперационных связей, реализации совместных инновационных проектов.

Участие в евразийской интеграции лишь усиливает инвестиционную привлекательность стран-участниц для зарубежного бизнеса, открывая доступ на один из крупнейших потребительских рынков планеты с населением в 170 млн. человек на территории 20 млн. кв. км (15% мировой суши), ведущим экспортером энергоресурсов с совокупным объемом ВВП трех стран примерно в 3,7 трлн. долларов США, объемом выпуска промышленной продукции – в 1,5 трлн. долларов.

Создание Евразийского экономического союза позволит повысить конкурентоспособность бизнеса и улучшить доступ к финансированию проектов в участвующих в нем странах.


«Хабар»: Как Вы считаете, необходимо ли создание единой платежной системы в ЕАЭС?

А.Ничкасов: Идея создания в рамках будущего ЕАЭС единой платежной системы, а также перехода стран-участниц на расчеты во взаимной торговле посредством национальных валют обсуждается уже не один год, но единодушного решения так и не было принято.

Учитывая планы создания к 2025 году наднационального органа по регулированию финансового рынка, который, кстати, будет базироваться в Алматы, следует ожидать, что определенные меры в этом направлении в перспективе будут разработаны и приняты. А реализация планов стран-участниц ЕАЭС гармонизировать к указанному сроку свое финансовое законодательство позволит банкам и страховым компаниям государств ЕАЭС работать на рынках друг друга в более благоприятном режиме. В любом случае все это вопросы перспективного характера и конкретную оценку можно будет давать по мере их решения.

Со своей стороны выскажу мнение, что основной целью создания качественно новой глобальной финансовой системы должно стать освобождение стран-участниц ЕАЭС от зависимости от американского доллара и от необходимости работать на экономику США в связи с осуществлением соответствующих транзакций через эту страну.


«Хабар»: Если говорить о белорусско-казахстанских отношениях… Какую оценку Вы можете дать динамике их развития?

А.Ничкасов: Сегодня отношения между Беларусью и Казахстаном носят стратегический союзный характер. В их основе лежит крепкая дружба между народами, взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество.

Между нашими странами поддерживается активный диалог на всех уровнях, осуществляется тесное взаимодействие на международной арене, заключено более 60 двусторонних международных договоров, в том числе межгосударственный Договор о дружбе и сотрудничестве.

Мы с удовлетворением можем констатировать, что белорусско-казахстанское сотрудничество динамично развивается практически во всех сферах. Сложившаяся практика регулярных контактов на высшем уровне служит хорошим стимулом для активной работы правительств, интенсификации межпарламентского и межрегионального взаимодействия, расширения договорно-правовой базы и выработки новых форм и направлений двустороннего сотрудничества, в том числе в Союзе.

Созданы постоянно действующие механизмы двустороннего межправительственного и межотраслевого сотрудничества. Активно развиваются контакты между деловыми и научными кругами, на уровне регионов.

Приоритетное внимание уделяется не только всестороннему расширению торгово-экономических отношений, но и наращиванию научно-технического и культурно-гуманитарного взаимодействия.

Убежден, что потенциал для развития торгово-экономических отношений между Беларусью и Казахстаном далеко не исчерпан, несмотря на то, что ежегодный объем взаимной торговли товарами и услугами за последние  пять лет вырос более, чем в 2,4 раза  и достиг отметки в 1 млрд. долларов. На мой взгляд, мы находимся лишь в начале большого пути по построению новой архитектуры двустороннего взаимодействия в экономической сфере.

И в этом плане отрадно, что от прямого обмена товарами и услугами мы последовательно переходим к совместной работе по развитию производственной и научно-технологической кооперации. На базе белорусских промышленных, научных и технологических наработок в Казахстане уже создано 13 совместных производств. Это очень перспективное, комплексное и, что не менее важно, взаимовыгодное направление сотрудничества.

На фоне активной инвестиционной деятельности Беларуси в Казахстане мы также хотели бы видеть большее количество казахстанских компаний в нашей стране. Рассчитываем, что мощным стимулом для активизации инвестиционного процесса выступят народное IPO в  Казахстане и набирающие в Беларуси темп приватизационные процессы. Рассматривая Казахстан в качестве опорной площадки для расширения своего экономического присутствия в Центральной Азии, Беларусь готова выступить своеобразными «западными воротами» ЕАЭС для делового сообщества Казахстана. Тем более что запуск ЕАЭС органично дополняет ранее созданные благоприятные условия для активной совместной работы по целому ряду стратегических направлений сотрудничества в экономической сфере: энергетика, нефтехимия, транспорт и логистика, машиностроение, сельское хозяйство, IT-технологии, телекоммуникации, фармацевтика.


«Хабар»: Что можно сказать о совместных производствах? На казахстанскиом рынке белорусских предприятий достаточно много и они достаточно популярны….

А.Ничкасов: Основные белорусские бренды достаточно широко представлены на казахстанском рынке и хорошо известны потребителю. Все это в совокупности, безусловно, является нашим своеобразным активом.

Как я уже отметил, в рамках развития производственной кооперации на территории Казахстана за последние годы создано 13 совместных сборочных производств. Отмечу, пожалуй, наиболее крупные. Это совместные сборочные производства белорусской техники: карьерная и шахтная техника «БелАЗ»; тракторы «МТЗ», включая энергонасыщенные; зерно- и кормоуборочные комбайны «Есиль» и «Полесье»; двигатели; пресс-подборщики; лифты; специальная техника на базе шасси «МАЗ», несколько видов прицепной сельскохозяйственной техники.

Осуществляется реализация первого совместного инвестиционного проекта по созданию Белорусско-Казахстанского индустриально-технологического парка сельскохозяйственной и коммунальной техники. Планируется создание аналогичных парков по производству пассажирских автобусов, карьерной и шахтной техники, дорожно-строительной техники и др.

На ближайшие годы запланирована реализация порядка 40 совместных научно-технических проектов с широким использованием белорусских технологий, инноваций и научных разработок.

Развивается энергетический диалог, инвестиционное взаимодействие, расширяется сотрудничество в области транспорта и логистики, активизировались межрегиональные связи.  

Для реализации производимой продукции на территории Казахстана создано порядка 50 собственных субъектов товаропроводящей сети – торговые дома, фирменные магазины, секции, оптовые склады.  Сегодня мы наблюдаем в крупных городах сеть магазинов «Белорусская мебель», «Белорусские двери», «Белорусский лен», «Милавица», «Марко», «Белвест» и др. Белорусская продукция узнаваема и пользуется достаточно активным спросом по соотношению «цена – качество».

Дипмиссии Беларуси за рубежом

Все дипмисии Иностранные дипмиссии в Беларуси
Перейти

Видео МИД

Архив

Официальные интернет-ресурсы

Президент Республики Беларусь

www.president.gov.by

Совет Министров Республики Беларусь

www.government.gov.by

Совет Республики

www.sovrep.gov.by

Палата представителей

www.house.gov.by

Официальный сайт Республики Беларусь

www.belarus.by

Международный ИКТ-Форум ТИБО-2022

www.tibo.by

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь

www.ncpi.gov.by

Портал информационной поддержки экспорта Export.by

www.export.by

Белорусская торгово-промышленная палата

www.cci.by

Электронная торговая площадка ТОРГИБЕЛ

www.торги.бел

Правовой форум Беларуси

www.forumpravo.by

Национальное агентство инвестиций и приватизации

www.investinbelarus.by

Национальное агентство по туризму

www.belarustourism.by

Белорусская универсальная товарная биржа

www.butb.by

Информационно-аналитический портал Союзного государства

www.soyuz.by

Телеканал «Беларусь-24»

www.belarus24.by

Радиостанция «Беларусь»

www.radiobelarus.by

Дипсервис

www.dipservice.by

Главное хозяйственное управление

www.bc.by

Электронная торговая площадка “TradeBel”

www.tradebel.com

Национальная академия наук Беларуси

www.nasb.gov.by

Министерство образования Республики Беларусь

www.edu.gov.by

Министерство природных ресурсов Республики Беларусь

www.minpriroda.gov.by

Министерство здравоохранения Республики Беларусь

www.minzdrav.gov.by

Министерство экономики Республики Беларусь

www.economy.gov.by